Учитель Л Н Толстой о воспитании . - Марина Осиповна Малинина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Марина Осиповна Малинина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Марина Осиповна Малинина / Блог / Учитель Л Н Толстой о воспитании .


ЗАПИСЬ #202

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 октября 2020, 06:39, автор - хозяйка блога
Марина Осиповна Малинина

Учитель Л Н Толстой о воспитании .

10 правил воспитания детей по Толстому

«Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.
www.culture.ru/materials/254428/10-pravil-vospitaniya-detei-po-tolstomu


Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.

Правдивость есть главное условие воспитания.

Не говори воспитываемому и в особенности не выдавай за священную, непререкаемую истину того, во что ты или совсем не веришь или в чем хотя сомневаешься. Поступать так - великое преступление.



Воспитать детей возможно только личным примером.

Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем.

Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети, - гипнотизацией, заразительностью примера.

Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствие, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи, тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости, - и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. И потому все или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни...

Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитывать детей, если сам дурен, и что воспитание детей есть только самосовершенствование.


В педагогических статьях Толстого имеется немало
высказываний относительно методов педагогики как науки. Большое значение придавал Толстой методу педагогического наблюдения, которым он владел мастерски,достигая значительных результатов в воспитании и обучении детей. Толстой наблюдал за детьми во время уроков, игр, совместных прогулок и превосходно знал, как дети ведут себя дома.

Глубокое проникновение в духовный мир детей позволяло Толстому безошибочно применять те или иные методы воздействия на учащихся.
Но особенно большое значение придавал Толстой пе-
дагогическому эксперименту
как одному из методов
исследования педагогических и методических проблем.
Будучи педагогом-новатором, Толстой рассматривал Яснополянскую школу как педагогическую лабораторию.


Толстой был непримиримым врагом формализма, пе-
дантизма и одностороннего интеллектуализма в обучении.
Коренная ошибка многих педагогов, указывал Толстой,
заключается в том, что они «... хотят воспитывать одним разумом, как будто у ребенка только и есть один разум.

И воспитывают один разум, а все остальное, т. е. все

главное, идет, как оно хочет»

В своей педагогической работе Толстой придавал
исключительно большое значение сознательному усвоению детьми понятий и выражению их в связном по преимуществу творческом рассказе.
Обучение детей не должно сводиться только к запоминанию ими понятий, сообщенных учителем. Если ребенок сознательно овладел понятиями и их системой, он всегда может выразить их в
словесной форме.
«Почти всегда, — писал Толстой, — непонятно не самое слово, а вовсе нет у ученика того понятия, которое выражает слово. Слово почти всегда готово,
когда готово понятие
»

В 70-х годах Толстой писал снова о том, что обобщения ценны, когда они основаны на богатом фактическом материале, понятном детям.

«Вообще давайте ученику, — писал Толстой, — как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но' как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений
и всякой терминологии. Сообщайте определение, подразделение, правило, название только тогда, когда ученик имеет столько сведений, что сам в состоянии проверить общий вывод, когда общий вывод не затрудняет, а облегчает его»

Для того чтобы ребенок учился охотно, нужно:
«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно
и
 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных
условиях»
. Дети будут понимать объяснения учителя и
с интересом к ним относиться лишь тогда, когда педагог будет избегать двух крайностей: «...не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять,
и не говорите о том, что он знает не хуже, и иногда лучше учителя»

На уроке надо внимательно следить за тем, понимают
ли ученики учителя или нет.
Непонимание зачастую вызывается тем, что ученик или по-своему решает вопрос,поставленный учителем, или не созрел еще для усвоения того, что ему говорят на уроке.
В первом случае надо вызвать ученика на объяснение его взгляда и опровергнуть его, если ученик неправ.
Если же ученик рассуждает верно, то учитель должен показать, что он и ученик видят предмет одинаково, но смотрят на него с различных сторон.
 Во втором случае, когда ученик затрудняется понять учителя из-за своей неподготовленности,педагог должен переждать и не торопиться с сообщением
трудного урока.
Учитель не имеет права быть самодовольным человеком. У него не должно быть чувства самоуспокоенности от достигнутых успехов.

Он считал,что главное в его педагогической работе заключается не в придумывании наказаний, а в развитии сознательности детей, в воспитании у них искренности, честности и правдивости путем осуществления новой системы школьной работы, устраняющей возможность плохого поведения детей.

