Чёрный ящик - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон





























Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / Чёрный ящик


ЗАПИСЬ #4575

КОММЕНТАРИИ (40)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 июля 2015, 17:35, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

Чёрный ящик

“Чёрный ящик” цифровой лаборатории
Вадим МЕЛЕШКО
Когда заходит речь об использовании на уроках тех или иных устройств, приборов, аппаратуры, у учителей нередко возникает инстинктивный страх перед чем-то новым, незнакомым. Мало того, что непонятно, как всё это работает, так ещё и не вполне ясно, а зачем оно вообще нужно, и не проще ли обойтись тем, к чему уже давно привыкли и сами педагоги, и их дети. Между тем, люди и не догадываются, чего лишают себя. Об этом мы беседуем с начальником методической службы компании Polymedia, кандидатом педагогических наук, трижды Соросовским учителем, четырежды лауреатом гранта Москвы, преподавателем физики лицея №1502 Москвы Марией ПЕТРОВОЙ.
5691239-68da94258b3600bc.jpg
- Мария Арсеньевна, учитывая ваш 23-летний педагогический стаж, вам, наверняка, приходилось иметь дело с самыми разными цифровыми лабораториями. Чем же отличается продукция PASCO?
- Действительно, я работала со многими марками – “Архимед”, “Научные развлечения”, Vernier, PHYWE,  PROLog и так далее. На этом фоне продукция PASCO выглядит наиболее привлекательной по целому ряду причин. Дело в том, что когда я прихожу на урок, мне всегда необходимо иметь возможность на любом этапе занятия вставить нужный мне фрагмент тех или иных быстропротекающих процессов, которые невозможно как-либо визуализировать без использования точной аппаратуры. Традиционно это происходило с применением аналоговой аппаратуры, однако такие приборы далеко не всегда удобны и наглядны, дети могут просто не увидеть издалека отклонение стрелки, показывающей изменение физической величины. А цифровые лаборатории гораздо более удобны, поскольку позволяют вести запись всего процесса, возвращаться, если понадобится, “назад во времени”, строить графики и диаграммы, заносить результаты в таблицу, выделять тот или иной фрагмент цветом, указать min и max, сохранить картинку и пр. И всё это можно сделать, измеряя самые разные параметры – освещённость, звуковое загрязнение, кислотность среды, силу тока и многое другое.

- А разве другие компании не предусмотрели для своих изделий подобных функций?
- В определённом смысле – да. Но только PASCO позволяет создать сценарий эксперимента, причём эта возможность изначально “вшита” в саму лабораторию, в её интерфейс. Уникальное программное обеспечение позволяет создать некий набор слайдов, внутрь которых вмонтированы готовые экспериментальные действия с датчиками, что значительно облегчает работу с ними.
5691240-ec11ee68b7d2c67b.jpg
- Каково, на ваш взгляд, самое главное достоинство цифровых лабораторий PASCO?
- Встроенный в интерфейс сценарий того или иного исследования позволяет осуществлять не только прямую, но и обратную связь. Это не просто некое руководство, инструкция, система подсказок, но и возможность построить исследование, исходя из гипотезы, которую вы сами выстраиваете. Например – как будет выглядеть зависимость одной величины от другой. Или – что получится, если в ходе эксперимента мы изменим тот или иной параметр. Такой подход позволяет организовать изучение не только физики, но и других предметов на совершенно ином уровне, нежели раньше. Ученик не просто смотрит и запоминает, не повторяет механически за учителем, а сначала выдвигает предположения, обосновывает это с позиции пройденного материала, и затем либо подтверждает, либо опровергает их опытным путём. Например – как изменится температура воздуха внутри надувного шара в процессе его надувания и после того, как он будет сдут или лопнет.
Ничего подобного нет ни в одной из других цифровых лабораторий, созданных для школ. Там, как правило, ставка сделана только на то, как снять результаты эксперимента, записать их, представить в виде таблицы, графика, видео и пр., а всё остальное зависит исключительно от педагога. Но никаких учебных действий – построить гипотезу, придумать вопросы, ответить на них, предположить, обобщить, сделать вывод – там нет, всё это педагог и школьник должен делать сам и другими средствами, но никак не с цифровыми лабораториями.

