Вместе
дружная семья
Век, в котором мы живём, можно назвать
по-разному – для одного он ассоциируется с нанотехнологиями, для другого – с
инновациями в образовании, для третьего – с экономическими и информационными войнами.
Но вы не ошибётесь, если скажете, что
XXI век – это
век социальных сетей. Хотя бы потому, что в них “живёт” – точнее, проводит
время, - чуть ли не каждый третий житель земного шара.
Разумеется, информационные сообщества
(социальные сети, форумы, блоги, журналы и пр.) бывают разные. Такие монстры
как
Facebook
,
Twitter
, ВКонтакте, Одноклассники и пр. известны
очень многим. Другие же, типа Педсовет.ру, Сеть творческих учителей,
NSportal
, Прошколу.ру и т.п. знакомы лишь
профессионалам. То же самое можно сказать и ещё об одной уникальной и быстро
растущей сети –
Edcommunity
, на которой общаются и обмениваются опытом
люди, использующие в преподавании различные информационные технологии и
устройства.
- Идея создать интернет-сообщество, на
котором заинтересованные педагоги могли бы обсуждать проблемы ИКТ, делиться
наработками, получать консультацию опытных специалистов и производителей
компьютерной техники, возникла ещё в середине нулевых, по инициативе нашего
генерального директора Елены Владимировны Новиковой, - рассказывает руководитель
направления развития решений для образования компании
Polymedia Анна КИРИЧЕНКО. – Самая первая версия представляла собой
всего лишь библиотеку полезных материалов и сценариев уроков с использованием
интерактивных досок
Smart.
В те времена в школах было сравнительно немного техники, равно как и учителей,
способных грамотно её использовать. Поэтому у нас на сайте постоянно
присутствовали всего несколько человек, которые делали уроки и выкладывали их для
общего пользования. Мы ориентировались, в основном, на переводные материалы,
иностранные исследования. Впрочем, сам сайт тоже носил другое название –
Smartboard.
ru, и был заточен исключительно под
доски одного производителя. Но потом мощностей и ресурсов сайта стало не
хватать, появилась вторая версия, где уже были предусмотрены форумы и блоги, там
можно было добавлять материалы самостоятельно, не дожидаясь модерации. А сейчас
мы работаем уже с третьей версией, которая взяла всё лучшее от двух предыдущих.
По словам Анны
Кириченко, сейчас в сообществе
Edcommunity
порядка 27 600 пользователей, и их количество постоянно
растёт. Люди здесь общаются, делятся опытом, комментируют работы своих коллег, работают
в роли экспертов, участвуют в онлайн-тестировании, опросах, многочисленных
конкурсах, вебинарах, мастер-классах. Безусловно, сообщество существует при
поддержке компании
Polymedia,
сотрудники которой выступают в роли технических исполнителей, проектировщиков,
модераторов, организаторов, экспертов и пр. Однако, при всём при этом, можно с
уверенностью сказать, что данная социальная сеть (а это именно сеть, поскольку
она объединяет огромное количество граждан и по вертикали, и по горизонтали),
живёт своей собственной, отдельной сетевой жизнью, самоорганизуясь и
саморазвиваясь в направлениях, определённых самими участниками сообщества. Иными
словами, “отцы-основатели”
Edcommunity
не пытаются навязать людям своё видение той или иной
проблемы, не стремятся заставить их делать то, что считают нужным, а общаются с
ними в режиме диалога, прислушиваются к проблемам рядовых пользователей, очень
серьёзно относятся к идеям, советам и рекомендациям, высказанным гражданами.
Потому что это и есть та самая обратная связь, без которой эффективность любого
бизнеса и КПД любого проекта стремится к нулю.
Теперь, помимо
людей, заинтересованных побольше узнать об интерактивных досках (кстати, уже не
только
Smart, но и всех
остальных производителей), “проживают” те, кто работает с документ-камерами,
цифровыми лабораториями, проекторами, лингафонными кабинетами, мобильными
системами тестирования и другим оборудованием. Тут обсуждают самые разные
вопросы – как скачать видео с ютьюба, какие приложения популярны для учителей,
какую литературу предложить почитать детям на летние каникулы. Сообщество стало
полноценной социальной сетью. Сюда идут и опытные педагоги, которым есть чем
поделиться с коллегами, и начинающие учителя, которые только начинают работать
и пока не знают, что делать с диковинным оборудованием, и те, кто овладевает
теми или иными гаджетами, как говорится, “для себя”.
При этом,
конечно же, модераторы весьма чётко следят за соблюдением правил поведения
Правил сообщества или руководство для новичков
и
Правил размещения уроков . Поэтому если
кто-то пришёл сюда с иными целями, нежели распространение передового опыта
использования ИКТ, и предпочитает заниматься спамингом или троллингом,
модераторы сразу же указывают на это, а в особых случаях – удаляют “не тот”
контент. Впрочем, в столь специализированном сообществе чужаки, которым не
интересны данные вопросы, просто не приживаются.
