|
Ольга Валерьевна Зверева
Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет: «Россия в мире». Остальные дисциплины сформированы в 6 предметных областей, из которых подростки смогут выбрать только семь предметов для обучения. Обычный школьный день дополнят усиленным патриотическим воспитанием. О новом образовательном стандарте для старшей школы в интервью GZT.RU рассказал автор поправок, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Когда новые стандарты утвердит Минобрнауки это станет «масштабной реформой всей старшей школы».
— Вчера на заседании Государственно-партриотического клуба партии «Единая Россия» вы представили новый стандарт обучения для старшеклассников? Действительно ли в будущем будет сделан крен с привычных учебных дисциплин на воспитание из молодых людей патриотов.
- Каждый слышит то, что хочет слышать. Я представлял новый стандарт, но заседание касалось, прежде всего, патриотического воспитания в школах. Я и сделал акцент в презентации на этих вопросах. Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики. Физику можно выучить потом, если не выучил, математику можно выучить. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее. Потом не наверстаешь. И поэтому к такого рода воспитанию вместо школ подключаются совсем другие организации, совершенно иного свойства. Что и продемонстрировали последние события на Манежной площади. Итог этого крайне печален.
— Что конкретно изменится с перечнем учебных дисциплин?
- Я говорил, что необходимо снизить нагрузку на школьника. Сегодня старшеклассник изучает от 18 до 21 предмета одновременно. Мы предлагаем снизить количество предметов вдвое: до максимум 10 предметов. Мы будем затачивать старшеклассников на дальнейшую успешную социальную и профессиональную деятельность и профобразование. Поэтому, учитывая результаты эксперимента по профильной школе, мы предлагаем 3–4 предмета оставить на так называемом профильном уровне. Остальные— на базовом уровне. И конечно школьники смогут учиться во второй половине дня, которая будет отвечать интересам молодого человека: это будут дополнительные занятия или кружки. Все содержание образования и духовно-нравственного развития в школе должно быть направлено на гражданственно-патриотическое становление подростка. Основная задача школы будущего— формирование гражданского общества России.
— А что это за 10 предметов?
- Три предмета будут обязательными: ОБЖ, физкультура и новый предмет— «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и культурологи, направленный на формирование цельного образа страны в мире,— GZT.RU). Остальное подростки смогут выбрать из шести предметных областей: «русский язык и литература или родной язык и литература», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» или «предметы по выбору».
Чему будут учить старшеклассников
Обязательные предметы:
- ОБЖ, физкультура, «Россия в мире»
Предметы на выбор:
- Русский язык и литература, родной язык и литература
- Иностранный язык (первый иностранный, второй иностранный)
- Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право)
- Математика и информатика (математика, информатика, алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика)
- Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология)
- Курсы по выбору (искусство или предмет по выбору школы— для национальных республик)
Остаётся вопрос - как дети будут готовиться к ЕГЭ? Конечно же, самым лучшим вариантом для подготовки к ЕГЭ, например по иностранным языкам, будут курсы английского языка. Посещая курсы, вы сможете полноценно изучить язык и его стилистические и правописание. Сможете развить разговорную речь и написание. . Но в нашей стране далеко не каждая семья может позволить оплачивать дополнительные, платные курсы.
Ученик может выбрать одну или две предметные области, но не более 7 предметов. При этом 3–4 предмета изучаются на профильном уровне, 3–4— на базовом уровне.— В связи с вступлением в силу нового закона о бюджетных учреждениях, в обществе возникли опасения, что не все общеобразовательные дисциплины останутся бесплатными. А якобы, бесплатными окажутся только три предмета, а остальные— по желанию и за отдельную плату. Можете подтвердить или опровергнут эту информацию?
- Все, что гарантированно Конституцией— останется бесплатным. Все эти разговоры носят псевдодискуссионный характер. Надо внимательно читать законы. Никакого введения платного образования ни 83 федеральный закон, ни новый стандарт образования не несут.
— Тем не менее, то, что вы предлагаете, это серьезнейшая реформа школы.
