Тенетранты - Вадим Иванович Мелешко
26-27 октября буду проводится плановые работы
возможны перебои в работе портала
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / Тенетранты


ЗАПИСЬ #5420

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


22 ноября 2019, 08:08, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

Тенетранты

Главное - быть с человеком

От бездушного e-learning к духовно-нравственному

Электронное образование, цифровая школа, дистанционное обучение посредством информационно-коммуникационных технологий, искусственный интеллект… Все эти модные веяния у одних людей вызывают эйфорию, а у других – уныние, поскольку живого учителя и общение “глаза в глаза” не заменит ни одна, даже самая совершенная машина. Отсюда целый ряд претензий к тем, кто продвигает подобные инновации в жизнь, делая на них ставку и вкладывая в них миллиарды рублей, евро и долларов. “Образование все более и более становится обезличенным, превращается в банальную передачу информации на большие расстояния, но где гарантия, что все это будет понято и воспринято правильно, где здесь духовность и нравственность?” – задают резонный вопрос критики современных подходов к обучению. Мы решили задать этот вопрос участникам прошедшего недавно в Москве “Урока цифры”, людям, чье мнение достаточно весомо и имеет влияние на то, что происходит в нашей школе.

Вадим Мелешко

Ирина КАКЛЮГИНА, министр образования Московской области:

- Цифровое образование создано для того, чтобы облегчить доступ к электронным ресурсам ученикам и учителям, прежде всего, отдаленных регионов страны. И, тем самым, дать возможность выровнять шансы всех заинтересованных участников образовательного процесса. Но это не единственная задача, разумеется. Что же касается вопросов нравственности, то цифра никогда не сможет заменить живого человека, учителя, она способна лишь создать дополнительные условия для изложения и восприятия материала, но сама по себе она лишь средство.

Татьяна ТРЕТЬЯКОВА, продюсер “Свердловской киностудии”, режиссер фильма “Профессии будущего”:

- Мы много говорим о том, что искусственный интеллект должен входить в образование и помогать учителям преподавать, а детям учиться. Главное для любого ребенка – мотивация, если учителю удается ее создать, у школьника все получится, поскольку он сам будет стремиться получить знания и найти свое место в жизни. Но если мы даем чисто цифровое образование, это всего лишь передача данных. Не возникает самого главного, что есть в образовании – межличностного общения, при котором один человек стремится быть похожим на другого, равняется на него, загорается энтузиазмом. Поэтому при цифровом обучении всегда должен быть кто-то, кто должен находиться рядом и наполнить жизнью электронный контент. Ребенку нужен человек, который должен стать для него образцом для подражания. Потому что именно он передает ему образцы духовно-нравственного поведения, работает с ценностями, смыслами. Наверное, все это можно сделать и дистанционно, но обязательно - в режиме онлайн! Потому что, если ребенок будет иметь дело только с компьютером, он будет обделенным чем-то очень важным и нужным.

Елена Владимировна, заместитель директора одной из московских школ:

- Цифровое образование – объективная реальность, которую нельзя игнорировать. Да, духовное начало должно здесь обязательно присутствовать, но как это сделать – лично я пока не знаю. Хочется верить, что Уроки цифры дадут ответ на этот вопрос. Возможно, это задача для тьюторов, которые помогают организовать процесс взаимодействия школьников с электронными ресурсами. Но, я уверена, надо помнить, что информации сегодня очень много, и каждому ученику нужно уметь выбрать только то, что ему необходимо, создавая свой собственный, индивидуальный образовательный маршрут. Только так он сможет получить и усвоить по-настоящему полезные и нужные знания, что, в свою очередь, будет не только нравственно, но и духовно.