- Расскажите, как обычно вы применяете цифровые лаборатории PASCO в школе.
- Любой учитель скажет, что времени на уроке никогда не хватает, очень редко удаётся реализовать всё запланированное в том объёме, в котором это было запланировано учителем для усвоения в оптимальном режиме. Приходится оперативно что-то перемещать, чем-то жертвовать, на чём-то заострять внимание. Фактически, у педагога в голове постоянно работает секундомер, нужно всё время думать о том, хватит ли времени произвести нужное действие, оправдано ли оно. А если дело касается работы с приборами, лабораторных опытов и экспериментов, то тут ещё сложнее, ибо здесь очень трудно добиться сиюминутного эффекта.
Конечно, любая лабораторная работа пошагово описана в специальных методических пособиях и учебниках, с которыми учителя знакомы с незапамятных времён. Что касается цифровых лабораторий, тут также создано большое количество разработок, в которых точно так же существует описание действий, целей, результатов. И по таким пособиям вполне возможно провести урок. Но здесь нужно отталкиваться от того, что же мы всё-таки имеем изначально, какой материальной базой обладаем. Если у меня только один комплект оборудования, то я использую его для демонстрации всему классу, проецируя изображение на экран или интерактивную доску. Если же комплектов достаточно, чтобы с ними работали все дети, то они вполне способны провести эксперимент самостоятельно. Соответственно, в одном случае используется одна методическая литература, в другом – другая. А если ребёнок проводит эксперимент на природе или после уроков, на занятии кружка - третья. Разные цели, разные методики, разные подходы к организации деятельности ученика и учителя.
5691241-91302a9ce7a2d9cd.jpg
- Да и мало просто получить результат, пусть и с использованием точной аппаратуры, его ещё нужно правильно интерпретировать.
- Совершенно верно, и именно лаборатории PASCO здесь как нельзя лучше помогают сделать это. Качественная визуализация вкупе с подробным и пошаговым описанием действий помогает провести исследование на очень высоком уровне, который гарантирует понимание увиденного и вполне осмысленные операции с датчиками. В серьезных научных лабораториях и в большинстве вузов лабораториях уже давно цепь никто не замыкает механическим ключом, нормальные исследования проводят с использованием автоматизированной аппаратуры и управляют экспериментами с ПК. Но этому нужно учить уже с детства. Сейчас в ГИА по физике есть экспериментальные задания, где от школьников требуют собрать схему, установку, снять показания, записать данные.  Все эти этапы работы с реальными предметами опыта присутствуют и при работе с датчиками цифровой лаборатории, но добавляется нечто новое: быстродействие, точность, неожиданные результаты, которые зачастую совсем не такие как на «правильных» картинках в учебниках, плюс ко всему просто неограниченные возможности обработки данных эксперимента. После такого эксперимента ребята, не сходя с места, могут и данные послать учителю на проверку, и обменяться с другом своими данными, и подписать графики, и сделать заметки прямо в эксперименте.

- Но ведь некоторые педагоги считают, что прежде чем давать человеку в руки точный цифровой прибор, ему совершенно необходимо научиться работать с банальными приспособлениями – отвёрткой, плоскогубцами, гаечными ключами и пр. И только потом учиться работать с компьютерами, цифровыми датчиками и прочим добром. Иначе дети будут отлично разбираться в схемах и графиках, но не смогут починить розетку или присоединить провод.
- Хочу напомнить, что мы сейчас живём в цифровом обществе, нас окружают дети, которые разбираются в гаджетах лучше нас, взрослых. Игнорировать это явление невозможно. С другой стороны, соглашусь, развитие должно идти от простого к сложному, не стоит перескакивать через три ступени и сразу начинать изучение физики с цифровых лабораторий. Имеет смысл уделить пропедевтике физике, как это сделано в Лицее №1502, где учащимся 7 и 8 класса был проведен курс электротехнического моделирования то есть показать детям, например, как устроен электродвигатель, сенсорный переключатель, геркон, электромагнит и пр. Здесь мы изучаем самые азы, основы, я показываю, как можно  Как получить ток в цепи с помощью катушки индуктивности и обычного магнита, мы повторяем на практике опыты Фарадея и Эрстеда, проходим теми же шагами, какими передвигалась физика в середине 19 века! Дети видят, что ток появился “из ниоткуда”. Это явление электромагнитной индукции, на самом деле, многим сложно понять и в 11 классе. А некоторые, увы, так и выходят из стен школы, не поняв и не осознав некоторые физические  законы и процессы, в частности, процесс изменения магнитного потока через плоскость катушки поток. А здесь я показываю это в 7 и 8 классах, причём даю им катушку и обычный мультиметр, чтобы они, используя обычное оборудование, получили те же данные, что и у меня. А потом они проделывают то же самое, но уже с цифровыми датчиками.
Но это пока не количественный, а качественный эксперимент, то есть – пропедевтика физики. И в этом процессе дети учатся не только работать с приборами, но и понимать, как они устроены, видеть, что в этом нет ничего сверхъестественного.
5691244-120209cc78ee2e52.jpg
- Неужели для детей, которые так лихо владеют современными гаджетами, действительно могут быть непонятны некоторые очень простые физические явления, и для их объяснения нужно привлекать сложную цифровую технику?
- Однажды на лекции я показала детям пример колебательных процессов – подвесила на пружинку грузик, наверху прикрепила датчик силы и запустила колебательный процесс грузика на пружине. На доске появился график зависимости силы от времени. И график показывает колебательный процесс. Как ещё проще можно показать, что график зависимости силы от времени это – синусоида? И как ещё более наглядно мы можем увидеть этот гармонический процесс? Так вот, одна девочка на первой парте, уже под конец урока, внезапно поняла, что на доске она видит именно тот самый график, который описывает вот эти самые колебания пружины. Для неё это было откровением.

