9 октября
в нашей стране отмечается Всероссийский день чтения. Принято считать, что
современное поколение читает мало, либо предпочитает бумажным книгам
электронные, а художественным произведениям — блоги и чаты.
Отчасти это верно, но всё-таки радует то, что среди российских студентов
очень многие до сих пор зачитываются теми или иными произведениями,
делятся своими впечатлениями, берут примеры с литературных героев
и пр.
В Российском
новом университете с некоторых пор работает Книжный клуб, который возглавляет
Дарья Викторовна Бородаева, студентка 3 курса Института бизнес-технологий
по направлению «Реклама и связи с общественностью».
— Полтора года
назад я узнала о существовании этого клуба на презентации
творческих студий, — рассказывает Даша. — Мне это очень понравилось,
потому что я люблю читать и обсуждать с кем-то прочитанное. Это
позволяет расширить кругозор и узнать другие мнения. Ведь часто другой
человек подмечает то, что ты пропустил, обращает внимание на какие-то
очень важные детали. К тому же, все мы разные,
и воспринимаем книги тоже по-разному. Поэтому, когда люди потом начинают
излагать своё мнение о книге, оказывается, что одного зацепил один
фрагмент, другого — другой. То же самое и с героями —
кому-то симпатичен Гарри Поттер, кому-то — профессор Снейп,
а третьему никто не понравился. Я так считаю: каждый
воспринимает мир в меру своих знаний, жизненного опыта
и эмоционального состояния на момент прочтения. С книгами
то же самое, следовательно, хорошо бы их перечитывать
в разные периоды жизни, тогда они и понимаются по-разному. Западает
в душу то, что в данный период времени для тебя ближе.
— Дарья,
говорят, современная молодёжь достаточно прагматична. Скажи, какая
им практическая польза от занятия в Клубе, в чём она
выражается?
— Самое
главное — Клуб помогает сблизиться студентам разных направлений
и курсов. Ведь все мы учимся, у каждого большая занятость,
довольно сложно найти время и повод специально сойтись
и подружиться — лучше всего это происходит в какой-либо
деятельности. А когда люди приходят на наши встречи, у них
появляется замечательная возможность поговорить с другими о том, что
им интересно. Книги помогают найти общий язык, определить точки
соприкосновения, понять других, узнать об их увлечениях, провести
параллели между тем, что изложено авторами произведений, и тем, что
происходит в нашем университете, семье, стране, мире.
— Насколько
часто вы встречаетесь, как выбираете книги для обсуждения?
— Встречаемся
раз в месяц, обычно в последний четверг или пятницу каждого месяца.
Чаще не получается — всё-таки учёба, занятость, много других забот.
Обычно встреча посвящена одной книге. Собираемся после пар и засиживаемся
до шести-семи, а то и позже. Обсуждаем, спорим, высказываем
свои суждения, говорим, что кому понравилось, что зацепило в поведении
персонажей, кто кому симпатичен и почему.
Члены Клуба —
преимущественно девочки, хотя мальчики тоже приходят. Книги мы выбираем
коллективно — каждый в начале года предлагает по три
произведения, которые бы хотел обсудить, затем общим голосованием
определяем категории (любовные романы, приключенческая литература, детективы,
фантастика и пр.), и потом из этой массы мы методом «тыка»,
чтобы не обидно было, извлекаем 8-9 — по количеству встреч.
— Но ведь
это же очень немного…
— Что
поделать, мы не Литературный институт, да и направления
подготовки у нас отнюдь не филологические. А книги, как
я сказала, просто отличный повод встретиться, поговорить, подружиться.
Есть, конечно, возможность перевести всё это в вариант электронного
обсуждения, встречи в Интернет-пространстве, но лично
я против — живое общение всегда лучше виртуального. И бумажная
книга лучше электронной.
— А как же
аудиокниги?
— Это тоже
хорошо: многие из нас, не имея возможности читать само произведение
(например, когда едут в транспорте или идут по улице), слушают его
в аудиоформате, а потом точно так же обсуждают. Но тут есть
свои сложности — довольно трудно найти нужную цитату, сложно перечитывать
фрагмент, который тебя заинтересовал.
Были предложения
совместить обсуждение книги с просмотром и/или обсуждением фильмов, снятых
по этим произведениям. Это интересно, потому что кинокартина зачастую
представляет собой вполне самостоятельное творчество, которое так и стоит
рассматривать. А порой, наоборот, нужно оценивать то, насколько точно
режиссёр передал всё то, что автор книги заложил в своё произведение.