Игорь КУЗОРА, руководитель образовательных программ 1С:

- В гуманитарной сфере духовно-нравственный аспект в значительной степени присутствует, прежде всего, в самом контенте. Но многое зависит от подачи материала. Работа с электронным контентом требует сопровождения. Если контент использовать в классической схеме обучения, когда есть ученик, учитель и некий материал в электронном виде, который надо преподать и изучить, то тут очень много возможностей для трактовок и интерпретаций. Но если речь идет о дистанционном образовании, где человек получает материал по Интернету и самостоятельно его усваивает, то тут все значительно сложнее. Наверное, в ряде случаев возможно предусмотреть обратную связь, чтобы понять, как человек усвоил и истолковал тот или иной материал, дать дополнительные вопросы, предложить написать сочинение и так далее. И важно от чисто знаниевой системы обучения перейти к более творческой, интерактивной, предусматривающей воспитание и развитие. Опять же, тут не обойтись только тестовой формой аттестации, обязательно нужен человек, который бы в итоге пообщался с обучаемым и пришел к выводу, что тот все понял правильно. Мне кажется, без этого мы на данном этапе не можем обойтись. Машину можно научить, чему угодно, однако человеческий фактор в данном случае исключительно важен.

Инна СОКОЛОВА, заместитель директора по инновационной деятельности, Камчатский край, Николаевская школа:

- Цифровое образование – дело важное и нужное, но если говорить о школе, то оно там необходимо ровно в той степени, в которой это определят непосредственно на местах. То есть оно должно решать те задачи, которые возникают здесь и сейчас, а не превращаться в модный тренд, когда это нужно, потому что этим занимаются все и везде. Следовательно, вопросы духовно-нравственного воспитания точно так же должны решаться по мере необходимости и исходя из ситуации. Каждый учитель, который имеет дело с ЦОР и ЭОР, берет то, что ему нужно для обучения детей, и несет все это своим школьникам. Но если исключить педагога из данной схемы, уходит самое важное и самое главное – эмоции, невербальное общение, дух. Остается только сухая фактура. Как все это совместить – не знаю. В случае с онлайн-преподаванием, даже если лекцию или мастер-класс одного педагога смотрят и слушают тысячи учащихся, все-таки остается возможность загореться энтузиазмом, получить огромный заряд творчества от “экранного” учителя. Но если это всего лишь текст, пусть даже и написанный хорошим языком… Наверное, нужно использовать самые разные способы донесения информации до человека, не только что-то написать, но и подключить видео, аудио, анимацию, схемы, динамические графики и многое другое. А вообще необходима обратная связь, без нее никуда.

Максим ЕРЕМЕНКО, старший управляющий директор Управления развития компетенций по исследованию данных Сбербанка:

- Мир не стоит на месте, меняются привычки, способы и формы общения. За последние 10-15 лет этот процесс очень сильно трансформировался, и новое поколение детей способно получать и обрабатывать информацию существенным образом иначе, нежели их родители и предки. Но, что самое интересное, обезличенности как таковой, о чем нам постоянно твердят представители былых эпох, у нас нет, потому что на современном этапе развития общества появилось очень много виртуальных помощников, как со стороны искусственного интеллекта, так и со стороны вполне реальных людей, которые просто находятся где-то “за кадром”. Да, общение между живыми людьми всегда предполагает некий контакт “глаза в глаза”, обмен некими флюидами, подсознательный анализ мимики и жестов. Реализовать все это в чисто цифровом варианте далеко не всегда представляется возможным, обычно все превращается в простой обмен текстовой информацией, где эмоции заменены смайликами, а интонация – размером шрифта. Но люди всегда будут стремиться ликвидировать этот пробел, компенсировать данный недостаток с помощью, как ни странно, тех же ИКТ. Например, они все шире и активнее, пользуются видеочатами, где есть не только текст, но и живая речь, звук, изображение. И они очень активно реализуют принцип обратной связи, когда буквально к любому контенту можно написать комментарий, задать вопрос, сопроводить его картинкой или роликом.

Конечно, духовно-нравственное воспитание не может быть абстрактным, безвекторным, оно всегда ориентирует человека на что-то конкретное, заставляет его придерживаться определенной линии и логики развития. Но чтобы понять, в каком направлении двигаться, нужно постоянно собирать обратную связь от конечных потребителей, чтобы узнать настроение общества, понимать его запросы. И вот тут как раз искусственный интеллект может оказать нам очень большую помощь, поскольку он способен учитывать огромное количество самых разных запросов всех, без исключения, пользователей, что позволяет, в частности, разработать индивидуальную траекторию обучения, воспитания и развития с учетом запросов каждого конкретного, отдельно взятого человека.

