Не переступая грань - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / Не переступая грань


ЗАПИСЬ #5575

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


14 июля 2020, 07:18, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

Не переступая грань

Воспитательный момент целого урока может уместиться в одной фразе


Совершенно отчетливо помню, как в середине 90х наша завуч сказала, что по современному законодательству школа не обязана заниматься воспитательной работой, это дело семьи, и нам в этот процесс вмешиваться не стоит. «Хотя, если честно, вообще не могу понять, как можно отделить обучение от воспитания!» - заключила она. Я тоже не мог этого понять тогда, не могу понять и сейчас.

Самое интересное, тогда, четверть века назад, что-то изменилось в сознании масс, и часть граждан, включая, между прочим, и некоторых представителей педагогической общественности, уверовала: да, все правильно, школа должна только давать прочные знания, это ее главная задача, а вот как дети ими будут распоряжаться, уже их дело, не надо им навязывать стереотипы, дескать, вот так поступать хорошо, а вот так - плохо. «С чего вы решили, что лучше других знаете, как на самом деле нужно и как не нужно поступать, с какой стати возомнили, будто ваша система координат единственно верная и именно ее нужно вдалбливать в умы детей? Ведь у родителей могут быть совсем иные ценности, так зачем же вступать в противоречие с семейными установками?» - вот главный аргумент противников школьного и сторонников семейного воспитания.

Увы, даже во времена махрового застоя, на которые пришлось мое детство, сплошь и рядом были случаи, когда папа или мама, бабушка или дедушка говорили ребенку одно, а он потом приходил из школы и заявлял: «А нам учительница совсем другое объясняла!» И да, конфликт был, причем без какой-либо перспективы компромисса, потому что, ясное дело, ни педагог, ни родители не были готовы пойти на уступки и поменять свою точку зрения ради общего блага. Поэтому выбор всегда оставался за школьником, он сам делал вывод, кому верить и чьи аргументы более убедительны.
Сама жизнь подтверждала правоту слов либо той, либо другой стороны. К сожалению, часто было так, что правильные слова учителя разбивались вдребезги о суровую реальность. И все-таки школа всегда задавала некий вектор развития, в направлении которого предлагалось идти всем. А наличие этого вектора все-таки предполагало главное - школа в целом выполняла социальный заказ государства. И если кто-то индивидуально мог позволить себе те или иные «вариации на тему», то все в совокупности учителя придерживались единых принципов и установок: «мы за коммунистический интернационал», «молодым везде у нас дорога», «я другой такой страны не знаю», «один за всех и все за одного», «раньше думай о Родине, а потом о себе» и тому подобное.

Можно, конечно, сказать, что мы против всяких там векторов, заданных кем-то сверху для всех остальных, каждый гражданин волен сам решать, куда идти и как жить. Есть же у нас законы, и если человек их не нарушает, никто не вправе его одергивать, мол, не так себя ведешь, не так выглядишь. У нас прав и свобод в Конституции аж с 17й по 64ю статью.

Наверное, такая система тоже имеет право на существование. И в ряде стран она успешно применяется. Однако мы с вами живем в если не из ряда вон выходящей, то уж точно в нашей собственной стране с ее традициями образования как триединого процесса обучения, воспитания и развития. И отделить одно от другого и третьего - значит вызвать потрясение много больше того, что произошло на рубеже эпох, в те самые 90е. Потому что тогда, несмотря на законодательные установки, в школе все равно продолжали заниматься воспитанием, хоть и с «поправкой на ветер».
Но чего же я тогда опасаюсь, тем более что именно сейчас воспитанию в системе образования уделяется столько внимания? Да вот как раз этого, как ни странно. Потому что воспитательные цели были, есть и будут присутствовать в каждом уроке и на каждом занятии, излагая любую тему, учитель, хочет он того или нет, подспудно и подсознательно будет выставлять реперные точки воспитания, триггеры, на которые потом дети станут опираться в оценке тех или иных событий.

Зато если к нему станут приставать по поводу слабой воспитательной работы и малого количества воспитательных мероприятий, это сработает в обратную сторону. А в том, что будут приставать, нет никаких сомнений, не зря же столько внимания уделяется президентской инициативе, стало быть, и отдачу потребуют немедленно, да чтобы сразу результаты были. И вот как раз тогда дети вспомнят, что, если в школе говорят одно, а в семье - другое, слушать нужно именно родителей, ведь учителя делают это, потому что обязаны, с них требуют, они народ подневольный, им главное - эффект, картинка, показуха, а папа и мама поучают тебя от чистого сердца и ради твоего же блага, они же свои, родные!

Так что же делать? По мнению одних, ничего, надо просто оставить все как есть и не трогать, потому что система уже пришла к какому-то равновесию, и любое активное вмешательство опять приведет к нервотрепке и потрясениям. По мнению других, надо, наоборот, не просто усилить воспитательный акцент, но и вернуть в школу отметки за поведение и прилежание (как показатель воспитанности), равно как и характеристики на каждого выпускника. По мнению третьих, надо просто разделить сферы ответственности, чтобы, скажем, вопросами полового и религиозного воспитания занималась семья, а экологического и патриотического - школа. А четвертые скажут, что все это надо решать в каждой конкретной школе отдельно с учетом огромного количества разных факторов.

