Либрокубикуларист - Марина Осиповна Малинина
26-27 октября буду проводится плановые работы
возможны перебои в работе портала
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Марина Осиповна Малинина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Марина Осиповна Малинина / Блог / Либрокубикуларист


ЗАПИСЬ #167

КОММЕНТАРИИ (8)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


17 октября 2019, 04:51, автор - хозяйка блога
Марина Осиповна Малинина

Либрокубикуларист

Либрокубикуларист



Книжку с мамой я читала,

А потом чуть-чуть устала.

Я проснулась – мама спит,

Книжка рядышком лежит.

Книжка называется

«Спящая красавица».

Ю. Любимов


ЧИТАТЕЛЬСКАЯ БИОГРАФИЯ РЕБЁНКА:


  Навыки скорочтения Чернышевского (родом из детства)
Чернышевский мог одновременно писать статью и диктовать секретарю перевод с немецкого языка. Бехтерев объясняет этот феномен способностью моментально переключать свое внимание с одного объекта на другой, создавая видимость поддержания двух очагов возбуждения.

 

Книга - лучший друг

В доме Чернышевских очень много книг. Они занимают два шкафа в отцовском кабинете. Детей воспитывают в уважении к ним. Книгу нельзя ни рвать, ни пачкать, ни вырывать из нее картинки. Скоро в маленькой комнатке книгам стало тесно, и им было отведено место в сенях парадного крыльца. От пола до потолка заполнены книгами стоящие там полки.

Книга - любимый товарищ детства и юности Николая Чернышевского. С семи лет он уже пользуется отцовской библиотекой. Гаврил Иванович нередко берет сына с собой в книжную лавку купца Вакурова. При ней есть комната, где можно читать новые книги. Нет большей радости для Николи, как ездить туда с отцом. Домой они привозят свежие, только что вышедшие издания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В долгие зимние вечера в "синей комнате" собирается за столом большая семья. Это, собственно, две семьи: Чернышевских и Пыпиных. Но они сами говорят про себя: "Чернышевские и Пыпины - это одно".

Действительно, собравшись за столом по вечерам, при свете восковых свечей, вставленных в старинные канделябры, матери и дети с одинаковой страстью погружались в чтение. Иногда читали по очереди вслух.

Домашнее чтение в "синей комнате" было для Николи источником глубокой внутренней радости, обогащения мыслями, познавания плохого и хорошего в жизни.

Негромко, но выразительно читает Евгения Егоровна. Все заразительно смеются, когда со страниц Диккенса встает перед слушателями смешная фигура пестро наряженной хитрой обманщицы. Но, когда безродный сирота Оливер Твист делается жертвой главаря воровского притона, слушателей охватывает чувство протеста и негодования к жестокостям и несправедливостям, существующим в мире.


 

Александр Долинин — историк литературы, специалист по творчеству Пушкина и Набокова:

Книги меня окружали с младенчества. Ими был заставлен кабинет деда — от пола до потолка. У него была прекрасная библиотека по русской литературе, а в коридоре тоже стояли книжные полки, занятые журналами XIX и начала ХХ века.

По рассказам родных, я научился читать в три года. Помню, что в пять-шесть лет я читал уже самые разные книжки, прежде всего детские, но самое яркое впечатление того времени, как ни странно, «Ревизор» Гоголя. Была у нас такая книжка с яркими иллюстрациями. Мне казалось, что это ужасно смешная пьеса, я никогда так не смеялся над Гоголем, как в пять лет. Когда Бобчинский и Добчинский падали, то я хохотал и не мог остановиться, и все удивлялись: пятилетний мальчик читает Гоголя. Конечно, я там ничего не понимал, но что-то мне казалось очень смешным.

Так что читал я с детства много и быстро. Где-то в возрасте 10-12 лет я попросил у дедушки разрешения взять из его библиотеки «Войну и мир». Он мне дал двухтомник, и я через два дня вернул его. Дедушка не поверил, что я прочитал роман за это время и устроил мне экзамен: спрашивал всякие мелочи, но я точно ответил на все вопросы.

Сергей Летов:

Читать я научился примерно в четыре года, но изначально чтение носило пассивный характер. Чтению меня учила бабушка, и я довольно быстро освоился с буквами, но какое-то время меня интересовали только вывески. Читать книги я начал в больнице, существенную часть года проводил в стационаре. Я был сильно облучен в Семипалатинске, поэтому иммунитет у меня был слабый. В 1959 году родители переехали в Омск, там был другой климат, и я стал часто болеть. Лежа в больнице, я научился читать книги — кажется, это случилось около шести лет. Первая прочитанная мною книжка — об ослике из цирка, которого убили фашисты. Его было очень жалко. Повествование велось чуть ли не от лица этого ослика. К сожалению, ее названия я не помню. Другая книга, которую частично читали мне, а частично я пробовал читать сам, называлась «Планета бурь» — о космонавтах на Венере.