Ольга МИНИНА, педагог дополнительного образования Табагинской школы, Якутск:

- Я считаю, что электронное образование может и должно быть духовно-нравственным. Но это во многом зависит от того, кто и как будет создавать контент, а также кто и как будет с ним работать на местах. Сегодня, к сожалению, далеко не каждый человек способен освоить весь тот потенциал, который заложен в электронных ресурсах. Хотя в нашей школе дела обстоят довольно неплохо. Конкретная воспитательная работа, в том числе, и связанная с патриотической деятельностью, изучением своего родного края, сводится к вполне конкретным делам, а уже потом информация об этом в виде видео-, аудио-, текстовых и прочих файлов расходится по Интернету, причем весьма оперативно. Это вызывает огромный интерес у педагогов и школьников в других образовательных организациях, причем не только Якутии. Следовательно, здесь есть и духовность, и нравственность, а Интернет выступает всего лишь как средство.

Александр ДЯТЛОВ, учитель информатики “Предуниверсария МАИ”:

- Компьютер – всего лишь инструмент, поэтому все зависит от людей, которые его используют для тех или иных целей. Сегодня образование борется с огромной индустрией игр. Но это бессмысленно, игры все равно победят, потому что их много и за ними стоят очень богатые люди. А вот попробовать использовать их в образовательных и воспитательных целях можно и нужно. И в плане духовно-нравственного воспитания это тоже вполне реально сделать. Главное – уметь преподнести детям контент, помочь понять, уметь объяснять и так далее. Но этому учителей самих нужно учить. На сегодняшний день в Сети можно найти, практически, все. И сделать это можно без чьей-либо помощи, в одиночку. А вот осознать, что тебе на самом деле нужно, оценить, что ты нашел, проанализировать найденное, правильно его понять, интерпретировать и усвоить – тут без помощника не обойтись. Увы, дети не умеют думать, и наша задача – научить их этому. В том числе, научить думать о духовном, оценивать с нравственных позиций.

Бытует мнение, что весь контент, к которому могут иметь доступ дети, нужно подвергнуть жесткой цензуре, дабы изолировать их от информации, способной причинить психическую травму. Мне кажется, реализовать эту идею чисто технически невозможно. Интернет подобен океану, есть масса способов обойти любую блокировку и запрет, есть масса стран, где вообще не действуют те или иные ограничения. Однако мы в состоянии сделать так, чтобы у каждого человека в сознании существовал свой собственный фильтр, духовно-нравственный. Цензор должен быть в голове, и он должен подсказывать пользователю, что можно делать, а чего не следует. И наша задача – помочь ученикам настроить этого цензора.

Татьяна ПОЛЕЖАЕВА, учитель начальных классов Мурманского международного лицея:

- Да, цифровое образование построено так, чтобы человек самостоятельно мог получать ту или иную информацию, усваивать те или иные знания, без постоянного присутствия рядом педагога. Кому-то это может показаться недостатком, но ведь, что греха таить, педагог не всегда помогает ученику учиться, часто он как раз мешает. Человеческий фактор в педагогике нельзя считать по умолчанию положительным, у учителя бывают любимчики и изгои, одним он всегда завышает оценки, к другим постоянно придирается. А цифровое образование, в принципе, призвано все это нивелировать и создать единые для всех условия. Может, к духовности и нравственности это имеет косвенное отношение, но все же! И потом, не пора ли разделить обучение и воспитание? Может, как раз для усвоения нового материала нужны одни электронные ресурсы, а для развития духовности – другие? Точно так же и люди, использующие все это, должны быть разными, а не универсалами “все в одном”.

Елена ЛУКИНЫХ, учитель информатики школы №2, Верещагин, Пермский край:

- Разную информацию можно передать, принять и осмыслить по-разному. Поэтому вряд ли все должно быть непременно пропитано духовностью и нравственностью. Скажем, какие-нибудь математические, физические или химические формулы могут быть этого напрочь лишены, а вот в художественных и исторических текстах без этого не обойтись. Так что здесь важно не только КАК, но и ЧТО мы выставляем в сети. А для этого необходим профессиональный и хорошо владеющий средствами ИКТ педагог, который мог бы, во-первых, создать добротный контент, а во-вторых, правильно его использовать. Для нашего небольшого городка цифровое обучение – прекрасная возможность получить самую разную информацию, к которой раньше мы просто не имели доступа, приобщиться к единому цифровому и образовательному пространству. А тыкать духовность и нравственность везде, где только можно – верный способ выработать к этому стойкое отвращение.

