Дистанционное обучение невозможно - Михаил Альфредович Гутентог
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Михаил Альфредович Гутентог


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Михаил Альфредович Гутентог / Блог / Дистанционное обучение невозможно


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (21)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


12 мая 2020, 00:28, автор - хозяин блога
Михаил Альфредович Гутентог

Дистанционное обучение невозможно

Мы часто смешиваем два понятия – «дистанционное» и «онлайн». Как «технически» устроено любое обучение вообще? Дистанция между учеником и учителем ритмично изменяется: ученик то в классе, то дома. Многие предметы (иностранный язык, ремесло…) создают дистанцию больше чем на одни сутки. Теперь представьте, что ученик заболел и остался дома на одну неделю или на две. Ему присылают (или приносят домой) домашние задания, какие-то инструкции – вот это и есть дистанционное обучение. И оно всё равно включает в себя два уровня дистанции, только ритм их смены другой: перед болезнью ученик общался с учителем в классе и после болезни они опять встретятся. Тут могут быть варианты: при длительной болезни учитель может приходить к ученику домой. Или родители начинают на себя брать часть функций учителя, становятся представителями учителя дома. Во всех случаях остаётся тоненькая ниточка непосредственного взаимодействия людей.


Но если человек много времени проводит за самостоятельным изучением различных дисциплин, в какой-то момент он перестанет цепляться за внешнюю путеводную нить, научится сам формировать учебные цели и находить способы их достижения. Если надо, он и консультантов будет находить; но это нечто совершенно иное, чем школьный учитель, так как инициатива – цели и задачи обучения – будет уже целиком в руках ученика.


В какой момент дистанция между учеником и учителем становится такой большой, что ученик уходит в самостоятельное плавание? Понятно, что такого момента не существует; у нас и в 60 лет может быть учитель, которому мы доверяем, совета которого спрашиваем. И в 16 лет ученик может отказать в доверии всем школьным учителям и самостоятельно решать, какие предметы ему нужны, чтобы идти к поставленной цели; использовать учителей или репетиторов в качестве консультантов.


В здоровой модели замедления дистанционного ритма – от ежедневной смены до полной самостоятельности – нет места никакому «онлайн». Хотя некое подобие онлайна было у нас всегда – это телефон: по телефону когда-то мы диктовали домашние задания; по телефону мы вызываем родителей – или не вызываем, а прямо по телефону тут же и делаем им выговор. Но это всё не является «здоровым», телефон всегда был и будет средством давления, когда что-то идёт не так; мы используем телефон, когда хотим в чём-то убедить собеседника, когда нам что-то от него надо, а он этого не делает сам.


Телефон – проводник мелкого и мелочного контроля; онлайн – это технически более совершенный телефон. Истинно «дистанционные» инструкции (по ВК, почте, ФБ…) – это нечто противоположное онлайну и телефону; они содержат очень ценное преимущество перед онлайном: отправитель пишет сообщение в удобное для него время, а получатель читает сообщение тоже в удобное для него время, они не должны тратить силы на «синхронизацию»!  Посередине между «почтово-форумным» видом общения и онлайновым находятся чаты: теоретически их тоже можно использовать для «отложенного» общения, но на практике кто из вас устоит перед соблазном ответить немедленно, услыхав знакомое пиликанье вайбера? Хотя через ваш смартфон «три в одном» вас будет дёргать и почта, и Фэйсбук… Поэтому здесь трудно сказать, что является бОльшим злом – собственно онлайн или ваш любимый ГАДжет, всё хорошее превращающий в… простите, онлайн.


Здесь мы подходим к самому плохому. Большинство из вас, дорогие коллеги, как и большинство наших учеников, давно является онлайн-зависимым и гаджето-зависимым. Ну, в той или иной степени, конечно. Поэтому у большинства из вас не возникает, как у меня, подсознательного протеста против онлайна (и гаджетов!), не возникает неосознанного чувства опасности при виде коллеги, швыркающего пальцем по смартфону.