- Но это физика. А как цифровые лаборатории можно применять и на других уроках?
- Не буду брать химию и биологию, тут, как говорится, сам бог велел использовать самые разные датчики для определения целого ряда параметров и веществ и окружающей среды. Хотя даже в вузах многие химики до сих пор для измерения кислотности среды пользуются лакмусовой бумажкой, хотя есть куда более надёжный и не в пример точный способ – те же датчики PASCO, с помощью которых, а получить конкретную цифру кислотности раствора.
Очень интересно можно построить работу с цифровыми лабораториями на уроках музыки. Ведь что такое звук? Это колебание воздуха, вызванное тем или иным источником колебаний. Здесь можно использовать входящий в комплект PASCO набор камертонов, чтобы показать, что чистый тон имеет такую форму колебаний и частоту колебаний, но если вы попробуете воспроизвести тот же самый звук голосом, то получите иной “рисунок”, благодаря уникальному набору обертонов, из которых складывается индивидуальный “голосовой почерк” каждого человека. А отсюда можно выйти и на русский, и на иностранные языки, ведь акцент, произношение, интонация – это то, что можно выразить в виде частот и показать на графике. И далее можно перейти к информатике, рассказав про те или иные программы, созданные специально для обработки звука, фильтрации шумов, изменения речи и пр. Или же рассказать про космос, где вы не сможете услышать никаких звуков, поскольку там отсутствует среда, способная передавать акустические колебания. В общем, тут не существует границ и можно свободно перемещаться как внутри предметных областей, так и между ними.

- А как это зависит от возраста учащихся?
- По собственному опыту могу сказать, что с цифровыми лабораториями успешно и с удовольствием работают и студенты вузов, и старшеклассники, и учащиеся начальной школы. У тех вообще нет никаких комплексов и страхов перед сложной аппаратурой, поэтому они легко могут измерять различные параметры (температуру, скорость ветра, влажность, освещённость и пр.) сразу после того, как научатся оперировать понятиями “цифра” и “таблица”. Да, они пока ещё, может быть, не понимают научного смысла физических величин, но им вполне довольно и относительных, они ведь могут сравнивать, что у окна освещенность, измеренная в люксах больше, чем у двери. Они могут с помощью датчиков воочию убедиться, что в конце урока концентрация углекислого газа в классе увеличилась, а значит, способны понять, почему именно на перемене следует проветрить помещение. Точно так же им можно предложить измерить кислотность почвы, снега, воды. Что напрямую связано и с биологией, и с химией, и с географией, и с ОБЖ.
Иными словами, работа с цифровыми лабораториями помогает также организовать исследовательскую деятельность как в межпредметном, так и в метапредметном смыслах. Например, мои ученики однажды с помощью ряда датчиков решили изучить мощность человеческого сердца в ваттах. Что это, физика, биология, физическая культура? Нет, это исследование на стыке разных дисциплин и наук.
5691242-19f1813b978d9538.jpg
- Насколько мне известно, даже такие неотразимые аргументы в пользу цифровых лабораторий для определённой группы учителей выглядит весьма сомнительными.
- Да, существует немало критиков, которые осуждают стремления учителей как можно активнее использовать цифровые лаборатории в своей работе и во внеурочной деятельности школьников. По их мнению, мы даём детям некий “чёрный ящик”, принципа работы которого они не знают, а всего лишь закладывают информацию и получают готовое решение на выходе. В каком-то смысле, наверное, это так, но если рассуждать с подобных позиций, то следовало бы отказаться от очень многих устройств, мотивируя это тем, что дети не понимают смысла их работы. Взять хотя бы телевизор, ноутбук, планшет или смартфон – много ли детей знают, как устроены эти гаджеты? Да человеческий мозг, для подавляющего большинства даже взрослых граждан, по сути, это тоже “чёрный ящик”, однако это мало кого смущает.

- Скептики утверждают, что занятие с цифровыми лабораториями отнимает много времени, которое можно было бы гораздо более успешно потратить на реализацию традиционных методов и подходов.
- Увы, я это слышу постоянно в самых разных регионах. Есть категория людей, которые всегда будут говорить, что у них не хватает времени, что их отрывают по пустякам от очень важных дел, что новое по определению хуже старого, проверенного временем, и т.д. Они всегда всего боятся, особенно если речь идёт о работе с дорогостоящими приборами. А вдруг что-то испортится, нет, лучше давайте посмотрим рисунок и описание в  учебнике или нарисуем мелом на доске! Я думаю, проблема ещё и вот в чём: если для человека использование цифровых лабораторий (да и любого другого нового оборудования) – это самоцель, оно, действительно, будет дико напрягать, отнимать массу времени. Но если аппаратуру вы используете как инструмент для решения тех или иных образовательных и воспитательных задач, то тут совсем иной результат. Как в той притче про трёх строителей, которые выполняли одну и ту же работу. “Что вы делаете?” - спросили каждого из них. “Я таскаю камни”, - ответил первый. “Я зарабатываю на жизнь”, - был второй ответ. А третий ответил: “Я строю храм”.
Вовсе не обязательно весь урок строить на работе с цифровыми лабораториями – точнее, этого даже точно не стоит делать! Порой достаточно нескольких минут, чтобы всего лишь продемонстрировать детям то или иное явление, визуализировать процесс. И это даст куда больший результат, чем 40 минут заучивания абстрактных понятий.
http://drfraus.livejournal.com/1815931.html