Андрей СИДЕНКО, ведущий web-контент-аналитик Лаборатории Касперского:

- На мой взгляд, духовно-нравственная составляющая любого контента формируется непосредственно в момент интерпретации материала, который затрагивает в твоей душе те или иные эмоциональные струнки и влияет таким образом на формирование личности. И тут совершенно неважно, где находится человек, создавший данный контент, ведь он общается с тобой в Сети именно с помощью тех материалов, которые туда выложил. Каждый для себя решает сам, что делать с этим контентом, как к нему относиться и как на него реагировать. Но ведь то же самое, по сути, происходит и на обычном уроке, где есть живой учитель! Там каждый ребенок тоже делает для себя сугубо свои, личные выводы, просто педагог может ему в этом помочь, направить логику его размышлений в то или иное русло. И если создать для учителя те же возможности в Сети, цифровой урок мало чем будет отличаться от реального. Поэтому тут мы имеем две точки сложности: серьезная проработка контента на входе, когда человек выкладывает материал в Сеть, и еще более серьезная проработка его на выходе, когда кто-либо получает его и работает с ним. Но неверно было бы продолжать воспринимать цифровое обучение с тех же позиций, что и реальное, когда учитель излагает материал с экрана монитора, а ученик внимательно слушает его, записывает и по возможности задает ему вопросы в чате. На самом деле, все уже давно обстоит не так, и очень плодотворное общение происходит как раз на горизонтальном уровне, когда учащиеся обсуждают полученный материал между собой. А это возможно и в блогах, и на форумах, и в скайпе, и в WhatsApp, и так далее. Более того, материал очень хорошо усваивается, когда ребята работают в группах, при этом не важно, живая ли это группа или виртуальная. Там каждый помогает друг другу, обучает друг друга, проясняет непонятные моменты, выдвигает неожиданные версии. Это новая версия старого-доброго коллективного способа обучения, с той разницей, что в данном случае учиться можно, находясь в любом месте, где есть доступный Интернет и подходящий гаджет. Какое все это отношение имеет к духовности и нравственности? Да прямое: они в любом случае будут присутствовать там, где есть продуктивное общение людей. И чем интереснее им работать вместе, тем лучше.

http://www.ug.ru/archive/81536





ОБСУЖДЕНИЕ


Владимир Николаевич Моисеев2019-11-22 12:58:00 - Владимир Николаевич Моисеев
Всё идёт к тому, что учитель информатики должен быть
классным программистом, все прочие учителя web-конструкторами.
Ну еще фотографами и кинооператорами высокой квалификации.
Это скоро будет основным, а знания предмета второстепенным.
Учить каждый умеет, а вот доказать это без цифровых
технологий сегодня почти невозможно. А значит что...?
Алевтина Петровна Монастырская2019-11-22 22:42:33 - Алевтина Петровна Монастырская
`Сегодня была в соседнем селе ,проверяла математику 9,11 классах. В 9 классах которые идут по ФГОС ужасная картина`.

Вот вам настоящая картина всех инноваций.))
И пишет это мне разносторонне одарённый учитель с большим опытом работы.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2019. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Гений, но только злой.
Спасибо, Леонид Андреевич. Паучок мне понравился и летоисчисление по славянскому календарю.Мне тоже надо его вводить.Наблюдая паучков я заметил, что паук бежит сначала к центру паутины а потом к нужному месту. Осенью в хорошую погоду они отправляются в полёт на своих паутинках.Товарищ рассказывал. Зашёл в контору, поздоровался,тишина. Все заняты наблюдением как паук ловит муху.
Да уж... Жизнь полна противоречий, что нашло своё отражение в этом эссе...
Может, Вы имеете в виду `Тёплый хлеб` Паустовского про мальчика Фильку? Или `Кусок хлеба` А.Нуйкина.
И что ЭТО было??? Солянка сборная?
6625916-a285697





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/