Среднее профессиональное - путёвка в
жизнь
В
СССР День работников профессионально-технического образования отмечали, начиная
с 2 октября 1954 года, когда Совет Министров принял постановление о создании
этого праздника с целью повышения престижа профессионального образования в
стране. Дата была выбрана потому, что в этот день в 1940 году был принят указ
Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».
Поскольку
Российская Федерация является законной наследницей Советского Союза, в нашей
стране продолжают отмечать День среднего профессионального образования (СПО)
тоже 2 октября. Его празднуют все, кто имеет отношение к училищам, лицеям,
техникумам и колледжам, учился или работал в них.
Не
секрет, что многие студенты вузов сначала поступали в средне-специальные учебные
заведения (по старинке – в ссузы), и некоторые потом даже успели поработать,
получить опыт. Только для одних это было, так сказать, «пробой пера», желанием
попробовать себя в деле, понять, чего же они хотят и к чему стремятся. А вот
для других – всего лишь возможностью избежать сдачи в 11 классе Единого
государственного экзамена, которого многие очень сильно боятся. И поступить в
вуз, сдав лишь упрощённые «местные» экзамены.
Мы
решили спросить у студентов ряда российских вузов, что они думают по этому
поводу, и как относятся к среднему профессиональному образованию.
Елена, студентка 2 курса факультета
общественного питания и товароведения Белгородского университета кооперации,
экономики и права
-
Признаюсь, после 9 класса я хотела пойти в наш, местный техникум общественного
питания. Плюсы были очевидны: во-первых, не надо госэкзамены сдавать,
во-вторых, сразу можно начать готовить по специальности, и в-третьих, потом
гораздо проще поступить в вуз. Но мы с родителями посоветовались и пришли к
выводу, что лучше всё-таки закончить школу, получив полное среднее образование,
а экзаменов бояться не надо, тем более что потом всё равно придётся очень много
чего сдавать, уже в вузе. И вроде бы я об этом не жалею. Конечно, кое-кто из
моих одноклассников, которые поступили в колледжи после 9 класса, сейчас уже
работают и неплохо зарабатывают. Но… я уверена: когда получу высшее
образование, у меня будет гораздо больше возможностей, чем у них.
Антон, студент 1 курса Гуманитарного
института РосНОУ
-
Я пришёл сюда, отучившись три года в Московском колледже транспорта РУТ (МИИТ),
где учился на логиста. Мне почему-то понравилась эта специальность, хотя потом
я ни дня по ней не работал. А здесь я учусь на логопеда. Убеждён: полученные
знания обязательно пригодятся в жизни. К тому же, человек с двумя дипломами
(вуза и ссуза) котируется выше, чем с одним. Поэтому не жалею, и чувствую себя
более уверенным, чем те, кто поступал сразу после школы.
Равиль, студент 3 курса Факультета
дизайна Санкт-Петербургского высшего художественно-технического института
-
А я учился в колледже, который при нашем институте. И очень доволен этим,
потому что за те два года, которые бы я провёл в школе, мне бы ничего не дали
из того, что нужно по специальности. А так нас с самого начала учили именно
тому, что понадобится на практике. Я вообще думаю – а зачем нужны 10-11 классы,
если всё необходимое вполне можно дать за 9 лет. Колледжи и техникумы,
насколько мне известно по рассказам моих знакомых, дают и знания, и умения, и
навыки, а главное – уверенность в том, что ты всегда сможешь найти себя в этом
мире, обеспечить своё существование и заработать на то, что тебе нужно. В
принципе, есть немало примеров, когда люди этим и ограничивались – и ничего,
очень неплохо существовали! Но всё-таки высшее образование – это престиж. Кое-где
без него на хорошую должность не берут.
Алия, студентка 1 курса
Восточной экономико-юридической
гуманитарной академии
-
Я так думаю: если
у тебя есть возможности идти в университет – иди туда, неважно, на бюджет или
на платное. Потому что все понимают: если ты пришёл в вуз из колледжа, значит,
плохо учился в школе и тебя не взяли в 10 класс. А ещё ты трус, получается,
потому что боишься экзаменов, не уверен в себе. Вот именно поэтому я никогда не
принимала в расчёт возможность обучения в колледже.
Владимир, студент 4 курса Института
информационных систем и инженерно-компьютерных технологий РосНОУ
-
В вуз я поступил сразу после школы. Поступал целенаправленно, никогда не
рассматривая колледж в качестве промежуточного этапа. ЕГЭ меня не пугал,
поэтому аргумент, что после учреждения СПО можно поступать без госэкзамена, тут
не работал вообще. Допускаю, что такой сценарий для кого-то вполне приемлем, но
для меня, повторяю, целью было поступление в вуз, и я к этому целенаправленно
шёл.
Лариса, студентка 4 курса лечебного
факультета Смоленского государственного медицинского университета
-
А тут и думать не надо. У нас все знают, что на первом курсы ты выполняешь
работу уборщицы, то есть самую грязную и чёрную – убираешь «утки», моешь полы,
вытираешь пыль. На втором тебе доверяют кое-что из функционала медсестёр. На
третьем допускают к работе в качестве медсестры. На четвёртом ты ходишь рядом с
врачом и смотришь, что он делает. И только на пятом-шестом курсах тебе доверяют
что-то из работы по выбранной специальности. В этом смысле совершенно незачем
сначала идти в медицинский колледж, надеясь потом быть в выгодной позиции среди
студентов. Потому что тебе придётся ещё раз пройти тот же самый путь. Так что я
выступаю за поступление сразу в университет, чего бы это ни стоило!
Юлия, студента 2 курса Института
экономики, управления и финансов РосНОУ
-
Поступала в вуз после школы, у меня был аттестат с отличием, поэтому знала, что
буду стремиться получить высшее образование (иначе для чего же я училась!).
