·
Работа со словарями. Паспорт слова.
-
Подготовка к профильному обучению в среднем звене: работа со словарями.
o
Словарь
– это вся вселенная в алфавитном порядке
§
А.Франс
o
Определите
точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений
§
Декарт
-
Подготовка
к профильному, более глубокому, изучению русского языка, бесспорно, начинается
еще в среднем звене. Развитие речи – одно из обширнейших ее направлений, и нет
возможности охватить весь этот материал. У каждого учителя, разумеется, уже
сложилась своя система работы по развитию речи учащихся, программы элективных
курсов и кружков. В данной работе хотелось бы остановиться на одном, очень важном
аспекте: работе со словарями.
-
Словари заслуженно называют спутниками
цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Словари – сокровища
национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет
дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор,
основательнее знания.
-
Необходимость в специальной работе по
обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами:
-
Исключительно важной ролью слова в языке.
-
Потребностью в постоянном пополнении запаса
слов.
-
Важность развития и культуры речи.
-
Чем богаче активный словарный запас человека,
тем содержательнее, доходчивее, красивее его устная и письменная речь.
Вопрос
по обогащению
словарного запаса современного школьника сегодня очень
актуален. В
условиях научного прогресса в обиход входят все новые и
новые слова,
многие из которых трудны и непонятны. Поэтому
первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и
уточнением
словарного запаса школьников: чем большим количеством слов
владеет
человек,
тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в
письменной форме.
-
Содержание работы по обогащению словарного
запаса
учащихся специфично. Оно представляет собой определенный
список слов
(словник), значение которых должно быть разъяснено детям
и употреблению
которых они должны быть обучены.
-
Словники для словарной работы создавались
исходя из разных целей.
В одних случаях методисты за основу брали
грамматико-орфографические
трудности слов, другие - их смысловую ценность
для обогащения
словарного запаса учащихся. Первый подход к
отбору слов составляет
грамматико-орфографическое
направление
в словарной работе, второй -
семантическое направление. Оба направления
решают свои специфические
задачи. Грамматико-орфографическое
направление объединило следующие
виды работы на словом:
словарно-морфологическую,
словарно-
орфографическую, словарно-морфемную и
словарно-орфоэпическую.
Семантическое направление объединяет
следующие виды работы над
словом:
словарно-семантическую и
словарно-стилистическую. Последние
два вида работы над словом
составляют основу обогащения словарного
запаса учащихся, т.е.
собственно словарную работу в школе.
-
В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся
учителя
опираются
на
словарь
текстов учебников по
русскому
языку,
на
изучаемые
литературные
произведения,
на
тексты
для
изложений
и
работу с текстами подготовки к
ЕГЭ.
-
Основу содержания обогащения словарного запаса
учащихся
составляют
тематические
(идеографические)
и
лексико-семантические
группы слов. Это связано с тем, что «знания сохраняются в упорядоченном
виде целыми тематическими группами, относящимися к различным сферам
житейского опыта» (В.А. Звегинцев)
-
Отбор смысловых тем для обогащения словарного
запаса учащихся
необходимо производить с расчетом реализации
целей подготовки их к
жизни. Роль дидактического материала при этом не следует преувеличивать,
однако, как пишет В.А. Звегинцев, «язык может
оказывать и действительно оказывает воздействие на поведение человека,
используя имеющиеся в его
распоряжении
каналы» в связи с тем, что «мышление человека
преимущественно протекает в языковых формах». Через специально
отобранную лексику языка учитель определенным
образом воздействует на мышление и эмоции детей. Коммуникальный акт
осуществляется «всегда в
общественной
среде» и «требует обязательного согласования с широким
кругом общественных установлений и «знаний», и
всегда
целеориентирован» (В.А.
Звегинцев).
