Публичный урок - Елена Михайловна Пушкарева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ
















Статистика


 Просмотров: 9616
 Посетителей: 6120
 Подробности









Елена Михайловна Пушкарева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Михайловна Пушкарева / Блог / Публичный урок


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 апреля 2014, 02:53, автор - хозяйка блога
Елена Михайловна Пушкарева

Публичный урок

Фестиваль публичных уроков русского языка.

Пушкарева Елена Михайловна. МОУ СОШ Адышевская средняя школа Оричевского района. Учитель русского языка и литературы, высшая категория, педстаж – 17 лет.

 

Публичный урок русского языка в 6 - 9 классах

Адышевской средней школы.

                       

Пояснительная записка.

           

Публичный урок, проведенный 14 ноября 2007 года,   стал заключительным этапом проекта, посвященного Году русского языка. Урок предназначался  для победителей школьных олимпиад по русскому языку, поэтому состав учащихся был разновозрастный (6, 7, 8, 9 классы), что позволило внести игровой момент (конкурс исследователей родного языка) и организовать взаимообучение учащихся. На урок были приглашены администрация школы, учителя – словесники и родители. Занятие  проходило в форме соревнования 3 команд по 7 учащихся (к ним присоединились родители детей). В оформлении   были использованы работы ребят  по русскому языку: лингвистические сказки, созданные учениками 6 класса «Паспорта слов», а также кроссворды, ребусы, языковые задачи, лингвистические викторины. К уроку были подготовлены 3 сообщения учащихся 9 класса (командиров команд) по   истории русского языка.

 

Проект, посвященный Году русского языка.

Цель:              Содействовать  формированию   у  детей устойчивого интереса к   родному слову, его истории.

Задачи:           Развивать творческие способности детей.

Формировать способы умственных действий, в том числе исследовательские.

Применять технологию саморазвития личности в учебном процессе, используя не только познавательную, но и нравственную мотивацию.

Работать над формированием коммуникативной компетентности детей через совместное творчество, конкурсы и взаимообогащающее обучение.

Продолжить работу   над формированием  навыков публичной речи.

                       

Этапы проведения мероприятий.

 

Школьный этап -   1 сентября – 16 ноября.

1.       Классный час, посвященный Году русского языка.

2.       Классный час «Человек и родной язык» в серии классных часов по ТССЛ (Технология Саморазвития и Самовоспитания Личности) по Г.К. Селевко: «Человек и изобразительное искусство»,  «Человек и музыка», «Человек и поэтическое слово», «Человек и родной язык». Создание на данном классном часе   каждым ребенком своего «Паспорта слова» в ходе работы с различными словарями (приложение № 1).

3.       Написание лингвистических сказок учащимися 6 -7 классов, оформление   стенда лучшими работами   и проведение «Урока сказочной грамматики». Подготовка учащимися   9 класса презентаций и рефератов по русскому языку для научно – практической конференции. (Занятия кружка).

4.       Игра для учащихся 5 – 7 классов «Путешествие по Лингвинии» (в форме путешествия по станциям – городам сказочной Лингвинии: Звукогорску, Лексикограду, Морфемску, столице Морфологии, Синтаксису и Культуроречинску).

5.       Проведение школьных олимпиад по русскому языку.

6 класс – 10 человек

7 класс – 8 человек

9 класс – 10 человек

6.       Участие в интеллектуальной игре «Русский медвежонок».

6 класс – 10 человек

7 класс -12 человек

9 класс – 11 человек

7.       Проведение публичного урока «Лишь слову жизнь дана…» для учащихся 6 – 9 классов в форме урока – конкурса с элементами мастерской.

 

Районный этап -   19 ноября – 1 декабря.

1.       Участие в районных олимпиадах по русскому языку.

6 класс -2 место, 7 класс – 6 место, 9 класс – 3 место.

2.       Участие в районной   научно – практической конференции по русскому языку.

 

Областной этап -   1 ноября – 1 декабря.

Принять участие в заочном   конкурсе   - фестивале разработок   «Публичный урок русского   языка».

                 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публичный урок «Лишь Слову жизнь дана…»

           

             Дидактическая цель: осознание языка как развивающегося явления, позволяющего запечатлеть  в слове события жизни;   пробуждение интереса к истокам родного слова.

            Образовательные цели: расширение, обобщение знаний о языке, его истории; осознание    смысла древнерусских текстов и их языковых особенностей.

            Развивающие цели:   обучение умению сравнивать, обобщать, доказывать; развитие  устной и письменной речи.

            Воспитательные цели: создание условий для пробуждения  в детях уважение к родному языку как   отражению народной мудрости и истории; развитие  активности и инициативы детей, коммуникативности, толерантности, умения сотрудничать.

            Тип урока: комбинированный с элементами   мастерской сотрудничества. Рассчитан на 2 часа работы.

           

Некоторые этапы построения мастерской, используемые на уроке.

1.       Индукция - актуализация личного опыта, пробуждение личностного интереса (тексты на древнерусском языке). Использование ситуации разрыва (осознания неполноты своих  знаний, поиск ответов).

2.       Социоконструкция – создание продукта в группе. Этап построен от простого к сложному (работа с отдельными словами, нахождение старославянизмов   в тексте, а позднее – совместный перевод древнерусского памятника на современный язык).

3.       Самоконструкция   - создание собственного продукта: на   этапе рефлексии каждый создает творческий продукт (синквейн, ассоциации, стилизация, эссе и др.).

4.       Социализация – предъявление своего продукта другим: прочтение записей в группе  для  выступления, чтение вывешенных синквейнов и других, не прозвучавших вслух, работ.

5.       Межгрупповая социолизация – защита групповых работ  по очереди  или, по мнению жюри,    наиболее    интересных.

6.       Рефлексия – отражение своего проживания мастерской, ведущее к созданию творческого продукта по впечатлениям.

                                  

Оформление:

1.         Стенд «В начале было слово…»   (из Библии «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог»). Кириллица. Лингвистические сочинения ребят. «Паспорта слов». Ребусы и языковые шарады. Лингвистическая викторина.

