Русский язык велич и могук - Нина Владимировна Филипенко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Нина Владимировна Филипенко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Нина Владимировна Филипенко / Блог / Русский язык велич и могук


ЗАПИСЬ #11

КОММЕНТАРИИ (10)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


12 октября 2012, 14:24, автор - хозяйка блога
Нина Владимировна Филипенко

Русский язык велич и могук

                                            «Русский язык велич и могук!»

                                         (заметки учителя -словесника)                                         

 

          « Русский язык велич и могук!» - эта забавная опечатка вспомнилась мне   в связи с дискуссией о русском языке на страницах   «Литературной газеты». Можно ли остановить оскудение русского языка, о котором пишут многие, указывая явные признаки этого оскудения? Да вот, кстати, один из этих признаков: все больше ошибок стало мелькать на страницах газет, они встречаются даже на страницах «ЛГ», чего не было, скажем, года два назад. Что же случилось?  

           Для меня как для учителя русского языка и литературы  школа, школьная жизнь – главный показатель того, что происходит с языком. Приведу пример. В 60-х годах 20 века моя мама работала в интернате для трудновоспитуемых и читала им вслух интересные книжки,  за  что трудновоспитуемые искренне любили ее. Рассказы о Шерлоке Холмсе слушали с горящими глазами.   Лет 15, 10 и даже 5  назад я могла войти в любой, самый дикий класс с интересной книжкой, скажем, на урок – замещение, и успех был обеспечен. Что сейчас? Многие бедные детки не могут слушать чтение вслух! Минуты   идут, и вот в руках замелькали мобильные телефоны, глаза уставились на мелькающие символы…          О вы, чиновники, стремящиеся ко все большей модернизации, компьютеризации, а в итоге к дегенерации! Вы , отменившие устные ответы на экзаменах, заменившие подлинную грамотность решением тестов, как будто в жизни,  в связном тексте человек имеет дело с изолированными словами…   Вы, стремящиеся компьютеризировать полностью экзамен по русскому языку, посмотрите же вы на этих детей!

           Экзамен, от которого зависит поступление выпускника в ВУЗ, теперь является главным показателем труда учителя. Натаскать на ГИА (государственная итоговая аттестация в 9 классе) или ЕГЭ куда проще, чем подлинно развивать речь учеников, заботиться о культуре устной и письменной речи, прививать навык по-настоящему грамотного письма. Зачем развивать устную речь? Надо готовить к ЕГЭ. Зачем ездить на экскурсии и в музеи?   Для новой формы аттестации учителя важно совсем  другое.

       Сегодня в школах еще работают учителя старой закалки, заботящиеся о развитии культуры, развитии речи своих учеников. Но политика власти такова, что приходится уступать дорогу молодым, из которых растят начетчиков, стремящихся не к общению с детьми, а к зарабатыванию баллов по новой системе  аттестации.   Много баллов   может заработать не тот учитель, который занимается детьми, ведет интересные уроки, ходит с детьми в театр, на экскурсии, в походы, а тот, кто именно занимается собиранием баллов .  Начетничеству не место в живой работе с детьми!

          Не стоит такое уж большое значение придавать презентациям на уроках словесности. Никакая самая роскошная презентация не заменит учителя, любящего   родную литературу, родной язык, любящего своих учеников.   Не заменит работы с художественным текстом. А ведь на создание презентаций, работу с информационными технологиями делается основной упор в новой форме аттестации учителя.

   Оскудение языка…   Думаю, мы еще не то получим, если в прежнем ключе будет преобразовываться система образования.   Изменения в нашу школьную жизнь вносятся без учета мнения тех, кто работает в школе. Например, внедрение сервиса «Электронный дневник» произошло без единого опроса тех, кто вынужден   работать с этим сервисом, что еще раз показало неуважение чиновников   к учительскому труду, к   личности учителя. Между тем программа «Электронный дневник» явно нуждается в переработке: в ней масса недостатков, которые очевидны для нас, учителей.

         В «Учительской газете» №28 от 10 июля 2012 года прочла о возможном слиянии предметов   «русский язык» и «литература» в единый предмет «словесность». Ничего хорошего от этого   не жду.   Литература – это наиважнейший урок, порой   излишне пересушенный иным учителем, но все же, быть может, самый важный в школьной программе, не менее важный, чем русский язык. Но кто из чиновников интересовался мнением учителей? Кто-нибудь разве проводил опрос учителей прежде, чем сократить количество уроков чтения в начальной школе до двух часов в неделю?

