Духовно-нравственное воспитание
молодежи
в современном мире.
«У человека можно отнять все, кроме одного –
выбрать собственный путь»
В.Э. Франкл
Что такое нравственность? Для чего она нужна? Почему все вокруг о ней так часто говорят?
Наверняка эти вопросы хотя бы иногда проскальзывали у современной молодежи. Они даже не задумываются о том,
что смысл этого слова заключается в простом: гуманность, справедливость, взаимность, милосердие, великодушие, терпимость, а так же умение вести себя культурно в общественных местах, знать границы дозволенного, уважительно относится к взрослым, помогать младшим, беречь природу т.е в правилах, которые предписывают человеку, какие
поступки он должен
совершать. Вот это и есть нравственность, иначе говоря,
принципы
и нормы морали. Наверняка это знают тинейджеры –
современные молодые люди.
Существует еще одно понятие – это нравственная культура, она так же является
частью духовной культуры человека, причем главной ее частью.
В этом и есть её особенность. Как и всякая
культура, нравственная культура складывается из нескольких элементов.
Одно из них
мораль – это отношение человека, к самому себе, его отношение к другим людям, а так же к окружающей среде. Смысл морали или, иначе говоря, «Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты
хотел бы, чтоб он поступал по отношению к тебе». Мораль – это
духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. А
основа духовной жизни это культура (во всех ее пониманиях, человек, общество).
Следующий элемент это
этика (от греческого
ethos
– обычай, нрав, характер), «добро», «дом»,
«совесть». Понятие «добро» - идеалы гуманизма; «дом» - характер морали; «совесть» - внутренний личностный смысл морали, моральной оценки и самооценки.
К ним можно добавить и
ценности
как еще один элемент нравственной культуры, т.е. результат деятельности
человека, все
сотворенное разумом. Так, например, храмы и мосты существуют очень долго, ценности –
существуют до тех пор пока их соблюдают.
Потребности,
т.е нужда в чем либо,
требующая удовлетворения. Порой человеку кажется, что «это» ему
необходимо, а на
самом деле он может обойтись и без «него». Ложные потребности приводят к пагубным привычкам, от которых человек уже не может отказаться. Почему, говоря о нравственности, мы заводим тему потребностей, а потому, что, удовлетворяя свои
потребности, мы должны помнить и соблюдать
нормы морали, или как я еще назвала бы их,
заповеди, которые гласят правила строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать, т.е. не убивать, не воровать,
не клеветать, не завидовать и т.д.
Все это можно достичь путем больших личных
усилий, душевной энергии, мужества и, конечно, путем самовоспитания.
Итак,
мы с вами убедились, что нравственная культура повсюду. Но если мы посмотрим на то, что происходит сегодня, сможем увидеть следующую картину.
Подростковый
возраст - это самый трудный период в жизни человека. Так говорят не только психологи
и педагоги,
но и все чаще родители. Именно в этом возрасте необходимо вести полный контроль за ребенком. Желание казаться взрослым, заводить новые знакомства, пробовать то, что еще никогда не пробовал, отправиться в те места, куда всегда запрещали родители, может
очень сильно изменить ребенка не в лучшую сторону.
Если подросток вызывающе одевается, имеет пирсинг, ярко выкрашивает волосы, нецензурно выражается – это
скорее аморальное поведение, но если
взрослые начнут кричать ему
в след, размахивая руками о том, что его поведение неправильное, это уже
можно назвать безнравственностью взрослых.
И хотя
борьба поколений, или как мы еще называем тема
«отцов и детей», была всегда, мы боимся
себе в этом признаться, говоря: «Мы, в свое время такими не были…». Это тема была, есть и будет, и как и прежде люди ищут пути решения
в борьбе за нравственно-культурное общество.
В Семейном кодексе четко прописано, что первые и единственные
заинтересованные воспитатели детей – это родители.
Но по-прежнему общество замерло в ожидании действий школьных учреждений.
