Не ошибись, выбирая пути
Куда
поступать, какой вуз выбрать? Этот вопрос, как ни странно, волнует нынешних
выпускников до сих пор, несмотря на то, что они ещё в прошлом году должны были
определиться с набором экзаменов по выбору, которые будут сдавать в формате
ЕГЭ. То есть они уже имели вполне определённое представление, какие испытания
надо пройти, чтобы попасть в тот или иной университет, сколько баллов нужно
набрать. И всё-таки, согласитесь, до последнего остаётся не ясно – чего ждать
от ЕГЭ и каков на самом деле будет итог. Следовательно, непонятно, на какой вуз
можно будет рассчитывать, «если что».
Мы
попросили прокомментировать эту ситуацию представителей Российского нового
университета, а также дать совет выпускникам, какие моменты следует учитывать и
на чём сделать акцент, выбирая жизненный путь.
Владимир
Алексеевич Зернов, ректор, доктор технических наук, профессор, председатель
совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и
профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ России), член
правления Российского союза ректоров
Надо
выбирать тот вуз и то направление, которым будет интересно заниматься через
10-15 лет. Конечно, планировать на такой срок, учитывая современные реалии,
довольно сложно, но можно сказать с известной долей уверенности: информационные
технологии будут развиваться и дальше, а значит, востребованы они будут всё
более и более. Хотя тут не играет особого значения, какой именно вуз выбрать –
везде этому учат примерно одинаково. Всегда будут востребованы профессии,
связанные с медициной, сферой питания, сферой услуг. Правда, здесь разброс
вузов, предоставляющих качественные образовательные услуги, куда более велик,
прежде всего, по качеству.
Что же касается других направлений, например –
нанотехнологий, то тут выбор университетов гораздо меньше. Но если вам
посчастливится попасть туда, где готовят таких специалистов, перспективы вас
ждут весьма светлые, поскольку за нанотехнологиями будущее.
Ещё
мой совет – выбирая вуз, имейте в виду и такой жизненный сценарий, когда вам
потом вдруг захочется что-то переменить и заняться совсем другими делами. А
значит, придётся либо переходить в другой вуз непосредственно в процессе
обучения, либо потом поступать в другую образовательную организацию, чтобы
получить второе (третье, четвёртое и пр.) образование. Вот это сегодня
встречается сплошь и рядом.
И
всё-таки лично я в выборе профессии на первое место ставлю занятие по душе.
Нравится биология – иди туда, где её много, а не в университет, где её изучают
в порядке общей подготовки. Нравится техника – выбирай технический вуз, а вовсе
не гуманитарный. И т.д.
Если
бы мне представилась возможность начать всё сначала, я бы, думаю, выбрал то же
самое – радиофизику, которую люблю до сих пор, но стал бы заниматься либо
созданием квантовых компьютеров, либо разработкой новых биотехнологий. Потому
что радиофизика и биофизика – близнецы-сёстры.
Татьяна
Александровна Горбачёва, доцент кафедры финансового учёта Московского
университета им. С.Ю.Витте
В
первую очередь, надо исходить из своих собственных интересов, склонностей и
предпочтений. Понимать, не только чего ты хочешь, но и что ты можешь, на что
способен. И если понимаешь – вот, это моё! – то не надо слушать никого. Но и
специально идти наперекор чужому мнению не стоит – есть опасность «из
вредности» сделать хуже самому себе.
Выбирая
вуз, надо тщательно изучите всю доступную информацию о нём. А она, как правило,
есть в Интернете, в доступном виде. История вуза, его сотрудники, знаменитые
выпускники, аудитории, стоимость обучения, положение в рейтингах, уникальные
предложения, формы обучения, практика, мнения студентов и пр. – всё это легко
гуглится. Смотрим сравниваем, делаем выводы.
Елена
Владиславовна Лобанова, первый проректор РосНОУ, доктор педагогических наук,
профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ
Полагаю,
те, кто сейчас заканчивает учёбу в школе, уже определились с вузами, куда
собираются поступать. Обдуманный выбор учитывает многие факторы и требует
серьезного изучения и сопоставления вузов. Но если его нет (а такое тоже
случается), то в последний момент ребята будут ориентироваться на результаты
ЕГЭ, собственные предпочтения, и уже под них выбирать тот или иной вуз.
Удачность и правильность такого выбора, на мой взгляд, сродни рулетке.