- У нас
работает несколько штатных модераторов, сотрудников “Полимедии”, и целый ряд
внештатных, из числа старожилов сайта, - говорит Анна Кириченко. – Главное
требование – чтобы работы были грамотно оформлены, не содержали фактических
ошибок. Впрочем, если ошибки всё-таки встречаются (а кто без греха?..), мы либо
сами их исправляем, либо просим автора сделать это, лишь затем разработка
появляется на сайте. Обычно любые проблемы разрешаются на уровне общественного
контроля, наши штатные модераторы включаются обычно, когда пользователи
предлагают что-либо, явно, не для нашего сайта. Кстати, могу добавить, что по состоянию на 31 июля 2015 года на сайте выложено 4753 урока. А это, согласитесь, очень большая библиотека!
Как
свидетельствует статистика, 90% пользователей
Edcommunity
–
преподаватели школ, колледжей, вузов, педагоги ДОУ, работники дополнительного
образования. 10% - сотрудники тех или иных фирм-производителей, продвинутые
родители, управленцы и т.д. Сообщество открыто для всех, кто вписывается в
идеологию его существования, а поскольку тут исключительно мотивированная и
обученная аудитория, тут проходят вебинары, мастер-классы, организованные
производителями из самых разных компаний, связанных как с образованием, так и с
информационными технологиями –
LEGO
Education,
Intel,
Casio
и
т.п. Их сотрудники тоже с большим любопытством участвуют в обсуждении тех или
иных тем, им важно знать мнение конечных потребителей, которыми в данном случае
являются пользователей сообщества.
Неудивительно,
что сюда очень хотят пробиться и рекламодатели “иного рода”, которым просто
нужно выйти на целевую аудиторию. Однако в вопросах размещения рекламы сотрудники
Edcommunity весьма и
весьма щепетильны – именно потому, что очень серьёзно относятся к мнению своих “жителей”,
то есть – благодаря всё той же обратной связи. Появился на сайте баннер,
который мешает или раздражает большинство посетителей – значит, пользы от него
меньше, чем вреда, так как посетитель, которому здесь не понравилось, может
просто сюда больше не прийти, и этого не искупит никакая разовая прибыль.
В сообществе
очень внимательно относятся не только к тем, кто только что пришёл сюда (хотя
уже одно это очень хорошо характеризует сайт), но и к продвинутым и даже
старожилам, не забывая ни тех, ни других. С этой целью тут организована система
рейтингования пользователей, а также сопровождения тех, кто стремится повысить
свой “сетевой статус”. Существует очень серьёзная, тщательно продуманная и
довольно прозрачная система оценивания активности пользователя -
Программа накопления баллов EDSTARS. Каждый, кто
размещает здесь свои уроки, пишет комментарии к блогам, участвует в обсуждениях
на форуме, организует мастер-класс и т.д., видит, что его деятельность приносит
ему “доход в мягкой валюте”, то есть в баллах (что-то гораздо более весомое,
нежели пресловутые “лайки”). И, что также очень важно, “мягкую валюту” можно
превратить в нечто существенное, материальное. Например, обладатели
максимального количества баллов регулярно получают от
Edcommunity
ценные
призы, памятные подарки – от футболки до планшетного компьютера,
документ-камеры и мультимедийной доски. По желанию можно также “конвертировать”
баллы в сертификат о прохождении курсов повышения квалификации. Что будет
абсолютно логичным и обоснованным, поскольку те, кто полноценно активен в этом
сообществе, действительно имеют очень высокую квалификацию.
На самом деле,
в этой социальной сети очень мало чего-то действительно платного. Практически,
всё, что есть, является достоянием всех пользователей, за исключением, может
быть, некоторых вебинаров и мастер-классов, организуемых партнёрами
Polymedia. Но это, как
говорится, особый случай.
Как и любое,
уважающее себя, интернет-сообщество,
Edcommunity
не замыкается исключительно
на самом себе, не пытается заявить о какой-то своей избранности, не стремится
всеми правдами и неправдами привлечь к себе внимание, отобрав пользователей у
других сетей. Его создатели придерживаются мнения, что у каждой сети
есть свои достоинства и недостатки, нужно просто уметь сохранить всё самое
лучшее, что есть у тебя, и чего нет у других. А пользователь сам решит, где ему
интересно и с кем ему лучше. К слову, подавляющее большинство “местных жителей”,
имеют аккаунты и в других социальных сетях, что ничуть не мешает им проявлять
активность и получать удовольствие от общения с коллегами и там и здесь. Более
того – представительства
Edcommunity
открыты и в других сетях, через которые люди узнают о новых
конкурсах, конференциях, вебинарах, семинарах. И это абсолютно нормальная схема
взаимодействия, без каких-либо капризов и ревности по принципу “со мной говори
только обо мне!”
-
Мы сотрудничаем с самыми разными
интернет-площадками, - рассказывает Анна, - предлагая их обитателям то, что им
интересно, а нам полезно. Например, очень активным был опрос на
Facebook, где мы
интересовались, сколько существует способов использовать документ-камеру. Оказалось
– настолько много, что по итогам этого коллективного мозгового штурма даже
издали брошюру для пользователей документ-камерой.
Что и
говорить, совместить приятное с полезным – это здесь умеют!
https://www.facebook.com/notes/%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC-%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%BE/i%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/929535390419274