Грегерии - Марина Осиповна Малинина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Марина Осиповна Малинина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Марина Осиповна Малинина / Блог / Грегерии


ЗАПИСЬ #235

КОММЕНТАРИИ (4)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


10 июня 2021, 08:56, автор - хозяйка блога
Марина Осиповна Малинина

Грегерии

ГРЕГЕРИИ – ОСОБЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР: МЕТАФОРА+ЮМОР

Е.В. Астахова

 

Грегерия — очень короткий художественный текст — одно, иногда два предложения, — напоминающий одновременно афоризм и образное определение; непременными составляющими грегерии являются юмор и метафора.

Жанр грегерии создал Рамон Гомес де ла Серна.

 

Что такое грегерия?
Это литературный жанр, основоположником и чуть ли не единственным представителем которого был испанец Рамон Гомес де ла Серна. Плодом его размышлений стали маленькие шедевры, нечто среднее между афоризмом и образным определением.

 Даже то, как он объясняет, что такое грегерия, — это почти поэма:

«Грегерия ловит мгновенье, готовое к перемене, схватывает эфемерную реальность, обречённую гибели, — но разве не гибелью чревато всё, чего касается человек? И разве спасти от гибели не долг человеческого — человечного — искусства?.. Грегерия — это оттенок, оттиск, словцо — красное словцо! — штришок, промашка, галочка, невнятица — пусть даже несуразица! — осколочек, чёрточка, камушек, цифирка, штучка, ошибка…

 Грегерия — это порыв определить неопределимое, схватить ускользающее.

Так вскрикивают, столкнувшись невзначай, вещи и души… Грегерия — это необходимая перемена точки зрения. Внезапно изменяя ракурс, грегерия ловит черты вечно рождающегося мира…»

Грегерия «существует в противовес афоризму.

 Афоризм утверждает правило, грегерия ищет исключение; афоризм констатирует мировой закон, грегерия радуется случайности».

Фернандес Морено сравнивал грегерии с пузырьками игристых вин.

----

   Телефон — будильник проснувшихся.
  
   В Венецию попал не тот, кто в нее попал, а тот, кто о ней мечтает.
 
    Расцвечивая свои глюки, писатель высвечивает свои муки.
 
   Показывая нам язык, собаки, видимо, принимают нас за врачей.
 
   Духи — это цветочное эхо.
 
       Поэзия — это надежда на то, что завтра тебе позвонит та, которую ты вчера видел в киношке.
 
   Лебедь — порождение ангела и змеи.
 
   Автомобилистам стоит наряду с запасным колесом возить завернутую в целлофан запасную жизнь.
 
      Любовь — это вышивание в четыре руки.
 
    Мы бы всегда открывали деревянные ставни, чтобы полюбоваться погруженным во тьму садом, если бы не страх столкнуться лицом к лицу с человеком, который, прижавшись к стеклу, смотрит на нас снаружи.

 
   Идут ко дну в море и идут ко дну в небе… Голова кружится, если глядеть в небо так же, как в море.
 
   Писал «шуба» через «щ» — так ему было теплее.
 
   В театральной сумочке поместится один лишь ключик — от сердца.
 
    Если бы астрономы не следили за звездами, те сновали бы по небу без всякого стыда и порядка.
 
   В ежедневной готовности погружаться в сон — бесшабашная смелость.
 
   Пейзажист спокоен: пейзаж не станет пялиться на картину, стараясь понять, похоже или нет.
 
  Душа покидает тело, как будто оно — одежда, которую пора отдавать в прачечную.
 
   Ямочки на щеках женщины — лучшее, что есть у мимики жизни.
 
   Кипарис — это колодец, ставший деревом.
 
   Посылала воздушные поцелуи в неопределенном направлении.
 
   Мы никогда не насладимся соловьиными трелями, поскольку всегда будем сомневаться, соловей ли это.
 
   Словарь — это словесный толстосум.
 
   В кинозале всегда есть тот, чья трагедия разыгрывается на экране.
 
  Карандаш выводит тени слов.
 