-
Межпредметный материал - богатый источник для
пополнения
содержания работы по обогащению словарного запаса учащихся
на уроках русского языка. Отсюда выделяется
межпредметно-коммуникативный
принцип
отбора тематических групп слов для работы по обогащению
словарного запаса
школьников.
o
Долг учителя – помочь детям овладеть навыками
работы со словарями, но как часто мы упускаем из вида эту работу, потому что
она требует времени и соответствующего оснащения урока. По большому счету,
каждый урок работает на обогащение словарного запаса учащихся, но, конечно, в
первую очередь
это работа словесника.
Словарями пользуемся как на уроке русского языка, так и литературы.
-
На уроке литературы дети ведут свои словарики
по произведениям писателей. Туда попадают
устаревшие слова (творчество А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и др.),
диалектизмы (творчество Н.В. Гоголя, Н.С. Леского и др.), собственные имена,
названия исторических событий (исторические произведения), неологизмы (лирика Маяковского,
произведения современных авторов). Такая работа помогает детям вникнуть в смысл
читаемого и обогащает их словарный запас. В зачете по творчеству того или иного
автора всегда включаются
моменты
объяснения слов из произведений, разведения понятий «историзмы» и «архаизмы»,
замены современными синонимами, работы над
фразеологизмами,
афоризмами
писателей, над тропами. Например, над антитезой в текстах А.С. Пушкина
«Полтава», «Борис Годунов» и др. Характеризуя героев, образы которых построены
по принципу антитезы (Калашников и Кирибеевич, Троекуров и Дубровский, Гринев и
Швабрин),
ребята работают с антонимами.
Работа с синонимами – обязательное условие успешности написания любого
сочинения. Ведется на уроках литературы и работа над литературоведческими
терминами, создается свой словарик необходимых понятий: метафора, инверсия,
параллелизм и т.д.
-
Более подробно речь пойдет о работе со
словарями на уроках русского языка. Бесспорно, на уроках развития речи на эту
тему отведено совсем немного часов. Ребята знакомятся с различными видами
словарей,
пробуют составить свою
словарную статью уже
в 5 классе, но
этого
явно недостаточно. Работа со
словарями становится обязательной почти на каждом уроке русского языка.
-
Начнем со знакомства с основными словарями
русского языка.
-
(для учащихся среднего звена материал
сокращается).
-
Различаются
словари
двух
типов:
энциклопедические
и
филологические
(лингвистические).
В
первых
объясняются
реалии
(предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях.
Это Малая советская энциклопедия, Большая
советская
энциклопедия,
Детская
энциклопедия,
политический
словарь,
философский
словарь.
Во
вторых
объясняются
слова,
толкуются
их
значения.
-
Лингвистические словари в свою очередь
подразделяются на два типа:
двуязычные
(реже многозначные), т.е. переводные, которыми мы пользуемся
при изучении иностранного
языка, в работе с иностранным текстом (русско-
английский словарь и т.д.) и
одноязычные
,
которые делятся на
толковые
и
аспектные
.
В толковых
словарях раскрывается
значение
слова со всех
сторон (семантика, произношение, употребление). Аспектные
словари
посвящены какой-то одной области лингвистики,
одной ее отрасли. Их еще
называют отраслевыми
словарями.
-
Важнейшим типом одноязычного лингвистического
словаря является
толковый словарь, содержащий слова с
объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой.
В
мире создано немало словарей, удивляющих своим объемом и
богатством
содержания.
Но
едва
ли
не
самый
выдающийся
из
них –
«Толковый
словарь живого великорусского языка» Владимира
Ивановича Даля.
Особенно велико значение
словаря для русской культуры,
образования.
Далев словарь - это увлекательное чтение о русском языке, его жизни, истории.
-
По оценке академика В.В. Виноградова, «как
сокровищница меткого
народного слова Словарь Даля будет спутником
не только литератора,
филолога, но и всякого образованного
человека, интересующегося русским
языком». П
оложив
в основу словаря народную речь, Даль стремился доказать
ненужность
большей части иноязычных слов. Поэтому, включая в словарь
иноязычное
слово, Даль выставляет тут же «все равносильные, отвечающие
или
близкие ему выражения русского языка, чтобы показать, есть ли у нас
слово
это или нет»,
например:
резонанс - отзвук, гул,
наголосок.
