|
|
Ирина Владимировна Нечитайло
Актуальные проблемы школы в современной прозе
|
|
|
| По идейно-тематическим и проблемным аспектам школьную прозу можно объединить в отдельные группы. Первая составляет произведения историко-революционной тематики об учителе, о творческом труде педагога, становлении его личности. Вторая включает такие из них, где главный объект художественного исследования - взаимосвязь ученик - учитель и их сложный и противоречивый внутренний мир.
Первую группу представляют романы `Элнет` основоположника марийской литературы Сергея Чавайна, трилогия `На росстанях` основоположника белорусской литературы Якуба Коласа, `Учитель` узбекского прозаика Парды Турсуна, `Жизнь не дается дважды` татарского писателя Эдуарда Касимова, `Весенние грозы` украинского прозаика Валентина Речмедина, `Зеленая ветка мая` Марии Прилежаевой. Особо выделяется и кратко анализируется повесть `Первый учитель` Чингиза Айтматова.
Во второй группе - В. Тендряков, Ю. Збанацкий, А. Алексин, В. Железников, А. Лиханов, О. Гончар, В. Быков, С. Данилов, Й. Микелинскас, Й. Друце и другие.
Более подробно - разбор произведений В. Тендрякова, педагогическую концепцию которого сжато можно сформулировать так: традиционная система обучения и воспитания, основанная на принципах подражания, безоговорочного повиновения ученика учителю, полностью обанкротилась и доказала свою несостоятельность еще в 50-х годах. Оторванность школы от требований современности, от практики, нужд, запросов народного хозяйства родила такую негативную тенденцию, как массовое равнодушие учащихся к учебе. Для многих ребят обязательное семилетие, а позже и десятилетнее образование превратилось в опостылевшую повинность, в бездельничанье за счет родителей и государства. В силу этого авторитет народного учителя, престижность учительской профессии были основательно подорваны. Об этом - в анализе романа `За бегущим днем`, повестей `Расплата` и `Ночь после выпуска`.
Отдельные замечания посвящены повестям Ю. Полякова `Работа над ошибками` и В. Железнякова `Чучело`. И несколько очень важных слов сказано о рассказе Б. Васильева `Экспонат №...`
Автор: В. Г. Волочай Источник: Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1987, №3, с. 49.
| Тэги: Школа, воспитание, взаимоотношения учеников и учителей, Проблемы
|
Участвует: | Литература 8, Литература 10-11, Сообщество учителей русского языка и литературы |
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫
Астры, астры, господа!
Словно дар из космоса
Шлёт далёкая звезда
Нам с приходом осени.
6813534-a3298085
Все цветы ушли ко сну,
С летом попрощались,
Заглядевшись на Луну,
Астры опоздали
Август пальчиком грозит
Этим непоседам,
Но бутонов яркий вид
Не скрыть тумана пледом .
Затянулись небеса
Цветом серой стали
Утром ранняя роса
Листья больно жалит.
Но цветут назло погоде
Синий, белый красный,
В ярком этом хороводе -
Верный, чистый, страстный
Хоть теряет по ночам
Листья старый тополь,
А космическим цветам
С неба слышен шёпот
Говорят, совсем не вздор,
Сами, мол, слыхали
Их душевный разговор
С сёстрами в астрале
Так что ночью, господа,
Если вам Вам не спится,
Отправляйтесь к ним тогда,
Чтобы в них влюбиться
`Астры осенние`
Муз. Н. Харито. Слова С. Грей
5477791-a3298085
▫ Спасибо, Фёдор Максимович)) ▫ Спасибо, Нина, не мне, а интернету, при всей его вредности. Это я к тому, что раньше нас информировали далеко не о всех выдающихся людях в истории России. Не знаю, почему, может, чтобы не перегружать информацией, может не хватало `мощностЕй`,))) а может, по каким то иным причинам... Вполне определённый круг художников, певцов, поэтов. А сейчас информированные специалисты получили возможность выкладывать материалы в сеть, и это просто сказка, сколько интересного и познавательного можно узнать. И остаётся только жалеть о том, что время у компа ограничено по разным причинам - занятость, здоровье и т.д. Меня поражает, мимо скольких талантливейших художников, например, в русской, самой живой живописи мы могли бы пройти.. А ведь картины, особенно наших художников, от Сороки, Аргунова до Глазунова, Палачева - это рассказы о реальной жизни народа, его быте, традициях, бедах и радостях... Пафосно??? Но это так...
А уж песенная культура! Ведь было такое впечатление, что раньше и не пели песен вовсе. Ну там Шаляпин, Собинов, где-то Утёсов, а кроме? А оказывается пели, и как! И ещё где-то находятся записи чуть ли не крепостных певиц. Утрирую, конечно, но имена и истории их жизни становятся известны...
Так что спасибо интернету, будь он неладен!)))) ▫ Магнолию опыляют жуки! Цветок времён динозавров. ▫ Магнолия в коллаже славном
Цветёт себе, цветёт забавно
На радость людям, и себе,
И труженице пчеле.
▫ Нина Николаевна, удивляюсь вашей памяти! Вот он, Шекспир,
и мой в том числе!
6284375-a600823
|
|
|
|
|