   Многие охотничьи собаки всю жизнь пристально глядят на своих хозяев, пытаясь понять, когда же те наконец решатся стать охотниками.
 
   Хризантемы — это подводные растения, которым захотелось жить на земле.
 
   Если в мае выпадает снег, все сады превращаются в грядки цветной капусты: с белыми верхушками и зелеными кочерыжками.
 
   Произнося «параллелепипед», напоминаешь заику.
 
  Звезды временами светят ярче обычного; как будто разбросанные по всему небу смотровые окошечки только что были вымыты.
 
   Диск маятника раздувает огонь времени.
 
   Ночью улицы длиннее, чем днем.
 
   Море испытывает такой голод, что ему не до жажды.
 
  Картины, по непонятной причине, не могут верно отражать действительность. Возможно, это происходит оттого, что земля не плоская, а круглая, неровная, и все на ней искривлено и изогнуто — все, что на ней находится, имеет совершенно нелепый наклон.
 
   Осенью все листы в книгах должны опадать.
 
 Ой-ой-ой! Шарик! — закричала девочка. Она смотрит в небо и видит свой шарик с белой ниткой летящим в немыслимые высоты. Весь парк от волнения впадает в детство, и даже небо проникается детством, слышится плач ребенка, упустившего шарик и ощутившего непоправимость и ужас, отсутствие необходимой для погони за шариком помощи, а в глазах всех детей, устремленных ввысь, появляется горькое ощущение высоты, загадочное чувство головокружения и эгоистическая жажда полета, трагизм которой им суждено нести теперь всю жизнь.
 
   Собачий лай кусается.
 
   Что пугает в старости, в ее медленном и тягучем движении к закату, так это то, что нам предстоит стать профессионалами старости… Нет, нет, нет, нас ужасает не постыдная деградация личности, а то, что нет ни одного старика, который не был бы профессионалом старости, что все, так или иначе, становятся профессионалами. Где же выход?
 
 
    Нелишне помнить, что в День потопа утонули и те, кто умел плавать.


• Камни умеют ждать.

• Радуга — ленточка, которой природа повязывает волосы после купания.

• Небо такое, будто сотня художников вытирала об него кисти.

• Сонет — бархатный жилетик поэзии.

• Книга — спасательный круг, кинутый в одиночество.

• Пещера — зевок горы.

• Художник с палитрой похож на птицу об одном крыле.

• После каждого выстрела ствол орудия отшатывается.

• Паук штопает ветер.

• Мёд всегда краденый.

• Реки не знают своих имён.

• Жирафа — лошадь, преображённая любопытством.

• Павлин — миф в отставке.

• Какое унижение — чесать за ухом задней лапой! И ведь собака это понимает!

• Снег в воде гаснет.

• А море всё обливает землю водой — словно надеется привести её в чувство!

Женские ноги счастливы только в обувном магазине.
Не спорь с эхом: последнее слово все равно будет за ним!

• Подсолнух — карманное зеркальце солнца.

• Объятие — ожерелье без застежки.

• Ракушки — кастаньеты моря.

• Сирень — батистовая блузка весны.

• Охотник убивает не птицу — он убивает полёт.

• Кофе — краска, которой сердце закрашивает седину

• Старые зеркала ядовиты — они пропитаны взглядами мёртвых.

 

Рамон Гомес де ла Серна родился в 1888 году в Мадриде, в состоятельной и образованной семье. Будучи истинным мадридцем, Рамон много писал о родном городе:

«Мадрид – это не иметь ничего и иметь всё».


Гомес де ла Серна был неустанным посетителем Эль Растро / El Rastro, старинного блошиного рынка Мадрида, где среди калейдоскопа вещей, книг, картин, безделушек, искал «следы и отпечатки» (rastro в переводе с испанского кроме барахолка имеет и такие значения), буквально шёл по следу смыслов (oler un rastro – чуять след), «слышал возгласы души вещей».


 В романе «Растро» (1914) писатель так рисовал этот рынок:

 «Мебель, предмет – это не мебель и не предмет, а идеи, теории времени,

 другое видение очага и любви.