Самая главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что воспитание некоторые понимают так: «Здравствуйте, дети! Сегодня я расскажу вам, как надо относиться к тому или иному явлению, вы узнаете, кто хороший, а кто плохой, как надо и как не надо себя вести в такой-то ситуации!» Безусловно, воспитательные занятия и мероприятия совершенно определенной направленности имеют право на существование, к ним нужно тщательно готовиться, подбирать материал. Но нельзя сводить все это только к мероприятиям, и тем более нельзя каждый урок превращать в такое мероприятие. Иногда достаточно всего одной фразы, чтобы ученик на чисто эмоциональном уровне не только накрепко запомнил информацию по теме, но и вынес нечто гораздо большее, именно то, что напрямую связано с понятием воспитания.

Скажем, при изучении темы «Фосфор» на уроках химии можно сказать, что аллотропная модификация «белый фосфор» самовоспламеняется на воздухе с выделением большого количества удушливого газа. Если ваша задача просто дать материал, то на этом вы можете остановиться. Если же вы хотите связать тему с жизнью, историей и политикой, то добавите, что во времена Великой Отечественной войны наши бомбардировщики разбрасывали фосфор над немецкими аэродромами, а во времена вьетнамской кампании американцы засыпали им джунгли, но потом, в 1977 году, фосфорные боеприпасы были запрещены Женевской конвенцией в случаях, когда от них могут пострадать мирные граждане, хотя США и Израиль этот документ не подписали. Если уж совсем обострить обстановку, то можно добавить, что есть факты применения таких боеприпасов в Донбассе со стороны ВСУ. Но это может уж слишком сильно отвлечь ребят от темы. Здесь должно проявиться мастерство педагога, чтобы помочь детям запомнить материал в том или ином контексте.

Или же, к примеру, изучая тему «Дикорастущие и культурные растения» в разделе генетики, учитель обязательно расскажет о научном наследии Николая Вавилова и его легендарной коллекции семян, которая хранится в Санкт-Петербурге во Всероссийском институте генетических ресурсов растений, названном именем этого великого ученого. Он также может сказать, что во времена блокады Ленинграда хранители этой коллекции умирали с голода, но не позволили взять оттуда даже малой доли, понимая ценность этого материала. Остается на совести педагога, стоит ли упомянуть тот факт, что, к сожалению, за последние десятилетия эта коллекция заметно сократилась, поскольку часть ее была отдана в «Хранилище Судного дня», построенное на Шпицбергене (Норвегия). Ведь это опять же способно чисто эмоционально развернуть урок в совсем иное русло.

Точно так же, рассказывая о реках мира на уроках географии, учитель может вспомнить о существовании сил Кориолиса и закона Бэра. И никто не мешает ему вспомнить также и о том, что как раз благодаря им территория нашей страны ежегодно прирастает все новыми и новыми территориями, которые Амур намывает на свой левый берег, с выходом на российско-китайские отношения в их историческом разрезе.

Вы скажете: «Да зачем оно нам нужно, к чему вообще касаться столь непростых, щекотливых, а порой и скандальных тем? Не лучше ли ограничиться изложением одних только научных фактов без привязки к реальности, а дети уже пусть потом сами все это делают или не делают, если оно им не нужно?»
Безусловно, такая позиция имеет право на существование. И, по мнению некоторых, именно на этом и должно строиться все образование, то есть учитель должен просто говорить о том, что есть, а «как наше слово отзовется», это уже не наше дело, поскольку этого «нам не дано предугадать».
Но я все-таки абсолютно убежден, что задача педагога заключается в другом. И, что самое важное, эту задачу он выполняет всегда. Просто не надо делать из воспитания культа, нужно просто договориться о том самом векторе, в соответствии с которым должна работать вся система образования. И предоставить каждому учителю свободу самому определять, где и когда воспитательный момент уместен, а когда - нет. В конце концов эффективность воспитания оценивается по тому сухому остатку, который откладывается в душах учеников. А значит, им и судить.

Справочно

23 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект о воспитании в учебных заведениях. С 1 сентября 2020 года программы по воспитанию обучающихся будут введены во всех образовательных организациях страны.
http://ug.ru/archive/84106




ОБСУЖДЕНИЕ


Валентина Михайловна Жаворонкова2020-07-14 10:59:23 - Валентина Михайловна Жаворонкова
Странные дела нашей Госдумы! Я думала , что я вот так и работаю всю жизнь, не отделяя знания своей географии от воспитания. Иначе не получается!Даже в планах уроков ранее писали отдельной строкой ` воспитательные функции урока`- и именно в соответствии с темой изучения.Всегда вот думаю, а где и кто их учил ,этих вот госдумцев?Прям , наверно, зауважали себя, `америку открыли`.
Татьяна Павловна Гришкова2020-07-15 09:40:53 - Татьяна Павловна Гришкова
Как выделить воспитание? Воспитание больше не в том что мыговорим, а что делаем - построение взаимных отношений, уважительное отношение, и прочая, прочая.
Светлана Сергеевна Лизунова2020-07-15 10:23:34 - Светлана Сергеевна Лизунова
Комментарий отключен модератором

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



А мне они в душу вошли...
Грустно? Перестаньте прозябать, живы, более - менее здоровый? Не плакаться надо, а жить.
Я буду слушать (читать).
Пока толстый сохнет - худой сдохнет... Интересно чему чадо больше обрадуется, квартире или портрет Николая 2ого? Пока толстый сохнет - худой сдохнет... Интересно чему чадо больше обрадуется, квартире или портрет Николая 2ого?
Очень гармоничная улыбка. Не только губы улыбаются, но и глаза. Хороший такой портрет!
Какие яркие голубые глаза!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/