«Для того чтобы человек какого бы то ни было возраста стал учиться, — писал Толстой, — надобно, чтобы он полюбил ученье.
Для того чтобы он полюбил ученье, нужно, чтобы он сознал ложность, недостаточность своего взгляда на вещи и чутьем, бы предчувствовал то новое миросозерцание, которое ему, откроет ученье... Только, находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как мы того от него требуем»

Обучение грамоте, чтение книг, изучение явлений при-
роды, знакомство с историческими событиями были по-
ставлены в Яснополянской школе так, что ученики
с большим нетерпением ждали новых уроков
и очень
часто требовали продолжения их, оставаясь в школе сверх положенного времени.
Ученики чувствовали и хорошо осознавали, что они обогащаются знаниями, больше понимают, чем раньше, и что в их школе «нынче будет весело так же, как вчера»

Работая в Яснополянской школе, Толстой уделял
исключительно большое внимание детским сочинениям.
 Он по-разному подходил к этому
важному и дорогому для него делу.
 В одних случаях ученики писали сочинения на заданные темы,
в других — темы намечались самими детьми.
Кроме того, сочинения писались детьми по некоторым предметам регулярно два раза в месяц, после прохождения законченной части курса с целью отобразить в сочинениях то, что ученики усвоили из рассказов учителя.
 Толстой внимательно изучал сочинения своих учеников, сравнивал их работы, привлекая к оценкам сочинений самих детей.
 Оказалось, что сочинения на заданные темы, взятые из окружающей детей обстановки, в особенности описания простых предметов: хлева, избы,дерева и т. п. не удавались учащимся и доводили их до
слез. Зато описания различных событий, воспоминаний
давались детям легко, и они с большим интересом зани-
мались этим делом.
«Столь любимое в школах описание так называемых простых предметов, — указывал Толтой, — свиньи, горшка, стола, оказалось без сравнения
труднее, чем целые, из воспоминаний взятые рассказы.
Одна и та же ошибка повторилась при этом, как и во
всех других предметах преподавания: учителю кажется
легким самое простое и общее, а для ученика только
сложное и живое кажется легким»
 Толстой изумительно тонко вскрыл и показал своеоб-
разные черты психологии детей, конкретность, образность,наглядность их мышления, непосредственность и искренность в выражении своих мыслей и чувств.
Свою роль Толстой видел прежде всего в том, чтобы
заинтересовать детей составлением сочинений и вызвать интерес к этой работе.
Стимулируя творчество детей, Толстой умело руководил учащимися в процессе их сочинительской работы, отнюдь не полагаясь на то, что одни
дети, без помощи учителя, напишут сочинение.

«Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда
книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был
класс русского языка.
— Ну-ка, напишите кто на пословицу, — сказал я.
Лучшие ученики — Федька, Сёмка и другие — наво-
стрили уши.
— Как на пословицу, что такое? скажите нам? — по-
сыпались вопросы. Открылась пословица: ложкой кормит,
стеблем глаз колет»
Убедившись в том, что дети заинтересовались пред-
стоящей работой, Толстой раскрыл на конкретном примере значение этой пословицы, чтобы тема сочинения была вполне понятной детям.
«Вот, вообрази себе, сказал я: что мужик взял к себе
какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, — и выйдет к тому, что «ложкой кормит, стеблем глаз колет»
их».
Сочинения на темы, свободно выбранные учениками,
удавались лучше, чем на темы, заданные учителем без
учета интересов детей и запаса их представлений.



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Вот это кадр, Лариса! Как удалось?
Отношение к учителям эквивалентно отношению к механизмам (т.е. к роботам), которые не подвержены усталости, физической и моральной перегрузке, и COVID-19 их не берет. Вынесут все, все стерпят. Хочется заругаться: да черт возьми, посмотрите на учителей, как на людей! Надежда Борисовна, это все из прошлой доковидной жизни:(((
Красавцы! Но как бы `турничок` не треснул под воздействием этой силы! Лариса! А рощица -то совсем оголилась!
А я с удовольствием вспоминаю конкурсы, репетиции театра...
До боли знакомые строчки...
Открываю томик одинокий томик в переплёте полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе, и в столетьях мы не повстречались... Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались. (В. Тушнова)





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/