2.         Оборудование:

 Доска:      Молчат гробницы, мумии и кости.

Лишь Слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

                                               Бунин.

 

3.    Различные словари: толковые, фразеологические, этимологические.

4.    Выставка книг по занимательной лингвистике

5.    Портреты известных лингвистов.

6.    Древнерусские тексты для перевода (приложение № 2)

7.    Компьютер (ноутбук) и проектор для показа слайдов (приложение №3)

8. «Памятки», выполненные на цветной бумаге для участников занятия (приложение №4).

                                  

План.

1.         «В начале было слово» (Слово учителя). Ознакомление с планом и условиями урока – конкурса.

2.         Лесенка в глубь веков.

2.1.    Из истории русского языка.

    2.1.1. Сообщение участника первой команды.

    2.1.2. Блиц – вопросы и задания для команд.

2.2.             Славянская азбука.

2.2.1. Сообщение участника второй команды

2.2.2.   Блиц – вопросы и задания для   команд.

2.3.             Славянский язык как источник обогащения словарного запаса.

2.3.1.   Сообщение участника третьей команды.

     2.3.2.    Блиц – вопросы и задания для команд.

2.4.              Немного о фольклоре.

2.4.1.   Слово учителя.

2.4.2.    Блиц – вопросы и задания для команд.    

2.5.             Творческая работа команд.

3.         «Лишь слову жизнь дана…». Рефлексия. Итоги конкурса. Награждение. Вручение «Памяток».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Здравствуйте. Как приятно видеть здесь любителей русского языка, интересующихся его историей.

Эпиграф отправляет нас в далекое прошлое языка, а высокое слово «Письмена» подсказывает, что работать мы сегодня будем с необычайно интересным и загадочным пластом нашей лексики – старославянизмами.

Вы, конечно, не раз слышали изречение «В начале было слово…», которым открывается Евангелие от Иоанна (слайд «1).   Но вряд ли кто знает, в каком значении употребляется здесь «слово». Попробуем разобраться. Возьмем 17-томный «Словарь современного русского литературного языка». В словарной статье «слово»   найдем 8 различных значений, но ни одно из них не помогает объяснить суть изречения. Но если мы откроем «Словарь Академии Российской», изданный в 6 томах в 1789 – 1794 гг., то прочитаем: «СЛОВО … В книгах Святого Писания под сим именем разумеется Сын Божий. «В начале бе слово». Даже приведенный пример совпадает. Откроем «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля: «слово толкуется: Сын Божий; истина, премудрость и сила.

И слово плоть бысть, истина воплотилась. Она же и свет».   В «Остомировом Евангелие» 1057 г. читаем: «ИСКОНИ БЕ СЛОВО И СЛОВО БЕ ОТЪ БОГА. И БОГ БЕ СЛОВО – В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Конечно, в таком значении «слово» употреблялось лишь в области религии, но, тем не менее, мы по-новому осознаем силу, величие и историю слова  -   и будем уважительнее относиться к каждому своему слову.  Видите, как непросто порой понять смысл древнерусского памятника, написанного на родном, но таком загадочном языке. Перед вами тексты известных вам по литературе произведений, но   на древнерусском языке. Сможет ли кто – нибудь из вас сразу дать перевод отрывков из древнерусских памятников? Не будем спешить, для того, чтобы стать исследователями своего родного языка,    нам придется спуститься по ступенькам его истории в далекое прошлое. Слушайте внимательно, поскольку урок у нас не обычный, а урок – конкурс, и он предполагает различные задания и вопросы по прозвучавшей сейчас и знакомой ранее   информации, а также и небольшие самостоятельные   исследования. Итак, отправляемся вниз по ступенькам истории русского языка…

Ступенька первая -   история происхождения русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Лесенка в глубь веков.

2.1.1.       Из истории русского языка (сообщение участника 1 команды).

 

Русский язык – один из «мировых» языков, на нем говорит свыше 250 млн. человек. Среди более   чем   2,5 тысяч языков мира русский язык имеет   «уважаемую» историю, т.е. он, пусть не древнейший, но древний язык. А история его происхождения такова.

Ученые, исследовав все языки мира, разделили их на несколько семей:   африканские, австралийские, китайские, финно - угорские, тюрские, индоевропейские и др. семьи.   Именно к индоевропейской семье относится русский язык.   Праславянский   язык – общий предок всех славянских языков -  был внутренне неоднороден.

С расселением славян на больших территориях единство вообще разрушилось, тем более что язык существовал лишь в устной форме и не фиксировался. Различия в словаре, грамматике, фонетике стали такими, что славяне перестали понимать друг друга. Праславянский язык распался в 6 – 7 в. н.э., и из него   отдельными группами выделились западнославянская (польский, чешский, словацкий языки), южнославянская (болгарский, македонский, сербохорватский, словенский, а также мертвый   - старославянский язык, общий для всех славян в средние века). Позднее  произошло выделение восточнославянских языков (русского, украинского, белорусского). Все восточные славяне   первоначально составляли один народ, язык которого называют древнерусским или древневосточнославянским. Примерно в 14 – 15 веках из единой древнерусской народности складываются народности белорусская, украинская и русская (великорусская). Это и понятно: язык живет, меняется, и изменения эти в разных местностях, часто оторванных друг от друга, идут с разной скоростью и в разных направлениях.   Итогом накопления всех изменений стало образование примерно к 17 веку русского национального языка, отличного от языков украинцев и белорусов. Закончилось формирование национального нашего языка в первой половине 19 века.   Посмотрите, как   выглядит «Древо языка» (слайд №2).

Развитие языка происходит, по словам   известного лингвиста   И.И. Срезневского, « в народе» и, когда возникает письменность, « в книге» (разговорный и литературный языки), которые, конечно, связаны между собою, но имеют и свои особенности.

