: 10 ,
.
Ксения Букша
Литература в школе: 10 вещей, которые бесят
Литература в школе — скучна и неинтересна. Если, конечно,
вам не повезло и вдруг не попался хороший учитель, умеющий увлечь и выходить за
рамки программы. Такие есть, но их мало. Чаще же школьные уроки по литературе
навевают тоску: дети вместо Сервантеса или Ремарка читают Житие Сергия
Радонежского, учителя делают из великих писателей мумий, книги которых после
школы и открывать не хочется, а в итоге ЕГЭ по литературе выбирают лишь 5%
учеников. 10 вещей, раздражающих в преподавании предмета, который, пожалуй, проще
всего сделать интересным.
1.
Литература как сборник кейсов по психологии и
этике
Бедные Базаров и Раскольников, Татьяна и
лирический герой Маяковского становятся тренировочными куклами, на примере
которых обсуждаются разнообразные этические и психологические вопросы. Замена
неравноценная: все эти чуваки жили ужасно давно, а любовь штука хоть и вечная,
но есть значительные нюансы. При этом эстетические вопросы и подавно
задвигаются на второй план. А ведь они куда тоньше, интереснее и сами по себе
отлично способствуют «воспитанию чувств».
2. Отсутствие зарубежной литературы
Зарубежной литературе в 7-9 классах во
многих программах уделяется примерно пять часов. В год.
Шестой класс. Тут побольше. Подспорье
истории древнего мира: по часу на мифы Древней Греции, Геродота и Гомера
(«Хитроумный Одиссей. Характер и поступки»). Час на «Дон Кихота» (думаете, что
про рождение европейского романа? Или про чувство юмора? Боже упаси. Про
«человека, живущего в вымышленном мире» и «проблему ложных идеалов»). Одна
радость: по три часа на «Маленького принца» и «Тома Сойера». Видимо,
предполагается, что дети действительно их осилят от начала до конца — в отличие
от Сервантеса.
Седьмой класс. Бёрнс, Байрон, хокку, О.
Генри и… Расул Гамзатов. (На всех по часу. Костюмированный бал).
Восьмой класс. Два часа на Шекспира
(«Ромео…» и сонеты). Час на Мольера («Мещанин во дворянстве»). Час Свифта и час
Скотта.
Девятый класс. Час на Данте Алигьери. Что
можно сделать за час с Данте Алигьери? Два часа на «Гамлета». Два часа на
«Фауста».
В десятом — ноль. В одиннадцатом — ноль.
Ладно — Бальзак, Дюма, Кафка, Стивен Кинг,
ладно — Джойс и Борхес, хоть Ремарка бы с Сэлинджером почитать или Хемингуэя
какого. Нет… Где нет берёзок, там ничего не пишут и не писали.
3. Засилье XIX века
Впрочем, Борхес не светит школьнику при
любом раскладе. Потому что основная масса наследия, предлагаемого к изучению,
относится к XIX и началу XX века. Почему именно к этому времени? Потому что
«основные принципы» изучения литературы, а
с ними и кейсы, десятилетиями не меняются, а только подновляются.
4. «Программа» не стремится соблазнить
чтением
Казалось бы, дети не читают. Что делать?
Стремиться как угодно, но поразить их воображение и привлечь к этому делу —
переворачиванию страниц. Многие начинают с Гарри Поттера и фэнтези, да им и
заканчивают, потому что мало кому удаётся плавно «перевести ребёнка на общий
стол». Надо ведь кропотливо подбирать: чуть сложнее, ещё чуть… чтобы только не
соскочил. Эту наркодилерскую работу могла бы проделать литература в школе. Не
проделывает. Четвёртый класс начинается с Жития Сергия Радонежского и
продолжается все той же классикой — почтенной, но не соблазнительной. Кроме
сакраментальных Гека с Томом и Маленького принца, а также в пятом классе Джека
Лондона и Стивенсона
5. Программа выхолащивает своих «любимцев»
Вот да, всех этих везунчиков, которые
попали в её шорт-лист вместо «Муми-троллей». Сначала их читают, чтобы просто
научиться читать. «Смысловое чтение как осмысление цели чтения» — такая есть
чудесная фраза в программе. Потом начинаются этические, исторические и
композиционные разборы: «когда это написано», «как это сделано» и «кто хороший,
а кто плохой»
Особенно хочется сказать про Александра
Сергеевича. Сверчок в нашей школе — главный пострадавший. И страдает он именно
по причине своего универсализма, всеохватности и умения по-светски болтать на
любые темы. В Пушкине, к сожалению, можно найти кейсы обо всём и любого уровня
сложности, что делает его лёгкой добычей русичек всей Руси Великой. В
результате раздёрганность Пушкина на «темы» приобретает анекдотический
характер, да и сам он сводится к какому-то анекдоту. Всё это началось не вчера,
но
чем дальше отъезжает от нас Пушкин, тем
меньше шансов его для детей оживить.
7. Учитель не читает вслух
Даниэль Пеннак «Как роман» — в этой уже не
очень новой книжке описан отличный простой способ заинтересовать детей чтением:
читать им вслух. Целые большие книжки, от урока к уроку. В любом возрасте. Я
лично проверяла этот способ на группе детишек 10-11 лет — он работает. Почему
им мало кто пользуется? Потому что пусть сами читают, не маленькие. Потому что
произведения школьной программы не вызовут бурного интереса. Потому что времени
нет, а есть поурочный план. Потому что
читать — не главное, а главное —
«разбирать».
8. Литература нужна только 5% выпускников
Вся школьная жизнь, особенно последние
два-три года, отдана подготовке к ЕГЭ. Ну а кому нужен ЕГЭ по литературе?
Филологам и учителям. Значит,
большинство детей вообще перестают ею
заниматься — как раз тогда, когда они становятся в силах понять сложные вещи.
9. Можно вообще не читать
10. Не прививают ни умение работать с
текстом, ни умение его конструировать
Поколение сегодняшних школьников — в его
незаброшенной, незапущенной части — пишет столько, сколько и не снилось ни
одному поколению до них. Это поколение текста.
Они общаются текстами. Они бы и сами могли
словесников своих писать поучить. Их язык энергичен, нередко интуитивно мощен,
многие из них от природы талантливо пишут о том, что им интересно. Да-да, и
композицию строят, и убедить могут. А какой язык сейчас в соцсетях и на форумах
попадается — дух захватывает. Всё в кучу, всё живо и порой прекрасно (а иногда
тупо и уныло, да). Ах, если бы ещё и обогатить, оплодотворить это текстовое
поколение интересом к разным культурам текста, разным способам выражения
мыслей, поощрить умение мыслить нешаблонно и отвратить от простых и готовых
решений. Эх…
http://godliteratury.ru/events-post/kseniya-buksha-ob-urokakh-literatury
Тэги:
статья,
литература