ОБСУЖДЕНИЕ


Елена Викторовна Петрова2015-07-01 20:56:59 - Елена Викторовна Петрова
Смотрела вебинары по использованию и на ГлобалЛаб, и на ЕдКоммунити, и на Интел (извините за неудачную транскрипцию). Интригует. Но видел ли кто сие воочию в обычных школах?
Вадим Иванович Мелешко2015-07-01 21:04:52 - Вадим Иванович Мелешко
Кстати, да, было бы интересно послушать тех прошкольников, которым повезло поработать с PASCO у себя в школе.
Учитывая миллионную аудиторию портала, чисто статистически, их здесь должно быть очень много.
Александр Владимирович Серолапкин2015-07-01 21:22:20 - Александр Владимирович Серолапкин
Всяких ..SCO появилось в последнее время немало.
CISCO... кто знает, очень недёшево.
А вот PASCO... Тоже, наверное, немало стОит.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-01 21:24:41 - Вадим Иванович Мелешко
Хорошая вещь дешёвой не бывает.
Разве что в Китае.
Инна Викторовна Полякова2015-07-01 23:15:20 - Инна Викторовна Полякова
Именно в это всё и упирается, в то, сколько стоит. Тут бы крышу и линолеум подлатать, сантехнику в туалете починить, учебники ФГОСовские закупить для 5 классов...
Иван Петрович Сидоренко2015-07-02 05:27:09 - Иван Петрович Сидоренко
Наблюдение.
Почему-то не очень приживаются в школе все эти нововведения: робототехника, цифровые лаборатории, цифровые классы и т.п. Я понимаю, что мы, учителя стажисты чисто на подсознательном уровне противимся новому, проще (для нас) провести урок по старинке, с плакатом, мелом и доской ( в крайнем случае с презентацией)))).
Но ведь и молодежь, которая выросла на гаджетах, приходя работать в школу не особо стремится к цифровым новшествам.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 08:49:06 - Вадим Иванович Мелешко
Если в школе просто нет гаджетов, то как к ним не стремись, а работать приходится по `меловым технологиям`. Конечно, некоторые инициативные товарищи требуют, изыскивают средства, добывают, добиваются, привлекают спонсоров, приобретают то, что хотят. Но... Как известно, таковых не более 10% в любом сообществе.
Иван Петрович Сидоренко2015-07-02 11:55:17 - Иван Петрович Сидоренко
В том-то и дело. что есть.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 12:05:23 - Вадим Иванович Мелешко
Гаджеты есть - стимула нет.
Александр Борисович ......2015-07-02 12:11:28 - Александр Борисович ......
Цифровая лаборатория `Архимед` в базовой комплектации имеет мало датчиков, поэтому по химии и биологии возможно применить её при изучении всего нескольких тем. Дополнительное оборудование дорого. На него нет денег. Разворачивать в классе провода на каждую парту уходит много времени. Если бы под лабораторию был отдельный кабинет с постоянным подключением и полный комплект датчиков включали, тогда можно было бы работать.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 12:20:39 - Вадим Иванович Мелешко
Будущее за беспроводными технологиями.
Инна Викторовна Полякова2015-07-02 12:26:36 - Инна Викторовна Полякова
Преувеличена дидактическая ценность этих новшеств, на мой взгляд. КПД их низок, сфера действия, как пишет Александр Борисович, ограничена. Учитель-стажист видит это сразу, вот и не горит желанием тратить энергию впустую.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 12:32:11 - Вадим Иванович Мелешко
Это напоминает старый анекдот про то, как один товарищ утверждал: `Вы пытаетесь убедить меня, что на инструменте, имеющем всего 4 струны, можно сыграть всё, что угодно?! Да не смешите меня! Я лично пробовал и могу с уверенностью сказать, что на нём вообще ничего нельзя сыграть!`
Инна Викторовна Полякова2015-07-02 12:36:47 - Инна Викторовна Полякова
Вадим Иванович, я была на презентации подобного гаджета. Получила ответы на свои вопросы. Не впечатлилась. Выкладывать 40 тысяч из бюджета школы для того, чтобы три раза в год достать это? Показать как мел разрушается уксусной кислотой, к примеру (один из заложенных опытов), можно и ещё более эффектно без этих наворотов.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 12:41:04 - Вадим Иванович Мелешко
А мне кажется, что всё дело в мастерстве педагога. Когда я был на подобных презентациях, у меня не возникало мысли, что такие приборы нужны всего три раза в год. Наоборот, возникает ощущение, что с их помощью можно сделать, что угодно и на каком угодно уроке.

Вот, например - http://www.proshkolu.ru/user/moderato/blog/471304/
Инна Викторовна Полякова2015-07-02 12:41:48 - Инна Викторовна Полякова
Мы о разных гаджетах, наверное.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 12:42:33 - Вадим Иванович Мелешко
Я про цифровую лабораторию PASCO. О ней же текст.
Инна Викторовна Полякова2015-07-02 12:45:06 - Инна Викторовна Полякова
А я вообще про гаджеты.