Первым книжным, литературным языком славян был старославянский язык – язык переводов   с греческого языка христианских богослужебных книг. Славянской азбукой – кириллицей -   мы пользуемся и по сей день с небольшими изменениями.   Заслуга   создания кириллицы принадлежит двум братьям – Кириллу (Константину)   и Мефодию, которые, стремясь восстановить взаимопонимание славянских народов, 24 мая 863 года в граде Плиске (тогдашней столице Болгарии) провозгласили изобретение славянской азбуки. Ученый Костомаров пишет: «Идеалисты, они шли против природы и хода истории, но замысел их был великолепен, а результаты выше самых смелых ожиданий».   Конечно, в основе своей старославянский язык – язык южных славян, но он был хорошо понятен всем славянам, поэтому в связи с распространением христианства на Руси богослужебные книги не переводились, а просто переписывались. При переписке первоначальные старославянские формы выдерживались не всегда, смешивались с восточнославянскими. Так образовался язык, отличный от старославянского, язык богослужений – церковнославянский, который все больше взаимодействовал   с русским языком. Однако старославянский язык еще до своего преобразования в церковнославянский русского извода   (редакции) сыграл   большую роль   в становлении древнерусского литературного языка.

Древнерусский язык имел богатые традиции употребления в устном народном творчестве, в преданиях, в обращениях князей к воинам, выступлениях на вече - так называемые «посольские» (публичные) речи. Старославянские тексты послужили образцами для литературной обработки родного языка и, прежде всего, – языка книжного.

Поскольку первоначальные славянские тексты были переводами с греческого, богатство греческого языка, по мнению Пушкина, «избавило язык русской словесности от медленных усовершенствований времени». Таким образом, обстоятельства образования древнерусского языка были сложны и своеобразны, поэтому лингвист Виноградов    выделяет несколько   составляющих древнерусский язык:

Во-первых, старославянский язык и влияние греческого,

Во-вторых, деловой, дипломатический язык   Руси   в дописьменную эпоху,  

В-третьих, язык фольклора   и народно-диалектные элементы.

Но главным, объединяющим был старославянский язык, основанный на кириллице – славянской азбуке. Мы и сейчас пользуемся кириллицей, правда, измененной. Кириллица противопоставлена в современной Европе латинице (латынь) английского, французского, немецкого и др. языков.

 

2.1.2. Задания по истории языка для команд (практический материал).

 

1.         Сколько на земле приблизительно языков? (около 3 тысяч)

2.         К какой семье принадлежит русский язык?

(индо – европейской)

3.          Какие из перечисленных языков не являются славянскими? (слайд № 3)

Румынский                            Румынский

Чувашский                             Чувашский

Украинский

Словацкий

Молдавский               Молдавский

Белорусский

Мордовский               Мордовский

Чешский

Эстонский                              Эстонский

Болгарский

Литовский                             Литовский

Сербский

Греческий                              Греческий

Русский

4.         Вычеркните несуществующие языки: ((слайд 34)слайд № 4)

Австрийский, албанский, арабский, армянский, бельгийский, датский, канадский, бразильский, австралийский, шведский, финский, кубинский, французский

  (австрийский, бельгийский, канадский, бразильский, австрийский, кубинский)

5.         Какие языки использовались в Древней Руси?

6.         Когда отмечается Праздник славянской письменности? (24 мая)

7.         Как назывались первые славянские азбуки? Почему? (Глаголица от «глагол» - «речь», с более сложными начертаниями букв и кириллица от Кирилла – ее основателя)

8.         Когда и кем была напечатана первая русская книга? (В 1574 г. в Львове «Букварь» первопечатника Ивана Федорова).

9.         Кому принадлежит первая подлинно научная грамматика русского языка? («Российская грамматика» М.В. Ломоносова. 1755 г.).

  10. Что легло в основу образования русского языка?

( переводы с греческого, древнеболгарский и   русский фольклор).

  1.  Какие языки ближе к русскому? Подчеркните.

  - польский или украинский

  - болгарский или белорусский

  - словацкий или румынский

 

Вопросы и ответы по истории языка для жюри.

 

1. Сколько на земле приблизительно языков? (около 3 тысяч)

2. К какой семье принадлежит русский язык?

(индовропейской)

3. Какие из перечисленных языков не являются славянскими?

Румынский                                  Румынский

Чувашский                                  Чувашский

Украинский

Словацкий

Молдавский                                 Молдавский

Белорусский

Мордовский                                Мордовский

Чешский

Эстонский                                   Эстонский

Болгарский

Литовский                                   Литовский

Сербский

Греческий                                    Греческий

Русский

4.         Вычеркните несуществующие языки:

  Австрийский, албанский, арабский, армянский, бельгийский, датский, канадский,    бразильский, австралийский, шведский, финский, кубинский, французский

 (австрийский, бельгийский, канадский, бразильский, австрийский, кубинский)

5.   Какие языки использовались в Древней Руси?

6.       Когда отмечается Праздник славянской письменности? (24 мая)

7.       Как назывались первые славянские азбуки? Почему? (Глаголица от «глагол» - «речь», с более сложными начертаниями букв и кириллица от Кирилла – ее основателя)

8.       Когда и кем была напечатана первая русская книга? (В 1574 г. в Львове «Букварь» первопечатника Ивана Федорова).

9.       Кому принадлежит первая подлинно научная грамматика русского языка? («Российская грамматика» М.В. Ломоносова. 1755 г.).

10. Что легло в основу образования русского языка?

( переводы с греческого, древнеболгарский и   русский фольклор).

11. Какие языки ближе к русскому? Подчеркните.

  - польский или украинский

  - болгарский или белорусский

  - словацкий или румынский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1. Создание славянской азбуки (сообщение участника 2 команды).

Славянская азбука названа в честь   своего создателя – Кирилла, вернее, его настоящее имя – Константин, Кириллом же он был наречен незадолго до смерти, так как постригся в монахи. В создании азбуки ему помогал старший брат Мефодий. Их иногда называют солунскими братьями, потому что родом они из греческого города Салоники. В 863 году братья отправляются с важным поручением   в Великое княжество Моравское (территория современных Чехии и Словакии). Миссия их состояла в том, чтобы растолковать местным славянам христианское вероучение. А для этого нужно было перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Перевести – и записать. Для этого и была придумана азбука кириллица, вернее, целых две азбуки – однако вторая, глаголица, была позже забыта.