И… мы должны с этой зависимостью считаться. «Здоровая модель замедления дистанционного ритма» существует ведь только в моей голове в качестве идеала; на практике же происходит наоборот: мы тащим «онлайн-проблемы» на реальные уроки. И не только, потому что мы гаджето-зависимы, а потому что и дети, и родители этого требуют. Мы в очень большой степени уже давно живём на уроках в «онлайн-телефонном» режиме («Алло, Васечкин! Где витают твои мысли?»), потому что и нам, и детям это комфортно. Действительно, сколько человек из вашей школы смогут пройти путь к самостоятельному обучению хотя бы после вуза (я не говорю уже о времени школы)? Ну, здесь я вижу свою задачу как учителя в том, чтобы увеличить это число в нашей школе хотя бы на один-два.


А дистанционное обучение (ДО) в целом, в массе невозможно потому, что ваши задачи отличаются от моих: вы не считаете развитие самостоятельности более важным, чем следование программе. ДО требует огромных волевых усилий от всех участников процесса: требует долгой целенаправленной работы учителя над повышением уровня самостоятельности учеников; требует от учеников полной отдачи и доверия учителю; от родителей требует… если родитель хоть раз просто косо посмотрит на «отставание от программы», в классе возникнет трещина, которая при дальнейшем умелом шевелении постепенно разрушит всю конструкцию.


Как связаны развитие самостоятельности и отставание от программы? Я объясню на примере. Во втором классе ребёнок по программе должен уметь использовать алгоритмы – в частности, алгоритм сложения через десяток. У учителя возникает выбор: заставить ребёнка выучить этот алгоритм и добиваться его применения при решении примеров либо оставить ребёнку счётный материал, чтобы ребёнок мог продолжать решать примеры без всякого вмешательства взрослых.


Во втором случае ребёнок начнёт осваивать алгоритмы намного позже – когда вырастет его самостоятельная потребность оптимизировать громоздкие вычисления. Ключевое слово тут – «самостоятельная» (потребность); именно так, по крупице, мы можем правильным, здоровым образом развивать самостоятельность. Конечно, ребёнок, если он не гений, может никогда сам не додуматься до каких-то алгоритмов, и учитель должен периодически их предлагать. Но при этом внимательно наблюдать, насколько ребёнок готов к их восприятию. А у разных детей развитие происходит с разной скоростью – и это тоже будет мешать учителю. И мы возвращаемся к вопросу: вам что важнее – отчитаться, что ученики на 98% сдали тест без счётных палочек, или развивать самостоятельность?


Математика – это только вершина айсберга. С русским языком дело обстоит намного хуже. Там развитие самостоятельности напрямую связано с коммуникативными навыками и развитием речи. Просто взгляните на свои программы: какая часть часов там отведена на развитие речи? А на эту вашу «фонетику» – «звуки и буквы»?


***


Если мы с первого класса не формируем целенаправленно личность, активно добывающую знания, а старательно загружаем кучу псевдонаучных обрывков в голову ребёнка, то к десятому классу мы получаем совершенно пассивных потребителей, «овощей», у которых если чудом и возникают какие-то интересы, то уж точно не внутри школы. И при малейшем увеличении дистанции между учеником и учителем ученик начнёт «сбегать» во все возможные щели; у него просто будут пропадать внимание и понимание (ну, если понимание, конечно, было).


Хотя… «Любить то, что положено, можно и под водой». Псевдоучёбой в старших классах можно одинаково «эффективно» заниматься и в школе, и дистанционно, и онлайн, и даже совсем уже заочно. Если уж при обычной учёбе учителя жалуются, что дети используют ГДЗ, то при ДО возможности «учиться» не напрягаясь существенно возрастают. Не знаю, как эти ваши школьные «платформы», а уж на курсах повышения и переподготовки на платформе Moodle я дважды получал дипломы, совершенно не читая учебных материалов, – все тесты сдавал на «5» (если они не вызывали совсем уж сильного неприятия).