-
Слова у Даля объединяются в словопроизводные
гнезда. Составителю казалось, что при таком гнездовом расположении слов
вскроются законы
русского словопроизводства.
Даль
очень широко дает примеры при объяснении того или иного
слова.
В числе примеров пословицы и
поговорки, как коренные русские
изречения,
занимают первое место; их более 30 тысяч.
-
В 1935-1940 годах вышел четырехтомный
«Толковый
словарь
русского языка»
под
редакцией
профессора Д.Н. Ушакова. В его
составлении, кроме
редактора, принимали участие виднейшие советские ученые: В.В. Виноградов, Г.О.
Винокур, Б.А. Ларин, СИ. Ожегов, Б.В.
Тамашевский.
Словарь
включает около 85.000 слов.
-
В 1949 г. вышло первое издание
«Словаря
русского языка» СИ.
Ожегова.
Словарь
СИ. Ожегова включает около 57 тыс. слов.
-
Широко представлены в словаре
фразеологические единицы.
-
С 1950 по 1965 год выходил
«Словарь
современного русского литературного языка» Академии наук СССР. Его объем -
17 томов.
-
Параллельно с большим словарем Академия наук
СССР в период 1957-
1961 годов выпустила четырехтомный
«Словарь
русского языка», предназначенный для широкого круга читателей. От словаря
под ред. Д.Н.
Ушакова
он отличается широким внесением современной лексики и большей
последовательностью в стилистических пометах. От
большого
академического словаря он
отличается отсутствием справочного материала при каждой словарной статье
и меньшим количеством слов; в него включена
общеупотребительная
лексика и фразеология современного русского языка.
-
В 1990 году вышел в свет
«Малый толковый
словарь русского
языка» В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной.
В
«Малом толковом словаре русского языка» содержится наиболее
употребительная лексика современного
русского языка, приведены значения,
грамматические
формы, ударения и другие характеристики слов, необходимые для их
правильного употребления в устной и письменной речи.
-
Помимо
представленных
выше
толковых
словарей
существуют
o
«Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина, вышедший
под ред.
Ф.П.
Филина, и «Краткий толковый
словарь русского языка»,
составленный
рядом ученых-языковедов под ред. В.В. Розановой.
-
Кроме толковых словарей, в русской
лексикографии
значительное место занимают
аспектные словари, которые посвящены
какой-либо
одной области лингвистики. Существует
несколько групп аспектных
словарей,
среди которых выделяются
словари антонимов, омонимов,
паронимов, синонимов
.
-
В 1971 г. вышел первый у нас «Словарь
антонимов
русского языка»
Л.А. Введенской, содержащий свыше тысячи пар
слов.
-
В 1974 г. был издан в нашей стране «Словарь
омонимов
русского
языка» О.С. Ахмановой. В нем приводятся в алфавитном порядке
омонимические пары (реже группы из трех или четырех слов), в
необходимых
случаях даются грамматические сведения и стилистические пометы,
справки о происхождении.
-
В 1968 г. был издан словарь-справочник Ю.А.
Бельчикова и М.С. Панюшевой «Трудные случаи употребления однокоренных слов
русского
языка», который можно считать первым опытом создания словаря
паронимов.
В нем содержится около 200 пар
(групп) однокоренных слов, в
употреблении которых в практике речи
наблюдается смешение:
абонент - абонемент, эмигрант – иммигрант, одеть –
надеть.
-
В современной лексикографии существует
несколько словарей
синонимов русского языка. Они
являются важным пособием при изучении
словарных богатств языка при
практическом овладении лексическими
средствами и использование
их в речи. Например, «Словарь
синонимов русского языка» З.Е.
Александровой.
-
Среди аспектных словарей можно выделить также
фразеологические
словари и сборники крылатых слов
-
В 1967 г. вышел первый
«Фразеологический словарь русского
языка»,
составленный коллективом авторов под
редакцией А.И. Молоткова. В
словаре
собрано и истолковано свыше четырех тысяч фразеологических
единиц.
