Миляуша Миннуловна Гордеева - татарский фольклор
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Миляуша Миннуловна Гордеева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


Портрет
татарский язык
татарский язык и литература
Без названия
рабочая программа 4класс
Без названия

 татарский фольклор




Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Только зарегистрированные пользователи могут жаловаться модератору.




Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Макуловская средняя общеобразовательная школа"

 

 

«Татар теле» - татарский язык

       изучение татарской национальной культуры;

       знакомство с татарским фольклором (сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы);

       знакомство с фонетикой языка;

       речевые клише.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

«Татарский фольклор»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Миляуша Миннулловна Гордеева

учитель татарского языка и литературы.

Возраст детей: 8-15 лет

Срок реализации: 1 год.

Руководитель объединения: Гордеева

Тип программы: авторская

 

 

 

 

 

 

 

 

Макулово

2009-2010

 

 

 

Пояснительная записка .

 

 

Примерная программа конкретизирует содержание тем по татарскому фольклору, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов  данного курса с учетом внутришкольных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Татарский фольклор имеет хорошо развитую систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни), сказки и народные шутки,(киятл р м м з кл р), легенды и предания (легендалар, риваятльл р, хик ял р), загадки (табышмаклар), пословицы и поговорки (м каль л р м йтемн р), песни: короткие, сюжетные, обрядовые и игровые, плясовые (кыска жырлар, сюжетлы жырлар, йола м уен - бию ырлары). Сюда прежде всего следует отнести календарно-обрядовую поэзию. Так, шир. изв. являются нардуган ырлары. В дни нардуган собирались посиделки (утырма), проводились игрища с ряженьем, совершали гадания на кольцах (й зек салыш) и распевали магические куплеты (фал ачулар).

В дни весеннего солнцестояния при обходе дворов звучали н р з ырлары или н р з йт л р (коляды). Обряды проводов зимы сопровождались песнопениями, исполнялись многие действия аграрно-магического характера. Во время весеннего паводка проводился жизнерадостный праздник имч ч к в сопровождении имч ч к ырлары (хороводно-игровых песен) в течение 7-10 дней. В эти дни звучали также ир - ы рлар ы (ритуальные кликанья весны). Весенние праздники карга-туе (грачиный праздник), сабантуй также не обходятся без песнопений и заклинаний.

 

По жанровому составу значительно сложнее свадебные песнопения татар. Среди них выделяются следующие: 1) Туй ырлары (собственно свадебные песни). 2) Сыктаулар (причитания) имеются у всех тюркских народов: у башкир - сенд у, у каракалпаков - сынсу, у ногайцев - кыз елатма и т.д. 3) Танкучатлар - прощальные песни невесты под свадебное утро. 4) Шмчыраклар - песни дружины при проводах жениха в дом невесты (ак й). 5) Яр-ярлар (оды), присущие многим тюркским народам: у каракалпаков - хау-жар, у узбеков - ер-ер, у казахов - жар-жар, у ногайцев - хей-жар и т.д. 6) Бирн ырлары - песни, исполняемые при обмене подарками между свахами в доме жениха в день свадьбы. 7) Арбаулар: есть килен арбау (наставление-нравоучение, обращенное к молодухе), есть кияу арбау (наставление-нравоучение, направленное к жениху), а также яшьл рне арбау (наставление молодых). 8) Типс л р - песни дружины при переезде невесты в дом жениха. 9) йтешл р - речитативно-песенное соревнование между близкими и друзьями жениха и невесты. 10) Бит ачулар - песни-советы невесте при представлении ее родственникам жениха. У башкир - бит асыузар, у каракалпаков - бит ашар и т.д. 11) Кияу ябулар-песни-наставления жениху в брачную ночь. 12) Баталар - назидания матери жениха, с к ото рыми она обращается к своей невестке после заключения никах (брака) при первой встрече.

Кроме того, можно было бы выделить и такие поэтические формы, как самаклар (присловья сватовства), хурлаулар (корильные), мактаулар (величальные) и др.

 

 

При знакомстве младших школьников с татарским фольклором, возможно использовать диски: «Татар теле», «Татарский язык: изучить легко!», это дает возможность приобрести первичные умения работы через компьютер с видами и жанрами татарского искусства.

 

Количество детей: 15 человек.

Состав: постоянный.

Число часов в неделю: 2 час

Для успешной реализации программы необходимо: учебники по татарскому языку; песни; стихотворения выдающихся писателей татарского народа, компьютер, учебный диск, магнитофон, аудио и видео кассеты.

 

 

Цель: Формирование общих представлений о фольклоре, культуре и традициях
татарского народа.

 

Задачи:

·         познакомить с основными видами татарского фольклора;

·         учить правильно произносить слова на татарском языке, читать стихотворения
татарских поэтов;

·         воспитывать интерес к творчеству выдающихся деятелей татарского народа;

·         развивать творческие способности через обучение татарскому языку.

 

Используются разнообразные формы работы: индивидуальная, сменяемая совместной,
работа в парах.

Материал можно представить в форме текста, фильма, предмета, схемы и т.д.

