Статья «Театрализованная деятельность в
детском саду»
Театрализованная
деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором
наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно,
что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с
детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться
сами и научить наших детей.
Научить
ребёнка играть, брать на себя роль и действовать во всё это помогает
осуществить театр.
Занятия
театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка;
способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к
познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию
ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной
деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе,
трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка
развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной
деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют
реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и
повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые
постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою
позицию, умения, знания, фантазию.
волнения
игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше
овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и
легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие
промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко
формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
Театрализованная
деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные
моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых
в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных
студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации
Театрализованная игра
как один из ее видов является
эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им
нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В
театрализованной
игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с
чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения,
осознают причины того или иного настроя. Велико значение
театрализованной
игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов,
освоение выразительности речи). Наконец,
театрализованная игра является
средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные
игры их можно разделить на
две
основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою
очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях
ребенок, исполняя роль в качестве
«артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной
и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации
образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе
текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или
нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или
нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
Игры диалоги
. Дети повторяют текст, постепенно заучивая его
наизусть. Затем самостоятельно его обыгрывают при помощи мимики, жестов,
эмоций.
Драматизация стихов.
Сценки миниатюры с предметами
. Разыгрывание небольших сценок в
лицах.
Действие с воображаемыми предметам
и
. Изобразить
действие с воображаемыми предметами.
В режиссерской игре
«артистами являются игрушки или их
заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер»,
управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует
разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются
в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный,
плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Основные направления
развития театрализованной игры
состоят
в постепенном переходе ребенка:
от наблюдения театрализованной постановки взрослого к
самостоятельной игровой деятельности;
от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе
из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
от имитации действий фольклорных и литературных
персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и
освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Театрализованная
деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе
увлекательнее, разнообразнее.
Используемая литература:
Маханёва М.Д «Театрализованная
деятельность в детском саду» издательство
сфера 2004 г
Тэги:
статья