Потом стал почитывать десятитомную детскую энциклопедию «Хочу все знать!». В возрасте пяти-шести лет я стал увлекаться фантастикой. Родители подписались на двадцатипятитомник «Библиотека научной фантастики», это произошло где-то году в 1964-м. Как сейчас помню эти серебристые и розовые томики.

Самой сильной формой воздействия на меня у родителей, если я в чем-то проштрафился, был запрет читать.


Псой Короленко — филолог и популярный автор-исполнитель песен

Моя читательская биография начинается с первого самостоятельно прочитанного слова: «СМАРШАК». За этим именем (чуть позже я узнал, как оно звучит на самом деле) и той книжкой, на которой оно стояло, пришли и Корней Чуковский, и Сергей Михалков, а также Агния Барто и Лев (Лейб) Квитко, которых я путал из-за похожих фамилий, но с годами разобрался, что между ними общего и различного. Вскоре прочитал по слогам и другие слова: «Веселые картинки», «Мурзилка», издательство «Малыш», «Детская литература».

Помню Римму Казакову, Эмму Мошковскую, Елену Благинину с Тюлюлюем и другими прекрасными стихами.

Неизгладимое впечатление — «Приключения Серого Маламыша» Натальи Дилакторской с иллюстрациями Н. Н. Радлова, обложка, макет и раскраска фотографий Михаила Беломлинского. В этой книжке, которая всего на год младше меня, сконденсирована колоссальная энергия эпоса, триллера и много чего еще.

Много читал мне вслух дед, Марк Михайлович Лион, всю жизнь работавший переводчиком на французский. Он был главным другом и личным примером. Благодаря ему я познакомился с русскими Карлсоном, Винни Пухом, Мэри Поппинс, Чиполлино и другими героями Джанни Родари, Пиноккио (Буратино пришел позже), с «Волшебником Изумрудного города» и его продолжениями. У Волкова особенно понравились «Семь подземных королей», ставшие в голове прообразом взрослой европейской литературы,  «зарубежки», как мы потом называли ее на филфаке. Стилизованно романо-германские имена героев перемешивались в голове с актуальным наследием дедушки, детство и юность которого прошли в Женеве и Париже. Немножко от него подцепил и французский, произношение осталось на всю жизнь, но культ интереса к другим языкам обеспечивался прежде всего энергией таких книг.

Последние годы я чувствую себя интернетным существом, которому трудно сосредоточиться. Тебя окружает множество текстов, подобных  звездам на небе: некоторые уже погасли, иные горят, но не там и не тогда.

 

В.Г.Белинский (тонкий читатель и ценитель литературы) предостерегал взрослых от педагогического стремления “ растолковать” ребёнку прочитанное: “Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного; пусть поэзия действует на них, как и музыка, – прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время”. ( Белинский В. Г. <О детских книгах>.

 

Средствами искусства писатель, как музыкант в песне Булата Окуджавы, сооружает костер из души читателя.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.



( поэт и педагог, кандидат психологических наук, член Союза писателей Москвы  Вадим Александрович Левин):

Думаю, кризис чтения стал заметным явлением из-за стечения нескольких обстоятельств. На одно из них я обратил внимание, когда вспомнил давний разговор с Б.В. Заходером. Как-то раз, не помню уже в связи с чем, он сказал:

– Одно из самых больших преступлений против человечества – изобретение Гутенбергом книгопечатания.

Я спросил:

– Вы серьёзно, Борис Владимирович?

Заходер ответил:

– Более чем. До этого люди запоминали только то, что важно и ценно, глупости отсеивались, а теперь в книгах хранится всё, в том числе и всякая чушь.


Дошкольное детство – это возраст любви к сказке и поэзии. О сказочном (во всех смыслах) творчестве ребёнка К.И. Чуковский писал так: „…Все равно, дадите вы ему эту сказку или нет, – он сам себе сказочник, <…> и всякая его игра есть драматизация сказки, которую он тут же творит для себя…“

 

К.И. Чуковский обратил внимание родителей и педагогов на удивительную детскую страсть:

„...На третьем, на четвёртом году как жадно воспринимает ребёнок стихотворные сказки, иногда очень длинные, по триста – четыреста строк, то есть целые поэмы, сразу после третьего чтения запоминает их полностью, от доски до доски. И всё же деспотически требует, чтобы их читали ему ещё и ещё – несколько раз подряд, доведя до изнеможения и маму и бабушку, а порой и воспитателей детского сада .