Так
как же выбирать вуз, исходя из любви к будущей профессии или чувства
прагматизма? Вопрос не однозначный. Хорошо, если любовь совпадает с трендами
запросов на профессию. А если нет? Говорят, самые прочные браки – те, которые
по расчёту. Думаю, в выборе профессии эта аналогия вполне уместна. Могу
сказать, что те, кто выбирает по любви, далеко не всегда добиваются карьерных высот,
на одних «чувствах» далеко не уедешь. И если направление твоей деятельности не
востребовано, трудно добиться чего-либо, хоть облюбись. В большинстве случаев,
я за здоровый прагматизм, позволяющий обеспечить себя востребованной
профессией, а потом, если душа просит, можно получить уже профессию мечты.
Кстати,
выбор вуза может быть определён не самим выпускником, а его родителями. И это,
на мой взгляд, не так уж плохо, как может показаться. Потому что у взрослых
есть жизненный опыт и знание своего ребенка, их прогнозы сбываются с большей
вероятностью, поэтому к их мнению надо прислушиваться.
Но
лучше решать самому, опираясь на все варианты.
Евгений
Алексеевич Палкин, проректор по научно-инновационной работе РосНОУ, кандидат
физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР,
почетный работник высшего профессионального образования РФ, заместитель
председателя ученого совета
Выпускники
– люди определившиеся, в том смысле, что о выборе «куда поступать и кем быть»
они должны были задуматься намного раньше. И они, уверен, как и большинство
представителей нынешнего поколения, руководствовались прагматическими резонами.
Но моё мнение – надо не ориентироваться на конъюнктуру рынка, а идти туда, где вам
интересно, заниматься тем, что нравится, и совершенствоваться в том, что близко
к сердцу.
С
другой стороны, чтобы достичь желаемого, надо адекватно взвешивать свои
возможности. Как бы мы ни ругали ЕГЭ, всё-таки он остаётся довольно неплохим
инструментом оценивания знания учащихся. Сейчас возможностей поступать много,
страна идёт ко всеобщему высшему образованию. Но в итоге всё-таки речь идёт о
количестве баллов, которые нужны для преодоления порога.
Советую
выпускникам внимательно проработать рынок образовательных услуг. Тяжёлая,
работа, лучше это делать с родителями, друзьями. Так что к вопросу выбора надо
подходить серьёзно, по-взрослому.
В
своё время мне очень помогло то, что рядом со мной жил профессор МФТИ, он помог
правильно сориентироваться. Я хотел поступать в МГУ, а он очень хорошо
рассказал о своём вузе. В принципе, того
же самого профессора я мог встретить и непосредственно в Физтехе, на Дне
открытых дверей. Но на такого рода мероприятиях обычно говорят правильные вещи,
показывают всё только с хорошей стороны. Сказанное в кулуарах порой ценится
куда выше, чем с высокой трибуны. А вот чтобы своим выступлением действительно
людей зацепить, заинтересовать, увлечь, нужно обладать недюжинными
способностями, интеллектом, харизмой. Не всем это дано.
Есть
ещё и сарафанное радио. Надо слушать, что говорят и пишут студенты, выпускники
вуза. Многие больше доверяют социальным сетям, мол, вот там-то самая правда и
есть. Однако могу возразить – обычно там вы общаетесь с людьми вашего круга,
это не преподаватели вуза, которым просто не до того, у них нет времени. Можно,
конечно, посоветовать представителям высшей школы идти в народ и агитировать за
свой вуз в Интернете, где только можно. Но это отнимает массу сил и энергии.
Профессор и преподаватель и без того делают очень много всего, готовятся к
занятиям, пишут планы и отчёты, занимаются наукой. Им совсем не до социальных
сетей.
Пётр
Михайлович Прозумент, руководитель направления по работе с ключевыми
заказчиками ООО «Телеком Интеграция»
Самое
главное – понимание того, что если даже тебе что-то сейчас не нравится, не надо
опускать руки и писать заявление о переводе или уходе, вполне возможно, через
некоторое время ты поймёшь: это нужно и важно! Не бросать, а идти до конца. Тем
более, никто не мешает параллельно осваивать и ещё что-нибудь, для души.
Некоторые бросают нелюбимый вуз после 1, 2 и даже 4 курса, но я убеждён – это
неправильно, надо доучиться, поработать, и уже потом станет понятно, что к
чему. Вполне возможно, на рабочем месте у тебя будет очень хорошая команда,
друзья и коллеги. А по мере трудовой деятельности, человек всё равно будет
расти, совершенствоваться, овладевать другими компетенциями. Очень может быть,
через некоторое время он сменит сферу деятельности абсолютно безболезненно,
естественным образом.