         Вообще тенденция решения школьных проблем людьми, никогда в школе всерьез        не работавшими, гибельна не только для жизни русского языка, русской литературы, но и для культуры, для нравственности, для жизни страны в целом. А такая тенденция очевидна. Например, Михалков предлагает ввести урок « Сто лучших фильмов». Какое отношение Михалков имеет к школе? Что он знает о школьной программе?                         О перегруженности школьников, которые учатся по шесть уроков каждый день, включая субботу (после уроков курсы, факультативы и прочие дополнительные занятия), по несколько часов делают уроки, в том числе в воскресенье? Что же седьмыми – восьмыми уроками   говорить им о ста фильмах? Или сокращать курс литературы, не приведи Бог? Вот это будет преступление, и наказание, конечно же, последует обязательно.

         Школьный урок идет 45 минут, а лучшие фильмы нужно смотреть целиком. Так       не лучше ли сделать День кино, допустим,   раз в полгода, чтобы посмотреть целиком и обсудить два хороших фильма в год, вместо того, чтобы забивать головы детей информацией о ста фильмах? Но, конечно, мнение учителя никто не спрашивает.   Напрасно. Ведь просмотр и обсуждение хорошего фильма тоже развивают речь, повышают культуру,  дают ребятам   нравственные ориентиры. Как-то на классном часе показала девятиклассникам фильм Чарли Чаплина. Хохотали ужасно! Делились впечатлениями. Оказалось, что многие ребята никогда не видели Чаплина, а некоторые никогда о нем не слышали. Так-то вот.

         Да только опять же: не губите вы наше образование, а то скоро некому будет и кино показывать!  И это наша реальность. Однажды в чужом седьмом классе на уроке замещения хотела показать великолепный приключенческий фильм «Зеленые цепочки» по повести Германа Матвеева. Тот, в котором еще поется песня  про мальчишек блокадного Ленинграда: «И встали со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда…»   Не смогли смотреть!  Достали свои мобильные телефоны… И это ведь не трудновоспитуемые! Обыкновенные…

          И в заключение хочу сослаться на статью жителя города Берлина Александра Альтера в том же №28 «Учительской газеты». Статья называется «Главное – правильно заполнять бланки». Она посвящена школьному образованию в Германии. Автор, в прошлом преподаватель МАИ, пишет об одной из лучших немецких гимназий, которую закончила его дочь. В этой школе литературы как предмета просто нет. «Дети не пишут сочинения, изложения, не доказывают теоремы, не поощряется решение задач разными способами», - пишет Альтер. «Почерк не отрабатывается, зато учителя натаскивают детей на письмо печатными буквами», чтобы правильно заполнять бланки. Лучше других успевают дети, которые хотя бы несколько лет учились в российских школах: « Этой российской закваски им хватает на всю жизнь». « Все, что говорят по поводу перспектив образования в России, в Западной Европе уже реализовано, - убежден Александр Альтер. – Надеюсь, что России все же не удастся в обозримом будущем догнать в этом Европу».

        Я убеждена: оскудение языка, обнищание культуры, падение нравственности – все это во многом вызвано неправильной политикой в области образования. И все же…          не могу не вспомнить Тургенева: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

 

                                                                  Нина Владимировна Филипенко

                                                      учитель русского языка и литературы, Санкт- Петербург

 

  

  

 



Тэги: оскудение языка



ОБСУЖДЕНИЕ


пользователь отключен2012-10-12 18:30:42 - пользователь отключен
Горько и грустно... Хорошо, что у меня есть возможность хоть как-то приобщать ребенка не только к новым технологиям, но и к книгам-и сама ей читаю, и ей для чтения подбираю хорошую литературу, приобщаю к тому, чтобы обсудить прочитанное.
Олег Викторович Кривошеин2012-10-12 18:34:21 - Олег Викторович Кривошеин
Надеюсь, что России все же не удастся в обозримом будущем догнать в этом Европу.
Будем надеяться.
Нина Владимировна Филипенко2012-10-12 18:35:35 - Нина Владимировна Филипенко
Так каждый из нас может спасти от духовного обнищания своего ребенка, свой класс, но в целом как-то действительно грустно всею
Ирина Геннадьевна Мосина2012-10-12 18:38:08 - Ирина Геннадьевна Мосина
Всё верно и грустно! Иногда на полном серьезе ловлю себя на мысли: `А может `холодная война` еще не закончилась? А закончится, (извините!) с полной и безоговорочной дебилизацией страны?`