-
Помимо фразеологических словарей, существуют
также сборники
крылатых слов и выражений. Наиболее известен
сборник
«Крылатые
слова»,
составленный Н.С. и М.Г. Ашукиными.
-
Наряду с представленными выше словарями,
существуют
этимологические словари,
в
которых скрывается происхождение того или
иного слова. Есть несколько этимологических
словарей русского языка (
Приложение
VI
). Один из них -
«Этимологический словарь русского языка»
А. Преображенского,
выходивший отдельными выпусками в 1910-1914 гг.
-
В 1994 г. вышел «Этимологический словарь
русского языка» Н.М.
Шанского и Т.А. Боброва.
-
Следующий
вид
аспектных
словарей – это
орфографические и
орфоэпические
словари
.
-
В настоящее время основным пособием этого типа
является
«Орфографический словарь русского языка» под редакцией
С.Г.
Бархударова, содержащий 106 тыс. слов.
-
В орфографических словарях слова расположены
в алфавитном
порядке. Читатель в словарях находит ответ на вопрос, как
пишется то или
иное слово.
Орфографические
словари бывают 2-х видов:
справочные и
пояснительные.
Оба вида словарей
необходимы: они выполняют различные
функции.
Справочные орфографические словари фиксируют нормы
правописания слов, служат источником нахождения
нормы для
предупреждения ошибки во
время письма («Орфографический, словарь
русского языка» под ред. С.Г. Бархударова). В пояснительных орфографический
словарях, помимо фиксации правописной нормы, показаны
условия выбора орфограмм, которые имеются в слове («Школьный
орфографический словарь русского языка» М.Т.
Баранова). Такие словари
учат
применять правила на практике, проверять свои решения о выборе орфограммы
в словаре.
-
Среди первых изданий
орфоэпического словаря
можно выделить
«Словарь ударений для работников радио и
телевидения» Ф. Агеенко и М.
Зарва, вышедший в 1960 г.
-
В 1961 г. вышел первый «Школьный
словообразовательный
словарь»
З.А. Потихи, содержащий около 52 тыс. слов с их
словообразовательной
структурой.
-
В 1978 г. был издан «Школьный
словообразовательный словарь
русского языка» А.Н. Тихонова. Слова в
нем расположены по гнездам,
которые возглавляются исходными
(непроизводными) словами разных
частей речи. Слова в гнезде
размещены в порядке, обусловленном
ступенчатым характером русского словообразования
(около 26 тыс.слов).
-
Элементарные сведения о происхождении
заимствованной лексики
содержатся в
словарях иностранных слов.
Наиболее
известен у нас «Словарь
иностранных слов» под
редакцией И.В. Лехина и др.
Существуют
словари, специально
ориентированные на
практическое использование языка
. В них содержатся
сведения о наиболее распространенных ошибках, неточностях в
употреблении
слов,
оборотов
и
грамматических
конструкций,
даются лингвистически
обоснованные
рекомендации
и
правила
нормативного словоупотребления.
-
Такие словари составляются на основе
тщательного отбора
лексического материала: в них содержатся
наиболее употребительные слова, а также слова, чаще других встречающиеся в
речевой практике учащихся.
-
Таким образом, словарей, приобщающихся к
культуре народа, много в распоряжении русского школьника.
-
В настоящее время русская лексикография
пополняется все новыми и новыми изданиями, предназначенными как для учителей
русского языка и литературы, так и для учащихся школ.
-
В 1989 г. вышел
«Учебный словарь античных
имен в
русской
поэзии» Н.М. Шанского, А.В. Филлипова.
«Пособие
состоит из 250 словарных статей, в каждой из которых сообщаются сведения о том
или
ином
божестве античного пантеона и приводится несколько фрагментов (два-
три) стихотворных произведений, содержащих античные
имена.
-
В 1991 г. вышел
«Словарь неологизмов В.В.
Маяковского» Н.П.
-
Колесникова.
