ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В РАМКАХ АТТЕСТАЦИИ
Недавно было «озвучено»
информативное письмо министра МИНОБРа в части
неукоснительного исполнения закона о защите персональных данных в
процессе аттестации преподавателей.
Действительно тут присутствуют противоречивые требования. С одной стороны,
персональные данные преподавателя должны
быть доступны только ему самому, а также тем лицам, которым он
предоставил доступ. С другой стороны, процедура аттестации требует
предоставления доступа ряду лиц, к персональным данным аттестуемого: экспертам,
аттестационной комиссии и др. Помимо этого, весьма эффективно было бы предоставлять
портфолио преподавателей потенциальным работодателям (естественно с согласия
автора этих данных). Такой подход существенно повысит качество подбора персонала
для заполнения вакансий, позволит работодателю более осознанно, эффективно
отбирать кандидатуры, опираясь на объективную информацию, изложенную в
портфолио.
Портфолио преподавателя
- это способ фиксирования, накопления материалов,
демонстрирующих уровень профессионализма и умение решать задачи своей
профессиональной деятельности.
Главное
назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты
практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие
как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые
педагогом исследования.
Портфолио
позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты
своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по
преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Второе важное предназначение портфолио - это альтернативная форма оценки
профессионализма и результативности работы педагога преподавателя при
проведении аттестации.
Способы решения проблемы видятся
следующие:
-
использование облачных технологий;
-
применение сайта (портала).
Облачные технологии.
На сегодня они известны многим.
Преподаватели применяют их в
образовательных целях и не только. Технология опирается на электронную почту,
позволяет бесплатно каждому желающему создать свое облако, заиметь пространство
объемом не менее 10 Гб и размещать в нем все, что желаете. Возможно, информацию сортировать по
разным папкам в зависимости от Ваших потребностей. Главное достоинство облака состоит в том, что доступ к нему
имеете Вы и только Вы, а также те, кому Вы предоставите доступ. Более того,
можно предоставить доступ только к файлу(ам), конкретной папке из Вашего
облака. А также Вы определяете право доступа к Вашей информации: читать (смотреть) или предоставляете полный доступ. В любом случае,
пользователь получивший доступ, может видеть Вашу информацию, читать ее,
скачивать, распечатывать. Если предоставлен полный доступ, возможно редактирование
информации, ее удаление, а также совместное использование.
Как же можно использовать облачные технологии?
Думается,
ответ очевиден. Преподаватель в своем облаке, например, в папке АТТЕСТАЦИЯ размещает свои наработки. Там можно хранить
полученные им и его студентами сертификаты, ссылки на публикации преподавателя,
фотографии и пр. информацию, характеризующую степень и качество его работы. После
этого преподаватель, предоставляет доступ к
своим данным эксперту, назначенному
в УМЦ. Эксперт(ы) оценивает уровень предоставленных электронных версий
документов, указывает замечания, если таковые имеются. Аттестуемый устраняет
их. Процесс этот повторяется до момента полного устранения замечаний.
Достоинства
подхода следующие:
-
бесплатность услуги; - простота; -
доступность; - относительно большое
пространство (размер облака); - возможность открыть/закрыть доступ к своим
данным сторонним лицам; - регламентация права доступа. – возможность постоянно
пополнять, изменять свои данные непосредственно в облаке; - скачивать на свой локальный диск любую
информацию из облака; - иметь доступ к данным
из облака(ов) других пользователей.
Недостатки:
- отсутствует единый
стандарт, трудно отыскать нужный электронный документ; - затруднен доступ
потенциальным работодателям; - некоторые облака (
Google
,
Microsoft
) не размещены на
отечественных сайтах.
Использование портала.
В
настоящее время, говоря о портфолио, мы понимаем
Веб-портфолио. Цифровая
революция, цифровая урбанизация стремительно
меняют образовательный ландшафт. Образовательный процесс "уходит" в
Интернет, продолжается после занятий в социальных сетях, на форумах и других
площадках. Преподаватели ведут сайты, блоги, новостные ленты в социальных
сетях, консультируют обучаемых на форумах и сайтах, общаются с коллегами в
социальных сетях, хранят документы для
совместного использования и редактирования в «облаках» и т.п. Меняется и технологическая
платформа для ведения портфолио. Портфолио в социальной сети должно выступать
современным инструментом взаимодействия в сетевом сообществе, который
обеспечивает доступ к персональной информации педагога и студента вне
зависимости от места работы или учебы. Это позволит избежать ненужных трат
времени и усилий для неоднократного сбора и демонстрации одной и той же
информации на индивидуальном сайте, на сайте учебного заведения и пр. Веб-портфолио
- это комбинация возможностей технологии портфолио и социальной сети.
Веб-портфолио это: странички портфолио + закрытое от посторонних глаз персональное
интернет-пространство (копилка файлов в "облаках", записные книжки и
пр.) + социальная сеть для представления своих результатов и общения.
Веб-портфолио - это личный сайт с индивидуальным дизайном, с
полным функционалом социальной сети для создания сообществ и общения, возможностью
простого и самостоятельного обновления без привлечения программистов.
Веб-портфолио - это инструмент для личностного развития и совершенствования,
для наглядного самопредставления и самопрезентации в интернет-сообществе.
Основные преимущества использования Веб-портфолио:
- инновационные образовательные технологии делают учебный процесс
эффективней, интересней, ярче и доступней;
- средства ИКТ позволяют приобретать знания более простым и
понятным для молодого поколения способом, повышают мотивацию и степень вовлеченности
всех участников в образовательный процесс;
- возможность оказать в удобное время и в удобном месте помощь и
консультацию своим обучаемым, дистанционно оценить представленные в электронном
портфолио работы, дать рекомендации по их доработке и совершенствованию;
- возможность вступления в сообщества для расширения круга
профессионального общения, обмена педагогическими инновациями и методическим
опытом;
- основа профессионального роста и признания в педагогическом
сообществе;
- постоянное взаимодействие обучаемых и педагогов в сети в удобное для них время;
- построение индивидуальной
траектории обучения.
Иными словами, Веб-портфолио содержит
максимум объективной информации о самом преподавателе, методике преподавания,
использование инноваций, публикациях, открытых уроках и т.д. В настоящее
время большинство публикаций содержатся
в электронном виде, имеется возможность посмотреть на указываемых автором
ссылках своего веб-портфолио.
Резюмирую
. Для оптимального выбора сайта(портала) во имя
исполнения закона о защите персональных данных в процессе аттестации
преподавателей следует удовлетворить целый
ряд нижеследующих параметров(требований):
- Веб-портфолио должно быть только собственностью самого автора
независимо от места его работы;
- Веб-портфолио должно быть доступно 24 часа в сутки;
- Веб-портфолио должно обеспечивать хранение всей информации
преподавателя, касающейся аттестации;
- персональные данные (Веб-портфолио преподавателя) должны быть доступны только ему самому, а также тем
лицам, которым он предоставил доступ на определенный временной период (не
обязательно всех своих персональных данных);
- сайт(портал), содержащий Веб-портфолио должен быть отечественной
разработкой, храниться в пределах России;
- доступ к сайту(порталу) –
бесплатный;
- сайт(портал) должен иметь унифицированный шаблон (интерфейс)
предоставления персональных данных «сторонним» лицам в интересах аттестации
преподавателя, потенциальным работодателям.
Всем этим требованиям полностью
отвечает портал
http
://4
portfolio
.
ru