В нашем классе
обучается 9 ребят разной национальности:
Русские – 4
Азербайджанец- 1
Татары-1
Ханты- 1
Коми -1
Ненец -1
Дети очень разные. Поэтому одним из целевых
ориентиров в многолетней воспитательной работе мной было поставлено
содействие
не только развитию личности, способной к
самовыражению и саморазвитию,
развитию
индивидуальности учащихся, но сформировать у детей предпосылки для развития
таких личностных качеств, как:
оптимизм: (уверенность в
себе, своих силах и возможностях);
любознательность:
(стремление больше узнать и многому научиться);
человеколюбие:
(сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь).
Во всех направлениях воспитательной работы большое значение уделяется
воспитанию толерантности.
Мной подбирались
классные часы,
встречи с интересными людьми, просмотры видеофильмов, встречи-беседы в
Национальной библиотеке, которые способствовали:
-
Формированию у учащихся
представление о толерантности, способностью к формированию в классе
духовно богатой, нравственно- чистой и эмоционально благоприятной среды
развития учащихся.
-
Развитию критического мышления,
навыков групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою
позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
-
Формированию
у учащихся толерантного
мышления, уважения
к своим правам и правам других людей.
-
Внимательно и бережно
относиться к любым проявлениям индивидуальности
людей, поддерживать и обеспечивать их
становление.
Большое значение уделялось диагностики уровня сформированности
толерантности класса, толерантности
средних и старших школьников.
Формы диагностики: анкетирование, тестирование, беседы, различные игры-
упражнения, тренинги. Занятия проходили по блокам:
1. «Жить в мире ссамим собой».
Цель - дать понятие о толерантности, способствовать развитию этого качества
у детей, повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности
действий в группе, повышение самооценки, активизация участников.
Тренинги: «Общий ритм», «Лукошко», «Художественный образ», «Мы с вами
похожи», «Слушатели».
Игры - упражнения: «Превращение», «Волшебная лавка», «Разговор по телефону»
и т.д. Проводилось тестирование детей: «Какой я?», «Мои толерантные -
интолерантные черты».
2. «Толерантнаяличность»:
Цель - развивать основные черты толерантной личности ребенка, оценить
степень своей толерантности, выяснить, каких качеств им не хватает до
«толерантной» личности. Использовались такие формы работы, как: беседы, игры -
упражнения, тренинги, анкетирование, тестирование.
Игры - упражнения:
-
«Мотивы наших поступков»
-
«Я глазами других»
-
«Благодарность без слов»
-
«Мы с вами похожи»
Анкетирование: «Толерантны ли вы?»
Тестирование: «Мои лучшие качества», «Познай себя»
3.«Я и группа: Толерантность к себе. Чувство собственного
достоинства».
Цели - показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и
толерантности по отношению к одноклассникам; показать функциональную роль
чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности; показать,
каким способом можно сделать общение толерантным, поддержать процесс
формирования у детей позитивной самооценки.
Этому способствовали упражнения:
«Построиться по росту», «Аплодисменты», «Кто похвалит себя лучше всех»,
«Неуверенный, уверенный, самоуверенный», «Позитивное мышление», «Подарки»,
«Идеальный образ себя».
Тестирование: «Мои толерантные качества»
Уровень толерантности класса на 2010 - 2011 учебный год по результатам
диагностических срезов был чуть ниже среднего уровня. Уровень сформированности
толерантных качеств у учащихся так же был ниже среднего уровня. Но в 2012-2013
учебном году уровень толерантности 9ж класса был уже выше среднего.
В настоящее время мои выпускники учатся в
Ямальском
многопрофильном
колледже.
Приятно слышать положительные отзывы о своих выпускниках.
Тэги:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ,
опыт,
VIII вид