В
словаре речь идет о таких «словных морфемосочетаниях»,
которые,
по наблюдениям Н.М. Шанского, не характеризуются
воспроизводимостью и
«в своем подавляющем большинстве как бы
обречены быть вечными
неологизмами»; они существуют «в качестве
определенных номинативных
единиц только в том или ином контексте».
-
В 1994 г. вышла книга
«Русские пословицы и
поговорки» В.И.
Зимина и др.
Книга
имеет уточняющее подзаглавие «Учебный словарь». В
отличие
от обычных толковых словарей языковой материал в нем
располагается
не в алфавитном или гнездовом порядке, а тематически.
В словаре помещено около
2.500 пословиц и поговорок, отобранных из
различных
источников.
-
В 1994 г. вышел
«Малый
толково-этимологический словарь
иностранных слов» под ред.
Н.С. Араповой и Ю.М. Мироновой.
В
«Словаре-попутчике»
объединяется всего 1.500 лексических единиц
иноязычного происхождения,
что вполне мотивирует в его названии
появление прилагательного
малый.
-
Несомненное достоинство
«Словаря-справочника
по русскому
языку» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А.
Тихонова
- его
комплексность: в одной словарной статье
компактно, представлены семь
основных, тесно связанных между собой
характеристик слова - современное
написание, особенности
произношения, грамматические показатели,
сведения о
словообразовательной структуре, морфемное членение слова, его структурные
элементы с учетом морфологических преобразований, частота
употребления.
-
Есть
еще немало новых словарей: обратный словарь, словарь сокращений, словарь языка
писателей, частотный словарь. Постоянно появляются новые словари как результат
изменения жизни. В библиотеке словарей нового поколения есть
следующие новые словари: «Большой толковый
словарь русских существительных», «Большой толковый словарь русских глаголов», «Большой
лингвостановедческий словарь», «Словарь – тезаурус синонимов русской речи», «Толковый
словарь русского сленга» и другие.
-
Таким образом, в настоящее время учителя
русского языка и литературы
имеют богатую основу для работы по
обогащению словарного запаса
учащихся основной общеобразовательной
школы, с опорой на словари для работы по развитию их речи.
-
Большое
место в работе каждого словесника занимает словарная работа. Программа
предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти
слова выносятся со всех учебниках на полях или заключаются в рамки.
-
Работа
с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся,
уточнить их знания о значении и слова, научить употреблять слово в новом
контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без
всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не
всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем
изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел
серьезную работу, дает небольшой эффект.
-
Полезно
ведение учащимися личного тематического словаря. Использование такой книжечки
приводит словарную работу в какую-то систему.
-
Упражнения
по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант,
диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам, подбор синонимов,
расстановка
ударения и т.п.
-
В
словаре можно вводить слова, которые учащиеся часто слышат по радио,
телевизору. Словарь лучше начать в 5 классе и продолжать его до 9, пополняя начатые
списки по темам. Такой словарь приносит ощутимую пользу и учителю, и ученикам.
-
Таким
образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение
для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в
активный словарный запас, повышения грамотности. Предложенная система работы
включает учащихся в активный поиск по вопросу, прививает в них потребность
общения к словарям.
-
Слово усваивается быстрее и прочнее, если
обучение его
употреблению следует без перерыва за его семантизацией,
если восприятие мира и слова окрашено эмоционально, если в процессе работы над
словом
устанавливаются ассоциативные связи, если специально
формируется
внимание к незнакомым словам.
-
Огромную роль в работе по обогащению
словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к
пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей интереса к незнакомым
словам,
невнимание к ним является одной из причин, препятствующей
обогащению
их
словарного запаса.
-
Для формирования у школьников умения видеть
незнакомые слова используется
следующая
методика:
до
выполнения
основного
задания
учащиеся читают упражнение и
называют непонятные слова (обычно это
профессиональные,
устаревшие, слова с переносным значением,
стилистически окрашенные
слова), их значение разъясняет учитель; после выполнения задания и проверки
детям предлагается объяснить некоторые
слова, не названные в числе
непонятных, но в знании которых учащимися
учитель сомневается.