Но это, к сожалению, требует ещё больше времени, чем просто встреча
на тему одной книги…
…Мы решили
поинтересоваться у студентов разных вузов, что они думают по этому
поводу — любят ли читать, какие книги им нравятся, что мешает
читать чаще и больше, есть ли альтернатива бумажным изданиям,
и вот, что они рассказали.
Юлия,
студентка 3 курса Факультета психологии Государственного университета
просвещения
— Мне,
в целом, нравится зарубежная и отечественная классика. Любимые
писатели — сёстры Бронте, братья Стругацкие. Из современных обожаю
израильского писателя Йоава Блума и шотландского писателя Арчибальда
Кронина. К сожалению, в школе мне изрядно отбили желание что-либо
читать, потому что навязывали произведения, которые мне были неинтересны,
причём в огромном количестве. Остальное прошло мимо. Поэтому многие
их них я всерьёз начала читать только после школы. Единственное
произведение, которое реально потрясло — это «Мы» Замятина. Сейчас
я читаю Джейн Остин «Чувства и чувствительность», но из-за учёбы
никак не могу закончить, совсем нет времени! Есть, конечно, аудиокниги,
но мне они как-то не зашли — я теряюсь в мыслях, либо не успеваю
за чтецом, либо отвлекаюсь, хочется перечитать какие-то места
по нескольку раз, а в цифровом формате сделать это сложнее, чем
в бумажном.
Полина,
студентка 2 курса Института информационных систем и инженерно-компьютерных
технологий РосНОУ:
— Безусловно,
я люблю читать. В свободно время читаю самые разные книги.
Предпочитаю Стивена Кинга, Достоевского, Льва Толстого, Пушкина. То есть,
либо ужасы, либо исторические романы. Из наших современных авторов
не знаю никого. Отвлекает ли меня учёба от книг? Скорее, нет,
наоборот. Если произведение интересное, могу зачитаться и пойти
в университет, не подготовившись. Сейчас я читаю «Куджо» Стивена
Кинга. По этому произведению снят фильм, но я предпочитаю
читать, а не смотреть, потому что фильм не раскрывает полностью
сюжета. Что же до аудиокниг, то раньше я любила слушать
подкасты и обзоры, теперь этим не занимаюсь. Слушать лучше музыку,
чем тексты. Насчёт школы, думаю, там много принуждения, когда книги читают,
потому что надо, а не потому, что они интересные. Я, например, старалась
читать то, что мне нравится.
Алексей,
студент 4 курса Института философии и права Новосибирского
государственного университета:
— Я не читаю
книг. Когда-то читал «Вишнёвый сад», этого… Чехова, кажется. Но это было
обязательно. Хорошая книга, но я вообще не люблю их.
В основном, мне нравится смотреть фильмы, снятые по литературным
произведениям. Прочитать сами произведения после просмотра желания
не возникало — зачем, если и там ясно, чем всё закончилось. Хотя
по литературе у меня были «пятёрки». Наверное, я просто ленивый.
Или не нашёл своего автора.
Михаил,
студент 3 курса Института естественных, математических и технических наук
Липецкого государственного педагогического университета имени П. П.
Семёнова-Тян-Шанского:
— Я спортсмен,
мне некогда что-либо читать. Да и желания тоже особого нет. Про
аудиокниги я в курсе, наверное, их можно было слушать
на тренировках. Но пока это только в теории, до дела
не дошло.
Виолетта,
студентка 4 курса Института бизнес-технологий РосНОУ:
— Ещё
со школы полюбила классику, обожаю Булгакова, «Мастер
и Маргарита» — моё любимое произведение. «Капитанскую дочку» Пушкина
читала-перечитывала несколько раз. И «Грозу» Островского тоже.
Из зарубежных авторов нравится Оскар Уайльд, Шекспир — это благодаря
театральным постановкам, в которых я участвовала здесь, в вузе.
Всё это я читала «живьём», а в аудиоформате предпочитаю случать
не художественные произведения, а что-нибудь мотивирующее, психологическое.
В школе аудиокниги мне помогали сэкономить время, я слушала пересказы
книг из списка обязательных к прочтению, пока шла к репетитору
или от него домой. К сожалению, в старших классах мой график был
расписан по минутам, и надо было как-то выходить из положения.