Извините, Нина Владимировна, забыла сказать Вам: СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!
Нина Владимировна Филипенко2012-10-12 18:55:42 - Нина Владимировна Филипенко
дебилизации страны мы не допуститм, надеюсь. И Вам спасибо за отклик.
Татьяна Петровна Луценко2012-10-12 19:00:45 - Татьяна Петровна Луценко
Нина Владимировна! Спасибо за статью! Как в кино:`За державу обидно` (ОБИДНО ЗА ОБРАЗОВАНИЕ)
Нина Владимировна Филипенко2012-10-14 22:48:00 - Нина Владимировна Филипенко
Хотят как лучше, а получается как хуже? Или же намеренно разваливают образование? Вот это я еще не поняла пока.
Василий Серафимович Беломестных2012-10-14 23:24:18 - Василий Серафимович Беломестных
`урок Сто лучших фильмов. Какое отношение Михалков имеет к школе?`
начал комментировать этой цитатой,чтобы зацепить народ Вашим правильным материалом!всего 4(четыре )отзыва! редиска под хреном -конечно,здорово,и наши муси -пуси (сам грешен),но ведь реагировать -то надо и на проф.темы!отношения в школе всё более походят на торговые(очень низкой пробы),а мы всё стараемся успеть `В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ`! чьим ? торгашей,менеджеров от культуры и педагогики?
простите-а кому понравилась своей сильной драматической работой Дочь Михалкова в `Цитадели`?
Нина Владимировна Филипенко2012-10-15 18:43:52 - Нина Владимировна Филипенко
Сто лучших фильмов, сто лучших книг - все из одной оперы. Почему 100?
Василий Серафимович Беломестных2012-10-15 23:39:54 - Василий Серафимович Беломестных
это `онес-с` вспомнили про списки для(так и называлось) ` каждого ,считающего себя культурным человеком`.тогда (первый такой список увидел 1978г.)
это было действенным и подвигало на ночные бдения с книгами, а сейчас...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Астры, астры, господа! Словно дар из космоса Шлёт далёкая звезда Нам с приходом осени. 6813534-a3298085 Все цветы ушли ко сну, С летом попрощались, Заглядевшись на Луну, Астры опоздали Август пальчиком грозит Этим непоседам, Но бутонов яркий вид Не скрыть тумана пледом . Затянулись небеса Цветом серой стали Утром ранняя роса Листья больно жалит. Но цветут назло погоде Синий, белый красный, В ярком этом хороводе - Верный, чистый, страстный Хоть теряет по ночам Листья старый тополь, А космическим цветам С неба слышен шёпот Говорят, совсем не вздор, Сами, мол, слыхали Их душевный разговор С сёстрами в астрале Так что ночью, господа, Если вам Вам не спится, Отправляйтесь к ним тогда, Чтобы в них влюбиться `Астры осенние` Муз. Н. Харито. Слова С. Грей 5477791-a3298085
Спасибо, Фёдор Максимович))
Спасибо, Нина, не мне, а интернету, при всей его вредности. Это я к тому, что раньше нас информировали далеко не о всех выдающихся людях в истории России. Не знаю, почему, может, чтобы не перегружать информацией, может не хватало `мощностЕй`,))) а может, по каким то иным причинам... Вполне определённый круг художников, певцов, поэтов. А сейчас информированные специалисты получили возможность выкладывать материалы в сеть, и это просто сказка, сколько интересного и познавательного можно узнать. И остаётся только жалеть о том, что время у компа ограничено по разным причинам - занятость, здоровье и т.д. Меня поражает, мимо скольких талантливейших художников, например, в русской, самой живой живописи мы могли бы пройти.. А ведь картины, особенно наших художников, от Сороки, Аргунова до Глазунова, Палачева - это рассказы о реальной жизни народа, его быте, традициях, бедах и радостях... Пафосно??? Но это так... А уж песенная культура! Ведь было такое впечатление, что раньше и не пели песен вовсе. Ну там Шаляпин, Собинов, где-то Утёсов, а кроме? А оказывается пели, и как! И ещё где-то находятся записи чуть ли не крепостных певиц. Утрирую, конечно, но имена и истории их жизни становятся известны... Так что спасибо интернету, будь он неладен!))))
Магнолию опыляют жуки! Цветок времён динозавров.
Магнолия в коллаже славном Цветёт себе, цветёт забавно На радость людям, и себе, И труженице пчеле.
Нина Николаевна, удивляюсь вашей памяти! Вот он, Шекспир, и мой в том числе! 6284375-a600823





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/