Значение слова уточняется в словаре. Постоянно на уроке используются
3 вида словарей:
o
Ожегов
С.И. Словарь русского языка.
o
Ушаков
Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы.
o
Розенталь
Д.Э. Орфоэпический словарь.
-
Для
того чтобы работа со словарями как средство развития речи учащихся, была более
эффективной, она должна осуществляться, не только непосредственно на уроках
русского языка, но и дома. Поэтому учащиеся, помимо основного домашнего
задания, получали задание поработать с различными видами словарей (толковым,
орфографическим, орфоэпическим, словарем строения слов, фразеологическим и
другими). Неотъемлемой частью эффективности подобной работы является система
уроков, посвященных словарям. Особенно ребятам нравится занятие «Паспорт
слова», включающий самостоятельную работу с самыми разными словарями
o
Главная
задача учителя
– содействовать
обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной.
o
А
работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку
– культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться
всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.
o
Библиография
-
Виноградов В.В.
Русская наука о русском литературном языке.
Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106.,
т.
III
, кн. 1 М., 1949.
-
Даль В.И.
Толковый
словарь живого великорусского языка: В 4 т. -
М.:
Рус
яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999.
-
Евгеньева А.П.
Словарь
синонимов. -
Л., 1975.
- 463 с.
-
Звегинцев В.А.
Социальное и
лингвистическое в социолингвистике
//Известия
СССР. - 1982. - Вып. 3.
-
Земский А.М. и др.
Русский
язык. В 2-х ч. Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура
речи,
фонетика, морфология
/А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В.
Светлаев;
Под ред. В.В. Виноградова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.:
Просвещение, 1986.
-
Кашкарова Т.Н.
Словарная работа на уроках русского языка
// РЯШ. - 1991. - М
2.
-
Клюева В.Н.
Краткий
словарь синонимов русского языка. -
М., 1961.
-
Ожегов С.И.
Словарь
русского языка.
– М.: Рус.яз., 1986.
-
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А.
Современный русский язык:
Учебное пособие.
– 2-е изд. – М.:
Междунар. отношения, 1994.
-
Рощина Л.М., Яковлева М.П.
А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонова, С.А. Тихонов.
Словарь справочник
по русскому языку
//РЯШ. - 1996. - №3..
-
Совершенствование методов обучения
русскому языку: (Сб. статей).
Пособие для учителей
/ Сост. А.Ю.
Купалова. – М.: Просв.
1981.
-
Чижова Т.И.
Использование
словаря в работе над лексическими
синонимами
//
РЯШ. - 1978. - № 4.
-
Шанский Н.М.
Лексикология
современного русского языка. - М.; 1972.
·
Приложение
№1: список словарей (для учителя).
-
Толковые словари
-
Даль И.В.
Толковый
словарь живого великорусского языка: В 4 т.
-
М: Рус. яз., 1999.
-
Краткий толковый словарь русского языка
/
И.Л. Городецкая, Т.Н.
Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; Под ред. В.В. Розановой.
- 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1979. - 227 с.
-
Лопотухин М.С. и др.
Школьный толковый
словарь русского языка: Пособие для уч-ся / М.С. Лопотухин, Е.В.
Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. - М.: Просвещение, 1981. -
463 с.
-
Лопатин В.В., Лопатина Л.Е.
Малый толковый словарь русского языка. -
М.: Русский язык, 1990.-316 с
-
Ожегов С.И.
Словарь русского
языка. -
М.: Рус. яз., 1949. - 549 с .
-
Словарь русского языка: В 4 т.
/
АН СССР. - М., 1957-1961.
-
Словарь современного русского
литературного языка: В 17 т
. /АН
СССР. М., 1950-1965.
-
Толковый словарь русского языка
/
В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Толмашевский; Под
ред. проф. Д.Н. Ушакова. -М, 1935-1940. -648 с.
-
Словари антонимов, омонимов, синонимов, паронимов
-
Введенская Л.А.
Словарь
антонимов русского языка.
– М., 1971. -
679 с.
-
Колесников Н.Т.