А
пытаться с первого раза найти то, что тебе нравится, поступить туда, куда
хочешь, а затем пойти работать по специальности, в которой ты очень хорошо
разбираешься и стремишься самореализоваться… Увы, такой сценарий крайне
маловероятен. И к этому надо быть готовым. А ещё надо помнить: одни профессии
нравятся, другие – кормят. Тут как с женщинами: одних любят, на других женятся.
Григорий
Александрович Шабанов, проректор по учебной работе РосНОУ, доктор
педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального
образования РФ
Есть
несколько подходов к выбору вуза. С одной стороны, люди могут руководствоваться
статусом вуза, останавливаясь на тех, которые более престижны, известны, там
дают хорошее образование, гарантирующее трудоустройство. С другой – выбирать не
вуз, а образовательную программу, неважно, где она реализована. С третьей –
поступать, куда угодно, лишь бы на бюджет.
Моя
позиция такова: готовиться к поступлению в вуз надо заранее, при этом следует
тщательно изучить весь список предложений, постараться посетить как можно
больше Дней открытых дверей в разных образовательных организациях, чтобы иметь о
них максимально полное представление. Но поскольку результаты ЕГЭ трудно
спрогнозировать, имеет смысл распределить все вузы на 5 категорий:
1)
вузы моей мечты, в которые поступают при самом благоприятном стечении
обстоятельств (МГУ, Физтех, СПбГУ)
2)
авторитетные вузы, гарантирующие качественное образование (МГИМО, РУДН, МИФИ,
МИРЭА, ВШЭ)
3)
вузы, имеющие благородные традиции, но не столь требовательные к ЕГЭ, поэтому туда
можно поступить и со средними баллами (Бауманка, МАИ, РГСУ, РосНОУ)
4)
вузы, в которые можно поступить на бюджет, даже с не самыми высокими баллами (Институт
мировых цивилизаций, Международный юридический институт,)
5)
вузы, куда можно поступить только на платное отделение.
Необходимо
определиться с приоритетами: сюда вы хотите попасть в первую очередь, сюда во
втору, далее по списку. И уже потом планировать будущее.
А
ещё я бы посоветовал составлять таблицу, в которую, напротив каждого желаемого
вуза были бы прописаны образовательные программы, проходные баллы, количество
человек на одно место, место в рейтинге, дополнительные бонусы и пр. В одном
хорошая самодеятельность, в другом – спорт, в третьем – выдающиеся преподаватели,
в четвёртом – отличная материальная база.
Игорь
Сергеевич Зонн, доктор географических наук,
академик РАЕН.
Очень
сложный вопрос, потому что касается самой главной проблемы всей жизни –
проблемы выбора. Я считаю, чтобы сделать правильный выбор (профессии,
университета, работы, даже своей второй половинки), надо хотя бы приблизительно
понимать, чего ты сам хочешь, к чему стремишься. А потом уже соотнести это с
тем, что тебе предлагают. И, конечно же, не надо бояться перемен, особенно
сегодня, в век нестабильности. Я сам за свою жизнь трижды поменял сферу
деятельности, и не жалею об этом. Хотя поступал именно туда, куда хотел – на
геофак МГУ. Но сегодня молодёжь другая, она не слушает взрослых. Она почему-то
не хочет мыслить стратегически, на несколько шагов вперёд, предпочитая выгоду
здесь и сейчас. А надо учиться тому, что понадобится не сегодня, и даже не
завтра, а послезавтра. Потому что за то время, пока ты будешь учиться, очень
многое успеет произойти. Вы спросите – а как же можно полюбить то, что только
когда-то будет, если я люблю то, что есть? Мой совет: просто учитесь, и в
процессе обучения станет понятно, куда ветер дует, каковы тенденции развития
науки и экономики. Просто надо быть открытым к переменам, не бояться их,
интересоваться всем новым.
И
даже если ты закончил вуз, поработал и понял, что это не твоё, не переживай –
не существует абсолютно ненужных знаний, и всё, чему тебя учили, обязательно
пригодится когда-нибудь. А что касается работы – существуют же сегодня курсы
переподготовки, многие компании готовы взять человека даже с непрофильным
образованием, если видят, что он готов к росту и развитию.
Евгений
Васильевич Ивашкевич,
кандидат
физико-математических наук
,
ректор
Центрального университета.
В
вузы сегодня поступают по результатам Единого госэкзамена. Да, ЕГЭ –
замечательный инструмент, который позволяет оценить выпускников… но только по
одному параметру. Поэтому мы отбираем ребят не только по нему, но и по целому
ряду других параметров, включая результаты конкурсов, олимпиад, соревнований,
собеседований и т.д. Более того, мы начинаем работать с ребятами задолго до
того, как они закончили школу, проводим выездные мероприятия, игры, читаем им
лекции, организуем встречи с нашими преподавателями. Словом, действуем на
опережение. Из чего следует, что при выборе университета следует обратить
внимание ещё и на то, как тот или иной вуз относятся к своим будущим
абитуриентам. И, кстати, к своим выпускникам, в плане их трудоустройства.
