Проблемный метод обучения на
уроках русского языка и литературы
Введение
Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного
взаимодействия субъекта с проблемой, представленным содержанием обучения, в
ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и
способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем
создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской
деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной
ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие.
Цели проблемного обучения.
- 1.Развитие мышления и
способностей учащихся, развитие творческих умений.
- 2.Усвоение учащимися
знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения
проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при
традиционном обучении.
- 3.Воспитание активной
творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать
нестандартные проблемы.
- 4. Развитие
профессионального проблемного мышления.
Задачи:
Обучающая - изучение мотивации всех участников- субъектов
образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных
знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий,
умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку
зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности,
создавать целостное видение проблемы.
Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности,
навыков коллективного труда, коллективного содружества.
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка
проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск),
анализ полученного решения.
Активные методы позволяют на уроке:
- -формировать собственное
мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
- -учиться слышать и слушать
другого человека, уважать мнение собеседника.
- -обогащать свой социальный
опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.
- -продуктивно усваивать
учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою
индивидуальность.
Подготовительный этап проблемного урока.
Определение темы и задач урока.
- 1.Ознакомление учащихся с
заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.
- 2.Распределение заданий:
общие, групповые, индивидуальные
- 3.Накопление, отбор
материала.
- 4.Консультации для всего
класса и для помощников учителя - консультантов.
Структура урока - исследования.
Основные этапы данного урока
- -актуализация знаний.
- -мотивация.
- -создание проблемной
ситуации.
- -определение темы
исследования.
- -формулирование цели
исследования.
- -выдвижение гипотезы.
- -проверка гипотезы (чтение
литературы, размышления)
- - интерпретация полученных
данных
- - вывод по результатам
исследовательской работы.
- - применение новых знаний в
учебной деятельности.
- - подведение итогов урока.
- - домашнее задание.
Реализация принципов обучения на уроке:
Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность
обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования
знаний, умений и навыков.
Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий,
индивидуализация и дифференциация обучения.
Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:
- 1.Учитель подводит
школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.
- 2.Учитель побуждает
школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять
факты.
- 3. Ставятся конкретные
вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
- 4. Даются исследовательские
задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная
и частично - поисковая работа по тексту.
Тэги:
проблемный метод,
русский язык и литература