Путешествие к дедушке Фольклору - Галина Матвеевна Макарова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Галина Матвеевна Макарова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Урок ` Дружба`
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЗБУКЕ
Проект Здоров будешь-всё   добудешь

Полезные продукты
Свойство питьевой воды
Публичное представление

 Путешествие к дедушке Фольклору




Путешествие к дедушке фольклору

(интегрированное внеклассное занятие)


Цели: 1. Закрепить знания о жанрах русского народного творчества; 2. Познакомить с характерными чертами русского фольклора; 3. Развивать любознательность, речь; 4. Воспитывать интерес к культурному наследию народа.


Оборудование: картины русской природы; сундучок, платок, иллюстрации к небылицам, выполненные детьми, ромашка-скороговорка, напечатанные на листе скороговорки 


Ход занятия

1. Вступительная часть. Скоморохи в костюмах встречают гостей: - Добро пожаловать, гости дорогие! Давно уж вас поджидаем, Без вас речей не начинаем.
- Для каждого найдется глоток водицы из колодца. Подарки есть на всякий вкус: Кому – сказка, кому – быль, Кому песенка вприкус. - Мы приветствуем гостей, дорогих учителей. Всех знакомых, незнакомых, И серьезных, и веселых. 3 класс, 3 класс Пригласил на праздник вас!
-Здравствуйте люди добрые! Гости званые и желанные, Люди старые и молодые, Женатые и холостые, Почтенные и молодые, Полные и худые! Рады гостям, как добрым вестям. - Слушайте, люди добрые! Потом не говорите, что не слышали. Сего года, месяца, числа Всех на праздник приглашаем! - Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно уж вас мы поджидаем, Праздник начинаем. У каждого найдется и словечко, и местечко.
2. Основная часть. Звучит русская лирическая музыка. Учитель показывает слайды. Учитель: Неотразима ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Это Россия. - Ты смотришь в спокойное небо, бредешь лесными тропами, сидишь у прохладной воды. Это Россия - Ты видишь древние стены Кремля, блеск куполов над храмами. Это Россия. - Ты видишь сотни радостных глаз. Движется людское море. Песня летит над толпой. В праздники площадь бурлит. И это Россия. - Итак, мы начинаем наше занятие, которое мы долго ждали, готовились к нему. Много прочитано, разучено, спето. Раздается стук в дверь. Помощники учителя вносят сундучок. Учитель: Дети, нам сундучок принесли. Кто бы мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он.( Открывает, достает платок) - Вот чудеса! Какой красивый платок! Да на нем что-то вышито: «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. Путь ко мне не близкий, но интересный. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи! В добрый час! Ваш дедушка Фольклор ». - Интересное послание, ребята! И имя очень странное у дедушки. Фольклор – это устное народное творчество, в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Фольклор выражен разными жанрами. Назовите их.( Ответы детей) - Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Нередко рассказчики вносили в полюбившийся текст что-то свое, и постепенно песни и сказки совершенствовались. Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XV III века ученые начали понимать ценность фольклора и стали его записывать. Человек , собиравший фольклор, называется фольклористом . Одним из великих собирателей фольклора был Владимир Иванович Даль . Всю свою жизнь он работал над созданием книги «Толковый словарь живого великорусского языка». Уроженец Рязанской области, друг Даля Измаил Иванович Срезневский тоже собирал песни, пословицы, поговорки, обычаи. - Чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор. Итак, в путь! Раскроем этот прекрасный ларец народной мудрости. « В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были »Эти слова – как позывные перед футбольным матчем. Только услышишь – сразу знаешь, что дальше будет сказка . А вот и наша гостья из сказки. Звучит музыка, входит Василиса Премудрая. Василиса Премудрая. Здравствуйте, ребята! Я – ваша Василиса Премудрая. Я знаю много сказок. А что такое сказка? Дети. Сказка – это рассказ о чем-нибудь необыкновенном, о таких событиях, которые в жизни произойти не могут Василиса Премудрая. Но если сказка повествует о том, чего не было, тогда зачем она существует? Дети. Сказки нас учат быть добрыми и справедливыми, учат противостоять злу, презирать хитрецов. Василиса Премудрая. Вы правы ребята. Ведь недаром А.С.Пушкин говорил: «Сказка- ложь, да в ней намек. Добрым молодцам- урок». Учитель. А еще сказки написаны ярким языком. На их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами великого русского языка. Василиса Премудрая. Ребята, а вы сказки знаете? Гости дорогие, не хотите ли вы сказочку послушать? Дети инсценируют заранее подготовленную русскую народную сказку.(«Репка») Василиса премудрая. Молодцы, ребята!

