Адаптация первоклассников - Алла Викторовна Инячина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Алла Викторовна Инячина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Алла Викторовна Инячина / Блог / Адаптация первоклассников


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


06 декабря 2015, 20:01, автор - хозяйка блога
Алла Викторовна Инячина

Адаптация первоклассников

АДАПТАЦИЯ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

            Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой.

            Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение – либо малым, либо чрезмерным. Что же такое адаптация? Г.А.Дорофеева говорит: «Адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив». В жизни не только ребенка, но и любого взрослого человека наступают моменты адаптации к чему-либо (т.е. привыкание к изменившимся условиям). Это проблема для любого человека, но мне хочется остановиться на адаптации первоклассников. Работая в школе уже не первый год, я знаю, как трудно дети привыкают к школе, учителю, коллективу. Надеюсь, что мои наблюдения и опыт работы по данной проблеме помогут учителям в их работе.

            Адаптационный период – это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассников к условиям, требованиям, системе обучения в школе.

            Этапы адаптации:

1 этап (первая - вторая недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех систем организма.

2 этап (третья – четвёртая недели) – неустойчивое, постепенное приспособление.

3 этап (пятая – шестая недели) – относительно устойчивое приспособление.

            В начальный период обучения в первом классе учитель должен создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

            Учителю начальной школы, обучающему первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей друг с другом, и самочувствие, и течение учебного процесса, и многое другое.

            Основными критериями адаптации первоклассника являются:

- положительное отношение к школе;

- адекватное восприятие школьных требований;

- умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками;

- проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений;

- легкое усвоение учебного материала;

- благоприятное статусное положение в класс и др.

            Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов, среди которых есть такие, которые школа не может устранить:

- исходные на начало обучения уровни состояния здоровья и развития ребенка, во многом определяющиеся факторами биологического и социального анамнеза;

- уровень адаптационных возможностей в социальном плане и др.

            Но есть и такие факторы, которые возможно регулировать:

- оптимальный возраст обучения каждого ребёнка;

- режим работы в классе и в гпд;

- санитарно-гигиенические и материально-технические условия обучения;

- учет индивидуальных особенностей детей, их самобытности и др;

- величина суммарной учебной нагрузки.

            Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»:

- Выраженное утомление.

- Неврозоподобные реакции (нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе).

- Ухудшение состояния здоровья.

- Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность, вялость или перевозбуждение, раздражительность).

-Трудности в усвоении программы.

- Проблемы в отношениях со сверстниками, учителем.

            В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителем ведут себя довольно   развязно.   Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно,   смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут; у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребёнок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.  

            Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети «домашние», не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не соответствует действительности. Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее детский сад.

                        Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (это может происходить на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер; эти дети составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны учителя.

             Самое важное – это восстановление у ребёнка положительного отношения к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребёнка. Когда учёба приносит радость, школа не является проблемой.

            Успешность адаптации зависит от готовности к обучению в школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, что предполагает сформированность у первоклассника универсальных учебных действий:

            1. Социальная готовность – ( коммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно корректировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать, строить отношения как с учителем, так и со сверстниками.

            2. Личностная готовность – предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя. По новым стандартам это звучит так: личностные УУД – осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.

            Главное в первом классе – это формирование учебной мотивации: развитие познавательных («Хочу всё знать») и социальных («Хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.

            3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умение управлять познавательной деятельностью.

            Первоклассник должен быть готов:

- Внимательно слушать задания, инструкции.

- Ставить цель перед выполнением задания.

- Планировать способы его выполнения.

- Контролировать правильность выполнения.

- Корректировать (исправлять) свои действия.

- Оценивать успешность своей работы.

            4. Интеллектуальная, умственная готовность предполагает сформированность познавательных УУД:

- исследование, поиск, отбор и систематизация необходимой информации;

- моделирование, структурирование;

- обобщение и практическое применение изучаемого материала;

- развитие мыслительных операций.

            Важно не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышлений, а не сумма знаний.