Вообще, аудио мне нравится, я обычно всегда, когда что-то делаю руками,
одновременно что-то слушаю — иногда книги, иногда музыку. Но если
вспоминать учёбу, то в школе у меня были разные учителя. Одна, очень
хорошая, позволяла читать то, что хочешь, лишь бы нравилось.
Другая же заставляла не только читать то, что надо, но ещё
и вести читательский дневник, записываю туда краткое содержание
произведений. И сил это отнимало очень много, а удовольствия не приносило
никакого. Сейчас я читаю книгу Эрика Бёрна «Люди, которые играют
в игры». Это мне интересно самой и должно пригодиться в будущем.
Алексей,
студент 4 курса Института лесных, горных и строительных наук
Петрозаводского государственного университета:
— Мне нравятся
очень разные авторы и жанры. Стихи и проза, Джек Лондон
и Маяковский, Гумилёв и Бунин, Достоевский и Пушкин… Главное,
чтобы интересно было. Сейчас я читаю научную литературу по теории
кино, чисто для себя, не по программе. Хочу больше почитать
по философии. Аудиокниги пробовал слушать — считаю, что для кого-то
они вполне подходят, но я сам — визуал, мне нужно видеть текст,
на слух я воспринимаю плохо. Не скажу, чтобы учёба
уж больно много отнимает времени, на чтение вполне хватает. Можно
ведь читать и в дороге, и на перерывах между занятиями.
Хорошо, что у нас в университете появилась возможность обмениваться
книгами через специальный шкаф, который стоит на втором этаже. Одну книгу
ставишь, которую уже прочитал, другую берёшь. Удобно!
Даниил,
студент 3 курса Института нефти и газа Северо-Кавказского федерального
университета:
— Нравится
«Война и мир». Правда, я прочитал только первый том, остальное —
в кратком изложении, но всё равно хорошо написано! До сих пор
загадка, чем там всё кончилось… Из детской литературы запомнил «Маленького
принца». Из современного не знаю никого и ничего, однако
периодически читаю то, что советуют друзья, по предмету
и направлению. Названия и авторов не помню, это по психологии,
какая-то женщина написала. В школе нас заставляли читать,
но я не против, если заставляют, значит, надо читать, даже если
особого желания нет. А вообще в университете нет времени что-то
читать, помимо изучаемых предметов. Аудиокниги слушал раньше, когда учился в старших
классах, обычно перед сном. Но уже давно ничего не слушал.
Любопытно
было бы также узнать, «на контрасте», точку зрения представителей
более старшего поколения.
— Мне сложно
сказать, я читаю самых разных авторов — Дину Рубину, Ремарка, Даниила
Гранина, Айтматова… Фэнтези! Да, я фэнтези люблю, сказки для
взрослых, — призналась
Наталья Владимировна Буторова,
проректор по молодёжной политике и воспитательной работе РосНОУ. —
Понимаю, что об этом сегодня лучше не говорить, но мне нравится
Борис Акунин (признан в России иноагентом; внесен Росфинмониторингом
в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму —
прим. автора), я прочитала, наверное, всё, что он написал. Аудиокниги
пробовала несколько раз слушать в транспорте, но у меня такой
гаджет, который почему-то не запоминает то место, на котором
прервалось прослушивание. И всякий раз отсылает к началу. Поэтому
оставила это дело. А сейчас я вообще ничего не успеваю. Даже
не помню, когда и какую книгу осилила за последние полгода. Сил
хватает только на блоги. Думаю, если мы хотим, чтобы наши дети —
любого возраста! — полюбили чтение и книги, надо что-то менять
в школе. Лично по себе могу сказать, что когда я сама училась,
то из списка книг, которые нам давали в рамках курса литературы,
меня зацепило, может, всего два произведения. Остальные я поняла
и осмыслила только потом, когда уже училась в вузе. Наверное,
проблема в том, что ребёнка ставят перед фактом: ты должен прочесть
вот это! Ты обязан отчитаться по прочтении!
А хорошо бы так, чтобы интерес исходил от него самого. Тогда,
глядишь, и результат был бы иным.
P. S.
Думаю, вопрос напрашивается сам
собой: а что вы читаете? И читаете ли? Работает ли
у вас в вузе книжный клуб, или планируете ли вы его
создать?