 

2.2.2. Задания и вопросы по  слайду №4(кириллица) и записям на доске.

Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Правда, многие буквы с течением времени утратились, поскольку исчезли звуки, ими обозначаемые. Рассмотрите внимательно нашу таблицу и найдите эти буквы. К ним   относятся прежде всего ЮС   БОЛЬШОЙ   и   ЮС   МАЛЫЙ, обозначавшие носовые гласные (звуки такого типа есть сейчас в   польском и французском языках). Кроме того, нет многих парных букв: вместо ФИТЫ и ФЕТРА – Ф, вместо ЗЕЛО и ЗЕМЛЯ – З. Исчезли взятые из греческого алфавита КСИ и ПСИ. Многие буквы кириллицы изменили свое начертание.

Названия кириллических букв необычны, длинны. Среди них есть и нам знакомые.

1) - Какие? -   АЗ и БУКИ – АЗБУКА.

Обратим внимание на буквы Ъ и Ь – они обозначали специальные короткие звуки, средние между А – Ы и Е – И, в науке их называют редуцированными. Они звучат в слабой позиции, далеко от ударного слога. Сравните: ГОРОДСКОЙ – ГЪРАЦКОЙ. Ъ был похож на краткое Ы - О, а Ь – на краткое Е.

2) - Узнайте по древнерусской    записи   слово: ДЬНЬ СЪНЪ

Раньше шипящие произносились мягко   - и Ш, и   Ж, и Ц. Сейчас они отвердели, а правила правописания остались.

3) - Какие это правила?

Исторические процессы продолжаются в языке. Возьмите любой современный текст и обратите внимание на странную картину:   буквой Е обозначаются совсем разные звуки. Сравните слова ЛЕС и ПЕС. Носители русского языка знают, как правильно прочитать, но иностранцам трудно. В некоторых случаях трудно приходиться и русским читателям. Вот стихотворение М. Цветаевой (доска):

Слава прабабушек томных –

Домики старой Москвы!

Из переулочков скромных

Все исчезаете вы…

4) - Как   нужно прочитать? (Выслушиваются разные доводы).

Если буква Ё все же изредка отвоевывает   право на существование, то другая буква славянского алфавита уступила все слова букве Е. Буква   ђ   (ять) и Е не различались в произношении, а две буквы для одного звука для языка непозволительная роскошь. Бедные школьники, обучавшиеся письму до   реформы 1918 года, должны были специально запоминать правописание многих слов с буквой   ђ    (ять): бђда, хлђб, пђсок.

Сравните со словами: плеть, щека, село, поизменяйте их. Что вы заметили? К словам с буквой Е можно подобрать родственников с Ё, а к словам с   ђ -   нет. Исключение – звезда.

5) - Вставьте правильную древнерусскую букву на месте пропусков:

     - В_ рить,   _ль, л_ с, пч _линый, в_сна, стр_ла.

2.3.1. Старославянский язык как источник обогащения русского языка (сообщение участника 3 команды).

Старославянский язык явился   одним из источников   обогащения   словарного запаса русского языка.   Пришедшие   из него слова   называются старославянизмами. Они имеют фонетические и словообразовательные признаки (таблица). Главными фонетическими признаками старославянизмов являются:

- неполногласные сочетания РА, ЛА, РЕ   в сопоставлении с русскими полногласными ОРО, ОЛО, ЕРЕ: врата – ворота, глас – голос, брег – берег, млеко – молоко

- начальные сочетания РА, ЛА перед согласными в соответствии с русскими сочетаниями РО, ЛО: равный – ровный, лакоть – локоть

- сочетание ЖД и Щ (из ШТ) в соответствии с русскими Ж и Ч (чуждый – чужой, освещение – свечение)

- начальный Е в соответствии с О (един – один)

- звук Е под ударением вместо русского Ё:   небо – нёбо, перст - напёрсток

 

К словообразовательным признакам славянизмов относятся:

-   неполногласные приставки ПРЕ, ПРЕД, ЧРЕЗ (преступить, предвестник, чрезмерный)

- приставка ИЗ (ИС) в соответствии с русской ВЫ (излить – вылить, изгнать – выгнать)

- приставки ВОС (ВОЗ) в соответствии с ЗА (возгореться – загореться)

- приставка НИЗ (НИС) в соответствии с С (низвергнуть – свергнуть, ниспадать – спадать)

- Суффиксы существительных:

  -СТВИ -Е (путешествие, шествие)

 - ЗНЬ (жизнь, приязнь)

 - ЫН - Я (гордыня, святыня)

- Суффиксы причастий - УЩ (ЮЩ), АЩ (ЯЩ)

 - характерны сложные слова с первой частью: бого-, добро-, зло-, грехо-, душе-, благо- (богобоязненный, добродетельный, злонравие, грехопадение, душеполезный, благословение).

Говоря о морфемах   старославянизмов, обратим внимание, что порой их трудно вычленить в современном составе слова. Проследим это на примере существительного ОТВЕРСТИЕ. Оно пришло из старославянского, образовано от причастия с помощью суффикса –ИЙ-, в свою очередь причастие образовано от глагола ОТВЪВРЬЗТИ (отверсти ==открыть). Таким образом, сущ. ОТВЕРСТИЕ подобно сущ. ОТКРЫТИЕ. Различной оказалась у них семантическая судьба: слово ОТКРЫТИЕ получило абстрактное значение, слово же ОТВЕРСТИЕ – конкретное. На древнерусском уровне   в слове ОТВЕРСТИЕ можно выделить приставку ОТЪ, основу – ВЕРСТ- и суффикс –ИЙ- , окончание –Е. На более древнем срезе   - корень –ВЬР- (веревка, вериги)   и суффикс –З.

