Урок-сказка «Снежная королева» по предмету «Счет и
конструирование» (раздел «Геометрические фигуры»).
Тема
:
Обобщение по разделу «Геометрические фигуры».
Цель
:
обобщить знания о геометрических фигурах.
Задачи
:
образовательные
:
1-ый уровень:
- упражнять в узнавании
геометрических фигур,
2-ой уровень:
- по внешним признакам
выделять заданные
геометрические фигуры,
3-ий уровень:
- находить предметы
определенной геометрической формы,
коррекционные
:
- развивать внимание,
- развивать моторику,
воспитательные
:
- воспитывать заботливое
отношение к людям.
Оборудование
:
салфетки с разметкой для вырезания снежинок, ножницы, листы бумаги с
недорисованными снежинками, линейки, простые карандаши, игра «Угадай фигуру»
№42, игра «Блоки Дьенеша» №109,
зеленые
треугольники разной величины для складывания елок, трафареты «Волшебный лес»
№20, листы в клеточку с заданной точкой, игра «Узнай по контуру» №94, игра
«Контуры» №96, обводка «Северный олень», игра «Цвет и форма» №36,
геометрические фигуры из блестящей бумаги для построения замка, вкладыши
Монтессори №41, шаблоны №37, игра «Вся геометрия в одном кубике» №107,
«Геометрический сортер» №116.
Ход урока
:
1. Повторение знаний о ломаной
линии и построение отрезков.
В одном городе жили брат и
сестра. Брата звали Кай, а сестру – Герда. Как-то раз в зимний холодный вечер
дети сидели у окна, и Кай от скуки рисовал пальцем на запотевшем окне снежинки.
Посмотри, какая фигура
нарисована на салфетке? (Ломаная линия.) Отрежь по ломаной линии. Разверни. Что
получилось?
Возьми листы бумаги с
недорисованными снежинками. Соедини точки. Какая это фигура? (Отрезок).
Мальчик не отличался аккуратностью, и снежинки
у него получались кривые. А в это время по холодным пустым улицам мчалась на
своей колеснице Снежная королева и заглядывала в светившиеся окна. Увидев на
одном из окон перекошенные корявые снежинки, она остановилась и с негодованием
воскликнула: «А, это ты, гадкий мальчишка насмехаешься над изяществом и
красотой моего искусства, я научу тебя ценить правильные геометрические формы.»
И она забрала Кая в свое снежное королевство. А бедная Герда пустилась в путь
на поиски своего брата.
2. Повторение основных
геометрических фигур.
Первые, кого встретила Герда, были вороны Карл
и Клара. Они пообещали указать путь, если Герда разместит гнезда различной
формы на свои места. («Угадай фигуру»), обводка «Северный олень»,
Затем разместить гнезда так,
чтоб два соседних имели два общих признака. («Блоки Дьенеша»).
3. Складывание елок из
треугольников, грибов из овалов.
Карл и Клара указали девочке,
в которую сторону идти. И Герда отправилась по прямой дороге и пришла в лес.
- Какие это фигуры?
- Сложим из треугольников
елочки.
4. Трафареты «Волшебный лес».
- Узнаем, что видела в лесу
Герда. Положим предметы на свои места.
5. Закрепление
пространственных представлений.
«В этом дремучем лесу я,
наверное, заблужусь»,- подумала Герда.
- Давайте поможем ей
начертить карту и указать маршрут.
- От указанной точки вниз 2
клетки, вправо 3 клетки, вниз 1 клетка, влево 4 клетки.
- Как называется эта линия?
Из чего она состоит?
6. Игра «Контуры», «Узнай по
контуру».
Имея такую точную карту,
Герда смело пошла через лес. Там встретила маленькую разбойницу. Они играли в
«Контуры». Давайте и мы поиграем. Разбойница сообщила, что до владений Снежной
королевы осталось совсем немного, и что хозяйка скоро покинет свой замок. Надо
спешить.
Дальше Герда отправилась …
узнай по контуру (верхом на северном олене).
7. Игра «Цвет и форма»,
«Вкладыши Монтессори» + шаблоны, «Вся геометрия в одном кубике»,
«Геометрический сортер».
А в это время Кай на ледяном
полу рисовал снежинки, украшая дворец королевы. Герда, увидев брата, подбежала
к нему, взяла его холодную руку: «Скорей бежим отсюда, пока не вернулась
Снежная королева». Но Кай ответил: «Мне еще нужно разложить льдинки по форме.
Если я не сделаю этого, Снежная королева навсегда заморозит меня». Давайте
поможем Каю сделать это.
8.Составление замка из
геометрических фигур.
И вот Кай спасен, но Снежная
королева не побеждена. Холодом веет от нее и от ее замка.
- Выложим ее замок по
принципу мозаики.
Но этот замок растает, если вы возьмете
ледяные кристаллы и узнаете в них геометрические фигуры.
9. Итог урока.