Переживание поэзии начинается (включается) до того, как возникает понимание: прежде чем читатель/слушатель поймёт значение всех слов, восприятие захватывает чувства, погружая читателя/слушателя в целостное переживание произведения. А понимание (автора и/или значения отдельных слов) может прийти к ребёнку через несколько лет – в юности или зрелости.


Такое восприятие поэзии подобно освоению мира в детстве:

Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.

( С.Маршак)



Зрелый читатель тоже обычно первоначально воспринимает поэтическое произведение чувствами, эмоционально-целостно. А углублённое вдумчивое восприятие приходит после повторных прочтений.


Думаю, что Чуковский-педагог, увлечённый „стиховым воспитанием“ детей, почувствовал в малышах готовность к целостному, непосредственному, первобытно-детскому поэтическому восприятию и в пробуждении и укреплении этого восприятия видел первый шаг на пути формирования читателя. Несомненно,

КОГДА КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧИТАЛ МАЛЫШАМ РУССКУЮ ПОЭТИЧЕСКУЮ КЛАССИКУ, ИМ ДВИГАЛО ЖЕЛАНИЕ ВЫЗВАТЬ У ДЕТЕЙ И ЗАКРЕПИТЬ В ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ РАДОСТЬ ОТ ПЕРВИЧНОГО, НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОЭЗИИ.



Лидия Чуковская вспоминает, например, как отец на куоккальских морских прогулках читал шести-девятилетним слушателям совсем не детский „Пироскаф“ Евгения Баратынского:


„Дикою, грозною ласкою полны,
Бьют в наш корабль средиземные волны.
Вот над кормою стал капитан:
Визгнул свисток его. Братствуя с паром,
Ветру наш парус раздался не даром:
Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Мчимся. Колеса могучей машины
Роют волнистое лоно пучины,
Пapyc надулся. Берег исчез.
Наедине мы с морскими волнами;
Только-что чайка вьется за нами
Белая, рея меж вод и небес.

Много земель я оставил за мною;
Вынес я много смятенной душою
Радостей ложных, истинных зол;
Много мятежных решил я вопросов,
Прежде, чем руки марсельских матросов
Подняли якорь, надежды символ!

Нужды нет, близко ль, далеко ль до брега!
В сердце к нему приготовлена нега.
Вижу Фетиду: мне жребий благой
Емлет она из лазоревой урны:
Завтра увижу я башни Ливурны,
Завтра увижу Элизий земной.


Сколько тут непонятных слов и названий! Фетида, емлет, Элизий, Ливурна! А он не объяснял ничего, ровнехонько ни единого слова, только торжественно возглашал: «Баратынский». И мы вместе с ним отдавались энергии ритма, наверное не менее мощной в этих стихах, чем энергия ветра.

«Парус надулся. Берег исчез»“

( Чуковская Л.К. Памяти детства: Воспоминания о Корнее Чуковском. – М.: Моск. рабочий, 1989. – С. 46–47).



Лидия Корнеевна признаётся: „Думаю, если бы кто-нибудь из нас – я, шестилетняя, или Коля, девятилетний, сами попробовали бы прочесть эти стихи, мы споткнулись бы на первой Фетиде и отложили в сторону книгу. Но читал нам он. И в его чтении, хотя он и не объяснял ничего, мы понимали не только красоту великого произведения искусства, красоту звуков, ритмических ходов, но и общий смысл, то, что можно условно назвать содержанием. Не смысл отдельных слов или строк, а то, что содержится в причудливом сплетении их, в строках и в строфах, в которые они сплавлены силою ритма“.


Французский писатель  Антуан де Сент-Экзюпери, автор дорогого всем «Маленького принца», был очень рассеянным учеником. И в этом нет ничего удивительного: Антуан всегда был мечтателем. Его школьными сочинениями восхищались, а вот за оценки по географии, зоологии, истории ругали по-страшному. Мальчику не хватало усидчивости! Вот как он сам вспоминает то время: «…Я усердно решаю задачу по геометрии и поглядываю в окно. На солнце тихонько колышется зеленая ветка,  долго смотрю на нее... Я радуюсь этому солнцу и упиваюсь запахами детства: парты, мела, классной доски. И задача вновь забыта»… Юному Экзюпери гораздо ближе всех теорий были книги и письма. Он читал взахлеб Золя, Флобера, Мопассана и отправлял домой пухлые конверты мыслей и впечатлений. И уже тогда, в колледже, маленький Антуан создавал свой мир. Тот, где потом будут жить его добрые герои, и куда он потом позовет всех нас, своих читателей…

 

Либрокубикуларист (librocubicularist) - это "человек, любящий читать в постели". Кто из нас ни разу в постели не читал? А в детстве, когда родители ворчали "глаза испортишь!", прятались под одеяло с фонариком...