Моя голова переполнена образами самых разных вещей, которые мне помогают понять жизнь,

даже если эту жизненную доктрину трудно изложить, допустим, на митинге.

Самое важное в предметах и вещах то, что, будучи повторяемыми и монотонными по сути, оказавшись в окружении других вещей на Растро,

они формируют различные комбинации,

заставляют по-новому взглянуть на реальность,

эти разные сочетания предметов делают мир разнообразным и оригинальным.»


Самые простые предметы служили для Рамона источником вдохновения.

 

Хорхе Луис Борхес, знаменитый аргентинский писатель,

 сам автор лаконичных философских фантазий,

ещё юношей познакомившийся с «блестящим и неуловимым» Рамоном Гомесом де ла Серной

в кафе Помбо, позже отметит,

 что дон Рамон всю жизнь создавал единственную книгу «Инвентарь мира», «подлинную Энциклопедию, книгу всего-на-свете-и-много-чего-ещё», ежесекундно увиваясь за всякой мимолётной мелочью, любуясь каждой её складкой, но сознавая при этом её единичность, отрывочность и быстротечность .

Из такого вот сочетания универсальности и фрагментарности и возник, изобретённый Гомесом де ла Серной в 1910-х годах,

литературный жанр грегерий.

Этот жанр двух-трёхстрочных реплик, по выражению Борхеса «многоцветных грегерий», этих стёклышек гигантского калейдоскопа в бесконечных хитросплетениях и перекличках, отражал новое время и новую эстетику начала ХХ века с иными общественными и производственными отношениями, что находило прямое воспроизведение в искусстве.


Наступил конец эпохи пафоса, возрождалась любовь к пародии на устоявшиеся истины и к способу в лаконичной и ироничной форме смотреть на реальность.

 

Почему Рамон выбрал такое слово для обозначения своих литературных опытов?

 С одной стороны, грегерия означает на греческом « неразборчивый гам, смешение громких и фальшивых голосов»,

с другой – говорить по-гречески ассоциировалось с находчивостью и умом.

 

В прологе к книге Total de gregueras   («Все грегерии») писатель утверждал, что это – независимый литературный жанр со структурой афоризма.

« Грегерии – это порыв определить неопределимое»,

писал он.

Тогда же и представил формулу: «грегерия – это метафора плюс юмор».

 

Секрет жанра заключается в изменении взгляда на ожидаемые тривиальные смыслы.

Мир – многообразен и стоит перестроить его понимание, чтобы получить новую информацию, сменить привычные символы и ориентиры.

Метафора ключевой компонент в творчестве Рамона.


 Великий испанский философ и писатель Ортега-и-Гассета в работе 1924 года «Две великие метафоры» объяснял, что «метафора это не только средство выражения, но и одно из основных орудий познания», метафора «это интеллектуальный процесс для осмысления и понимания концептов, которые находятся практически на пределе нашего понимания»


В этом смысле грегерия – искусство улавливать эфемерные понятия.

Повседневные реалии изображаются с иронией и юмором, на основе остроумных выражений, изменённых устойчивых словосочетаний или игры с фонетикой и смыслом, сочетания спонтанных ассоциаций.

Грегерии разрушают сентиментализм, патетику и приближаются к гротеску.

 

Грегерия возникает из мгновенного впечатления от объекта, и это впечатление работает на воображение:

Бывают настолько влажные дни, что даже вилки страдают от ревматизма.

 

. Структура грегерии часто выглядит как сравнение, построенное на сходстве или контрасте явления:

Хорошая оливка похожа на зелёный бриллиант.

 Улыбки гаснут, как свет.

Непременно присутствует яркий образ:

Свежая краска на двери кусает, не пачкает, а кусает.

 У ветра есть один недостаток – у него нет расчёски.

Поезд разрушает идею счастья.

 Комета – это звезда, у которой развязался бант.

 

Соловей – это ночная боль любви.

 В волне – зеркало пропасти.

 Лучшее в рассвете то, что он не знает ничего о вчерашнем дне.

