|
|
Алевтина Петровна Монастырская
СТАЛИН О ЕСЕНИНЕ. НЕ ЗНАЛИ?
Истинное отношение Сталина к поэзии хорошо передаёт следующий отрывок из воспоминаний поэтессы Е. С. Холиной, которой довелось видеть Сталина в жизни.
«В 1933 г. В Москве шёл слёт ударников. В Георгиевском зале выступали Сталин, Калинин и делегаты. У меня были делегатский билет и красная книжка ударника. Стахановцами лучших работников стали называть позже.
В кремлёвский киоск, в вестибюль, привезли много книг, в том числе сборники Есенина (издание Гослитиздата 1926 г.). В перерыве многие делегаты встали в очередь. Встал и Иосиф Виссарионович Сталин.
Мы уступали ему очередь, но он сказал: "Нельзя, нужен порядок. Вдруг я возьму книгу, а кому-то впереди стоящему не достанется. Значит, я кого-то обижу". В очереди стоял и Михаил Иванович Калинин. Вот что у киоска он сказал нам: "У Есенина надо отбросить всё лишнее, наносное, всю шелуху, и останется большой, с русской чистой душой, истинно русский национальный поэт с его безграничной любовью к Родине, к людям, к жизни, ко всему живому".
В разговор вступил Сталин. Поинтересовался, какие книжки покупают делегаты, пошутил: "Наверно, мало кого интересуют мои «Вопросы ленинизма». Вам бы «Королеву Марго» или «Всадника без головы» для ваших потомков. По своим мальчишкам сужу..."
"Нет, Иосиф Виссарионович, все почти купили вашу книгу", – возразила я и показала ему толстую книгу в сером переплёте с буквами, тиснёнными золотом.
Сталин засмеялся: "Для коллекции? А вот Есенина книжечка – это отлично, это большой русский поэт. Его память надо чтить и беречь. Слышали, что сказал Михаил Иванович? Книжка Есенина должна быть в каждом доме. Маяковский и Есенин – это лучшие поэты нашего века. Небрежное отношение к их памяти и творчеству – преступление. Не бойтесь, прятать книжки Есенина сейчас не надо. Была временная вынужденная мера – нэп, безработица, трудные жизненные условия. А теперь страна растёт, поднимается. У всех есть работа, хлеб. Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселей! А ведь была трагедия самоубийств, и даже на могиле Есенина. Мы это знаем и запретили его упаднические стихи. Но никогда не запрещали его лучшего: ни "Поэмы о 26", ни "Анны Снегиной". Всё лучшее мы у Есенина возьмём. А лучшее – это его чувство Родины, любовь к ней, уважение и любовь к людям, к новой Руси, о которой он хотел и задумал написать, но не успел. И мы благодарны Есенину, что он жил и работал".
Мы бросились записывать слова Сталина, но он отмахнулся: "Не надо! Это не лекция, не доклад. Это моё личное мнение".
Обладая отличной памятью, дома я записала почти дословно сказанное о Есенине Калининым и Сталиным».
Любопытно, не правда ли?
Меня многие годы, откровенно говоря, поражала дикость людей с их навязчивой версией про убийство Есенина большевиками, которые якобы его «запрещали».
Так запрещали, что у Ленина было несколько книг Есенина в личной библиотеке, что Есенин встречался с Дзержинским, Троцким, Кировым, Зиновьевым, Луначарским, и с ним буквально возились известнейшие партийцы, селившие его у себя дома (чтобы не пил!) и обеспечившие ему «Персию» без выезда из СССР в лучших домах отдыха (бесплатно!) – чтоб он написал «Персидские мотивы».
В 1925 году за 10 тысяч рублей у Есенина купили собрание сочинений (кроме него, только у Демьяна Бедного и Маяковского) – деньги по тем временам астрономические: для сравнения сталинская зарплата составляла тогда 225 рублей в месяц.
Наконец, книги Есенина (включая религиозные его стихи) стабильно выходили при Сталине каждые три года.
(Это к сведению для вменяемых. Невменяемым ничего не объяснишь.)
Автор статьи Захар Прилепин.

|

 | 2025-10-14 09:41:16 - Бронислав Петрович Сычев Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора.
Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся.
Есенин это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причем он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
Есенин великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе с взрывом эмоций они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он сказал: Зато в глазах моих прозрений дивных свет. Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
Есенин певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
Поэт это сейсмограф, компас. Он передает колебание эпох, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас точен. Есенин был идеальным в этом смысле инструментом он был обнаженной совестью нации (По Е. Винокурову).
|  | 2025-10-19 10:53:03 - Людмила Александровна Ойкина Замечательный русский самобытный поэт! |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
|
|