Предлагаю высказать своё мнение по этому поводу. И поспорить, если наболело. Потому как есть о чём поговорить.
Нужны нестандартно мыслящие люди!
По
действующему законодательству, победители Всероссийской олимпиады школьников
имеют право либо на поступление в вуз вовсе без вступительных
испытаний, либо на 100 баллов за экзамен по профилю олимпиады – при условии,
что на ЕГЭ по нему они набрали не менее 75 баллов.
Всё
это, конечно же, является очень серьёзным стимулом для того, чтобы готовиться к
олимпиадам, участвовать в них и побеждать. Я сам, когда учился в школе,
становился победителем олимпиады по физике, и во многом благодаря этому сумел
поступить в один из самых престижных вузов страны – на Физтех.
Сегодня
мне нередко приходится слышать мнение, мол, олимпиадный победитель – боковая
ветвь эволюции. То есть он очень хорошо умеет решать сложнейшие задачи… но
только их, а в реальной жизни от его знаний мало толку.
Боюсь,
что сейчас такая точка зрения имеет право на жизнь. Сколько раз приходилось
видеть ребят, которые достигали больших высот в плане своих побед на подобных испытаниях,
а потом никак не могли устроиться на работу. Может быть, именно потому, что там
требовалось нечто совсем иное, нежели то, в чём они оказались сильны. Менее
отвлечённое и более практичное, что ли.
А
вот во времена СССР олимпиада была квинтэссенцией всей работы школьника за
период обучения. И тогда слова философа Сенеки Non scholae, sed vitae discimus
(«Не для школы, для жизни учимся») воспринимались как руководство к действию,
весь учебный процесс был направлен на выполнение жизненных задач, на то, что
пригодится человеку в будущем.
На
олимпиады посылали детей со всех концов страны, в них участвовали как ученики
столичных школ, так и образовательных учреждений из далёких сёл, аулов, улусов
и хуторов. Я сам ходил в школу, расположенную за несколько километров от дома,
причём добирался до неё пешком, по грунтовой дороге, без намёка на асфальт, в
грязь и по сугробам. А ещё у нас в школе не было света и центрального отопления.
Но это не помешало мне завоевать первое место в области и поступить туда, куда
я стремился. Хотя вместе со мной поступали дети из больших городов, которые
учились в крупных школах и занимались с репетиторами.
Правда,
хочу особо отметить, что в те времена на Физтехе существовала особая система
отбора – даже для тех, кто прошёл через олимпиады. Там на собеседовании давали
решать нестандартные задачи – сложнейшие, порой просто нерешаемые. А
экзаменаторы смотрели, как абитуриент подходил к этой проблеме, какими
способами пытался решить, какими инструментами пользовался.
Мне
досталась такая вот задача из теории сушки (есть такой раздел в физике): академик-экзаменатор,
ученик Ландау, предложил сделать расчёты по обмолоту сырого зерна. У него
самого готового решения тоже не было, хотя он и занимался этой проблемой долгие
годы. Но я всё-таки постарался что-то предложить и объяснить. Его подкупило то,
что я был парнем из села, работал на полях, в том числе, на комбайнах и
молотилках.
А
другой экзаменатор попросил решить вроде бы очень простенькую задачу, которая,
как оказалось, имеет несколько вариантов решения. Надо было именно на это и
обратить внимание. Что я и сделал, после чего больше никаких вопросов уже не
возникало.
…Жаль,
что сегодня на экзаменах ученикам предлагают пусть и усовершенствованные тесты
с открытым ответом, но всё-таки без возможности пообщаться с каждым школьником
и понять, насколько хорошо он разбирается в теме, выделить из общей массы
нестандартно мыслящих детей, которые могут дать неправильные ответы, но
предложить очень оригинальное решение.
А
вот олимпиады, наоборот, именно на это и настроены.
Поэтому
хорошо бы эти два подхода объединить.
dzen.ru/a/ZlmvceOygW4VBZDo?share_to=link