Анкета для неравнодушных
родителей.
Прошу Вас ответить на четыре
вопроса:
1.Считаете
ли Вы, что слово является
важнейшим
инструментом
в педагогике?
(да; нет)
2.Бываете
ли
Вы недовольны
тем, что порою
говорите
своему ребёнку ?
(да; нет)
3.Бывает ли
так, что сказанные
Вами слова
не приносят ожидаемого результата
? (да; нет)
4.Хотели бы
Вы видеть в выросшем ребёнке
своего лучшего друга?
(да; нет)
Если на все четыре вопроса Вы ответили утвердительно,
предлагаю Вам тему для обсуждения:
«Влияние родительских установок на
развитие детей». Прочтите, пожалуйста, советы психолога и выскажите своё
мнение:
Душевная
жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух
взаимоопределяющих
составных:
осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
В
неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к
себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая
защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном
развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -
самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость
родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
В отличие от
сформировавшейся личности, ребёнок не владеет психологическими
защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и
желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным
обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые
впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь
стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки
возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и
сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее
их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный
для неё момент жизни ребёнка воздействует на
его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только
контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со
стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё
можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не
получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать
подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка,
пение и т.д.).
Несомненно,
большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному
развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать
их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты,
помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером
исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных
установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни
с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость,
вера в себя и свои силы.
Ниже
приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских
установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для
личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали
ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них
тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте,
какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы
негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные,
развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Замените
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ на
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так:
подумайте о последствиях
и вовремя исправьтесь:
"Не
будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".
* Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность,
подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
"Будь собой, у каждого
в
жизни будут друзья!".
"Горе
ты моё!
Чувство
вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение,
конфликты с родителями.
"Счастье ты моё,
радость моя!"
"Плакса-Вакса,
нытик, пискля!"
* Сдерживание эмоций,
внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных
проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
"Поплачь, будет легче…".
"Вот
дурашка, всё готов раздать…"
* Низкая
самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками,
эгоизм. "Молодец, что делишься с другими!".
"Не
твоего ума дело!".
* Низкая
самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость,
отчуждённость, конфликты с родителями.
"А
ты как думаешь?".
"Ты
совсем, как твой папа (мама)…".
* Трудности
в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная
самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас
умница!".
"Ничего
не умеешь делать, неумейка!".
* Неуверенность
в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития,
безынициативность, низкая мотивация к достижению.
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
"Не
кричи так, оглохнешь!"
* Скрытая
агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей,
конфликтность.
"Скажи мне на
ушко, давай пошепчемся…!".
"Неряха,
грязнуля!".
* Чувство вины, страхи,
рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе
друзей.
"Как приятно на тебя
смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
"Противная
девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке).
"Негодник, все
мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).
* Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом
общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на
другого".
"Ты
плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".
* Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение
одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя
или "уход" от родителей.
"Я
никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
"Жизнь
очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"
*
Недоверчивость,
трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,
склонность к несчастным
случаям,
подозрительность, пессимизм.
"Жизнь
интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
"Уйди с
глаз моих, встань в угол!"
Нарушения
взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность.
"Иди
ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
"Не ешь
много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".
* Проблемы с излишним весом, больные
зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.
"Давай немного оставим папе (маме)
ит.д."
"Все
вокруг обманщики, надейся только на себя!"
* Трудности
в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы
сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
"На
свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
"Ах ты,
гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".
* Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в
общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка,
неуверенность в своих силах и возможностях.
"Как
ты мне нравишься!".
"Нельзя
ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".
* Робость, страхи, неуверенность в себе,
безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность,
зависимость от чужого мнения, тревожность.
"Смелее,
ты всё можешь сам!".
"Всегда
ты не вовремя подожди…".
* Отчуждённость,
скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,
"уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
"Давай, я тебе помогу!"
"Никого
не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".
* Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие
поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение
вседозволенности.
"Держи себя
в руках, уважай людей!".
Естественно,
список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и
попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное,
казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и
отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение,
а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы
говорите детям:
Я сейчас
занят(а)…
Посмотри,
что ты натворил!!!
Как всегда
неправильно!
Когда же ты
научишься!
Сколько раз
тебе можно повторять!
Ты сведёшь
меня с ума!
Что бы ты
без меня делал!
Вечно ты во
всё лезешь!
Уйди от
меня!
Встань в
угол!
Все эти
"словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не
удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен,
ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова
ласкают душу ребёнка:
Ты самый
любимый!
Ты очень
многое можешь!
Что бы мы
без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с
нами…!
Я помогу
тебе…
Я радуюсь
твоим успехам!
Что бы не
случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи
мне, что с тобой…
Чувства вины
и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит
делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и
поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная
"соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится,
что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов,
чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и
жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и
знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!