С большой буквы - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / С большой буквы


ЗАПИСЬ #5604

КОММЕНТАРИИ (10)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


28 ноября 2020, 07:39, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

С большой буквы

Пусто место свято не бывает


Один мой знакомый как-то произнес фразу, которая меня тогда очень зацепила. «Наша школа сильно страдает от сакрализации учителей, – сказал он с негодованием.  – И из-за этого возникает когнитивный диссонанс: с одной стороны, система образования остро нуждается в трезвом и беспристрастном взгляде, в справедливой и конструктивной критике, чтобы стать лучше, с другой – целые поколения граждан выросли в убеждении, что педагог – лицо едва ли не святое, перед ним надо трепетать, ему надо постоянно воздавать почести и петь осанну, ему всю жизнь надо говорить спасибо за все, что ты имеешь, потому что все это ты имеешь якобы только благодаря ему. «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» – это еще Некрасов сказал. А почему, собственно, я должен перед кем-то преклоняться? Ведь он меня учит, я учусь, более того, мы партнеры, тем более что он и сам признает, что тоже учится вместе со мной. Это в лучшем случае равноправные отношения. А уж если он меня должен учить, но не может, у него это плохо получается, и мне самому приходится овладевать науками… Словом, как только речь заходит о сакрализации чего бы то ни было, я яростно протестую, потому что за этим обязательно следует куча догм, предубеждений и стереотипов».

Сказано все это было в контексте откровенной неприязни к нашим учителям и школе в целом, поэтому, наверное, я и воспринял подобную аргументацию как оскорбительную. (К слову, тот знакомый мне больше не знакомый.) Ибо сам в прошлом педагог, а значит, это камень и в мой огород. Впрочем, учительская натура накладывает на человека довольно сильный отпечаток, заставляя его анализировать даже такие вот наезды.

Начнем с того, что, да, надо признаться: многие из моих коллег и правда убеждены, что все окружающие им должны по определению. В первую очередь уважать, причем именно за то, что мы учителя, которые учат ваших детей, делая ту работу, которая, между прочим, вам самим ой как не нравится (в чем люди смогли убедиться за несколько месяцев ковидной самоизоляции). Вы же сами взвыли буквально через несколько дней, будучи запертыми один на один со своим (!) ребенком на дистанционном обучении, а каково нам? Так что уважайте нас, в противном случае мы не будем уважать вас, неблагодарных!

На самом деле уважать надо всех независимо от принадлежности к той или иной профессии. Да, учителя дают знания, медики врачуют тело, священники – душу, но значит ли это, что водители, строители, сапожники, повара и тысячи других нуждаются в меньшем уважении только лишь на основании непринадлежности к педагогам? Между прочим, это главный козырь у тех, кто считает, что нельзя человека, оскорбившего учителя, наказывать сильнее, чем того, кто оскорбил дворника или электрика, ибо это нарушает принцип равенства в правах на защиту от произвола и беззакония.

Идем дальше. «На уроке я царь и бог!» – знакома вам эта фраза? Сам я слышал ее от своих маститых коллег не раз и не два, будучи молодым специалистом. Убеленные сединами старцы внушали мне, что в классе каждый учитель остается один на один с детьми, и вот как раз тут происходит то, что и называется процессом обучения, – таинство сродни интимному, поэтому любое вмешательство, любое присутствие постороннего (даже если им будет твой же собственный завуч) нарушает тонкую материю общения, ломает структуру обмена знания и эмоциями.

Но вместе с этим совершенно точно знаю, что эту же фразу кое-кто всегда истолковывал по-своему: «Вы там, с высоких трибун, можете что угодно говорить об открытости школы для всего мира и требовать допустить в нее сторонних наблюдателей, но сам я категорически против того, чтобы кто-то ставил под сомнение мое право карать и миловать по собственному усмотрению, подвергать сомнению мои слова и поступки. Я делаю то, что считаю нужным, и не лезьте ко мне, кем бы вы ни были!» А в результате, к сожалению, на выходе мы имеем целый набор детских обид и комплексов, которые люди проносят через всю жизнь. Кого-то учитель несправедливо наказал, высмеял, обругал, кого-то незаслуженно возвысил, приблизил или отдалил, а что я ему мог сказать, ведь он солидный Учитель, а я всего лишь маленький ученик…

По поводу большой буквы тоже, кстати, интересное дело. Все мы помним, что именно Учителем до сих пор называют того, кто принес миру свет Истины. Точнее, так – «Того, Кто…». Он был Учителем. И я тоже. Так, может, я тоже на него (Него!) похож? Определенно!

Помните, как говорил американский писатель Уильям Артур Уорд: «Посредственный учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Превосходный учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»? Никому не хочется быть посредственным, но все мечтают быть великими. Или как минимум превосходными. Получается это не у всех, но что же мешает лично мне считать, что я таки вдохновляю, просто вы об этом не догадываетесь?
От величия рукой подать до святости. И вот тут духовные аналогии начинают работать на полную мощность. Ведь не надо далеко ходить, каждый человек знает, что в учителя идут совсем не для того, чтобы много зарабатывать, учителя выбрали свою долю добровольно, они знали, на что шли, и если не уходят, а продолжают работать, значит, у них на первом месте стоит идея, а не материя. Под материей мы в данном случае понимаем презренный металл. А как нам было уже сказано и миллион раз повторено, если вы хотите денег, то идите в бизнес, школа в этом смысле совсем про другое, тут главное – призвание, а не тяга к наживе и обогащению.