- Да, это очень серьезная масштабная реформа старшей школы. Поэтому мы ведем очень серьезное обсуждение с общественностью и профессионалами и на политическом уровне. И я могу вам сказать, что эти новые стандарты везде встречают полную поддержку. Мы должны понять, что для нас всех главное. То что мы называем полным средним образованием, или те навыки подростка, которые помогут ему стать успешным и следовательно успешным станет государство и общество. Так вот новый стандарт вполне сравним с подходами к обучению молодежи на старшей ступени в ведущих странах мира.— Действительно ли усиление патриотических дисциплин в школе связано и с последними событиями в Москве и ростом национальных конфликтов?
- Вы правы. У современной молодежи совсем нет понимания того, что мы живем в поликультурном, полинациональном, поликонфессиональном мире. Не воспитано чувство толерантности, уважения к другим народам. Нет умения слышать и слушать других людей. Именно на это мы намерены максимально нацелить новые стандарты. Наши дети должны жить в стабильном государстве.
— Не помешают ли новые стандарты с креном на патриотизм молодым людям при подготовке к поступлению в вузы.
- Именно идеи дальнейшего профобразования заложены в идею стандартов на всех уровнях школы: начальном, среднем и высшем. И впервые мы согласовываем стандарт с высшей школой. Привязываем свои идеи к запросам заказчика— то есть системы профобразования.
— Да, но ректоры ведущих университетов недовольны подготовкой абитуриентов. Особенно по естественнонаучным дисциплинам.
- Я беседовал недавно с союзом ректоров Дальневосточного округа. Специально по теме новых стандартов. Мы спрашивали о том, чего не хватает среднестатистическому первокурснику. После двух часов дискуссии в протоколе записали следующее: во-первых, огромное количество избыточного знания, а во второх, отсутствие компетенций, необходимых современному студенту. К оценочным суждениям надо относиться крайне аккуратно и системно. А то, что у нас в целом снижается уровень подготовки— это факт.
— Вам и вашим новым стандартам уже предъявляют претензии, что вы, дескать, хотите заменить знания, необходимые для развития личности— воспитанием патриотов, верных государственной системе
- Те, кто обвиняют нас, просто путают понятие патриота и гражданина России. Я могу завершить этот разговор словами выдающегося деятеля России Петра Столыпина: «сначала надо воспитать гражданина, а потом гражданственность сама воцарится на Руси». Тэги: Для российских старшеклассников оставят только три, физкультуру и новый предмет Россия в
|
| 2011-01-09 11:08:24 - Светлана Михайловна Леснова Кто-то планомерно уничтожает образование в России!
| | 2011-01-09 11:11:24 - Галина Борисовна Перфилова Значит, образованные и умные люди в России кого-то не устраивают.... | | 2011-01-09 11:12:30 - Галина Владимировна Суханова Хотелось бы знать, как можно объединить в один учебный предмет русский язык и литературу. Я 25 лет преподаю то и другое, но на одном уроке!!! Не желал бы господин Кондаков поработать в школе за нашу мизерную зарплату и показать на практике, как мы должны работать?! | | 2011-01-09 11:16:37 - Надежда Гавриловна Пенкина Такая же чехарда с изучением алгебры и геометрии крупными блоками. Пока учим одно-забываем другое. Учебники разные`Алгебра` и Геометрия`, а объединили в предмет `Математика`. | | 2011-01-09 11:20:22 - Галина Антоновна Ольшевская Профильное у нас уже вводили (РБ). Не дали в итоге даже доучиться первому неэксперементальному выпуску до конца - все `свернули` и вернули в никуда. Теперь вновь на распутье...Однако, говорят, что такая система (нынешняя) - самая эффективная. Вопрос только : 1.Где система?
2 Эффективная в чём и с какой целью?
