Статья:
Здоровьесберегающие
технологии в дошкольном учреждении
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной
задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье
детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально
высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание
валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На сегодняшний день
ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано
множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать
по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и
физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения
педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение
социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического
просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь
на воспитание здоровых физически и психологически детей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе
дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение
детей к физической культуре
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Принципы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний
о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том
числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми,
находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском
саду, под "присмотром" воспитателей дети проводят значительную часть
времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных
лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции
психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая
деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного
и духовного в жизни ребенка.
Принципы, лежащие в формировании единства:
-
принцип
развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы,
здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и
медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению
ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в
профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, энуреза, отдельных
нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
-
принцип
формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и
управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку
предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
-
принцип
создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния
при различных видах деятельности, который реализуется благодаря
многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
-
принцип
формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.
Группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг,
ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии
эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз,
гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая,
гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые
(игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье»,
самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального
воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции
поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый
образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного
образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов
педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель этих технологий состоит в обеспечение
высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание
валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и
сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры
здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и
валеологическому просвещению родителей.
Задачами являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и
системного использования доступных для детского сада средств физического
воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о
здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих
детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
-
непосредственное обучение детей элементарным
приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая,
дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой
медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие
детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
-
реабилитационные мероприятия (фитотерапия,
кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция,
функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика,
тренинги);
-
специально
организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия
оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные
праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных
оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию,
определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их
грамотной “слаженностью” в общей системе, направленной на благо здоровья детей
и педагогов.
Традиционно выделяют
следующие компоненты здоровья:
Психическое здоровье
(ментальное здоровье) – согласно
определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с
обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также
вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Социальное здоровье
понимается как система ценностей, установок и мотивов
поведения в социальной среде.
Под физическим здоровьем
понимается текущее состояние функциональных
возможностей органов и систем организма.
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют
психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного
функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой
работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения,
профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости
детей.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе. Здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый
образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
С целью достижения новых образовательных результатов в
своей работе с детьми дошкольного возраста использую здоровьесберегающие
технологии как:
- гимнастики: пальчиковую, для глаз методу В. Ф.
Базарного, и по методу Г. А. Шичко
-дыхательную по методу А. Н. Стрельниковой,
артикуляционную, бодрящая (после сна) Харченко Т.Е;
-ортопедическую
(она развивает подвижность суставов; эластичность мышц; профилактика
плоскостопия) и корригирующую (она массирует все точки, расположенные на
подошве, которые стимулируют работу всех внутренних органов; способствует
развитию равновесия – с использованием резиновых массажных ковриков и сшитых
ребристых палочек);
-динамические паузы (физ. минутки, физ. паузы);
малоподвижные, подвижные, спортивные и народные игры;
-релаксацию, «В гармонии с музыкой» – прослушивание
музыкальных произведений;
- «Воспитание сказкой» – чтение и беседы
познавательных сказок; -прогулки и активный отдых или самостоятельная
двигательная деятельность детей.
- гигиенические процедуры, сопровождаемые малыми
фольклорными формами для закрепления значимости данных действий,
-закаливание в него входит ряд методик, а именно:
-методика проведения воздушных ванн авт. Кузнецова М.
Н.;
-«Босоножье» автор Береснева З. И.;
-обширное умывание автор Береснева З. И.;
-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха (Методика
оздоровления детей в ДОУ, авт. Кузнецова М. Н.);
-одежда детей в
помещении при умеренной двигательной активности (Методика оздоровления детей в
ДОУ, авт. Кузнецова М. Н.);
-методика проведения воздушных ванн в помещении и на
открытом воздухе, авт. Кузнецова М. Н.;
-босохождение в помещении по тренажерному пути
методика Коваленко В. С., Похис К. А.;
-обливание ног по методу Спирина и др.
В современном мире просто невозможно представить жизнь
без информационных технологий. Поэтому в своей группе я создала картотеку
здоровье сберегающих технологий с использованием ИКТ. Тем самым реализуя работу
по укреплению здоровью сбережения у детей, провожу гимнастики, динамические
паузы и т. д. с использованием мультимедийного оборудования, что очень нравится
детям.
Использование специальных форм здоровьесберегающих
технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только
к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во
все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со
сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности,
всех ее свойств и качеств.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие
технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ
жизни.
В настоящее
время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья
детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать
нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и
здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их
психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа
“здоровый ребенок – успешный ребенок” невозможно решать проблемы
воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы
мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в
настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической
деятельности выделяется применение
в
условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.