Школа обязана дать бой, открытый и умелый, за абсолютно(!) трезвую голову. И прежде всего - на уроках литературы! Именно здесь нужна непрерывная просветительная работа над общей культурой молодого современника, воспитанием в нем высокой духовности. Учителю-словеснику, с помощью книг нужно рассказать о том, как, пользуясь всеми дарами жизни, до дней последних донца сохранять и сохранить в себе Человека. Нужен большой философский разговор о высоком, личностно-значимом, о нашей человечьей вере в разумное, рациональное, наконец, разговор об ответственности за тех, кто сменит нас и кому мы обязаны дать здоровую жизнь. Чехов, кажется, сказал: `В понятие культуры входит и способность утешить себя`. Отнюдь не примитивными средствами, какими пользуются иные, собираясь в подворотнях и закутках: дескать, не пригубив, не отхлебнув, скованности, усталости или, как еще говорят, застрессованности не устранишь. Нелегкой способности утешить себя, как, впрочем, и непростому умению радоваться, не прибегая к бутылке, надо учить и учить на уроке, используя жизненный опыт литературных героев. Автор: Е. Н. ИЛЬИН Источник: Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1985, №9, с. 66.
|