Сталинская логика - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / Сталинская логика


ЗАПИСЬ #5546

КОММЕНТАРИИ (6)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


15 мая 2020, 13:39, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

Сталинская логика

Знаменитый топовый блогер Живого Журнла fritzmorgen, он же Олег Макаренко, опубликовал интересный и, думаю, полезный для учителей пост на тему преподавания логики и психологии в советской школе.

Привожу его в полном объёме.

По просьбам читателей разбираю устойчивый миф, согласно которому в советских школах массово преподавали логику. Краткая суть: миф основан на реальных событиях. Хоть после революции буржуазная наука и впала в немилость, однако около 1950 года Иосиф Сталин всё же вернул логику в школы. Через несколько лет вождь умер, и его последователи снова вычеркнули логику из учебного плана.

Теперь подробнее. Логику в России преподавали начиная с XVI века: и в светских, и в церковных учебных заведениях. В 1807 году, например, в российские школы поступил учебник «Начертания логики» за авторством Александра Лубкина, известного философа-деиста. Дальше, вплоть до 1917 года, регулярно выходили и другие учебники, включая учебник хорошо известного нам Георгия Челпанова.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лубкин,_Александр_Степанович

После Революции формальная логика вступила в конфликт с диалектическим материализмом и обнаружила себя в опале. Георгия Челпанова, к примеру, марксисты сочли идеологическим врагом: в 1923 году его уволили из Московского университета и сместили с должности директора Психологического института (Георгий Челпанов основал Психологический институт в 1912 году на деньги известного мецената Сергея Щукина):

https://cyberleninka.ru/article/n/k-150-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-georgiya-ivanovicha-chelpanova
https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологический_институт_имени_Л._Г._Щукиной

В том же году вынужден был уйти из университета другой знаменитый логик, Сергей Поварнин. Его замечательная книга, — «Искусство спора», — вышла в очень неудачное время, в 1918 году. Хоть книга и стала безусловной классикой, которую следует прочесть каждому образованному человеку, в СССР её положили под сукно. Следующее издание «Искусства спора» вышло только в 1990 году:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Поварнин,_Сергей_Иннокентьевич

После Войны Иосиф Сталин решил вернуть в школы формальную логику и психологию: те самые два предмета, над развитием которых Георгий Челпанов трудился до 1923 года. В декабре 1946 года в «Учительской газете» вышла статья с пересказом постановления ЦК — идея была в том, чтобы вот прямо с 1947/1948 года организовать преподавание психологии и логики в выпускных классах. План был рассчитан на четыре года, для начала охватить экспериментом собирались 200 школ:

https://runivers.ru/philosophy/lib/docs/6791/197339/

Для этой цели подготовили несколько учебников, в число которых, конечно же, вошёл и сокращённый гимназический учебник Георгия Челпанова:

http://old.ihst.ru/projects/sohist/papers/vf/2004/4/164-169.pdf

Как и большая часть образовательных книг того периода, учебники логики были предельно заряжены идеологически. Процитирую пару фрагментов из учебника Виноградова-Кузьмина, ссылку на который любят размещать в современных дискуссиях:

http://www.pseudology.org/psyhology/logikavinogradov1954.pdf

Последовательное, единственно научное разрешение вопроса о материи и сознании, о материи и мышлении, об источнике наших ощущений, представлений, понятий даётся лишь марксистским философским материализмом, разработанным великими учителями трудящегося человечества К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и И. В. Сталиным.



О силе логики, о непоколебимой последовательности в мыслях и действиях И. В. Сталина писал А. И. Микоян: «У Сталина железная логика. С непоколебимой последовательностью одно положение вытекает из другого, одно обосновывает другое, ничего разбросанного в мыслях и действиях…»

Необычайная сила убеждения, логичность и ясность речей В. И. Ленина и И. В. Сталина являются выражением того глубокого смысла, богатства содержания, которое заложено в этих речах.



Так, климат в СССР и климат в США различаются незначительно, а развитие общественного строя в США отстало от развития общественного строя в СССР на целую историческую эпоху, ибо в США существует капиталистический строй, отличающийся наиболее паразитической и реакционной формой, тогда как СССР уже покончил с капитализмом, установил у себя социалистический строй и вступил в период постепенного перехода от социализма к коммунизму.



2-я фигура:
— Е. Ни один сторонник мира и демократии (Р) не поддерживает агрессоров (М).
Модус ЕАЕ:
— А. Правые социалисты (S) поддерживают агрессоров (М).
— Е. Правые социалисты (S) не являются сторонниками мира и демократии (Р).



Справедливости ради уточню, что ни десятки упоминаний Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса, ни гневные пророчества неминуемого краха капитализма учебник особо не портят. Пожалуй, этот учебник пятидесятых годов даже лучше многих современных учебников, так как написан хорошим русским языком.

Конкретно издание от 1954 года было выпущено тиражом в 800 тысяч экземпляров. В пятидесятые годы в школах СССР ежегодно учились примерно 25 млн человек. Учёба в старших классах советских школ была тогда платной, и эта плата была весьма существенной для семейных бюджетов, так что многие уходили после 7-го класса. Из этого можно сделать вывод, что учебники логики были напечатаны в 1954 году уже с расчётом не на экспериментальные, а на все без исключения советские школы.

