В августе 1941 года в наше село привезли эвакуированных детей из
детского дома. В
селе говорили: это ленинградские дети, однако они прибыли не из самого
Ленинграда, а из Царского Села. Того самого - пушкинского. Почему именно к
нам? Потому что детей направляли в глубинку России, а Кировская область
была на то время далека от линии фронта; направляли в те населенные пункты,
где была не только школа, но интернат или детский дом, чтобы он был не маленький; необходимо, чтобы там были хорошие мастерские для девочек и мальчиков. Роговская семилетняя школа подходила по всем параметрам:
-
здесь был детский дом №45;
-
школа была вместительной: в ней перед войной училось в две смены около
400 человек;
-
девочки обучались швейному мастерству, мальчики - столярному делу;
-
в школе был приусадебный участок, где выращивали ягоды, овощи,
картофель, зерно для собственных двух лошадей.
Таким образом, все условия необходимые для эвакуированных детей здесь
были. Во время войны эвакуировано было много детских домов с западных
границ России, в том числе и в Слободской район Кировской области.
Например, в селе Шестаково также был эвакуированный детский дом.
В селе Роговое 150 детей перед самой блокадой Ленинграда были
размещены в здании интерната, учителя и воспитатели, приехавшие вместе с
ними, жили на квартирах. Всего в то время в детском доме было около 300
детей.
В самом начале детей встретили настороженно, не очень приветливо: им
не выдали постельного белья, посуды, плохо кормили. Стали поступать
жалобы эвакуированных в горком и обком партии. И очень быстро порядок
был наведен. Даже было принято решение, чтобы областной отдел образования
ежемесячно проверял и подавал сведения о жизни эвакуированных детей в
селе Роговое.
После этого, вплоть до отъезда в родной Окуловский детский дом в 1950 году, детям стали давать даже шоколад, но хлеба им все равно не доставало, поэтому дети решили эту проблему просто: выменивали шоколадки на хлеб у
роговских детей из интерната, когда те возвращались с выходных в
понедельник из родительского дома. Были случаи, когда роговские противились и дело доходило до драк. Но по большому счету дети роговские и
ленинградские жили дружно. Они вместе учились в школе, помогали друг
другу в учебе, вместе коротали вечера в интернате, играли и ждали вестей с фронта. В классах тогда было по 40 человек.
Столовая располагалась в существующем сейчас здании напротив
современного магазина.
Расписание режима дня в летнее время было следующим:
Подъём
|
700
|
Зарядка
|
715
|
Уборка постелей, спален, утренний
туалет
|
715 -8 00
7 -8
|
Линейка
|
800-820
|
Завтрак
|
820-920
|
Свободное время
|
930-940
|
Работа на участке, огороде, колхозе,
организованные прогулки, походы,
экскурсии, звеньевая работа, солнечные и воздушные ванны,
обтирание, купание, игры
|
910-1230
|
Кружковая работа, свободное время и
подготовка ко обеду
|
1230-1300
|
Обед
|
13°°-1400
|
Приготовление к отдыху
|
1400-1415
|
Отдых
|
14 15 16 00
|
Уборка постелей, спален, туалет
|
16 00-162°
|
Линейка
|
1620-164°
|
Военно-физкультурная работа,
походы, работа на участке, работа
отрядов, звеньев, подготовка к
вечерам, кострам, выпуск стенных газет, кружковая работа
|
16 40-184°
|
Подготовка у ужину
|
1840-19°0
|
Ужин
|
19°0-20°0
|
Вечера самодеятельности, игры,
костры
|
21оо 21зо
|
Линейка
|
2130-215°
|
Подготовка ко сну
|
2150-22°0
|
Сон
|
22°°-7°°
|
Обычная жизнь летнего пионерского лагеря.
Они также встречали праздники, устраивали концерты для местных жителей.
Им объявляли благодарность за «хорошее исполнение песенки «Весна»,
частушек, рассказ стихотворения «Солнечный зайчик» и песни «Песенка моя».
