ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ педагогического опыта - Галина Матвеевна Макарова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Галина Матвеевна Макарова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Галина Матвеевна Макарова / Блог / ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ педагогического опыта


ЗАПИСЬ #5

КОММЕНТАРИИ (4)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


20 ноября 2014, 17:32, автор - хозяйка блога
Галина Матвеевна Макарова

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ педагогического опыта

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА



Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Активизация познавательной деятельности младших школьников

1.

Актуальность и перспективность опыта

Ученик– это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребёнка только постепенно в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности. В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике . Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка, постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека. А это лучше делать тогда, когда ребёнок растёт и формируется в личность, используя его задатки и интерес к окружающему миру. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. — все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и т. д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к учебному процессу в целом.

Один из первых приверженцев активного учения был известный чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она ориентирована против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

Идею активизации обучения с помощью наглядности, методом наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г.Песталоцци .

За развитие умственных способностей дитя и внедрение обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо «Сделайте вашего дитя, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы произнесли, а что сам понял». В этих словах Ж.Ж. Руссо верно выражена мысль обучения на завышенном уровне трудности, но с учетом доступности, мысль самостоятельного решения учеником сложных вопросов. Общество нуждается в личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, способного творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира.

В российском обществе происходят перемены, отражение которых прослеживается в директивных государственных документах: «Законе об образовании в Российской Федерации», «Концепции государственной национальной политики», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».

Современный этап в образовании-ФГОС также предусматривает некоторые коррективы и дополнения в деятельности учителя и обучающихся. Задача учителя- формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит её находить». А дольф Дистервег.

2.

Новизна опыта

Работа над проблемой активизации познавательной деятельности позволяет поставить в центр процесса обучения школьника, интересы его развития. В процессе обучения младшего школьника создаются условия, в которых обучающийся развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

3.

Наличие теоретической базы

Теоретическую основу опыта составляют:

  1. идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;

  2. УМК « Школа России школа» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

  3. Программы по учебным предметам 1-4. УМК « Школа России » Собраны все методические указания: формы организации уроков, методы и приёмы подачи и контроля изученного материал а.




4.

Ведущая педагогическая идея

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, так как сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью..

Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения — это значит прежде всего активизировать их мышление.    Важность этой     задачи неоднократно подчеркивал видный     советский психолог С. Л. Рубинштейн: «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления,    способности не только владеть фиксированными операциями, приемами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и    вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач». Кроме того, развивать познавательные способности учащихся — это значит формировать у них мотивы учения.
Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей, у учащихся, невозможно 
  развить и их мышление. Систематически в работе использую работу с пословицами, загадками, ребусами, кроссвордами, рифмами. Домашние задания предпочитают творческие, где можно применить свои умения, высказать свои мысли, показать индивидуальные способности. Тем самым расширяется кругозор, что я считаю низким у нынешнего поколения детей, навыки самостоятельной поисковой работы. Работая по данной проблеме, мной поставлены следующие цели: позволять каждому ученику обучаться и развиваться в силу своих способностей; развивать всех учащихся и не замедлять темп развития сильных учеников.

5.

Оптимальность и эффективность средств

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности в моей работе являются:

  • учебно-игровая деятельность;

  • организация работы со словарями;

  • создание положительных эмоциональных

    ситуаций;

  • работа в динамичных парах, работа в группах;

  • проблемное обучение;

  • использование ИКТ и т.д.

Постоянно используются «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов». Особая роль отдаю на уроках игре и имитационно-игровым ситуациям. Использую активные формы уроков.

6.

Результативность опыта

Наличие призёров муниципального этапа школьных и межшкольных предметных олимпиад. Участие и призовые места в предметных конкурсах российского уровня. Участие и победа учащи х ся в защите проектов по различным учебным темам на межшкольном уровне.

7.

Возможность тиражирования

Основные положения опыта выставлены на собственном сайте и сайте школьном   http://www.parza.uco http://www.proshkolu.ru/user/makarovaqm1943/folder/ z.ru

Журнал «Начальная школа» 2012 г. №6

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

За время работы были разработаны:

1. Рабочие программы курсов по предметам начальной школы.

2.Сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий.

3.Выступления на семинарах, межшкольном методическом объединении учителей начальных классов , школьных педагогических советах.

4. Разработка и использование в работе дидактических материалов для осуществления контроля знаний учащихся по предмету.






Тэги: Опыт работы по проблеме



ОБСУЖДЕНИЕ


Любовь Николаевна Туз2014-11-20 20:59:27 - Любовь Николаевна Туз
Коллега, аттестация? Критерий?
Ирина Петровна Козлова2014-11-20 21:05:51 - Ирина Петровна Козлова
Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, наверное)
Николай Филиппович Леонов2014-11-20 21:18:32 - Николай Филиппович Леонов
Ученикэто не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь
Я считаю, что эту модную фразу многих педагогических докладов не следует относить к умным высказываниям. Так как задача учителя всё -таки заключается в наполнении ученика сосуд знаниями и умениями. Не зажечь его, а научить применять полученные знания на практике.
Ирина Петровна Козлова2014-11-20 21:20:42 - Ирина Петровна Козлова
`Гори, но живи`!
Без горения нет жизни.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо!
Спасибо большое. Интересно и непривычно.Обожаю Филатова. Хотела детям дать задание выписать обращение из мультфильмов, но вы подкинули хорошую идею
https://yandex.ru/video/touch/preview/360114135147733975?
Валентина Васильевна, Вы уж простите, на фото трудно понять - натуральный букет, или Ваше мастерство... Если первое - то просто изумительная по красоте композиция, надолго захватывающая взгляд.. Ну а если второе - то изумительно в кубе, хотя бы потому, что отличить от живых цветов практически невозможно. Моя жена в последнее время увлеклась этим красивым делом - изготовлением цветов, красота по всей квартире, как у Матроскина молоко. Спасибо за настроение в эти сложные времена, красота, она вечна и непобедима!
Спасибо!
А я тут вот, буквально сегодня, изучал историю `Белых акаций...` Сколько противоречий, сколько `непоняток`, сколько ставшего обязательным оскорбительного ёрничества по поводу истории своей страны.... Хотя история интересная своим многообразием этих самых противоречий. И фактически так и не нашёл истоков, все авторы статей трактуют по своему. Кто написал первый текст, музыку? Кто потом кардинально переделывал тексты, подгонял музыку. Современный вариант пошёл от `Дней Турбиных` В.Басова, а вот раньше... Варианты Красной армии, варианты Белой армии, изначальный вариант 1903года... да и мелодии не очень то убедительно идентичны... Вобщем, наворочено... А хочется собрать целостную картинку.. Будем искать дальше...





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/