Разумеется, если человек вкалывает как ломовая лошадь, получая от государства гроши, от начальства – постоянные форс-мажоры и приказы, от родителей – претензии и упреки, от учеников – показательное неуважение, а иногда и нечто гораздо хуже, повторяю, если он все-таки остается на этом месте и даже заявляет, что любит свою работу и не мыслит себя вне ее, то кто он – сумасшедший или святой? А может, блаженный, то есть два в одном?

Такая вот получается сакрализация. До кучи можно припомнить и ставку на отсроченные результаты. Это на самом деле напоминает утверждение о том, что истинная благодать – она вовсе не сейчас, а потом, не в этой жизни, в этой же, наоборот, надо смиренно нести свой крест и не роптать, добросовестно делать то, что должен и к чему призван, пусть тебя за это будут унижать, ругать и угнетать. Знай: твой благородный труд рано или поздно обязательно будет оценен и вознагражден, но не надо искать этой награды прямо сегодня, завтра или послезавтра, потому что семена, посеянные тобой однажды, взойдут спустя годы и годы, а плоды появятся и того позже.

…Лично я против того, чтобы меня сакрализовали. Во-первых, потому что это ко многому обязывает, а я не из тех, кто готов в своей профессии дойти до абсолюта и ради нее отречься от всего (а без этого ведь не получится!). Во-вторых, святых не может быть много по определению, их всегда единицы, и даже если бы у меня где-то в глубине души присутствовало стремление стать одним из избранных, я бы с огромной долей вероятности выбрал другой путь. В-третьих, святые – это всегда верующие, то есть это именно про идею, а не про материю.
История еще не знает ни одного случая, чтобы к лику святых был причислен материалист. А я именно из этих. И, наконец, в-четвертых, чтобы стать святым и получить право быть сакрализованным хотя бы в ранге своей профессии, надо бы как минимум соблюсти условия и уложиться в параллели.

Напомню, что РПЦ выдвигает следующие условия для приобщения к лику святых:
- принадлежать к Русской православной церкви (здесь: к российской системе образования);
- вести безукоризненную жизнь быть святым во всех отношениях и оставаться благочестивым до своей кончины (здесь: быть образцом для подражания как для своих учеников, так и для коллег);
- на протяжении всей жизни словом и делом оставаться верным Церкви, свидетельствовать и защищать истинную веру и православные догматы (здесь: всегда и везде отстаивать идеалы педагогики и достижения российского образования, не допускать их поругания);
- умереть мученической смертью или вести мученическую жизнь, стойко принимая удары судьбы и не ропща (здесь: не отрекаться от идеалов педагогики, до последнего защищая, обучая и воспитывая детей своим примером, даже если тебе угрожает смерть).
По большему пунктов я не прохожу ну просто совершенно, а потому и тема сакрализации для меня представляется, скажем мягко, неактуальной.

Но ведь вот какая проблема-то…
Дело в том, что, постоянно упоминая о «многих моих коллегах», я совсем не говорил о тех немногих, которые, я совершенно точно знаю, вполне достойны того, чтобы о них говорили именно так, с большой буквы, – Учитель. Не надо на них молиться, прикладываться к их мощам в ожидании чуда, сам факт их наличия, вся их нелегкая жизнь и самоотдача, их творческое наследие и добрая слава достойны искреннего восхищения.
Не надо делать из них святых. Да они бы и сами этому воспротивились. Но кто они, если не святые, пусть и в переносном смысле этого слова?..
https://ug.ru/s-bolshoj-bukvy/