Словарь антонимов русского
языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.
-
Львов М.Р.
Словарь
антонимов русского языка
/ Под ред. Л.А.
Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
-
Львов М.Р.
Школьный
словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. -
М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
-
Ахманова О.С.
Словарь
омонимов русского языка.
- М.: Сов. Энциклопедия,
1974. - 448 с.
o
Колесников
Н.П.
Словарь омонимов русского языка /
Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
-
Александрова З.Е.
Словарь синонимов русского языка
/ Под ред. Л. А. Четко. - 2-е изд., стереотип. - М.: Сов.
Энциклопедия, 1969. - 600 с.
-
Алекторова Л.П. и др.
Учебный словарь
синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П.
Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с
-
Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т.
Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред.
В.П. Жукова. -
М.: Рус. яз., 1987.
-
Бельчиков Н.А., Панюшева М.С.
Трудные
случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
-
Вишнякова О.В.
Словарь паронимов русского
языка. – М., 1984. – 395 с.
-
Колесников Н.П.
Словарь паронимов
русского языка.
–
М., 1971. -416 с.
-
Фразеологические словари и сборники
крылатых слов
-
Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.
Краткий
фразеологический словарь русского языка. -
СПб.:
Просвещение, 1994. - 268
-
Жуков В.П.
Школьный
фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. -
М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
-
Фразеологический словарь русского языка
/
Л.А. Воинова, В.П. Жуков,
А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Сов. Энциклопедия,
1968.-543 с.
-
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.
Крылатые слова. -
2-е изд., доп. -М.: Худ. лит-ра, 1960. - 751 с.
-
Максимов С.
Крылатые
слова. -
М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.
-
Этимологические словари
-
Горяев Н.В.
Сравнительный
этимологический словарь русского языка.
-
Тифлис, 1896. - 443 с.
-
Преображенский А.
Этимологический словарь русского языка.
– М., 1910 -1914.
-
ФасмерИ.Р.
Этимологический
словарь русского языка: В 4 т.
– М., 1970.
-
Шанский и др.
Краткий
этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей
/Под ред. гл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. - 3-е изд.,
испр. и доп. -М.: Просвещение, 1975. - 541 с.
-
Этимологический словарь русского языка
/
В.В.
Виноградов,
О.С.
Ахманова, Р.А. Будагов, Э.В. Севортян, Н.С. Челоданов; Под ред. Н.М.
Шанского. - М., 1972. - 215 с.
Этимологический словарь русского языка.
Под
ред. Шанского Н.М. Вып. 1-5 (А-Ж). -
М., 1963-1973.
-
Этимологический словарь русского языка
/
Под ред. Шанского Н.М. -
М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.
-
Этимологический
словарь
славянских
языков
,
вып.
1-А.
Под
ред.
Трубачева О.Н. - М., 1974. - 316 С.
-
Орфографические и орфоэпические словари
-
Баранов М.Т.
Школьный
орфографический словарь русского языка.
-
2-е изд. -М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
-
Введенская Л.А., Колесников Н.П.
Новый орфографический словарь.
- Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
-
Грушников П.А.
Орфографический
словарик. Пособие для учащихся начальных классов.
– М., 1975. - 264 с.
-
Орфографический словарь русского языка:
106.000
/ АН СССР, Ин-т
русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. - 15-е изд. - М.: Рус.
яз., 1978.-480 с.
-
Панов Б.Т., Текучев А.В.
Школьный
грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и
доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
-
Ушаков Д.Н.
Орфографический
словарь: 10.000 слов.
– М., 1938. - 250 с.
-
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.
Орфографический словарь: Для учащихся средней школы.
- 38-е изд., испр.
–
М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
-
Агеенко Ф.А., Зарва М.В.
Словарь ударений для работников радио и телевидения.
– М., 1960г. – 216 с.
-
Борунова С.Н. и др.
Орфоэпический словарь русского языка
/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред.
Р.И. Аванесова. – М., 1983.