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

К загадкам поскорее!

Ребята, а что такое загадка? Дети. Загадка – это задачка, которую надо решать, отгадывать. В загадке предмет или явление не называется, а описывается. И по этим признакам нужно догадаться, о чем идет речь. Учитель. А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили они до встречи с вами? Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед тогда подстерегало человека: удар молнии, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный » язык. Медведицу, например, называли коровой, а корову – рыкушей, молнию – турицей, а гром – туром. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки. Василиса Премудрая . Больше всех сказки любили дети. Я для вас забаву приготовила. Вот моя забава – загадки на заплатки. Снимите прищепку – заплатка упадет, а загадка откроется.

Дети подходят, читают загадку, отгадывают ее.

Василиса Премудрая. А вот загадка хитрая да веселая!

В лесу-тук-тук!

В избе –ляп-ляп!

В руках –дзынь -дзынь!

На полу- топ-топ !

В зал вбегают участники детского фольклорного ансамбля, в руках русские народные инструменты. 1-й участник . Да это же балалайка! 2-й участник . Домбра! 3-й участник . Ложки! 4-й участник . Трещотка! 5-й участник. Ребята, а вы узнали нас?

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся детвора,

Ждет вас русская игра!

Участники ансамбля исполняют игровую песню, привлекая к игре детей.


Учитель. А знаете ли вы, что не всегда на Руси привечали песню, веселый танец, игру на музыкальных инструментах? Давным-давно, почти 400 лет назад, игру на музыкальных инструментах, считали грехом, равным пьянству. Уничтожали и сжигали домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Учитель. Ребята, а как вы думаете, сейчас русская народная песня разве забылась? Дети. Нет и еще раз нет. У нас в школе существует детский фольклорный ансамбль «Скоморошки». У нас есть дети, которые учатся играть на русских народных инструментах. Учитель. В ваших семьях в праздники, наверное, наравне с современной музыкой звучит и народная песня.

Россия, Россия, края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Звучит русская плясовая.

Учитель. Послушайте, ребята, мне кажется, к нам кто-то спешит.

Вбегают два скомороха.

1-й скомороха . Подходите ближе, подходите!

Да глаза свои протрите.

Мы развеселые потешники-

Известные скоморохи и насмешники.

2-й скоморох .

За медный пятак

Покажем вам эдак и так!

Довольны? Будет здорово!

Удовольствий с три короба.

Учитель. Послушайте небылицы. Они весело учат различать действительность и фантазию, развивают воображение, рисуют необычные картины жизни. 1-й скоморох.

По поднебесью, братцы, медведь летит.

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деточек вывела.

Малых деточек – поросяточек.

Учитель. Ну, хватит силой меряться! Слышите, это спешат небылицы в частушках! Ученики исполняют частушки и показывают иллюстрации к ним. Частушка: 1.Начинаем петь частушки. 2.Мы частушек много знаем Просим не смеяться. Под разлив гармошечки. Тут народу очень много, У нас куплетов в голове, Можем растеряться. Как в мешке картошечки. 3. Рано утром, вечерком, 4. Между небом и землей Поздно на рассвете. Поросенок рылся Баба ехала пешком И нечаянно хвостом В ситцевой карете. К небу прицепился. 5. Посмотрите – ка, ребята 6. Вы послушайте, ребята, Что на крыше деется. Нескладуху буду петь. Воробей в рожок играет, На дубу свинья пасется, За соломку держится. В бане парится медведь. 7. Как по речке по Волжанке, 8. Ой, довольно мы напелись, Соловей плывет на палке. Дайте смену новую. Сел на доску тонкую, Ой, спасибо гармонисту Развел гармошку звонкую. За игру веселую. Учитель. Ребята, посмотрите, пока мы веселились, в классе нашли такую ромашку. Этот цветок непростой. Это ромашка-скороговорка. В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения. Скороговорка - старинная забава, которая помогает развивать речь.