Об этом же говорится и в книге «Народное образование в СССР» от 1952 года. «Преподавание психологии и логики вводилось с 1948/49 уч. г. постепенно — сначала в крупных городах, затем (в 1949 — 1951 гг.) в остальных городах и сельских местностях»:

https://sheba.spb.ru/shkola/narodnoe-obrazovanie-1952.htm


К сожалению, период преподавания логики был в СССР недолгим. Вскоре после смерти Иосифа Сталина логику снова убрали из школ. Большая Советская Энциклопедия приводит типовой учебный план средней школы за 1959 год — логика в нём уже отсутствует:

https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/105/600.htm

Точный год сворачивания программы лежит где-то между 1954 и 1959: разные источники называют разные даты. Пожалуй, это и неважно — первые молодые преподаватели логики должны были выйти из педагогических институтов только в 1951 году, и нескольких лет в любом случае не хватило бы, чтобы насытить школы минимально грамотными кадрами.

Школьная система очень инертна, она не может вот так просто взять и вплавить в учебный процесс новый предмет. Мы с вами наблюдали проблему на примере информатики — даже в 1990-е и 2000-е годы в огромном количестве школ информатику преподавали на ужасающе низком уровне. Если путающийся в цифрах учитель математики всегда был исключением из правил, то не владеющий компьютером учитель информатики, увы, долгое время был неприятной нормой.


Подведу итог

В истории советского образования был период, — где-то между 1951 и 1954-1959 годами, — когда в школы попытались вернуть прирезанную после Революции формальную логику. К сожалению, к 1951 году имперские учителя уже по большей части отошли от работы, и потому преподавание пришлось выстраивать с самого нуля: с подготовки учителей в педвузах силами преподавателей, которых, в свою очередь, тоже надо было как-то готовить.

Из этого можно сделать вывод, что сталинская попытка возвращения логики окончилась неудачей: программу свернули до того, как она успела дать первые ощутимые плоды.


PS. Логику не преподают и в современных школах: на мой взгляд, напрасно. Тем не менее логика настолько важна, что я настоятельно рекомендую учить её самостоятельно, без школы, даже взрослым уже людям. Начать поиски материалов можно, например, вот с этой страницы: https://ruxpert.ru/Искусство_спора

https://olegmakarenko.ru/1855794.html 




ОБСУЖДЕНИЕ


пользователь отключен2020-05-15 17:14:01 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Инна Викторовна Полякова2020-05-15 17:34:39 - Инна Викторовна Полякова
В закладки.
пользователь отключен2020-05-15 17:45:25 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Светлана Сергеевна Лизунова2020-05-15 21:41:30 - Светлана Сергеевна Лизунова
Комментарий отключен модератором
Михаил Альфредович Гутентог2020-05-16 09:51:43 - Михаил Альфредович Гутентог
Игорь Вячеславович, выложил в свои файлы книгу Чканикова - http://proshkolu.ru/download/6662789/f9f2d89dbc6ee09a/

В учебнике http://www.pseudology.org/psyhology/logikavinogradov1954.pdf отнюдь не формальная логика - там, по сути, теория познания излагается.

Соглашусь, что и теорию познания тоже надо изучать - только не знаю, в каком возрасте. И не по указанному учебнику - потому что там на четвёртой же странице вбрасывается логическая диверсия: в начале века был описан `парадокс Рассела`, а автор приводит в виде неразрешимого противоречия точно такой же `парадокс Рудина`, делая вид, что парадокс Рассела ему не известен.
пользователь отключен2020-05-16 10:31:26 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо большое. Интересно и непривычно.Обожаю Филатова. Хотела детям дать задание выписать обращение из мультфильмов, но вы подкинули хорошую идею
https://yandex.ru/video/touch/preview/360114135147733975?
Валентина Васильевна, Вы уж простите, на фото трудно понять - натуральный букет, или Ваше мастерство... Если первое - то просто изумительная по красоте композиция, надолго захватывающая взгляд.. Ну а если второе - то изумительно в кубе, хотя бы потому, что отличить от живых цветов практически невозможно. Моя жена в последнее время увлеклась этим красивым делом - изготовлением цветов, красота по всей квартире, как у Матроскина молоко. Спасибо за настроение в эти сложные времена, красота, она вечна и непобедима!
Спасибо!
А я тут вот, буквально сегодня, изучал историю `Белых акаций...` Сколько противоречий, сколько `непоняток`, сколько ставшего обязательным оскорбительного ёрничества по поводу истории своей страны.... Хотя история интересная своим многообразием этих самых противоречий. И фактически так и не нашёл истоков, все авторы статей трактуют по своему. Кто написал первый текст, музыку? Кто потом кардинально переделывал тексты, подгонял музыку. Современный вариант пошёл от `Дней Турбиных` В.Басова, а вот раньше... Варианты Красной армии, варианты Белой армии, изначальный вариант 1903года... да и мелодии не очень то убедительно идентичны... Вобщем, наворочено... А хочется собрать целостную картинку.. Будем искать дальше...
Подари мне хризантемы - Белые как снег, С горьким запахом метели, Слез остывших след. Явью или сновиденьем Ты ко мне вернись, Горьким запахом и прелью - В осень обернись. Тихим утренним туманом Подойди ко мне И согрей меня губами В зябкой тишине. Copyright: Л.Текьерос 5841695-a151550





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/