При выборе методов важно учитывать особенности знания языка детьми. Можно
выделить занятия-упражнения, занятия-импровизации, экспериментирования,
метод наблюдения, использование мультимедийной информации.

 

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

 

- самостоятельно прочитать предложенное стихотворение;

- рационально использовать татарские слова при произношении предложения;

- использовать учебники на татарском языке;

- использовать татарские видео и аудио кассеты;

- исполнить песню на татарском языке;

- исполнить мини – спектакль на татарском языке;

- работать с партнером в группе;

- оценить процесс и результаты своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

 

 

п.п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

Дата

Теория

Практика

1 .

Вводное занятие

1

 

 

 

1.1

Знакомство с учебниками «лифба»; «Туган тел»

1

 

1

 

2.

Работа с учебником

 

 

 

 

2.1

Прибаутки, частушки

1

 

1

 

2.2

Исполнение частушек, чтение прибауток

 

 

 

1

3.

Работа со сказками татарского народа

1

 

 

1

3.1

Правильное произношение слов

1

 

1

 

3.2

Диалоги

1

 

 

1

4.

Знакомство с татарскими сказками

 

 

 

 

4.1

«Минем кадерле бием»

2

 

1

 

4.2

Ике кыз.

 

 

1

 

5

Знакомство с татарскими танцами

 

 

 

 

5.1

« пип »

1

 

 

1

5.2

Движение танца

1

 

 

1

5.3

Исполнение

1

 

 

1

6

Татарские песни

 

 

 

 

6.1

«Безне гаил »

1

 

 

 

6.2

Разучивание песни «Безне гаил »

1

 

 

1

6.3

Исполнение песни «Безне гаил »

1

 

 

1

7

Сценка

 

 

 

 

7.1

Разучивание сценки « Бала белн   тч. »

1

 

 

1

7.2

Исполнение сценки « Бала белн тч. »

1

 

 

1

8

Знакомство с национальными кастюмами

1

 

1

 

8.1

Правильное произношение

1

 

 

1

8.2

Диалоги

1

 

 

 

9

Частушки   Ршита Ягьф рова

 

 

 

 

9.1

Знакомство

1

 

1

 

9.2

Чтение

1

 

 

2

10

Стихотворение Г.Тукая«Туган тел»

1

 

 

 

10.1

Песня “Чыршы янында”слова . Бикчантаев ы.

2

 

2

2

11

Сценка « Бала белн кблк » Г. Тукая.

1

 

 

 

11.1

Знакомство с содержанием сценки, распределение ролей

1

 

 

 

11.2

Изучение и постановка сценки

3

 

3

3

12

Песня « Солдатлар »

1

 

 

 

12.1

Разучивание песни

1

 

1

 

12.2

Исполнение песни

1

 

 

1

13

«Татарский народный танец»

 

 

 

 

13.1

Разучивание танца

1

 

1

 

13.2

Исполнение танца

1

 

 

1

14

Аппликация     «Татарских головных уборов»

2

 

1

 

14.1

Произношение

1

 

1

 

14.2

Диалоги

1

 

 

 

15

Стихотворение «Х рефл р Б йр ме»

1

 

1

 

16

Татарские сказки

 

 

 

 

16.1

« ч кыз »

1

 

 

1

16.2

« Карт белн тлке »

1

 

 

1

16.3

« К белн бре »

1

 

 

1

17

Подготовка к отчетному концерту

1

 

 

1

17.1

Отчетный концерт

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы.

 

Большое внимание уделяется таким формам работы, как работа

в группах и парах. Такая форма работы развивает

коммуникативные умения : умение работать с партнером в группе,
терпимо относиться к мнению партнера, умение аргументировано излагать

собственное мнение.

Образовательные умения : умение оценить процесс и результаты своей работы,

умение представить свою работу.

Практические умения : уметь прочесть небольшой текст на татарском

языке; уметь исполнить татарскую частушку; уметь исполнить

татарский танец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

 

 

1.     Р шита Ягьфаров. Стихотворения, Казань 2002.

2.     Роберт Миннулин «Х рефл р Б йр м » Казань 1990

3.     Хади Такташ «Т ф и клы песи» Казань 1990

4.     Захид Хабибуллин «Ку елле Мажаралар». Казань 1990

5.     Саубан Чуганаев «Яран г л». Барда 1994

6.     Монир Мазунов «Х лим » Казань 2002

7.     Газета «Ялкын» 1996

8.     Газета «Сабантуй» 2001

9.     Зиннур Х снияр – детский журнал. Казань 1996

10. Диск «Татар т е л е » 2002

11. Материал из Интернета.

 

 

 


Авторская программа
Автор: Гордеева Миляуша Миннуловна
Тэги: кружок `Татарский фольклор`


ОБСУЖДЕНИЕ


Ляля Харисовна Мотыйгулина2010-12-06 23:33:03 - Ляля Харисовна Мотыйгулина
Миләүшә Минуловна миндә Макулова мәктәбен бетергән укучы 1985-87 елларда. без маматкозинодан тошә идек минем исемем Ләлә.Без Карипова Зуля белән дуслар.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/