Памятка для воспитателей «Игры для развития мелкой моторики»
Для развития мелкой моторики руки используются разнообразные стимулирующие материалы, интересные приёмы, специальные упражнения.
Самомассаж кисти и пальцев рук. Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т. к. на ладонях расположены нервные окончания.
1. При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
2. При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу.
3. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
4. При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко) .
5. Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
6. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
7. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
8. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
9. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
10. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
11. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.
Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
Затем следует перейти к следующим видам игровых комплексов пальцевой гимнастики.
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз) .
“Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза, затем влево – вправо (3 раза) .
Задания на удержание позы кисти руки:
“Зайчик” – и. п. : рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
“Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.
Также для развития мелкой моторики полезны следующие приемы:
- «Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты
- Строим забор, дом, дерево и т. п. – из счетных палочек
- Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты
- Кто спрятался в комочке.
- Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками
- Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох
- Определи на ощупь – то, что спрятано в песке.
- «Застегни одежду»
- Шнуровки
- Найди фигурки в сухом бассейне
- Снегопад в лесу – на трафарете елки разложить комочки ваты
- Выложи из геометрических фигур медведя или других семян
- Выкладывание букв из различных материалов
- Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра
- Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке.
- Строитель
- Собирание разрезных картинок
- Собери пирамидку
- Сушка белья – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки
- Покормим животных – мелко или полосками рвем зеленую бумагу
- Выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или выкладывание контура птицы
- Обведи и раскрась
- Сматывание толстых ниток в клубок.
- Обведение трафаретов
- Обсыпание манкой намазанного клеем трафарета н – р: дерева (зимний пейзаж)
- Плетение коврика из полосок цветной бумаги
- Игры с водой и пипеткой – капли по контуру лужи
- Аппликации, складывание оригами
- Цепочки – из конструктора
- Цветная мозаика
- "Вижу руками" – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы
- Заполнение объема трафарета животного или птицы бумагой, солью, пластилином
- Кляксография, рисование
- Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой.
- Выкладывание букв из различных материалов
- Логопедический конструктор
- Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т. д.) .
Игры с палочками
(спичками)
К 4 годам ребёнок в состоянии выкладывать из спичек (палочек) геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Вырежьте из плотной бумаги кружки, овалы, трапеции, они помогут ребёнку дополнить изображение.
Эти игры помогают стимулировать воображение, развивать творческие способности. Целенаправленно развивать внимание, зрительную память, мышление, ориентировку в пространстве.
Игры со скакалкой (верёвкой)
Попросите ребёнка:
Выложить скакалку по прямой линии.
Выложить из скакалки «змейку», «лесенку».
Выложить из скакалки круг, квадрат, треугольник.
Намотать скакалку на ручку, размотать.
Сложить вдвое, втрое, вчетверо.
Завязать узел.
Развязать узел.
Методика проведения упражнений по развитию мелкой моторики:
1. В упражнениях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
2. При объяснении называйте свои действия и добивайтесь этого от детей.
3. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
4. Найдите, за что похвалить: за то, что ловко складывал пальчики, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
5. Помните, приобщая ребенка к пальчиковым упражнениям и играм, надо мотивировать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости.
Мой маленький дружок, запоминай
движенья!
И вместе с нами
Двигаться учись без напряжения.
Пальчикам нашим нужна тренировка,
Всё получаться будет так ловко!
Надо, конечно, тебе потрудиться.
Легче зато потом будет учиться.
Спориться будет любая работа.
Скажешь: «Спасибо Вам за заботу! »
В. Солнцева
Тэги:
памятка,
мелкая моторика