Из реально ценных вещей у меня есть цифровой микроскоп. Любой микропрепарат я показываю на полный экран. Красота! А что бы я ещё хотела - это качественная документ-камера. И проводи любой опыт у себя на учительском столе, а дети всё в подробностях на экране увидят.
Что до ученических лабораторных работ - всё же мне больше по душе натуральность, когда понятно что взял, что с ним сделал , что получил. Фокусы с чёрным ящиком как-то и меня напрягают.
Елена Викторовна Петрова2015-07-02 12:46:59 - Елена Викторовна Петрова
В качестве образца приведу:
Физика:
Класс 7:
  1. Ускорение.
  Скачать сценарий.
Класс 8:
  2. Закон Архимеда.
  Скачать сценарий.
  3. Изучение плавления льда.
  Скачать сценарий.
  4. Фазовые переходы. Плавление и кипение.
  Скачать сценарий.
  5. Химические источники тока.
  Скачать сценарий.
  6. Изучение теплообмена в жидкостях.
  Скачать сценарий.
  7. Последовательное и параллельное соединение проводников.
  Скачать сценарий.
  8. Удельная теплоемкость песка и воды.
  Скачать сценарий.
Класс 9:
  9. Первый закон Ньютона.
  Скачать сценарий.  Скачать методические рекомендации.
  10. Второй закон Ньютона.
  Скачать сценарий.  Скачать методические рекомендации.
  11. Закон сохранения механической энергии.
  Скачать сценарий.
  12. Средняя путевая и мгновенная скорость движения. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
Класс 10:
  13. Изучение равномерного движения.
  Скачать сценарий.
  14. Фазовые переходы в воде. Уровень: базовый.
  Скачать сценарий.
  15. Абсолютный нуль. Изучение изохорного газового закона. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
  16. Закон БойляМариотта. Изучение изотермического закона. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
Класс 11:
  17. Исследование магнитного поля. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
  18. Изучение электромагнитной индукции. Уровень: базовый.
  Скачать сценарий.
Биология:
Класс 6:
  1. Дыхание прорастающих семян.
  Скачать сценарий.
  2. Влияние кислотного дождя на рост растений. Классы: 6, 89, 11.
  Скачать сценарий.  Скачать методические рекомендации.
Класс 8:
  3. Кислотность напитков и гигиена зубов.
  Скачать сценарий.
  4. Измерение температуры тела.
  Скачать сценарий.
  5. Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений.
  Скачать сценарий.
  6. Роль буферных растворов в биологических системах. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
  7. Буферные растворы и рН живых организмов. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
Класс 8-9:
  8. Кислотность почвы.
  Скачать сценарий.
  9. Очистка воды.
  Скачать сценарий.
  10. Соленость почвы.
  Скачать сценарий.
  11. Проверка качества воды.
  Скачать сценарий.
  12. Транспирация. Водный обмен растений. Класс: 8-9. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
Класс 10:
  13. Осмос. Движение воды и веществ через клеточную мембрану. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
  14. Действие ферментов. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
  15. Дыхание растений и фотосинтез. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.  Скачать методические рекомендации.
  16. Проницаемость клеточной мембраны. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
Класс 11:
  17. Буферные растворы и рН живых организмов.
  Скачать сценарий.
Химия:
Класс 8:
  1. Химическая реакция. Признаки химических реакций. Уровень: базовый.
  Скачать сценарий.
  2. Содержание кислорода в воздухе. Физические и химические свойства кислорода. Уровень: базовый.
  Скачать сценарий.
  3. Что такое эндотермические и экзотермические реакции? Уровень: базовый.
  Скачать сценарий.
  4. Межмолекулярные взаимодействия. Химическая связь. Виды химической связи (физические и химические свойства спиртов). Класс: 8 (10, 11). Уровень: базовый.
  Скачать сценарий.
Класс 9:
  5. Влияние температуры на скорость химической реакции. Уровень: базовый.
  Скачать сценарий.
Класс 11:
  6. Загрязнение воздуха и кислотные дожди. Уровень: базовый, углубленный.
  Скачать сценарий.  Скачать методические рекомендации.
  7. Химические источники тока: энергия от электронов. Электролиз. Уровень: базовый, углубленный.
  Скачать сценарий.
  8. Кислотные дожди. Уровень: базовый, углубленный.
  Скачать сценарий.
  9. Концентрация раствора: закон Бера. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
  10. Кислотно-основное титрование. Растворы. Концентрация растворов. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.  Скачать методические рекомендации.
  11. Температурные эффекты химических реакций. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
  12. Двухступенчатое титрование: многостадийные химические реакции. Уровень: углубленный.
  Скачать сценарий.
Это пробная версия методических материалов и сценариев лабораторных работ. Все материалы лабораторных работ доступны на диске.*