Русский и бел.языки у нас оба гос., поэтому изучаются на одном уровне: в 10-11 кл в неделю по 1,5 часа (1 и 2 часа на полугодиям) языка и литературы. Абсурд: Л.Н.Толстого , включая `Войну и мир` изучают за 4 часа... | | 2011-01-09 11:31:26 - Прасковья Алексеевна Савинова А ведь ЭТИ реформаторы учились в наших советских школах, чем-то мы их обидели, если наши троечники так нацелились на уничтожение школы. | | 2011-01-09 11:35:21 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2011-01-09 11:45:25 - Василий Иванович Гагарин Что тут плакаться? Ведь именно МЫ на разных уровнях выбираем представителей Единой России в разные органы власти. И именно ЕР является инициатором всех этих реформ. Все ругаем реформы, но каков итог будет 13 марта на выборах всех уровней? И так всё ясно - ЕР будет в лидерах. Каждый народ достоин своих правителей.... | | 2011-01-09 11:45:26 - Татьяна Петровна Писаревская Ольга Валерьевна! Довожу до Вашего сведения, в областные и краевые управления образования пришли документы по расстановке часов в школе, в них добавлен 1 час физры во все классы за счет инвариантной части. Никаких других сведений нет.Об этом мне сообщила подруга,которая работает в областном отделе образования. | | 2011-01-09 12:03:52 - Галина Антоновна Ольшевская Александр Леонидович! В точку! За китайским тоже К НАМ!!! | | 2011-01-09 12:11:24 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2011-01-09 15:07:44 - Ольга Валерьевна Зверева Уважаемая ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА,
http://www.eduhelp.info/home/next/ - это адрес сайта `Новости мира образования` прочитайте там эту статью. Она называется `Воспитание гражданина и патриота важнее математики и физики`. К вашему сведению в наших школах с этого полугодия появились два нововведения - как вы писали третий час физической культуры и новый предмет `Основы Православной культуры. | | 2011-01-09 15:13:38 - Татьяна Петровна Писаревская Основы православной культуры ввели в прошлом учебном году, а физра появится со следующего учебного года. А как же они у Вас `появились два нововведения` , уже и физра третьим часом появилась? Теперь по поводу сайта, таких сайтов, где публикуются статьи без подписи автора, я не признаю, в комментариях к названной статье Вашего отношения к происходящему не увидела. Куда проще вынести статью на обсуждение на наш сайт и тоже не высказать своего личного мнения | | 2011-01-09 17:25:50 - Ольга Валерьевна Зверева Татьяна Петровна, я рада за Вашу школу, что вы впереди на пол шага...видно участвуете в эксперименте...вы тоже `пилотные`. Насчет физры, как вы изволите выражаться, она у всех третим часом вводится с этой четверти...А У СТАТЬИ ЕСТЬ АВТОР... читайте внимательнее!
А мое мнение таково...ЧТО ЛУЧШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕМ ПРИ СССР НЕ БЫЛО!!! И высшее получили и путевку в жизнь! НРАВСТВЕННОСТЬ В ЦЕНЕ! и без оценки!!! | | 2011-01-09 17:59:16 - Татьяна Петровна Писаревская http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=473
Российская газета №32 (4589)
Об этом корреспондент РГ беседует с членом-корреспондентом РАО, гендиректором издательства Просвещение Александром Кондаковым
Российская газета / На какой стадии разработки сейчас находятся новые образовательные стандарты для школы?
Александр Кондаков /Разработаны все основные документы, определяющие идеологию и методологию стандарта. Готов весь пакет документов для введения с 1 сентября 2008 года в регионах апробации стандартов в начальной школе. Уже есть проекты основных документов и для основной школы начало апробации новых стандартов там ожидается с 1 сентября 2009 года, а в 2010-ом начнется апробация стандартов для старшеклассников.
РГ / В чем главное отличие новых образовательных стандартов от тех, что действуют сейчас?
Кондаков / Предыдущие варианты стандарта разрабатывались образовательным сообществом и фактически сводились к предметным программам, что в итоге привело к их `разбуханию` и перегрузке школьников. В новой редакции под стандартом мы подразумеваем не некий набор дидактических единиц, которые ребенок должен усвоить в процессе обучения, а совокупность требований каким видит семья, общество и государство своего ребенка, будущего работника и гражданина. Новый стандарт это общественный договор. Существенное отличие результат образования личностный, а не предметный. Задача учителя сформировать основные компетенции, которыми овладеет личность в процессе образования, а не только сам предмет: знает ли школьник, сколько будет дважды два.
РГ / А что такое компетенции?
Кондаков / В данном случае это способность человека применять те умения и навыки, которые он получил в школе, в повседневной жизни.
РГ / Почему потребовалось обновлять образовательные стандарты?
Кондаков / Отмечу, что это не обновление стандартов. Это иной подход к пониманию стандартов второе поколение. Уже дважды происходило обновление стандартов (в 98 году и в 2004), но они остались практически прежними.