Поэтому, может, я и не прав: дети ко всему приспособятся, учителям будут важны только оценки в «Журнале», все будут довольны и дистанционное образование расцветёт махровым цветом.



Тэги: Дистанционное обучение, начальная школа, старшая школа, математика, русский язык



ОБСУЖДЕНИЕ


Владимир Николаевич Русаков2020-05-12 06:26:08 - Владимир Николаевич Русаков
вопрос №1
Вы это сами написали?
или это копия статьи?
Геннадий Иванович Танченко2020-05-12 08:03:54 - Геннадий Иванович Танченко
`...учителям будут важны только оценки в Журнале. Да ну? А проверка Прокуратуры, которая требует все ответы учеников?
Николай Филиппович Леонов2020-05-12 08:13:02 - Николай Филиппович Леонов
proshkolu.ru/user/nfleon/blog/582353/

proshkolu.ru/user/nfleon/blog/581776/

За дистанционным обучением будущее.
пользователь отключен2020-05-12 09:48:45 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Михаил Альфредович Гутентог2020-05-12 10:03:01 - Михаил Альфредович Гутентог
Геннадий Иванович, я преувеличил, возможно, степень опасности, так как работаю в частной школе и могу ошибаться, строя предположения о муниципальных школах.

Владимир Николаевич, не буду отвечать - так как мне пока неясно, читаете ли вы вообще мои ответы. Впрочем, если я статью скопировал, вы легко найдёте её в сети.

Николай Филиппович, посмотрел статью по первой ссылке. `Предстоящие серьёзные мероприятия - сдача разных экзаменов пройдут легко и успешно`, даже если учиться под руководством среднего репетитора НЕ `по технологии Н.Ф. Леонова`. Если, конечно, поставить себе цель именно `сдача разных экзаменов`. Да что там репетиторы - нормальный (в моём представлении) выпускник способен подготовиться к экзаменам полностью самостоятельно по сайту sdamgia.ru.
Людмила Серафимовна Ермилова2020-05-12 10:32:34 - Людмила Серафимовна Ермилова
Паршивое - мягко сказано. Безнадежное...
Михаил Альфредович Гутентог2020-05-12 10:33:00 - Михаил Альфредович Гутентог
proshkolu.ru/user/nfleon/blog/581776/ - ответил там. Не понял, какая связь между самооценкой учащихся и дистанционным обучением - мне кажется, это вещи сугубо перпендикулярные и непересекающиеся (из разных плоскостей).
Татьяна Павловна Гришкова2020-05-12 11:23:32 - Татьяна Павловна Гришкова
Михаил Альфредович, `какая связь между самооценкой учащихся и дистанционным обучением`
Самооценка помогает дозировать задания, наладить контакт, выявить степень понимания учащимся темы (я в листе самооценки ставлю два вида оценивания - временной - скорость обработки информации, постижения материала, и типа понял - не понял, легко-трудно, справился с помощью. Благодаря этому дети успевают выполнить задания за запланированное время. (В среднем) То есть методика применения самооценки помогает подбирать нужный объем материала по трудности и времени.
Он-лайн бывает разный. У меня умирала подруга. Одинокая. Не каждый день получалось забежать к ней. Но она знала, что в 17-00 мы позвоним. И если не звонили, на звонила нам. В это договоренное время. Это - он лайн. В это время и в этом месте.
Он-лайн может быть так, что я всегда на связи и быстро вам отвечу... У меня для детей установлено время с 11-00 до 13-00. И сначала было мало вопросов. А когда вошло в режим - и по почте писали, и просили вызвать на сервер, чтобы показать что не получается.
А может быть и так - смотрите ролик. А обсудим он лайн его во столько-то. Время 15 минут, каждому говорить 1 минуту.
Он(лайн) - это связь. И некоторые, к сожалению, не нуждаются в этой связи не потому что сами умные, а по многим другим причинам. Хорошо что таких детей не так много.
Но такие дети и в школе - не приходят на урок, не отвечают, молчат, ведут себя вызывающе. Это значит, что есть проблемы, и их нужно ввыяснять и решать - локальные они или глобальные по всем предметам.
PS: Вы ставите верные проблемы - но они глобальные и никак не связаны с видами обучения.
Другое дело, что такой вид обучения как дистанционный всегда проводился по взаимной договоренности и обоюдному желанию.
А сейчас он проводится всеми любыми учителями со всеми учениками независимо от их желания и умения работать самостоятельно. Отсюда вытекают дополнительные проблемы.