 

. Природа всегда грустит. Вы когда-нибудь видели, чтобы смеялось дерево?

Под деревом не капает во время дождя, а начинает капать, когда дождь заканчивается.

 

Морю только снится путешествие. Оно никогда не путешествовало.

 

Под звёздами все мы карлики.

 Только солнце может отправить в отпуск облака.

 

Жирафа – это лошадь, удлинённая любопытством.

 Слон – это не животное, а ассоциация.

 Кот думает, что Луна – это тарелка с молоком.

 

Дым – это молитва очага.

 

Открыть зонт – это как выстрелить в дождь.

 

Любовь рождается из внезапного желания увековечить прошлое.

Настенные часы отдыхают только во время переезда.

 

С каждым годом грегерии Рамона становились всё более краткими, приближались к стилю эпиграммы.

Пистолет – это дуло смерти.

 Пулемёт похож на пишущую машинку смерти.

 

У воды нет памяти: поэтому она такая чистая.

 

Из снега, который упал на озеро, рождаются лебеди.

 

Бывают неожиданные и спонтанные сравнения:

– Электрический утюг подаёт кофе рубашкам.

 

Если ты слишком хорошо будешь себя знать, то перестанешь здороваться с самим собой.

 

 Хлеб потому такое короткое слово, чтобы было легко и быстро просить его.

 

Е.В. Астахова




ОБСУЖДЕНИЕ


Нина Валерьевна Рыжкина2021-06-10 22:11:50 - Нина Валерьевна Рыжкина
Очень интересно!
Елена Ивановна Яворская2021-06-10 23:01:45 - Елена Ивановна Яворская
Спасибо!Очень философски.
Александр Геннадьевич Покаевский2021-06-10 23:09:08 - Александр Геннадьевич Покаевский
Интересный тест.
Вероятно, с дамами,коим этот

`рассказик` показался интересным, мне сложновато
было бы пообщаться...
Марина Осиповна Малинина2021-06-11 06:28:23 - Марина Осиповна Малинина
Нина Валерьевна,Елена Ивановна,согласна с вами,что литературные поиски Рамона Гомеса де ла Серна любопытны. Они дают материал для размышления.

Александр Геннадьевич,давеча пропалывала я репу и наткнулась на детальку,которую изготовил кузнец своими руками(с помощью огня-естественно)
Маленькая вещица,как машина времени,напоминает и о бренности жизни, и упорстве человека.
В хламе прошлого таится основание Храма будущего.

А погода для репы в эту весну самая подходящая:-)))

Насильно мил не будешь!

Даже растения выбирают почву нужной им кислотности. Это я намекаю на голубику.
Ей,вишь,кислотность подавай,а то плодоносить перестанет,а то и листики пожелтеют,а там и до гибели недалеко.
А без её белых колокольчиков весной грустно будет.
Так что, это не тест, а лакмусовая бумажка :-)))

Шкала кислотности почвы:
3-4pH сильнокислая;
4-5pH кислая;
5-6pH слабокислая;
6-7pH нейтральная;
7-8pH щелочная;
8-9pH сильнощелочная.

Кислотность почвы для посадки голубики. рН приготовленного субстрата должна быть до 3,5-4,5 единиц.
( Структура грегерии часто выглядит как сравнение, построенное на сходстве или контрасте явления)

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Похоже на то, что вы сообщаете` `Я купила новую квартиру! Добро пожаловать!!!` Люди приходят, видят входную дверь, на ней листочек: `Налево кухня, направо спальня, прямо - туалет и ванная! Правда, роскошная квартира? В период летних каникул буду наполнять ее обстановкой, тогда и дверь открою!`
А как скачать?
Вячеслав, ничего не растет, все загонят в дополнительную цифру 1 июля, врачи работой не рискуют, а с этими бамажками никуда не пустят, тк они в базе отсутствуют
в крации этог - у нас начался трэш
Ого, классненько такое письмо получить! И это так давно, девчурка закончила университет!Алевтина Петровна, это прям бальзам на душу. Я вас от души поздравляю!
Спасибо





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/