А сегодня, когда мир находится в очень высокой динамике развития, знания обновляются, при старом подходе мы никогда не успеем за этим процессом, и стандарты придется обновлять ежегодно. Поэтому стандарты второго поколения диктуют нам не просто `транслировать` знания в голову ребенка, а научить его самостоятельно добывать знания, использовать их в повседневной деятельности.
РГ / А какой предмет сложнее всего поддается такой модернизации?
Кондаков / При такой модернизации самым сложным предметом является учитель. Причем любого предмета. Именно ему придется освоить новые педагогические технологии, новую систему отработки и оценки знаний при сохранении традиций фундаментального российского образования.
Автор поправок, гендиректор издательства Просвещение Александр Кондаков
| | 2011-01-09 18:44:14 - Ольга Валерьевна Зверева DS ПОСМОТРИТЕ НА ГОД ВЫПУСКА СТАТЬИ НА КОТОРУЮ ВЫ ССЫЛАЕТЕСЬ! она от 14.02.2008г.
А по новому работать и мыслить мы научились...
служить бы рад, прислуживаться тошно!
главное умеем трудиться... и на благо РОССИИ!
А вот вы как видно старой формации ВСЕ, ЧТО ВАМ НЕ ДИКТУЮТ БЕЗРОПОТНО ПРИНИМАЕТЕ К ДЕЙСТВИЮ...так сказать `к козырьку`! ув.Татьяна Петровна, а какой предмет вы преподаете? уж точно не математику или русский язык! .... | | 2011-01-09 18:48:02 - Татьяна Петровна Писаревская Ольга Валерьевна Вам так хочется меня задеть, но не стоит, я не так глупа, как Вам хочется. Судя по тому, что я высказываю свое мнение, а Вы копируете чужие мнения и статьи, то??? | | 2011-01-09 18:52:21 - Ольга Валерьевна Зверева
соглашусь с вами ...Статья чужая, а мнение моё!
| | 2011-01-09 18:57:01 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2011-01-11 13:01:53 - Константин Исакович Байнов Не кто-то уничтожает образование в России. А целенаправленно и планомерно уничтожают культуру как таковую. И делают это конкретные `товарищи` которых мы посадили себе на шею в 91-м году. А так как эти `товарищи` не коренной нации, то им чуждо все русское, а потому и уничтожается. Из подростков будут готовиться зомби, которым всё равно чьи интересы защищать.Зачем мне этот геморой, чтобы моего ребенка отучали думать и приучали слушаться? Я его ращу быть лидером, а не рабом. При чём лидеров высокообразованным и успешным.Почему вдруг все эти товарищи кондаковы решили, что наши дети должны защищать интересы олигархов, и не просто защищать, а бездумно отдавать свои жизни, безропотно, по первому приказу сверху? И кто им дал право оперировать словами настоящего патриота Столыпина, которого их предки-сородичи и убили? Тогда была совсем другая Россия, другое государство, которое заботилось о своих гражданах.Это надо же столько травы выкурить, чтобы заявить, что математика и русский язык русским детям не нужны, их можно потом выучить. Потом - это когда? В следующей жизни??? | | 2011-01-13 14:39:51 - Ольга Павловна Васильева Меня поражает некомпетентность и оторванность от реальности тех,кто занимается реформой школьного образования!!!Ну надо же назвать обязательными предметами ОБЖ и физкультуру!Русский язык ,математика,значит,необязательны.Как можно объединить в один блок физику и биологию?При таком подходе к образованию,мы не только не получим ни одгного Нобелевского лауреата,но и просто тех специалистов,которые в состоянии будут лечить,учить,что-то строить.Бездумно брать за основу опыт Запада и США очень опрометчиво.Мы и так в 90-е годы взяли оттуда многое,чего не надо было брать.При таком подходе к образованию мы потеряем всё:и будущих квалифицированных специалистов,способных мыслить людей.А желание воспитать патриотов потерпит полный крах.Как собираются эти деятели воспитывать патриотизм?Рассказами о многоконфессиональности нашей страны,о том,что надо любить свою Родину?