Татьяна Викторовна Носова2020-05-12 11:43:51 - Татьяна Викторовна Носова
Ну, в этом-то году - конкретно паршивое. А дальше поживем - увидим.
Наталья Валентиновна Мадигожина2020-05-12 12:32:26 - Наталья Валентиновна Мадигожина
Понятно, что дистанционное обучение не от хорошей жизни и его эффективность стремится к нулю. Если сейчас кто-то и готовится к экзаменам, то это только выпускники... будем ждать, когда обстановка наладится - министр уже сказал, что тогда все вернутся к обычной системе обучения. Урок. Учитель. Непоказательные показатели.
Михаил Альфредович Гутентог2020-05-12 13:07:36 - Михаил Альфредович Гутентог
Татьяна Павловна, онлайн может быть разным, если он зависит только от одной стороны - от вас. Как он может быть `разным`, если ваш смартфон включён? У человека в жизни должен быть здоровый ритм: работа - отдых. И ритм `общение - одиночество` тоже желательно иметь не в виде джазовых синкоп и не в темпе prestissimo. Речь именно об этом: случайный `онлайн` вредит здоровью! А смартфон с необходимостью влечёт за собой случайные связи! Впрочем, некоторым это даже нравится (люди разные); но большинство, я уверен, просто не замечает отравления своей психики ежедневными и ежечасными мелкими дозами `онлайна`. И происходит постепенное и неотвратимое накопление этого патогена... Вот уже люди и на сотрудников сотовых операторов стали кидаться.

Вы зачем агитируете меня за самооценку? Я же не против. Я только сказал, что здесь нет прямой связи с формой обучения: все ваши примеры полностью вписываются в обычную школьную учёбу.

И я не говорю, что `мои` проблемы зависят от вида обучения. ДО - лишь повод для обострения и выявления этих проблем. Для меня одинаково важна самостоятельность ученика и на уроке, и на ДО. А мой идеал - ученик, перешедший на полное самообразование, без меня и без других `учителей` (но, возможно, с консультантами, как я писал выше). То есть самый лучший ученик - который перестал нуждаться в учителе.

В основном тексте я просто попытался описать реалии современного образования, которые мешают ДО. Это не значит, что я за ДО, я всё равно против, и очень категорически. Но по другим причинам, менее объективным. Большинство учителей их, думаю, понимает. Точнее, чувствует.
Ирина Алексеевна Машинистова2020-05-12 13:08:10 - Ирина Алексеевна Машинистова
`Но если человек много времени проводит за самостоятельным изучением различных дисциплин, в какой-то момент он перестанет цепляться за внешнюю путеводную нить, научится сам формировать учебные цели и находить способы их достижения. Если надо, он и консультантов будет находить; но это нечто совершенно иное, чем школьный учитель, так как инициатива цели и задачи обучения будет уже целиком в руках ученика`.

У меня таких учеников за всё время работы в школе можно по пальцам перечесть.
У остальных нет ни навыка самостоятельной работы, ни желания.
Что показала самоизоляция - так это обветшалость нашей нынешней системы образования, да простят мне мою дерзость. Она, наша система, нацелена на некого усреднённого ученика, а не на конкретного Васю или Петю.
Михаил Альфредович Гутентог2020-05-12 13:14:32 - Михаил Альфредович Гутентог
Ирина Алексеевна, ну так и я не претендую на большее: я же написал дальше, что моя цель - увеличить количество таких выпускников в моей школе хотя бы на один-два...