Среди моих одноклассников, которые ушли из школы после 9 класса, было немало
отличников, но они выбрали колледжи, потому что хотели получить поскорее
профессию и начать работать. Тем более что с отличным аттестатом их брали на
бюджет. А ещё им не надо было сдавать ЕГЭ. В общем, у каждого свои резоны. Я
сейчас тоже работаю, параллельно с учёбой, поэтому ничего не потеряла. А в
перспективе, вполне возможно, буду получать второе высшее.
Игорь, студент 1 курса Технического
факультета Омского института водного транспорта
-
Для людей, которые что-то делают руками или имеют дело с тем, что сделано
руками, очень важно получить как можно больше практики. И чем раньше это
начнётся, тем лучше. Поэтому те, кто приходит в наш институт после колледжей и
техникумов, заметно отличаются от остальных. Им гораздо проще работать с
механизмами и аппаратами, а вот остальным приходится навёрстывать. Что
интересно, разницы в интеллектуальном уровне и степени образованности между
ними практически нет. Потому что в колледжах тоже учат, и неплохо. Я, правда,
сразу в вуз поступил, но вижу, что можно было иначе…
Анастасия, студентка 4 курса
Института экономики, управления и финансов РосНОУ
-
Я пришла в университет после 11 класса. Не скрою, рассматривала сценарий, что
если никуда не поступлю в вузы, то пойду в колледж. Но – поступила, и довольна
этим. Некоторые из моих знакомых выбрали колледжи, они уже работают и хорошо
зарабатывают. Ну так и я тоже работаю, причём с 14 лет. Правда, не по
профессии, но это неважно. А другие после своих колледжей поступили в вузы,
причём совсем не по тому профилю. И это тоже их выбор, значит, они поняли, что
им интересно другое.
Максим, студент 1 курса заочного
отделения Института информационных систем и инженерно-компьютерных технологий
РосНОУ
-
После 9 класса я поступил в Ликино-Дулёвский политехнический колледж (филиал
ГГТУ) по специальности «Сетевое и системное администрирование». Мне было
интересно работать с компьютером, изучать информационные технологии. Жаль, что
в самом ГГТУ нет возможности развиваться в том же самом направлении, поэтому я
выбрал РосНОУ. А поскольку работаю в серьёзной и режимной организации, выбрал
заочное обучение. Высшее образование мне нужно, чтобы расти дальше. Но на
работе диплом не требуют, там нужны знания и умения, а не документ. То есть колледж
даёт профессию, это правда, однако у неё есть потолок. У вуза больше
возможностей.
Ольга, студента 5 курса Гуманитарного
института РосНОУ
-
Моя история длинная. Сначала была школа, и поскольку я не хотела сдавать ЕГЭ,
поступила в один московский колледж, уже даже и не помню его полное название.
Выбрала его только потому, что моя сестра там училась, и ей очень понравилось.
Там мне дали специальность «Менеджер гостиничного сервиса». После этого я четыре
года работала, но не по специальности. И пришла к выводу, что высшее
образование всё-таки нужно, без него мало платят, и на нормальную работу не
берут. А здесь я учусь на лингвиста, просто мне нравятся языки, а в колледже
такого выбора не было. Думаю, что в перспективе вполне можно совмещать обе
полученные специальности.
Мнение человека с богатым жизненным
опытом
-
Моя мама закончила лингвистический факультет Одесского государственного
университета и преподавала в иностранные языки автомобильно-дорожном техникуме,
- рассказывает
Елена Владиславовна
Лобанова, первый проректор Российского нового университета, доктор
педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального
образования РФ. - Поэтому она была убеждена, что классическая линия
моего профессионального развития должна обязательно включать уровень СПО.
Просто она видела разницу между школой и техникумом, и понимала, что в 17 лет
одни молодые люди являются всего лишь школьниками, то есть детьми, а другие уже
способны полноценно работать и зарабатывать на жизнь, имея специальность. «А в
жизни может случиться всякое, и надо быть готовым ко всему», - так она
напутствовала нас с братом (который, кстати, тоже поступил сначала в тот же
техникум, где работала мама, и только затем в вуз).
Я
же выбрала педагогическое училище, потому что хотела стать учителем начальных
классов. Сразу же скажу, что представление о том, будто бы и в советские
времена, и сейчас в училища и техникумы поступают всякие троечники и двоечники,
которые не способны и не хотят учиться дальше, неверно. У меня, например, средний
балл по аттестату был 4,8, а моему брату, чтобы поступить в техникум, надо было
пройти очень серьёзный отбор, ещё и не каждого брали. Но, конечно, для тех, кто
никак не тянул в плане учёбы, были ПТУ – туда принимали, практически, всех, и
всем давали профессию, что тоже очень важно.
Ни
минуты не жалею о своём выборе. В педучилище мне дали прочные базовые знания по
выбранной специальности, благодаря чему я потом, уже в вузе, на первом курсе
могла практически не готовиться к занятиям. И, самое главное, у нас было очень
много практики, методики, благодаря чему мы с самого начала были ориентированы
именно на работу с детьми, а не на просто получение диплома. Этим люди,
пришедшие в институт после училища, заметно отличались от всех остальных.
Конечно, сегодня многое изменилось, но я всё равно считаю: если школьник выбрал
среднее профессиональное образование – его ни в коем случае не надо
отговаривать, пусть идёт, это будет на пользу всем, и ему, в первую очередь.
Потому что даже если он дальше не станет никуда поступать, у него уже будет
возможность зарабатывать и содержать себя. А если поступит – предыдущий опыт и
полученные знания будут ему только в помощь.