Попробуйте определить современный и древнерусский состав слов: ОКНО (-ок-н-о), ГДЕ (-къ-де-, как къ-то: озвончение после утраты Ъ и Ь), ГОВЯДИНА (-гов=крупный рогатый скот, -ин- как: свинина, конина). По очереди выходят участники из разных групп к доске.

 

Кроме старославянизмов, имеющих те или иные формальные признаки, есть   и такие, которые подобных признаков не имеют. Их называют лексическими славянизмами. Они определяются путем историко – лингвистических разысканий. Это слова, обозначающие отвлеченные понятия: ИСТИНА, КОВАРНЫЙ, МЕЧТА, ПОРОК, СОВЕСТЬ, СТРАСТЬ, СТРАДАНИЕ, СУЕТА, ТАИНСТВО. Будучи заимствованы из текстов морально – этического содержания,   они сохранили оттенок торжественности: БЛАГО, БРЕМЯ, ВОПЛОЩЕНИЕ, ГРЯДУЩЕЕ, ОБЛЕКАТЬ, ПРЕДТЕЧА, ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ, ПРОВОЗГЛАСИТЬ, РАСТОРГНУТЬ, СОЗИДАНИЕ.

Некоторые в наше время уже утратили свой книжный характер, стали «нейтральными» словами русской лексики: ВЛАСТЬ, ВРАГ, ВРЕД, ВРЕМЯ, ГЛАВНЫЙ, НУЖДА, ОВОЩИ, СРЕДА, ХРАБРЫЙ.   А соответствующие   им   русские слова перестали быть общеупотребительными, остались лишь в диалектах: ВОРОГ, ВЕРЕД, ВЕРЕМЯ, НУЖА, СЕРЕДА, ХОРОБЫЙ или имеют другое значение: ВОЛОСТЬ, ГОЛОВНОЙ.

Старославянизмы активно использовались в литературе 19 века для придания речи торжественности, для воссоздания эпохи, а иногда в сатирических целях. В литературоведении они названы   традиционно-поэтическими словами.

 

2.3.2. Задания и вопросы по старославянизмам (практический материал).

1). Распредели слова по происхождению:

Влачить, горожанин, невежда, волочить, невежа, прах, сторож, хлад, страж, холод, порох, млад, господь, грех, молод, злато, хожу, страна, золото, сторона, хождение, увлечь, лодка, сладкий, лежащий, ладья, уволочь, солод, благоденствие, лежачий, горящий, горячий.

 

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ                             РУССКИЕ

                        ВЛАЧИТЬ – ВОЛОЧИТЬ

                        ГРАЖДАНИН – ГОРОЖАНИН

                        ПРАХ – ПОРОХ

                        МЛАД – МОЛОД

                        ЗЛАТО – ЗОЛОТО

                        СТАНА – СТОРОНА

                        УВЛЕЧЬ – УВОЛОЧЬ

                        СЛАДКИЙ – СОЛОД

                        ЛЕЖАЩИЙ – ЛЕЖАЧИЙ

                        ГОРЯЩИЙ – ГОРЯЧИЙ

                        БЛАГОДЕНСТВИЕ

                        ХОЖДЕНИЕ – ХОЖУ

                        ЛАДЬЯ – ЛОДКА

                        ГРЕХ

                        ГОСПОДЬ

                        ХЛАД – ХОЛОД

СТРАЖ – СТОРОЖ

НЕВЕЖА – НЕВЕЖДА

2).   Следующее задание: «расшифровать названия» монастырей под Псковом – КИЕВО – ПЕЧЕРСКИЙ, ПСКОВО – ПЕЧЕРСКИЙ. (Слово «печера» не сохранилось в нашем языке -   вытеснилось славянским… «пещера». Названия монастырей отражают то, что первые монахи жили в пещерах).

             3).   А теперь догадайтесь, какое распространенное имя (есть   и   у   сидящих здесь мальчишек) имеет в себе оба варианта: в полном – старославянский, а в уменьшительном – русский (Владимир – Володя). А еще в нашем классе есть девочка с именем – славянским вариантом, но в диалекте еще звучит и   русский (Елена   - Алена - Олена).

4).   А сейчас попробуйте догадаться, как бы звучала фамилия С. Есенина   в русском варианте   (Осенин).

5). Где   долговечнее (до нашего времени)    могут   жить славянизмы? (во фразеологизмах).

6). Задания по группам (практический материал): Найти в поэтических строках старославянизмы, заменить их русскими синонимами. Какой из старославянизмов будет лишний?

1 группа.

Найдите в строках   Жуковского старославянизмы и переведите их на русский   язык.

Какой из них при «переводе» меняет свое значение? Почему? Можно воспользоваться   словарями.

1.         Но полночь лишь сойдет с небес –

Вран черный встрепенется. (ворон)

2.         И башни по углам стоят,

Как призраки седые,

И сгромоздилися у врат    (ворота)

Скалы сторожевые…

3.         И человечий глас умолк –   (голос)

Лишь филин на утесе

И в ночь осенню гладный волк

Там воет в черном лесе…

4.         Вадим всей силою меча

Ударил в исполина –

Рука отпала от плеча,

И в прах легла дубина…   (порох)

     5. И грянул в гроб ужасный млат,   (молот)

              И взят уж гроб землею…

 

2 группа.

Найти в строках Пушкина   старославянизмы и переведите их на русский язык. Какой из них меняет свое значение и почему? Можете воспользоваться словарями.

1.       Щиты, как зарево, блистают,

В полях наездники мелькают,

Вдали подъемля черный прах   (порох)

2.       Недвижный страж   дремал на царственном   пороге,   (сторож)

   Владыка севера один в своем чертоге…

Владыку севера мгновенный хлад объял,   (холод)

На царственный порог вперил, смутясь, он очи…

3.       Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует:

Они жрецы   единых муз,   (одних)

Единый пламень их волнует…

4.       Вновь зыблется пальма тенистой главой;

Вновь кладез наполнен прохладой и мглой..   (колодец)

5.       Что смолнул веселия глас?   (голос)

Раздайтесь, вакхальны припевы!

Да здравствуют   нежные девы

И юные жены, любившие нас…

 

3 группа.