За успешное окончание учебного года, отличную дисциплину и активное
участие дети получали благодарности и премии в виде подарков: портфеля,
ремня, одеколона, блузки из парашюта, рубашки, крема, брошки, тетрадки,
карандаша и др.
Документов о жизни детского дома во время войны сохранилось в
местных архивах немного, так как все документы были увезены и сданы в
Ленинградский архив.
Первоначально директором детского дома был Попов А.А. Затем
директорами детского дома были:
-
Кожевников Павел Андреевич
-
Сочаво К.О.
-
Лепеха С.Г.
-
Алфимова О.И.
-
Момотов И.В.
-
Жуйков А.Ф.
Учителя у них были из Роговской школы, а воспитатели - сотрудники из
родного д/д. Кладовщики, повара, кастелянши, также как и директора
менялись часто. Видимо контроль со стороны областного управления был
очень строгий, и малейшее нарушение наказывалось увольнением.
Дети не только получали знания по общеобразовательным предметам, но и
учились ремеслу. Девочки занимались швейным делом, а мальчики обучались
столярному ремеслу. Из отчетов по трудовому воспитанию учащихся
замечено, что мастерских было 2: швейная и столярная, каждая на 8 человек
занимающихся. А еще оборудовалась, уже в конце войны сапожная
мастерская. Дети занимались сельским хозяйством: огородничеством,
полеводством, луговодством, животноводством. Около школы силами
эвакуированных детей был разбит целый сад, где росли, невиданные к тому времени в селе, виды культурных растений: кусты смородины белой, красной,
черной, яблони, клубника (в селе тогда ее никто не выращивал). А в центре сада - клумбы украшали невиданные цветы: георгины и флоксы. Долго еще
сохранялся этот сад после отъезда детдомовцев. Даже сейчас на этом месте можно встретить кустики «одичавших» флоксов и вечерницы.
Местное население дивилось богатству сада, а местные ребятишки иногда
лазили через забор за невиданной ягодой - клубникой. Сейчас этот факт
кажется обыденным, так как у каждого на приусадебном участке растет и смородина, и цветы, и даже яблони и клубника. Но тогда в селе выращивали только овощи и картофель, а в военное время, и говорить нечего.
В д/д работал кружок рукоделия с охватом 51 человек. «В кружке
рукоделия изготовлено 26 накидок на подушки, салфеток - 12. В д/д имеются 2
инструктора по труду, которые удовлетворяют потребность д/ дома».
«Помощи от местных, промышленных с/х предприятий, по
попечительству совета шефствующих организаций в снабжении
оборудования, сырья мастерским, базы трудового обучения не
оказывалось».
После окончания школы их переводили для дальнейшего обучения в
ФЗУ п. Вахруши или с. Карино. При себе летом они должны имеет одну пару
нижнего белья, одно платье, жилетку, ботинки, денег 30 рублей, а зимой -
зимнее пальто, 2 костюма, пилотки и 100 рублей денег. При переводе им давали характеристики. Как правило они отражали психологическое состояние
детей. Например, «вежливая, безотказная, бойкая, никогда не стесняется и не
растеряется». Но часто в характеристиках было написано: «отец — убит на
войне, мать - умерла от дистрофии».
Некоторых детей - сирот удочеряли, усыновляли, как местные жители,
так и приезжие.
Годовой отчёт об учебно-воспитательной работе
и финансово - хозяйственной деятельности
детского дома в 1945-46 гг..
Состав детей
Число круглых сирот - 82 из 109 Число полусирот - 27 из 109, из них мальчиков -55 из 109
Девочек - 54 из 109
Детей погибших – 76
Распределение по возрасту и по классам
От 7 до 10 лет
30 человек
От 10 до 12 лет
33 человека
От 12 до 14 лет
26 человек
От 14 и выше
20 человек
В 1 классе в начале учебного года училось 7 человек, в течение
учебного года прибыло 6 человек и концу учебного года училось
13 человек. Во 2 классе в начале учебного года училось 16 человек,
дети прибывали, к концу учебного года училось 21 человек. В 3
классе в начале учебного года училось 21 человек, 1 девочка
больше половины зимы лежала в больнице. В 4 классе училось 23
человека, 3 человека в начале учебного года были трудоустроены, к концу учебного года училось 20 человек.