А по жизни все знают что из себя предситавляет милиция,армия,чиновники,Как всё это будет `стыковать`в своих лекциях преподаватель,которому надо будет заложить в учениках`нечто патриотичное` | | 2011-01-13 14:46:07 - Елена Александровна Ермолик Патриотизм при сокращении уроков истории и русского языка... Вам не кажется, что это какое-то искусственное взращивание патриотизма? | | 2011-01-13 14:56:59 - Елена Григорьевна Булаева По поводу третьего урока физ-ры - он у нас уже лет семь в школе. Сначала назывался `Час здоровья`, теперь называется `Третий урок физкультуры с оздоровительной направленностью` | | 2011-01-13 14:58:36 - Елена Александровна Ермолик А материальная база школы позволяет осуществлять эту `оздоровительную направленность`? | | 2011-01-13 15:05:05 - Елена Александровна Полномошнова У нас с прошлого года 3 урока физкультуры вполне официально,без всяких других названий,ведут физруки.Меня поражает другое:как можно в начальной школе оставить на литературное чтение в 4-м классе 3 часа в неделю?(у нас так)Ведь это очень и очень мало!!!! | | 2011-01-13 15:08:42 - Елена Александровна Ермолик Стало обычным, что в 5-й класс приходят дети, не выполняющие норму чтения (в большинстве). Не научились в `началке` - потом не научатся. У детей потом проблемы по тем предметам, где нужно усваивать много информации (по истории, по биологии, физике и т.д.). | | 2011-01-13 15:13:18 - Елена Григорьевна Булаева У нас забрали из литературного чтения час, добавили час к окружающему миру. Сказали: `Справитесь!` | | 2011-01-13 15:20:54 - Елена Александровна Ермолик У нас в начальной школе тоже сократили на час чтение. Результат? Я уже написала выше. ((( | | 2011-01-13 15:21:01 - Елена Александровна Полномошнова А КАК суметь научить ВСЕХ за такое маленькое количество часов???У меня сейчас 4-й класс,когда я их набрала,8(!)человек не знали даже гласных А,О и т.п.!Я сначала даже не могла в это поверить,ведь,казалось бы,в наше время даже детсадовцы хотя бы по 5-10 букв знают.А ведь многие имеют и логопедические проблемы,и кучу других.Вот и мучаемся:3 часа чтения,зато 2 часа англ.А зачем это нужно,если сначала хорошо бы родной язык изучить! | | 2011-01-13 15:24:22 - Елена Александровна Ермолик Тем более, что за два часа иностранный не выучишь. Вот и получается, что не знают ни одного, ни другого. Везде только верхушки срывают. | | 2011-01-13 15:48:27 - Ольга Николаевна Корчагина А у нас вообще два часа литературного чтения в начальной школе!и уже не первый год...Учимся,мучаемся... | | 2011-01-13 16:22:40 - Елена Александровна Ермолик Кошмар! | | 2011-01-13 19:50:30 - Ольга Павловна Васильева Г-н Кондаков утверждает,что эти нововведения везде приветствуются.Я пока не слышала ни от кого положительного отзыва об этих так называемых реформах:у всех недоумение по этому поводу,в лушем случае.Патриотизм-это любовь к Родине.А Родина любит своих детей,отказываясь давать им качественное образование,делая из мальчиков `пушечное мясо`?Патриотизм воспитывается жизнью,а вот физику с математикой и др. необходимо освоить в школьном возрасте:потом будет поздно.Советская школа подготовила специалистов,которые на Западе и в США `нарасхват`,а мы,вернее чиновники от образования ,пытаются взять их образец образования за основу.Что-то здесь не стыкуется...Сравнивая уровень знаний ,полученных в советской школе,и знания современных школьников,приходишь к выводу,что ,как сказал один видный ученый,мы воспитали поколение идиотов,а предлагаемый вариант реформы убьёт любые проблески ума.Так что будет ещё хуже. | | 2011-01-31 14:06:20 - Ольга Валерьевна Зверева Татьяна Петровна....надеюсь, что теперь поверили! | | 2011-05-04 02:04:13 - Сергей Викторович Калабин Разве нельзя воспитывать патриотизм изучая литературу и историю?
Дело идет к тому, что часть детей будет получать поверхностные знания и отрезана от дальнейшего образования. А дети `элиты` будут учиться совсем в других школах и для них, естественно, будут открыты все пути. Чем это аукнется для страны через пару-тройку поколений?
На уроках ученикам будут втолковывать каким должен быть гражданин, а по телевизору им покажут дачи и загородные дома чиновников, депутатов разъезжающихся на каникулы по Канарам и Куршевелям...
Может стоит начать не только со школы? |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|