Но только ли педагоги несут ответственность за поведение детей в обществе? Конечно же, нет. Нельзя так же
снимать ответственность с телевидения, локальных сетей, которые доступны абсолютно всем детям без границ в возрасте, с издательств журналов, газет, наконец, общество в целом. Все они вместе взятые несут ответственность за будущее нашей страны, а это
и есть наши дети.
Нельзя не отметить
действия предпринимателей, которые
торгуют спиртными напитками и табачными
изделиями, они
вывешивают правило «Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, спиртные и табачные изделия
не отпускаются» и стараются следовать ему. Или еще один пример: включая сегодня телевизор, можно
увидеть возрастные ограничения к просмотру передачи или фильма. Так родители могут проконтролировать
то, что можно смотреть их детям. Это хотя и маленький, но все же «шаг»
к нравственной культуре.
Сегодня на плечах педагогов лежит непосильный труд. Педагоги продумывают каждые мелочи при работе с детьми. А в сельской местности, как известно, дети живут в разных жизненных условиях, и главная задача –
найти подход к каждому ребенку, заглянув глубоко в его глаза, чтобы понять, что именно хочет ребенок.
Я стараюсь
упорно работают над
нравственной личностью каждого ребенка, провожу беседы, диспуты,
классные час,
диагностическую работу, мероприятия,
тесно сотрудничаю с
родителями, что помогает
мне лучше узнать семью и ребенка. Темой моего самообразования является «Нравстенное воспитание детей в современном мире». Считаю эту тему актуальной на сегодняшний день.
Любые мероприятия несут в себе
определенную цель, которая, как правило, достигается. Так, например,
в нашей школе традиционно учащиеся моего класса проводят
праздник
«День пожилого человека». Это не просто день, отмеченный в календаре, это связь поколений, преемственность в воспитании, проявление уважения к старшим, забота о родных. Пожилой человек –
это
человек который пожил, много видел, а значит может и детям и внукам что-то рассказать.
«
День матери» -
это молодой, но очень важный праздник. В школе уже ежегодно организовывается концерт для мам. Ребята с радостью готовят многое самостоятельно, понимая, что они это делают для самого и дорого человека. Это мероприятие напоминает детям о том мама – это не только человек, у которого можно взять деньги или попросить новую одежду, но «свет в окошке», который всегда придет на помощь в самую трудную минуту. Человек который всегда сможет сделать пасмурный день – солнечным, будние дни –
праздничными.
Нельзя не отметить участие моих ребят в неделе правовых знаний, которая ежегодно проходит у нас в школе. Уроки, мероприятия и конкурсы по теме «Право» дают детям возможность вспомнить свои права и обязанности, выразить их в сочинениях, эссе, стихотворениях. Участвуя в таких мероприятиях и конкурсах у ребят появляются не только грамоты и благодарности районного и краевого уровня, но и повышается самооценка, потенциал, уверенность в своих силах.
Сегодня, смотря на моих семиклассников, я наблюдаю динамику в формировании уровня воспитанности, по сравнению с тем временим, когда они только пришли ко мне. Если
взять пятый класс, то
12%
показали, низкий уровень воспитанности. В шестом классе, это уже 7%, а сегодня
5%. Я уверена, что вскором времени, мы достигнем высокого уровня.
Еще один момент проявления нравственности я вижу в том, что дети проявляют заботу друг о друге. Они посещают одноклассников, которые не ходят в школу по причине болезни, организовывая маленькие сувениры, в знак внимания о друге.
Уже третий год класс является лидером в рейтинге «Самый классный класс». Одним из критериев данного конкурса является и уровень нравственности, поведение, воспитанность.
Сегодня люди не замечают, что притягивают к себе все то, о чем думают.
Мысли становятся материальными. Это вроде неплохо, но стоит помнить, что подобное притягивается к подобному.
Поэтому главная задача выбрать правильный путь,
правильную цель, идти к ней очень аккуратно, помня о том, что мы живем в обществе, и от каждого из нас зависит завтрашний день общества. Настраивать себя позитивно. Думать о хорошем!
Тэги:
Воспитание детей