Найдите в стихах Лермонтова   славянизмы и переведите их на русский язык. Какой из них меняет свое значение и почему? Можете воспользоваться   словарями.

 

1.         С душой безнадежной младой удалец   (молодой)

Прыгнул, чтоб найти иль коралл, иль конец..

2.         Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю.

За то, что мрак земли могильной

С ее страстями я люблю..

За то, что в заблужденье бродит (заблудиться)

Мой ум далеко от тебя…

3.         Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас…   (голос)

4.         И странный голос вдруг раздался:

 «Малодушный! Сын праха и забвенья»

5.         Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить  (волочить)

 

Ответ: прах и порох – слова многозначные. Основное значение слова «прах» - мельчайшие частицы чего-либо, или попросту пыль Слово «прах» в таком   значении уже устарело (Мама, я вытерла весь прах в квартире…). Оно осталось лишь во фразеологизмах: Отряхнул прах с ног своих – порвал отношения с чем – либо, Повергнуть кого – нибудь в прах – уничтожить до основания, Разбить в пух и прах – победить окончательно. Прахом в высоком стиле могут назвать тело человека после смерти – Мир праху твоему. Слово же «порох» – взрывчатое вещество в виде порошка. Но главное значение – именно взрывчатость: Он – настоящий порох (вспыльчивый).

 

2.4.1. Фольклор – источник письменной речи (слово учителя в форме беседы).

Когда на Руси около тысячи лет назад возникла письменность, то в первых памятниках ее можно найти произведения фольклора: сказки, поговорки, былина, предания. И   первые летописцы не подписывали свои летописи, совсем как в фольклоре – народном творчестве.

Вспомните слова   Срезневского   о развитии языка   в «народе» и в «книге». Мы говорили о развитии книжного языка, а что легло в основу устной речи и также повлияло и на речь письменную? (фольклор).

 

2.4.2. Вопросы и задания по фольклору (по 1 баллу за каждый ответ).

1). Что такое фольклор? (устное народное творчество).

2). Каковы особенности языка фольклора? (устная речь, народно – поэтические слова: уменьшительно-ласкательные, повторы, постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, многосоюзие, риторические восклицания и обращения, напевность и др.) Приведите примеры.

3). Какие фольклорные жанры вы знаете? (сказки, былины, пословицы, поговорки, песни и др.)

4). Кто автор «Словаря живого великорусского языка», отразившего прежде всего «язык в народе»   и к какому типу относится этот словарь? (В.И. Даль – слайд №4 Толковый словарь).

5). Даль собирал слова более 50 лет, в его словаре их около 200 тысяч. Какое слово он записал первым?

(«Замолаживать» в 1819 г. в Новгородской губернии – «пасмурнеть»).

6). Знаете ли вы пословицы, записанные Далем. Продолжите их:

На чужой каравай рот не разевай,   (а пораньше вставай да свой затевай)

            Пьяному море по колено,   (а лужа по уши)

Язык мой – враг мой   (наперед ума рыщет, беды ищет)

7). Узнайте месяцы в народных названиях Древней Руси (доска):

- Просинец – январь

- Грозник – июль

- Грязник – октябрь

- Травень – май

- Ревун -   сентябрь

Знание всех тонкостей   истории языка помогает нам правильно пользоваться его лексическим запасом.

В разных ситуациях нам необходимы разные по стилистической окраске слова.

8).   А знаете ли вы, кому принадлежит «теория 3 стилей»? (М.В. Ломоносову).

9). Какие стили выделил великий ученый?   (высокий, средний,   низкий).

10). В современном языке эта теория живет. Распределите слова   по соответствующим стилям.

Врун, лицо, дрыхнуть, лгун, будущий, почивать, лик, долговязый, бить, обмануть, харя, спать, грядущий, внимать, лошадь, высокий, лупить, кляча, слушать, надуть, брехун.

ВЫСОКИЙ                                       НЕЙТРАЛЬНЫЙ                   РАЗГОВОРНЫЙ

Лгун                                                               врун                                        брехун

Лик                                                                 лицо                                        харя

Грядущий                                                      будущий                                 -----

Почивать                                                       спать                                       дрыхнуть

-------                                                               высокий                                долговязый

-------                                                               бить                                        лупить

-------                                                               обмануть                                надуть

Внимать                                                         слушать                                  ------

-------                                                               лошадь                                    кляча

11). Дополните свою табличку, послушав сцену из романа И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев», построенную на игре синонимов разных стилей.

- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают – это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле – значит преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдает…

- То есть как это считается? У кого считается?

- У нас считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или   из начальства кто, то считается, что дуба дают.

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеич спросил:

- Ну а когда ты помрешь, как про тебя скажут?

- Я – человек маленький. Скажут: Гигнулся Безенчук. А больше ничего не скажут.

Можете добавить   свои примеры (есть еще 30 синонимов от   «почить» до «окочуриться»). Какие словари вас выручат? (Толковый, синонимический и фразеологический)

Почему в нашу таблицу попали словосочетания? (это фразеологизмы, они равны   1 слову).

Работая со словами, вышедшими из активного употребления, надо различать две группы таких слов: историзмы и архаизмы. Чем отличаются эти слова?

12). Следующее задание поможет нам   потренироваться в этом. Составьте словарик историзмов и архаизмов по сказке Ершова «Конек – Горбунок» ( по 5 примеров)

ИСТОРИЗМЫ                                                                      АРХАИЗМЫ

Лубки - яркие картинки                                                      очи – глаза

Жомы – простейший пресс                                                 лик – лицо

Стрельцы – войско                                                              опала – наказание

Спальник – царский слуга                                                  талан – счастье

Кафтан – старинная одежда                                                седмица - неделя

 

2.5. Итоговое задание: Вернемся к началу нашего урока. Ближе ли вам стали «Письмена»   наших далеких предков? Ваша   цель: перевести  отрывки из древнерусских произведений как можно ближе к тексту.

