Особенности работы учителя на уроках литературы разных типов
В 10 классе учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций. Лекция это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам. Для качественной лекции необходимы:
индивидуальность и глубокие знания лектора, умение четко нести организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом;
строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам;
живой литературный слог, свободное владение устной речью, так как лекция не диктант.
Школьная лекция отличается от вузовской, так как психологически даже старшие школьники не готовы слушать ее в течение целого урока. Поэтому после 2530 минут получения словесной информации необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией аудио- и видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.
Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с информацией учителя. Заранее следует спланировать индивидуальные сообщения учащихся. На таком уроке целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.
При подготовке уроков-семинаров важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должны быть сообщены учащимся заранее (за 23 недели); в ходе подготовки к нему школьники изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания. Семинарских занятий не должно быть много (46 в год), так как серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий и со стороны учителя, и стороны школьников.
На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведений для текстуального анализа на практических занятиях не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения должен находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент направлен на выявление поэтики текста, определение специфики его содержания и смыслов, художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические, синтаксические, композиционные, изобразительно-выразительные особенности текста. При изучении лирики важно выявить особенности ритма, рифмы, строфики, слов в субъективно-авторском значении, заметить условность описаний, определить цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы. На уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся своими наблюдениями исследовательского характера, обсуждают мнения одноклассников, делают выводы и обобщения.
Однако основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке должны звучать цитаты, школьники будут комментировать детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Живой, ненатянутой беседе помогают элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, объяснением своей позиции. В беседе эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия: сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр.
Особое место занимают в курсе 10 класса уроки внеклассного чтения. Их цель расширение читательского кругозора, выработка умения применять знания, полученные на уроках, Автор: Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Belaeva_Literatura_10kl/18.html#171
|