(начал писать ответ, когда ваш комментарий был закончен на фразе `...можно по пальцам перечесть`).
Ирина Алексеевна Машинистова2020-05-12 13:24:50 - Ирина Алексеевна Машинистова
`Математика это только вершина айсберга. С русским языком дело обстоит намного хуже. Там развитие самостоятельности напрямую связано с коммуникативными навыками и развитием речи. Просто взгляните на свои программы: какая часть часов там отведена на развитие речи? А на эту вашу фонетику звуки и буквы?

Я об этом и говорю: о кризисе нынешнего образования. Или о моём личном кризисе как учителя. Нет НАСТОЯЩЕГО обучения в лучшем его смысле. Есть формальное, несовершенное, тягомотное и мало развивающее ребёнка урокодательство. Я, разумеется, о себе.


Может, в частной школе всё иначе. А в обычной, увы...
Михаил Альфредович Гутентог2020-05-12 14:07:25 - Михаил Альфредович Гутентог
В нашей школе есть похожие проблемы. Но масштаб проблем, конечно, другой: никто в начальной школе не злоупотребляет фонетикой, но легко может наступить на другие, менее острые грабли. И это всё, конечно, сглаживается более осознанным, индивидуальным отношением к каждому ребёнку и очень хорошей поддержкой коллег.

Но я не знаю, можно ли назвать это общим кризисом. Мне кажется, в советское время было всё то же самое. И в 90-е тоже.
Ирина Алексеевна Машинистова2020-05-12 14:16:33 - Ирина Алексеевна Машинистова
Так мы работаем всё в той же советской парадигме,нового ничего, кроме косметического ремонта.
Николай Филиппович Леонов2020-05-12 17:10:01 - Николай Филиппович Леонов
Вы работаете в средневековой системе обучения. Надо работать современно, как здесь - proshkolu.ru/user/nfleon/blog/581776/
Вы не узнаете своих `детишек` уже на следующем занятии. У вас крыша поедет от неверия, что это возможно.

Причём это не зависит какое обучение - очное, заочное или дистанционное

Наталья Валентиновна Мадигожина2020-05-13 10:13:30 - Наталья Валентиновна Мадигожина
`Вы не узнаете своих `детишек` уже на следующем занятии` Какой ужас!
пользователь отключен2020-05-13 10:15:57 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Наталья Валентиновна Мадигожина2020-05-13 13:57:12 - Наталья Валентиновна Мадигожина
Тебя-то я всегда узнАю, Игорек!)))
пользователь отключен2020-05-13 14:17:19 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо вам! Всех люблю и помню! Но до сих пор ОЧЕНЬ ТРУДНО СЮДА ПОПАСТЬ!
Спасибо за труд.
Звёзды... мои тоже скоро зацветут - на окнах! Спасибо, Дмитрий Валентинович.
замученная она у меня... Очень приятно, думала - никому не понравится... Спасибо, девчонки!
Астры, астры, господа! Словно дар из космоса Шлёт далёкая звезда Нам с приходом осени. 6813534-a3298085 Все цветы ушли ко сну, С летом попрощались, Заглядевшись на Луну, Астры опоздали Август пальчиком грозит Этим непоседам, Но бутонов яркий вид Не скрыть тумана пледом . Затянулись небеса Цветом серой стали Утром ранняя роса Листья больно жалит. Но цветут назло погоде Синий, белый красный, В ярком этом хороводе - Верный, чистый, страстный Хоть теряет по ночам Листья старый тополь, А космическим цветам С неба слышен шёпот Говорят, совсем не вздор, Сами, мол, слыхали Их душевный разговор С сёстрами в астрале Так что ночью, господа, Если вам Вам не спится, Отправляйтесь к ним тогда, Чтобы в них влюбиться `Астры осенние` Муз. Н. Харито. Слова С. Грей 5477791-a3298085
Спасибо, Фёдор Максимович))





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/