1 вариант «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

2 вариант «Слово о полку Игореве»

3 вариант «Поучение   В. Мономаха»

(Можно использовать: «Сказание о смерти князя Олега», «Похвалу книгам Ярослава Мудрого»,  «Сказание о Борисе и Глебе» и т.д.)

 

3.                Итоги конкурса. Рефлексия. Награждение.

В группах предлагается ответить   на вопрос: «Как углубилось ваше понимание   строк Бунина – эпиграфа нашего урока – после занятия?». От каждой команды с обобщением выступает 1 ученик.

 Создать синквейн со словом «ЯЗЫК» в форме «лесенки», по которой мы спускались   в глубь веков. Оформить   этими цветными «лесенками» доску в то время, пока жюри подводит итоги конкурса. Можно заменить другим видом творческого продукта: эссе, рисунком и т.д. Большинство ребят все же остановились на синквейне, так как это новый для них вид работы. Из   наиболее интересных   контекстуальных синонимов к слову   ЯЗЫК был составлен ассоциативный ряд как коллективный итог урока.

Примеры наиболее интересных синквейнов  учеников.

                                                          

    ЯЗЫК

БОГАТЫЙ            БЕССМЕРТНЫЙ

                        ВОСПИТЫВАЕТ   РАССКАЗЫВАЕТ   ХРАНИТ   

ЯЗЫК – БОГАТЕЙШАЯ СОКРОВИЩНИЦА НАРОДА

ПАМЯТЬ

                                                          

 

ЯЗЫК

МУДРЫЙ     РОДНОЙ

                                               УЧИТ   ПОВЕСТВУЕТ НАЗЫВАЕТ

НАДО ЛЮБИТЬ И ЗНАТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК

                                                                       РОДИНА

 

ЯЗЫК

                                               ДРЕВНЕРУССКИЙ СОВРЕМЕННЫЙ

                                   РАЗВИВАЕТСЯ   ОТРАЖАЕТ   СОХРАНЯЕТ

                                    ЯЗЫК ВЕДЕТ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

                                                                       ИСТОРИЯ

            Ассоциативный ряд: ЯЗЫК – ПАМЯТЬ, РОДИНА. ИСТОРИЯ, НАРОД, ЖИЗНЬ, ИСТОКИ, ОБЩЕНИЕ, ЕДИНСТВО, ХАРАКТЕР и др.                             

 

 

После подведения итогов всем участникам вручаются «Памятки», выполненные на цветной бумаге.

 

 

       

 

 

Литература.

1. Розенталь. Д.Э., Валгина Н.С., Фомина М.И.,    Цапукевич В.В.   Современный русский язык.М. :Изд. Высшая школа. 1971 г.

2. Горшков А.И. Русская словесность. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2001 г.

3. Бахтин В. П. От былины до считалки. М.:Детская литература. 1988 г.

4. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание. 1995 г.

5. Бабайцева В.В., Бернарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий 8 – 9 классы. М.: Дрофа.1999 г.

6. Шанский Н.М. В мире слов. М.: Просвещение. 1995 г.

7. Иванова В.А., Потиха   З.А., Рознталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. 1990 г.

8. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Русский язык. 2003 г.

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Олма – Пресс. 2003 г.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО Издательство ЭЛПИС. 2005 г.

11. Словарь современного русского   литературного языка в 17 томах. Т 13. М.: Просвещение. 1986 г.

12. Этимологический словарь русского языка для школьников. Сост. Рут М.Э. Екатирернбург: У-Фактория. 2005 г.

13. Этимологический словарь для школьников и студентов. Сост. Грубер Ел.   М.: ЛОКИД-пресс. 2007 г.

14. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. М.:Просв. 1967 г.

15. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. Молоткова А.И. М.: Русский язык. 1986 г.

16.Шанский Н.М., Быстрова Е.А. Фразеологический словарь русского языка. М.: Астрель: АСТ: Хранитель.2007 г.

18. Даль В.В. Пословицы русского народа в 2-х томах.М.: Художественная литература. 1984 г.

19. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просв. 1979 г.

20. Старикова М.Н., Стародубцева М.М., Иконникова Е.В. Областная олимпиада по русскому языку. Лингвистическая викторина. 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

ПАСПОРТ СЛОВА

(вписывается слово)

 

Происхождение

Исконно – русское                                                                          Заимствованное (откуда)

 

 

Возраст

Преклонный                                      средний                                              молодой

(устаревшее)                                     (активный запас)                              (неологизм)

 

Особенности употребления

Общеупотребительное                                                        Ограниченность (причина)            

 

 

Стилевое своеобразие

Книжный                                           Нейтральный                                                Разговорный

 

Лексическое значение (словарная статья)

 

 

 

Однозначное или многозначное

Прямое                                               значение                                            Переносное

 

 

Из каких морфем состоит и как образовано.

 

 

Ряд однокоренных слов

 

 

 

Часть речи и ее морфологические признаки

 

 

 

Пример употребления в предложении, синтаксическая роль слова

 

 

 

Пословицы, поговорки, фразеологизмы с этим словом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

№1

№2

№3

№4

№5

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

ПАМЯТКА.

 

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

                                   К.Г. Паустовский.

 

1.         На земном шаре около 3 тысяч языков.

2.         Русский язык восходит к индоевропейской семье (до 6-7 в. 0н. э.),   к восточнославянской группе    (до 15 в.), в 17 – 19 веках формируется русский национальный язык.

3.    Источниками русского языка послужили: старославянский (древнемакедонский и древнеболгарский), переводы из греческого, фольклор и «публичные речи» древней Руси.

4. Создание первой славянской азбуки принадлежит братьям Кириллу   (Константину) и Мефодию.

5.     День рождения славянской письменности – 24 мая  863 г.

6.    Первые русские азбуки – кириллица и глаголица.

7.   Первая русская книга создана в 1574 г. Иваном Федоровым -   «Букварь».

8.   Первая «Российская грамматика» написана М.В. Ломоносовым   в 1755 г.

9.  «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» 1804 г.

