Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»
А.С.Пушкин
«Капитанская дочка»
Проблема доброты
и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести
«Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва
и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по
отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот
благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким,
вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в
таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать
хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже
не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги
палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта
вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.
Пугачёв представлен в повести как предводитель
бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь
капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин
нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен
«русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца
с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта
жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.
На примере
Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда
жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность,
достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.
М.Ю.
Лермонтов «Герой нашего времени»
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал
странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает
развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо
поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от
скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её
семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё
настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель
стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует
только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился
таким, он просто потерял всяческие ориентиры.
Доброта,
заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное
сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре
Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя
жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в
его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать
настоящим героем.
Н.В.Гоголь
«Шинель»
Основной идеей во
многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве
человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель»
рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ
«маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего
противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил
«остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего
способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека
«маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у
него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен
на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит,
унизит и оскорбит другого.
Н.С.Лесков «Дурачок»
Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме
праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно
оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким
праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем
всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину;
сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать;
отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка
зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть
не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, -
пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую
глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы
по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем
все события, происходящие в нашей жизни.
Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
Ф.М.Достоевский
стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в
таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в
романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения,
живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный
протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу,
впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не
может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна.
Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория,
согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись
над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально,
но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство
старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её
никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не
оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть
Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится
одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит
совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта,
«неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются».
Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в
которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря –
это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться,
покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким
образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а
доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге,
призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что
праведные будут жить на земле».
http://4ege.ru/sochinenie/56995-argumenty-po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost.html