Один ученик отрывает лепесток ромашки. Его номер соответствует номеру скороговорки на листе.

Скороговорки: Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, дружок!

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу!»

Испугался грома Рома, Заревел он громче грома.

Девчонка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели. Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая.


Учитель дает разные команды по прочтению ими вслух скороговорок.

III. Заключительная часть. Учитель. Ребята, подходит к концу наше путешествие. Смотрите, избушка. Давайте постучим.

Выходит дедушка Фольклор.

Фольклор. Здравтсвуйте, внучата! Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече. Вы прошли нелегкий путь, добираясь до меня. Сегодня вы много говорили о прошлом. Оно не исчезает бесследно, остается жить в наших обычаях, привычках, в слове, в песне, в сказке. Мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали красоту произведений народного творчества, научились находить их и слушать. Пусть не станете вы фольклористами, но пусть всю вашу жизнь будут с вами любовь к родной речи, к русским песням и танцам. Как в народе говорится: «Кончил дело-гуляй смело!» Учитель.

Вот и кончилась игра,

Всем домой спешить пора,

Пришло время расставанья

До следующего гулянья.

Завтра ждет всех день забот,

На прощанье – хоровод!

Звучит русская плясовая, дети водят хоровод.

Учитель. Русский фольклор складывался не от простого времяпрепровождения. Издавна Россия славилась работами умельцев и своей щедростью.

Дети дарят друг другу поделки и сувениры, сделанные своими руками.

1 -й скоморох.

А вот леденцы,

Леденцы-бубенцы.

Петухи, синицы

И прочие птицы.

2-й скоморох.

Глядите, не моргайте,

Рты не разевайте,

Ворон не считайте,

Даром разбирайте!

Скоморохи раздают леденцы .









Автор: Макарова Галина Матвеевна



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Прекрасная идея! Займусь с внучкой. Спасибо!
Попробуйте то и другое. Поймете, что для вас лучше.
Создала закрытую группу только для класса по подготовке к ЕГЭ.
http://clck.ru/MoLHr Приверженцы теории, что автор все же Пушкин, говорят о том он зашифровал в сказке, ни много ни мало, историю флирта Натальи Николаевны с царем: самодержец в `Горбунке` изображен семидесятилетним педофилом, флиртующим с пятнадцатилетней девицей. Вряд ли Николай был бы в восторге от такого прозрачного намека. ))) А из доводов приводятся следующие: Во-первых, Пушкин хранил первое издание `Горбунка` на одной полке со своими литературными мистификациями и произведениями, написанными под псевдонимом. Во-вторых, Ершов никогда не говорил про сказку `моя`, никому не дарил, не посвящал и не подписывал книгу. В-третьих, когда Ершов попытался дописать и переделать `Горбунка` - получилась ерунда. В-четвертых, Ершов зачем-то уничтожил свой дневник, а заодно и черновики сказки с правками Пушкина, хотя за них можно было, по меньшей мере, выручить большие деньги. В-пятых, до конца жизни не написал ничего, что хоть как-то приблизилось бы к знаменитому `Коньку`... В-шестых, Пушкин говорил: `Этот Ершов владеет русским стихом, точно своим крепостным мужиком!` Однако, в Сибири, откуда родом Ершов, не было крепостного права. У него никогда не было крепостных. Т.е. смысл сказанного меняется прямо противоположный. ))) ____________________________________ Но, это вопрос очень спорный, сомневаюсь, что Александр Сергеевич мог написать столь неказисто. Руку мог приложить, да и сам Ершов мог писать под впечатлением стихов Пушкина. В общем, история покрыта мраком. Нас же интересует конек... Это уже дело биологии. )))
Наталья Николаевна, спасибо!
Наталья Николаевна, спасибо!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/