|
Вадим Иванович Мелешко
Виктору Шаталову, выдающемуся
педагогу-новатору современности, принадлежит следующая фраза: «Рецепт
успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности
давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх
отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все
объяснять». Но разве все это применимо только к ученикам? И неужели к
самим учителям со стороны их начальников-работодателей отношение должно
быть принципиально иным?
На самом деле тут сложно
ответить однозначно. Ведь ребенок - человек, который только познает
мир, учится всему, приобретает те или иные навыки, овладевает
компетенциями. Сделать все это сразу начисто и набело невозможно, без
ошибок тут никак не обойтись, и вообще учеба - тяжелый труд, путь по
незнакомой местности, где вполне простительно спотыкаться и падать,
главное - понимать, куда и зачем ты идешь, иметь мужество подняться и
двигаться дальше. И, конечно же, очень важно, чтобы рядом был тот, кто
показывает направление пути, мотивирует стремиться к цели, всегда подает
руку упавшему и предостерегает от опасностей.
А вот учитель,
сиречь проводник на этом пути, должен быть профессионалом, его ошибка
стоит куда дороже, в первую очередь для тех, кого он ведет.
Преподаватели любят говорить, мол, всегда надо иметь мужество сказать
своим ученикам: «Я тоже многого не знаю и тоже могу ошибаться». Но не
сможет завоевать авторитет у детей тот, кто на их вопросы то и дело
честно (!) отвечает, что не в курсе, не помнит, не владеет информацией,
забыл и т. д. Дети склонны тянуться к тем, кто знает все, даже если оно
на самом деле и не так. И вообще, коль скоро обучение - это не приятная
прогулка по тенистому парку, а сражение с неграмотностью,
непросвещенностью, заблуждениями и некомпетентностью, в бою солдаты куда
увереннее следуют за тем командиром, который всем своим видом вселяет в
них уверенность в победе (даже если сам в глубине души и боится
погибнуть).
Но давайте просто-напросто слегка изменим слова
Шаталова, чтобы получилось так: «Рецепт успеха учителя прост: нужно
верить в педагога и при малейшей возможности давать ему высказаться,
чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А
во-вторых, директору нужно очень четко все объяснять».
Разве это и в
самом деле не является рецептом успеха для всех, кто работает в системе
образования? Ведь огромное количество (если не подавляющее большинство)
педагогов за последние годы оказались в состоянии перманентного стресса
под гнетом жесточайшего давления, прежде всего со стороны своего
начальства - от директора и выше. То, что на них постоянно «наезжают»
ученики, родители, общественность и т. д., можно было бы пережить и
перенести, если бы учителей защищали их собственные руководители. Но,
увы, очень часто именно они в первую очередь готовы сдать своих
сотрудников, отдать их на растерзание кровожадным правдотрясам, а то и
уволить, чтобы избавиться от проблемы.
Учителям, увы, не верят
те, кто ими руководит. Не верят и постоянно оценивают, стараясь найти, к
чему бы придраться и прицепиться. Потому что, когда ты начальник и у
тебя есть компромат на подчиненного, всегда можно обосновать, почему ты
платишь ему меньше остальных. Очень просто, ведь тут у тебя слишком
много неуспевающих, там твои дети неважно написали ВПР, а здесь на тебя
жалобу накатали…
Так что же делать, чтобы помочь педагогу
преодолеть страх оценки, страх отчуждения и осуждения? Может быть,
технологию Шаталова можно все-таки использовать не только для обучения
детей, но и в организации работы педагогических коллективов?
http://ug.ru/archive/84054
|
| 2020-07-08 17:52:15 - Алевтина Петровна Монастырская Здравствуйте, Вадим Иванович. Вроде бы не должны Вы быть наивным человеком, но всё же. статья эта. очень похожа на статью начинающего стажёра. Не хочу ничуть обижать Вас и сомневаться в вашем профессионализме. Технологию Шаталова, как, впрочем, и Сухомлинского в работе с коллективом нормальные советские директора школ применяли повсеместно, так как была установка `директор школы - это учитель учителей`. А завучи - те вообще были главными инженерами учительских душ. И вот тогда педагогические коллективы творили великие дела - у них были и поддержка, и понимание руководства школы.
А что сейчас? Приведите пример хотя бы одного-двух директоров школ, которые являются учителями учителей, которым не зазорно (не боязно?) провести цикл открытых уроков для своих учителей по распространению педагогического опыта. Нет уже таких давным давно. У нас теперь менеджмент процветает махрово. Никто ничего не организует: ни наставничества, ни благоприятного микроклимата в коллективе, ни простого человеческого участия. . Принцип `разделяй и властвуй` в школах, как и в других организациях, успешно рулит. Да Вы и сами об этом в своей статье говорите. Поэтому на ваш последний вопрос отвечу коротко:`Нельзя!` Просто нужны другие руководители, а их нет и в обозримом будущем НЕ будет, ибо ломать - не строить. | | 2020-07-08 17:58:12 - Валентина Михайловна Жаворонкова Моя невестка директор школы. Вот им так и объяснили на очередном вечернем сборе директоров, что учителем ты можешь не быть, теперь вы просто менеджеры управленческие. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|