20 лет назад я начала работать в своей школе учителем начальных классов. Но так сложилось, что пришлось переквалифицироваться и второй год преподаю русский язык. Изюминок, находок у меня пока немного, но одной хочу поделиться, может быть, кому-то это пригодится.
Объясняла в очень слабом 5 классе тему "Правописание глагольных суффиксов -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-". Детям скучно, в ответах путаются, глаза погасшие. Взяла цветные мелки и начала рисовать на доске дорогу с кочкой посередине и подъезжающую к ней телегу. Сопровождала свое "изотворчество" примерно таким текстом:
- Если нам нужно решить, какую гласную писать в суффиксах слов "раскраш_вать" или "обрад_вать", поступаем так. Сажаем слово на телегу и пускаем прокатиться. На пути нам попадается кочка - местоимение Я. Изменяем глагол по его команде и наблюдаем за суффиксом.
"Я обрадую" - суффикс пропал, укатился, как арбуз. Значит, это был один из пары -ева-, -ова-. (В это время первые буквы суффиксов раскрашиваю "под арбуз").
"Я раскраш(е/и)ваю" - суффикс на месте, хотя и произносится нечетко. Следовательно, это - "дрова"- пара -ыва-, -ива-. (Буквы Ы, И "превращаются" в березовые поленья).
Год прошел, но никто в классе ошибок на это правило не делает.
|