10. Первый  словарь  русского языка – «Словарь Академии Российской», 1789 – 1794 гг. 43 257 слов.

11. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Около 200 тысяч слов в современном издании   1863 – 1866 гг.

12. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова 1949 г. 50 100 слов.                       

                     

 

 

 

 

 

 

Отзывы участников публичного урока «Лишь слову жизнь дана…».

 

Заместитель директора по методической работе Адышевской средней школы Комарова Светлана Геннадьевна:

«Публичный урок стал логическим завершением месячника русского языка, итогом, праздником, смысловой точкой. Это был действительно публичный урок, поскольку в нем участвовали ребята из разных классов, педагоги и родители. В составе жюри были учителя – словесники и завуч, а родители помогали   своим детям, сами с удовольствием работали в командах. Урок был комбинированный, он позволил   успешно реализовать   поставленные цели и задачи, а конкурсный характер оживил работу в группах. Хотелось бы отметить замечательные монологические ответы 9-ков, их сообщения слушали очень внимательно как благодаря прагматической мотивации (этот материал сейчас пригодится), так и непрагматической (интересно!). В группах работали   активно, с удовольствием делились своими маленькими открытиями и находками. Эмоционально и глубоко был подведен итог урока, а раздаточный материал («Памятки») вобрал самые необходимые сведения о языке. Разновозрастные команды позволили организовать взаимообучение и внесли элемент сотрудничества, содружества единомышленников. Замечательно, что Елена Михайловна пригласила на свой урок не только детей из классов, в которых работает сама, но и детей из классов, где работают   коллеги. Еще хочется отметить оформление кабинета, стенды и выставки   которого стали наглядной демонстрацией всей проделанной за месяц работы: лингвистические сказки, самодельные «Паспорта» слов, занимательный языковой материал, выставка лингвистической литературы, словари, с которыми работали дети. Мы с коллегами считаем, что публичный урок во всех своих аспектах (урок жизни, урок культуры, урок общения, урок памяти, урок истории, урок нравственности) состоялся».

 

Халявина Наталья Юрьевна, мама шестиклассника Юры:

«Я впервые побывала на публичном уроке и была поражена: я шла на урок посмотреть на работу своего сына, а сама принимала самое активное участие, что мне очень понравилось. На этом занятии мы с сыном были единомышленники, одна команда, и это было здорово! К своему стыду, я мало что знала об истории нашего языка и не думала, что это так интересно. От лица всех родителей, присутствовавших на уроке, говорю «спасибо» Елене Михайловне и жду нового приглашения».

 

Мансурова Настя, ученица 9 класса Адышевской средней школы:

«Нам с ребятами очень понравился публичный урок. Оказывается, он совсем не похож на урок открытый (как я думала вначале), 2 часа промелькнули совсем незаметно. Мы столько нового и интересного узнали о родном языке! Кое-что мы, конечно, уже знали, но в такой системе, «по лесенке» никогда не спускались в глубину веков, чтобы потом просто «почувствовать» древнерусский текст, сначала казавшийся непереводимым. Было интересно составлять синквейны, которые с гордостью вывешивали на доску и с интересом друг у друга читали. Мы вообще весь урок учились друг у друга! А еще – у своих  мам. Я была очень довольна, что мама правильно выполнила задание у доски: вставить нужную древнерусскую букву. Это был необычный урок, потому что здесь все хотели учиться!»

 

Питиримов Володя, ученик 6 класса:

«Хотя на уроке мы были самыми младшими, мы тоже отвечали и до многого догадывались. Я выступал от своей команды с историзмами и архаизмами по сказке Ершова, а еще дополнил пословицу Даля. Мне и другим ребятам очень понравилось исследовать свой родной язык, а еще очень интересно составлять «Паспорта слов» и сочинять лингвистические сказки».





ОБСУЖДЕНИЕ


Людмила Николаевна Дяткова2014-04-01 14:29:09 - Людмила Николаевна Дяткова
Материал оформляйте файлом, а не в блоге. Трудно читать...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Интересно, думала что фотонатюрморт появился недавно, однако... История натюрморта в фотографии `Натюрморт в фотографии родился в ранних экспериментах изобретателей фототехники Луи Дагера (Louis Daguerre) и Уильяма Тальбота (William Talbot). Неподвижные объекты подходили для этих целей лучше всего из-за долгой выдержки. Один из самых ранних образцов этого жанра, сохранившихся до наших дней, датируется 1839 годом. Это Гипсовые слепки Армана-Пьера Сегье (Armand Pierre Séguier). Сейчас с фотонатюрмортом чаще работают в помещении, но в середине XIX века светочувствительность аппаратуры была низкой и приходилось выходить на улицу. Многие вели съемку в саду, поэтому на ранних работах встречаются лейки, ведра и листья.` https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/natyurmort-v-fotografii Интересная техника: https://ru.pinterest.com/pin/561401909810996334/
Порадовали, Владимир Николаевич, и стихами, и видео, и фотографией. Спасибо.
Спасибо! Обязательно посмотрю!
Интересное название у странички! `В склянке тёмного стекла...` Доброго дня, Нина Николаевна!)
Спасибо ,Зоя Васильевна ,за комментарий ,включающий важное выступление 27 марта 2024 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.
27 марта 2024 года. Наша задача всеми силами хранить единство Русского мира. Как я говорил на юбилейном съезде Всемирного русского народного собора 27 ноября 2023 года, Русский мир это не узконациональное явление, это общность идеалов и ценностей, общее культурное пространство всех народов, на протяжении веков мирно живущих, созидающих и трудящихся ради нашего единого Отечества 27 марта 2024 года Защита и укрепление Русского мира. Разделение и ослабление русского народа, лишение его духовных и жизненных сил всегда приводило к ослаблению и кризису Российского государства. Поэтому восстановление единства русского народа, а также его духовного и жизненного потенциала являются ключевыми условиями развития России и Русского мира в XXI веке. https://mitropolia-simbirsk.ru/2024/03/27/vystuplenie-svyatejshego-patriarha-kirilla-na-vneocherednom-sobornom-sezde-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/