На сайте http://edcommunity.ru/equipment/library/
есть еще материалы по др. предметам и материалы для нач. шк.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 12:48:58 - Вадим Иванович Мелешко
Думаю, тут проблема в терминах. Для школьника цифровой микроскоп - это тоже `чёрный ящик`. Да и цифровой градусник тоже. Но что с того? Он преспокойно пользуется цифровым фотоаппаратом, совершенно не зная принципа его устройства, и ничего.
В данном случае речь идёт о цифровой лаборатории как о сложной аппаратуре, имеющей очень простой и понятный интерфейс, а значит, доступной для того, чтобы любой школьник мог делать с её помощью какие угодно измерения.
Вадим Петрович Гладченко2015-07-02 12:53:43 - Вадим Петрович Гладченко
Преподавание физики не ограничивается только демонстрацией явлений природы и каких-то физических процессов. Прежде чем проводить лабораторные занятия, надо разобрать соответствующую теорию - понятия, логику связей физических величин, различные идеализации свойств физических тел и т. д. Иначе действительно, любое явление или процесс будет `черным ящиком`. Но задача познания, его цель: `белый ящик` - понимание природы внутренних связей физической системы.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 12:57:31 - Вадим Иванович Мелешко
Собственно, об этом Петрова и говорит в интервью.
Вадим Петрович Гладченко2015-07-02 13:04:36 - Вадим Петрович Гладченко
Нет, Вадим Иванович, данный преподаватель именно оправдывает использование подхода `черный ящик` и пренебрегает абстрактными понятиями. Такой подход не раскрывает сущности физического знания. Существенным здесь как раз и является абстрагирование физической действительности.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 13:08:11 - Вадим Иванович Мелешко
Данный преподаватель упоминает о том, что на курсах электротехнического моделирования показывает детям, например, как устроен электродвигатель, сенсорный переключатель, геркон, электромагнит и пр. `Здесь мы изучаем самые азы, основы, я показываю, как можно получить ток в цепи с помощью катушки индуктивности и обычного магнита, мы повторяем на практике опыты Фарадея и Эрстеда, проходим теми же шагами, какими передвигалась физика в середине 19 века!`
А потом, когда ученик понял основы, уже можно пользоваться `чёрным ящиком`. Чтобы потом, гораздо позже, точно так же попытаться понять, как он устроен и как работает.
Вадим Петрович Гладченко2015-07-02 13:15:17 - Вадим Петрович Гладченко
Чтобы рассказать как работает тот же электродвигатель, прежде учитель именно абстрактно вводит соответствующую закономерность (закон природы), делая упор на главные факторы используемого физического свойства или явления.
Александр Борисович Хватов2015-07-02 13:19:21 - Александр Борисович Хватов
Чтобы понять как работают грабли достаточно наступить на них.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 13:20:55 - Вадим Иванович Мелешко
А как этому всему мешает использование датчиков цифровой лаборатории? Рассказывайте, показывайте, объясняйте, только не нужно всё сразу и в одну кучу.
Вадим Петрович Гладченко2015-07-02 13:28:02 - Вадим Петрович Гладченко
Само использование датчиков, чтобы увидеть как зависит одна величина от других, как-то примитивно. Мы возвращаемся к эмпиризму. Где же во всем этом мир идей Платона?

В истинной науке - Идея выше материи.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 13:32:46 - Вадим Иванович Мелешко
То есть, чтобы понять суть вещей, имеет смысл и дальше пользоваться только мелом, тряпкой и доской?
Объясните, что мешает идти от простого к сложному, рассказав сначала об одном, затем о другом, третьем и т.д., в зависимости от способности детей ПОНЯТЬ суть проблемы?
В начальных классах дети преспокойно пользуются мультимедийной доской, хотя для них это самый настоящий `чёрный ящик`, принципа работы которого они не понимают по причине отсутствия базовых знаний. И что, прикажете отложить работу с доской на потом, когда они многое поймут?
Вадим Петрович Гладченко2015-07-02 13:36:35 - Вадим Петрович Гладченко
Одно дело пользоваться электронной доской как полем для письма. Другое дело пытаться с помощью этой доски понять природу вокруг нас.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-02 14:06:44 - Вадим Иванович Мелешко
Одно дело пользоваться цифровой лабораторией PASCO как средством для снятия целого ряда параметров.
Другое дело - пытаться с помощью этих лабораторий понять природу вокруг нас.
Что, в итоге, означает то же самое дело.
Валерия Евгеньевна Короткова2015-07-02 15:10:06 - Валерия Евгеньевна Короткова
Уважаемые коллеги!
Нам уже давно надо принять, что мы живем совсем в другом мире, и принять то, что дети в этом мире чувствуют себя как рыба в воде. Если ребенку дошкольнику показать картинку с телефонным аппаратом с дисковым набором номера, то он уже вряд ли сможет ответить на вопрос: `Что это такое?` Современный мир настолько пронизан всевозможными цифровыми устройствами, что детей просто так оградить от них не получится.
Не проще ли тогда взять процесс прибщения к цифровому миру в свои професионально-педагогический руки и извлечь из этого пользу.
Да, современные ТСО стоят недешево, как все, что связанно с современными технологиями в нашей жизни.
Но никто же не отказывается от удобств, которые эти средства привносят в нашу жизнь по причине их дороговизны.
В хорошо оснащенных медицинских центрах есть очень дорогое оборудование, на опасных производствах человека замещают промышленные роботы, да и многое-многое другое.
Так вот, все это нашим детям предстоит не только освоить, но и упростить и улучшить.
Знание языков программирования практически каждым человеком в будущем уже не представляется чем-то недосягаемым. Так почему не начинать осваивать все эти премудрости ( в разумных пределах, естественно!!!) в периоды, наиболее благоприятные для усвоения нового опыта и знаний. А все мы прекрасно знаем из курса психологии, что именно на ранний возраст приходятся периоды сенситивного развития.
Я - за разумное и грамотное использование всех возможностей цифрового мира в обучении детей всех возрастов!