 

Сергей Заровский

Мудрёное словечко
Мне выдал Интернет…
Когда плясать от печки,
Конечно, спору нет,
И я любил когда-то
В постели почитать

Не меньше сервелата,
Что было не достать
На почве дефицита
И оного, и книг.
Ворчала мать сердито,
Что в этот самый миг,
Мол, зрением рискую,
Читая на боку.
А я опять втихую
За каждую строку
Боролся с полумраком

Сгорающего дня,
Случалась булка с таком
На ужин у меня.
Случалось, мать гоняла
За чтенье допоздна –
Влезал под одеяло,
И было не до сна.
А как же! Мушкетёры
Неслись куда-то вскачь,
И дети Гранта в горы
Карабкались. Хоть плачь!
За окнами ни звука,
И в этой тишине
Походкой Чингачгука
Являлось утро мне…
Теперь другое дело,
Под тяжестью наук
Не то, чтоб охладела
К чужим твореньям вдруг
Душа-перебируша,
Но хочется порой
Слегка побить баклуши
В законный выходной
На финише недели
И сил вернуть запас.
А чтоб читать в постели,
Так это старый сказ.




Либрокубикуларист - термин, применяемый некоторыми американскими и западными филологами для обозначения человека, любящего почитать в постели.





ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Леонидович Ус2019-10-17 08:02:28 - Александр Леонидович Ус
- Вы кто?
- Я - либрокубик-уларист!
- ... (топот убегающего).
Александр Геннадьевич Покаевский2019-10-17 08:11:47 - Александр Геннадьевич Покаевский
А я-то подумал вначале, что это нехорошее слово, ругательное. :))
Марина Осиповна Малинина2019-10-17 08:32:40 - Марина Осиповна Малинина
Александр Геннадьевич,я продолжатель дела деда Щукаря:-))
Учительница начальных классов каждый день писала на доске новое слово из словаря иностранных слов.
(Кто виноват?
-Учитель!)

Александр Леонидович,спасибо. Буду использовать как оборонительное средство.У нас ещё в запасе множество таких слов:-)))

Книгоглот,читоман,стихофан,читозапойник,
библиархиокопатель,
текстопожиратель,буквострокоед...
Инна Викторовна Полякова2019-10-17 09:04:37 - Инна Викторовна Полякова
Книгоман, библиофаг.
Или книгофаг, библиоман.
))
Марина Осиповна Малинина2019-10-17 09:10:52 - Марина Осиповна Малинина
Инна Викторовна,спасибо за новое направление:-)))
энциклопедовирус(вирусоэнциклопедист-заражающий вирусом жажды чтения научных книг),многокнигоклет, предкнигопресмыкающийся...
Нина Николаевна Гончарова2019-10-19 08:23:23 - Нина Николаевна Гончарова
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.

( С.Маршак)
Радует! Для нашего юного поколения подходит и сегодня тоже!
(с улыбкой) Спасибо, Марина Осиповна! Интересно!
Марина Осиповна Малинина2019-10-19 08:32:51 - Марина Осиповна Малинина
Нина Николаевна,ваша улыбка скрашивает будни:-)))
Если твоё детство было украшено фантазией,которую пробудила книга,оживи этот мир для нового поколения детей.
Нина Николаевна Гончарова2019-10-19 16:59:46 - Нина Николаевна Гончарова
Увы, прошла мода на чтение....
Теперь только мотивация играет роль.
А фантазии именно на этот счет и не хватает.
Вечер добрый, Марина Осиповна!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться











  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2019. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо, Татьяна Васильевна!
Хочу прослушать песню и не могу этого сделать, даже после регистрации
Ну может Вы и правы. Мне часто говорят, что мои стихи напевные.
Почитал по ссылке и далее: ... Но цель сей жертвы, надо бы сказать, Известность получить! И мир крылатый Себе приобрести взамен всего. ... И захотелось вдруг спросить, какое отношение всё это ваше творчество имеет к школе, к этому порталу? Или вам места мало на поэтических порталах? Или тоже известность получить, читателя, отклики...? А что, может и впрямь превратим портал в прибежище для не признанных поэтов? Здесь публика мягкая, всё сойдёт на УРА, критиковать никто не станет. Разве что я..., когда достанет! Ну а пока живите, чего уж там.... Лично мне очень понравились выложенные вами здесь строки. Браво! А вот по ссылке, далее, извините, я лучше смолчу, как смолчали и все остальные читатели этого вашего стиха. Но не притворяйтесь, видно сразу, что вы отлично разбираетесь в поэзии и сами прекрасно можете различить плохую и хорошую, как в данном конкретном случае с этими двумя гениальными..., не побоюсь это сказать, катренами. Простите за прямоту...!
Откуда столько неуместных тегов? Что за самореклама?
не любые...





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/