Дмитрий
Владимирович Растягаев, проректор по информационным технологиям РосНОУ,
кандидат физико-математических наук, доцент
Я
бы сказал так: выбирая, куда поступить, надо иметь в виду, где выпускник этого вуза
сможет потом найти работу, где расположен вуз и насколько далеко до него
добираться, есть ли там общежитие, а ещё – какая студенческая жизнь кипит в
этом вузе, и есть ли она там вообще. Потому что вуз – это не только обучение,
но и воспитание, социализация, самореализация, и часто бывает, что человек поступает
на врача, а становится артистом, потому что в этом вузе был хороший театральный
кружок. Или поступал на геофак, а стал бардом.
Ещё
можно было бы пожелать абитуриентам не лениться и сдавать больше ЕГЭ по выбору,
чтобы потом шире был выбор вузов. Но тут, понимаю, есть свои сложности.
Когда
я сам заканчивал школу, у меня был огромный выбор, который я свёл к двум
главным позициям – либо мехмат МГУ, либо Физтех. Я обожал физику, но понимал:
любовь любовью, а надо же думать, где потом можно будет применить полученные
знания. Безусловно, есть случаи, когда человек несколько раз поступал в один и
тот же вуз, потому что был одержим целью попасть туда. И поступил, стал хорошим
специалистом. Однако это, скорее, исключение, обычно люди подходят к делу более
трезво.
Безусловно,
вообще всё начинается с интереса, и развивается тоже на нём, но надо всё-таки
думать и наперёд.
С
другой стороны, если вы, к примеру, увлечены каким-нибудь крайне
невостребованным направлением – скажем, историей древнеперсидского языка, с
одной стороны, вам здесь, в России, будет очень сложно найти работу по этой
специальности. С другой стороны, глубокий знаток чего бы то ни было – это
всегда уважаемо и благородно. И, кто его знает, вдруг вы окажитесь единственным
в стране, а может, и на континенте, специалистом в этой области!
Как
бы то ни было, человек – существо социальное, он должен прислушиваться к мнению
других, но всё-таки не повиноваться чужой воле, а принимать к сведению чьи-то
мнения, и на их основе уже делать свой выбор. И нести за него
ответственность.
Игорь Владимирович Дарда, проректор по качеству
образования и аккредитации РосНОУ, доктор технических наук, профессор, почетный
работник сферы образования РФ
Если бы передо мной сейчас встала проблема, куда
поступать, я бы постарался соотнести свои желания с возможностями. Для этого
пришлось бы проанализировать сайты вузов, которые меня заинтересовали,
просмотреть отзывы о них в социальных сетях, изучить статистику поступления
прошлых лет. Получится некий рейтинг, в котором все они расположены от самого
желаемого к тому, куда я смогу поступить с большой долей вероятности. «Запасной
аэродром» нужно иметь всегда.
Кстати, из года в год проходные баллы на одно и то же
направление в одном и том же вузе могут меняться, причем как в одну, так и в
другую сторону. Этот момент сами вузы используют для мотивации абитуриентов –
мол, смотрите, на такое-то направление подготовки проходной бал меньше (или
больше), чем в прошлом году. Что определённым образом позволяет расширить
границы возможного для поступающих.
Это в теории. А на практике часто получается совсем
иначе. И человек может выбрать вуз не «благодаря», а «вопреки». То есть,
действуя от противного. Например, когда у него в городе есть, скажем,
строительный или военный вуз, и он, вместо того чтобы ориентироваться на них,
делает вывод – нет, вот сюда я точно поступать не буду. (Во многом потому, что
у него там работают или учатся знакомые, родственники, и они формируют
негативный образ этого вуза.)
Такое тоже следует иметь в виду.
В остальном, соглашусь с коллегами, следует исходить как
из эмоционального, так и из рационального начала: нравится выращивать растения
– поступаю в сельскохозяйственный, нравится изучать прошлое – поступаю на
исторический, и т.д. А родителям совет простой: пусть ребёнок, выслушав ваши
советы и аргументы, делает выбор сам. Даже если этот выбор вам не понравится,
не нужно его отговаривать – в конце концов, он самостоятельно принял первое в
своей жизни серьёзное решение, и должен понимать, какая ответственность на него
ложится.
Хуже, когда школьники вообще не хотят ничего делать и
никуда поступать. Возможно, это именно потому, что всё это время за него кто-то
принимал решения.