Например, в нашем детском саду мы рассматриваем возможность использования цифровой лаборатории PASCO для реализации долгосрочных проектов. Я даже принимала участие в конкурсе `Чтобы знать науку, ею надо заниматься` для того, чтобы изучить возможность применения ЦЛ с детьми дошкольного возраста.
Если интересно, можете посмотреть конкурсную работу и Приложения к ней.http://edcommunity.ru/lessons/konkurs-2014-chem-my-dyshim/
Хочу еще добавить, что весь набор ЦЛ PASCO, который есть у нас в ДОУ может работать в беспроводном режиме, в том числе на улице. Результаты измерений можно выводить на планшет и для этого использовать специальную программу, где ярко и красочно можно представить сценарий исследования, так как это описывает Мария Арсеньевна в интервью.
Денис Алексеевич Клоков2015-07-02 17:26:37 - Денис Алексеевич Клоков
Вспоминаю свои школьные годы, уроки физики, и задаю себе вопрос: Хотел бы я в то время работать с оборудованием, например, Pasco? Для меня ответ очевиден - ДА! Это же совершенно новый уровень, естественный этап эволюции школьного оборудования! Вспомним, еще не так давно и сотовые телефоны были в диковинку, они были дорогие и сотовая связь была дорогой, но так хотелось лучшего, мы стремились к лучшему, осознавали, что за этим будущее. Рано или поздно все будут работать с таким современным школьным оборудованием, это же очевидно. И как здорово, когда мои ученики, а затем и выпускники школы, потом, спустя годы, будут говорить - А мы уже тогда все это делали, у нас уже тогда это было! Я учитель физики и могу сказать, что сравнивать, например, пружинный динамометр и тензометрический датчик силы не корректно, и дело не только в погрешностях, стоимости и т.д., самое главное, что появилась возможность отследить во времени как менялась физическая величина, увидеть все переходные процессы, проанализировать полученные данные, сохранить их, визуализировать в виде графиков. Когда я учился в университете о таких вещах можно было только мечтать, а теперь школьники могут вполне этим заниматься.
Инна Викторовна Полякова2015-07-02 23:13:38 - Инна Викторовна Полякова
Читаю список опытов от Елены Викторовны и ещё раз убеждаюсь, все эти гаджеты одинаковы. Одинаково мне не нужны. По биологии 3-4 опыта в год. Часть из них отсутствует в программе (свойства почвы в 8-9 классах на биологии не изучаются, к примеру), часть меня вообще умилила - измерение температуры тела, скажем. Без этой лаборатории никак нельзя это сделать?)) В общем, деньги на ветер. Не отдам!))