В 5 классе училось 13 человек.
В 6 классе училось 1 человек.
В 7 классе училось 3 человека.
Все дети учились в школе за исключением одной девочки Катя
Шеф - лежит в больнице.
Всего училось детей 92 человека, кроме того 17 человек
находились в санаторном д/д.
Эти сведения надо оценивать как общие по детскому дому, вместе с
роговскими детьми.
Персонал работников детского дома №45 «Отрада» на декабрь
1941 года.
Директор
|
|
Попов А.А.
|
Помощник директора учебной части
|
по
|
Луковников Д. Т.
|
Помощник директора по
части
|
хоз.
|
Васильев Т.В.
|
Воспитательница
|
|
Сочаво К.И.
|
Воспитательница
|
|
Иванова В.В
|
Воспитательница
|
|
Беляева В.Ж.
|
Повар
|
|
Капустин Ф.И.
|
Зав. бельевой
|
|
Яковлева Е.Г.
|
Пионервожатая
|
|
Мушенкова Т.А.
|
Бухгалтер
|
|
Гейнц Э.Ю.
|
Кассир-делопроизводитель
|
|
Путцберг М.Б.
|
Медработник
|
|
Берлин М.Я.
|
Кладовщик
|
|
Рудизар Р.Т.
|
Помощник повара
|
|
Васильева Е.П.
|
Уборщица
|
|
Шкляева А.А.
|
Прачка
|
|
Плюснина А.Н.
|
Прачка
|
|
Кошкина В.В.
|
Судомойка
|
|
Кошкина М.П.
|
Судомойка
|
|
Прядейкина Е.П.
|
Прачка
|
|
Глухих А.П.
|
Воспитатель
|
|
Финн О.Л.
|
|
|
Карасик СЕ.
|
|
|
Вейтман А.П.
|
Персонал работников детского дома № 45 «Отрада» в 1946
году.
Директор
|
Жуйков А.Ф.
|
Завуч
|
Касаткина М. А.
|
Воспитатель
|
Сычугова В.М.
|
Воспитатель
|
Мусихина Н.К.
|
Воспитатель
|
Котельникова С.Д.
|
Воспитатель
|
Стась Т.П.
|
Воспитатель
|
Кошкина Т.Ф.
|
Воспитатель
|
Кардашина А.Я.
|
Медсестра
|
Беляева В.М.
|
Инструктор по швейному делу
|
Жуйкова А.И.
|
Руководитель рукодельного
кружка
|
Станкевич В.Э.
|
Заведующий подсобным
хозяйством
|
Челузов Н.И.
|
Помощник врача
|
Мошонкин В.И.
|
Завхоз
|
Логунов А.П.
|
Бухгалтер
|
Гейнц Э.Ю.
|
Костелярша
|
Зяблецева М.Ф.
|
Повар
|
Шестакова А.И.
|
Помощник повара
|
Кошкина М.П.
|
Прачка
|
Кошкина А.В.
|
Дворник
|
Шохирева А.И.
|
Няня уборщица
|
Гвудкова Н.Д.
|
Истопник
|
Кошкин А.У.
|
Пионер вожатая
|
Боталова А.Ф.
|
Работник подсобного хозяйства
|
Кошкина А.ф.
|
Пильщик
|
Касаткин А.И.
|
Водонос
|
Плюснина П.А.
|
Сторож
|
Макарова И.К.
|
Кладовщик
|
Кардашина З.А.
|
Всем воспитателям, не имеющем специального педагогического образования д/д 1/
IV
- 47 оформиться учиться заочно. В случае
отказа будут от работы освобождены.
Хотелось, чтобы откликнулись "ленинградские дети", учителя или их родственники. Будем очень рады их воспоминаниям.
Тэги:
история