ОБСУЖДЕНИЕ


Дарт Юрьевич Вейдер - Альвухин О.Ю.2020-11-28 14:55:41 - Дарт Юрьевич Вейдер - Альвухин О.Ю.
Система Макаренко: учитель - это тот же командир воинского подразделения. И отношение соответственное. Тонны книг быыли написаны, но ничего лучше КОНКРЕТНОГО еще никтл не придумал. Когнитивный диссоеанс возникает как раз при отходе от этой модели. Прощу прощения - забыл, что это всего лишь `проба пера` реред публикацией в газете.
Алевтина Петровна Монастырская2020-11-28 15:32:36 - Алевтина Петровна Монастырская
`Пусто место свято не бывает`
`Свято место пусто не бывает`.
От перестановки слагаемых, вопреки законам математики, смысл поменялся на 180 градусов.
Соглашусь с Вашим знакомым (теперь уже НЕ знакомым!) по поводу партнёрства ( сотрудничества) учителя с учеником. Если оно будет налажено на каждом уроке, то никаких проблем в общении с учениками не будет НИКОГДА. Если учитель поймёт это как можно раньше в процессе взаимодействия с учениками, то будет ему ЩАСТЬЕ.)) А сотрудничество возможно на каждом уроке только тогда, когда учитель в совершенстве владеет своим предметом и хорошо знает вопросы возрастной психологии. Кроме того, не имеет дурных и вредных привычек, то есть с детства воспитывался правильно. Плюс характер и высочайшая интуиция. Умение прогнозировать события и анализировать их последствия.
Татьяна Викторовна Носова2020-11-29 00:27:26 - Татьяна Викторовна Носова
Современное общество против сакрализации учителя, однако - вот парадокс!!! - требования к нему предъявляют, как РПЦ к для приобщения к лику святых: один только Кодекс профессиональной этики педагога чего стоит!
Дарт Юрьевич Вейдер - Альвухин О.Ю.2020-11-29 02:04:16 - Дарт Юрьевич Вейдер - Альвухин О.Ю.
А есть ли у нас общество, Татьяна Викторовна? Обыватель и общество - понятия взаимоисключающие. А школа - пржде всего инструмент социализаии...
Александр Леонидович Ус2020-11-29 06:43:39 - Александр Леонидович Ус
Не, с сакрализацией учителя сложнее... Смотрите: я ни на секунду не сомневаюсь, что `сакрализация учителя` возможна в случаях, если он:
- бездарно профукал две войны;
- допреподавался до революции;
- ездил во французское посольство отплясывать в то время, как школьников давили на поле;
- до занятий преподавательской деятельностью был разбойником, на котором и клейма-то ставить негда: убийцей, грабителем, насильником;
- надарил всевозможных плюшек тем, кто его вознамеривается `сакрализировать`;
- откалывал в бытность свою такие штуки, что окружающие пальцем у виска крутили...

А я ведь назвал лишь малую долю тех условий, при наличии которых некоторые влёт причисляют к ликам всяких разных деятелЕй...
Людмила Николаевна Дудка2020-11-29 07:03:43 - Людмила Николаевна Дудка
Почти 200 лет назад Отто фон Бисмарк (1815 1898, германский государственный деятель), сказал: Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники.

И в эту же тему...
Дирeктор шкoлы посылaл это письмо кaждому учитeлю, которого приглашал к себе на рaботу:
`Увaжaемый учитeль! Я пeрежил концлагeрь, мои глaза видeли то, чего не должен видеть ни один человек:
- как ученые инженеры строят газовые камеры;
- как квaлифицированные врачи отравляют детей;
- как обучeнные медсёстры убивают младенцев;
- кaк выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают дeтей и женщин...
Поэтому я нe довeряю образованности. Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов (немецкий офицер, сотрудник гестапо, непосредственно ответственный за массовое уничтожение евреев).
Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ`.
Инна Викторовна Полякова2020-11-29 11:48:32 - Инна Викторовна Полякова
Таня, хорошо сказала.
Людмила Николаевна, очень в тему.
Дарт Юрьевич Вейдер - Альвухин О.Ю.2020-11-29 13:23:20 - Дарт Юрьевич Вейдер - Альвухин О.Ю.
Сакрализация - это придание обьекту (субьекту) неких сверхьестественных черт (функций), таковому не свойственных. Явление, характерноекак раз для обывателя, ибо сам он ни в чем не участвут...
Александр Геннадьевич Покаевский2020-11-29 13:33:01 - Александр Геннадьевич Покаевский
Что до меня, Олег Юрьевич, так мне Ваш первый комментарий очень глянулся,
а вся эта сакрализация = разговор ни о чем...
Дарт Юрьевич Вейдер - Альвухин О.Ю.2020-11-29 15:11:23 - Дарт Юрьевич Вейдер - Альвухин О.Ю.
Да не совсем так, Александр Геннадьевич - одно из друного вытекает. Любая сакрализация имеет обывательские корни...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



В Китае социализма больше. Там у них сильно напоминает на режим раннего СССР. Пионеры, митинги, бурные аплодисменты партии. Говорят что там капитализм есть? Там скорее всего рыночный социализм. Владельцы там не олигархи-собственники, а арендаторы с повышенными полномочиями. Разница существенная. В СССР при Горбачёве тоже наброска на такой вариант была. Даже в раннем СССР. А во время перестройки тем более.
Браво! Лучше и не скажешь.
Спасибо!
Всего лишь одна из многочисленных версий: `Совершенно верно, невозмутимо кивнул генерал-профессор. Под избушкой на курьих ножках подразумевались, по-видимому, свайные постройки негров. Опять негры? Да. Баба-яга из русских сказок жила вовсе не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов. Племя это называлось Ягга. Отсюда королева Ягга. Позже это превратилось в русскую людоедку бабу-ягу. Как настоящий профессор, генерал обстоятельно пояснил: В 17 веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. Тогда в районе Конго была создана колония Ангола. Туземным королем Анголы был некий Нгола Мбанди. А у него была любимая сестра Нцинга. Потом эта любезная сестрица отравила своего брата и сама стала королевой.` `Князь мира сего`.
Нина Владимировна , можно писать и сжатое изложение с творческим заданием !)
Ну поймал и поймал. Да и фиг с ним. Потемпературите недельку, похудеете немножко, так это только на пользу. Было бы о чём волноваться. 6706003-a611284





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/