http://www.youtube.com/watch?v=P0lUnoD95is&list=UUYv5B0YAQrGDxsjlYTpR-kg&index=5
Здесь рекламный ролик одного опыта. Долго, ненаглядно, ничего не понятно! Детям понятно будет ещё меньше! А старый добрый опыт с растением, стеклянный колоколом, стаканом с известковой водой, помутнение/непомутнение которой фиксируется невооружённым глазом - это дёшево, просто и ясно.
О! Я почти луддит от дидактики.))
Магомедшапи Дибиргаджиевич Дибиров2015-07-02 23:45:15 - Магомедшапи Дибиргаджиевич Дибиров
Ух какая дискуссия-то разгорелась вокруг `Черного ящика`...
В первую очередь хочу сказать спасибо за тему обсуждения и столь бурной реакции (в тему-то как с аллегорией попал) Вадиму Ивановичу.
И важно, что есть стороны - разные, но главное - болеющие за нашу школу.
Читал комментарий Дениса Клокова, и мне понравилось его громкое ДА на свой же вопрос. А вопрос очень даже правильный: `Хотел бы я в то время работать таким с оборудованием?` Я тоже часто вспоминаю свою школу, свои уроки, оснащение в школе. У меня были хорошие учителя, которые давали достойные знания, делали многое в тех условиях, в которых находились. Было ли интересно работать с `классическим` лабораторным оборудованием? Несомненно - для ученика сельской школы, который шел в школу через футбольное поле, по которому еще час назад прошло стадо коров, конечно, все это было интересно. Хотелось ли больше? - а мы просто не знали, чего большего можно хотеть. И мы действительно учились по `меловым технологиям`!
Нужно ли детям объяснять, показывать, использовать в школе, будем говорить, `классическое оборудование`? Мне трудно однозначно ответить на этот вопрос Да или Нет. У многих из нас была возможность работать с тем оборудованием. Такая возможность (еще) есть у сегодняшних учеников. Но вот какой мой вопрос: `А где им это пригодится в дальнейшей жизни? В какой практической ситуации?` Нужно, как мне кажется, и я тут не одинок, уверен, в школе вырабатывать компетенции, определенные навыки в использовании тех инструментов, с которыми он в будущем обязательно встретится.
А встретят его, и уверен встречают уже сегодня за порогом школы цифровые технологии. Даже у нас, про запад даже не говорю, коров доят компьютеры (ну вы поняли). Так почему же мы все еще хотим, чтобы грузик висел на динамометре?
Еще будучи пятиклассником мои родители научили меня использовать `классический` сфигмоманометр (тонометр), полезно, пригодилось, пользуюсь этим навыком по сей день. Но вот недавно, будучи у них в гостях, заметил - они уже не используют `тот` тонометр. У них есть новый, цифровой, более точный прибор. И тут я хочу повторить то, что часто говорю: `Каждому времени соответствует свой инструмент`. Было время грифеля и мелка, копий и лука со стрелами. Было время для пера с чернилами. Так почему же мы, снова и снова, наступая на старые грабли, так боимся признать и принять то, что дает нам время? Я не против `классики`, я против торможения неминуемого прогресса.
А цифровые лаборатории - они есть. Это факт. Они будут в школах. И это факт. И главное, наверно, сейчас помочь педагогу сделать правильный выбор этих инструментов. И тут снова спасибо Вадиму Ивановичу за его статью, спасибо интервьюированной Марии Арсеньевне.
Вадим Иванович Мелешко2015-07-03 09:06:57 - Вадим Иванович Мелешко
Помнится, я писал про мобильное здравоохранение - http://www.proshkolu.ru/user/moderato/blog/447864 Ну, это когда с помощью смартфона и простейший `насадок` к нему можно снять с себя и ближнего своего очень много параметров - частоту пульса, температуру тела, уровень сахара в крови, измерить количество пройденных шагов и пр.
Там всё упиралось в то, что эти приборы-де слишком ненадёжны, неточны, у них слишком большая погрешности, а потому им нельзя доверять.
Но вот здесь, например, мы имеем исключительно точные датчики. И что же? Всё равно слышатся отговорки - а зачем нам оно нужно, а давайте лучше по-старинке, кувалдой и топором!..
Ирина Алексеевна Корчагина2015-07-03 09:41:10 - Ирина Алексеевна Корчагина
Вадим Иванович, Вы уже второй пост создаёте на тему достоинств использования цифровых лабораторий PASCO, плюс на нашем портале справа у меня висела реклама этих цифровых лабораторий. К чему бы это?
Вадим Иванович Мелешко2015-07-03 09:53:19 - Вадим Иванович Мелешко
Реклама - к рекламе, а пост - к постам. Просто в последнее время я пристально интересуюсь цифровыми лабораториями, а потому спешу донести до вас их прелести.

А где, кстати, то, что висит справа? У меня почему-то только сумки и платья висят.
Ирина Алексеевна Корчагина2015-07-03 10:26:46 - Ирина Алексеевна Корчагина
Дня 3, как уже не висит, а до этого было. Что касается опыта использования цифровых лабораторий, то какой-никакой он у меня есть. Два года назад, мне, для кабинета физики приобрели цифровую лабораторию, не PASCO. Есть свои недостатки и достоинства в использовании.
[img]4640174-a113498[/img]
[img]4640176-a113498[/img]

Вадим Иванович Мелешко2015-07-03 10:46:26 - Вадим Иванович Мелешко
Так поделитесь, в чём достоинства и какие замечены недостатки!
Вдруг именно ваша точка зрения для кого-то станет решающим фактором. :)

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Как у нас все в Икспердов-то любят, а! Мне вот это прям в душу запало, от автора статьи: `Я антикоммунист, не люблю СССР и даже его немного помню` (с). Феерично! Помню немного, но не люблю. С 1984 года рождения до того, как СССР перестал существовать - ой он кровушки-то Анастасии Мироновой попил! Ух угнетал её, детства счастливого лишала кровавая гэбня, поди - сатрапы и кровопивцы! Ой-ой. И термин: антикоммунист. Ты ж гляди! А чего сразу не контра-то?! === Ещё интересное: - Прежде всего стоит отказаться от идеи обязательного общего образования. Множество людей не способны освоить школьную программу или недостойны этого. (с) Ну тут вот `Wenn die Soldaten durch die Stadt marschieren...` зазвучало. Сама-то достойнее всех, автор статьи, чо. `А меня-то за что??!!` обычно потом такие нервически восклицают. И просят передать товарищу Сталину, что произошла чудовищная ошибка...
Спасибо большое Спасибо большое
Благодарю!
Благодарю!
Объективный анализ сложившейся на сегодня ситуации в обычной школе дает Анастасия Миронова. https://dzen.ru/a/Z1kCSpyQ0QfJts3B Вот только какие действия предпринять, сказать трудно. Ведь возврат к старым методам обучения и воспитания, думаю, уже вряд ли получится.
https://radiomayak.ru/videos/video/id/1838389/?fbclid=IwAR2DzZ1EXSSnJpucxEP8WqOhHQZdbr5YBIa7MmCz0mM4dTpCM_enbpqIyD4





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/