            Для того чтобы помочь каждому ребёнку из моего класса адаптироваться к новой жизненной ситуации я строю обучение с учётом особенностей организации деятельности детей данного года жизни. Особое внимание со

стороны учителя требуют первые дни пребывания ребенка в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики. Важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. Не допустим авторитарный тип общения. Я всегда подчёркиваю достоинства и успехи детей, стараюсь наладить их отношения со сверстниками. В первые месяцы учебного года я не вызываю к доске детей, не уверенных в себе, стеснительных. Учу детей органи-зовывать свою деятельность, планировать свои действия. Особое внимание уделяю структуре урока. Для первоклассников актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это игра. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и дидактические. Особенно в первые недели учебы дидактические игры должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Ш. А. Амонашвили считает, что было бы очень хорошо, если бы ребенок включался в учение с таким же желанием, с каким он включается в игру. Учебная работа должна быть организована как разнообразная деятельность, в которой даже первоклассник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие.

            Используя на уроках дидактические игры, я позволяю детям подвигаться. В зависимости от характера заданий, дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к игрушкам и т. д.

            Школа, урок – продолжение жизни ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что его огорчает, что он любит, к чему стремиться. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями.

            Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами – забавные истории и превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ – как путешествие, учиться маленькому ученику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения ребенка.

            Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш.А.Амонашвили, именно эти «отступления», временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют урок важным для них смыслом. Поздравить именинника, обменяться мнениями, посоветоваться, пошутить, вспомнить весёлую историю и т. д. – всё это и создаёт непринуждённую обстановку на уроке.

            Для сплочения детского коллектива и создания благоприятного климата в классе большую роль играют внеклассные мероприятия и праздники, на которые приглашаются родители.

            Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года благоприятным для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Прогулки и экскурсии провожу с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов.

            Используя всё это, учитель значительно облегчит прохождение адаптационного периода у учащихся, способствует созданию доброжелательной атмосферы, позволяющую школьникам и учителю понять друг друга, создать атмосферу сотрудничества учитель – родитель.

            Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.

            И поэтому, сегодня усилия многих людей: родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а также на сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа – это важный жизненный опыт. Школа ставит первоклассника в «жёсткие рамки правил и требований», которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны.

             Важное значение успешной адаптации играет соблюдение режима дня первоклассника:   суточный сон – 11,5 часов, подъём, утренняя гимнастика, питание, прогулки – 3-3,5 часов в день, занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут. Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без спешки., игры, любимые занятия, посильная помощь по дому, общение с родными, за компьютером – не более 15 -20 минут с гимнастикой для глаз и осанки. Обязательно, совместная подготовка к школе с вечера: собрать портфель, приготовить одежду, обсудить меню завтрака, отход ко сну – в одно и то же  время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.

            В нашей практике нередки были случаи, когда трудности ребёнка в адаптации к школе были связаны с отношением родителей к школьной жизни, к школьным успехам ребёнка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо, опасения, что ребёнок будет простужаться, болеть. С другой стороны, это ожидание от ребёнка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет.

            Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.

            Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребёнку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребёнка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между учеником и его первым учителем.

            Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно быть тесное сотрудничество учителя – психолога – родителя. Их совместные усилия должны быт

направлены на то, чтобы этот период прошёл как можно быстрее и более безболезненно для ребёнка.



Тэги: Очень сложным для первоклассников является период



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



`Мы всё на смерть, и на мученья, и на любовь обречены... (Дм Мережковский) :-))) ... потеряшки в любви-самая трагическая судьба. Самые лучшие жизненные установки в мультфильмах: Не волнуйтесь понапрасну Ни за что и никогда. Если что-то потеряли Ну, подумаешь беда. ... Но пожалуйста, не надо Чувство юмора терять! И слово `навсегда` в человеческой жизни не актуально...
Здравствуйте. Очень красивая песня `Письма фронтовые` , но не могу найти минус. Если вам не трудно отправьте, пожалуйста, минусовку на почту [email protected]. Благодарю заранее!
Первая женщина, которая облетела на космическом корабле несколько раз вокруг Земли! 16-19 июня 1963 года Валентина Терешкова выполнила полет в космос в качестве единственного члена экипажа - командира корабля `Восток-6` (позывной `Чайка`). Общая продолжительность полета составила 2 дня 22 часа 50 минут, корабль совершил 48 витков вокруг Земли. На орбите Терешкова вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоев в атмосфере. Вошла в историю как первая женщина-космонавт и единственная женщина, совершившая одиночный космический полет. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/648c972b9a79473a71ae715f
Какое-то интересное шоу!
K:с4
можно мне отправить материал по данной теме [email protected] Спасибо!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/