-
Русское литературное произношение и
ударение: 52.000 слов
/ АН
СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. Р.И. Аванесова и СИ. Ожегова. – М.,
1955. – 708 с.
-
Словообразовательные словари
-
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф.
Словарь морфем русского языка. –
М., 1986. – 469с
.
-
Потиха З.А.
Как
сделаны слова в русском языке. –
М.:
Просвещение, 1974. Потиха З.А.
Школьный
словообразовательный словарь. –
М.:
Просвещение, 1961. – 259с.
-
Тихонов А.Н.
Словообразовательный
словарь русского языка: В 2 т.
– М., 1985.
-
Словари иностранных слов
-
Словарь иностранных выражений и слов
/
АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под
ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград:
Наука, 1981. – 696 с.
-
Школьный словарь иностранных слов
/
В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая,
Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
-
Словарь иностранных слов.
Под
ред. И.В. Лехина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1941. –
784с.
-
Словари, ориентирующие на практическое
использование языка
-
Горбачевич К.С.
Трудности
словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.
– М., 1973. – 216с.
-
Грамматическая правильность русской речи
/
Л.К. Граудина, В.А.
Ицкович, Л. Пкатлинская; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко,
Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1976. – 395с.
-
Допалчев В.
Опыт словаря неправильностей в
русской разговорной речи. – М., 1886. – 364с.
-
Зализняк А.А.
Грамматический
словарь русского языка
. – М., 1977. –
405с.
-
Крысин Л.П., Скворцов Л.И.
-
Правильность русской речи
/
Под ред. С.И. Ожегова. – М., 1962. – 375с.
-
Розенталь Д.Э., Толенкова М.А.
Словарь трудностей русского языка.
– М.: Русский язык, 1976. – 680с.
§
Приложение № 2: список словарей для
школьников.
-
1 Даль И.В.
Толковый
словарь живого великорусского языка: В 4 т.
-
М: Рус. яз., 1999
-
Ожегов С.И.
Словарь русского языка. -
М.: Рус. яз., 1949. - 549 с .
-
3.Словарь современного русского
литературного языка: В 17 т
. /АН
СССР. М., 1950-1965.
-
Львов М.Р.
Словарь
антонимов русского языка
/ Под ред. Л.А.
Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
-
Алекторова Л.П. и др.
Учебный словарь
синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П.
Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с
-
Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т.
Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред.
В.П. Жукова. -
М.: Рус. яз., 1987.
-
Бельчиков Н.А., Панюшева М.С.
Трудные
случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
-
Вишнякова О.В.
Словарь паронимов русского
языка. – М., 1984. – 395 с.
-
Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.
Краткий
фразеологический словарь русского языка. -
СПб.:
Просвещение, 1994. - 268
-
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.
Крылатые слова. -
2-е изд., доп. -М.: Худ. лит-ра, 1960.
-
Этимологический словарь русского языка
/
Под ред. Шанского Н.М. -
М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.
-
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.
Орфографический словарь: Для учащихся средней школы.
- 38-е изд., испр.
–
М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
-
Борунова С.Н. и др.
Орфоэпический словарь русского языка
/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред.
Р.И. Аванесова. – М., 1983.
-
Потиха З.А.
Как
сделаны слова в русском языке. –
М.:
Просвещение, 1974. Потиха 15. З.А.
Школьный
словообразовательный словарь. –
М.:
Просвещение, 1961. – 259с.
-
16. Школьный словарь иностранных слов
/
В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая,
Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
-
17. Зализняк А.А.
Грамматический словарь русского языка
. – М., 1977. – 405с.
-
18. Правильность русской речи
/
Под ред. С.И. Ожегова. – М., 1962. – 375с.
-
19. Розенталь Д.Э., Толенкова М.А.
Словарь трудностей русского языка.
– М.: Рус.яз. 1980.
§
Приложение № 3:
Упражнения для работы со словарями.
·
Использование словаря в работе над лексическими синонимами.
-
При изучении синонимов целесообразно
акцентировать внимание
школьников как на чертах сходства
синонимических слов, так и на
имеющихся между ними различиях.
Понимание общего и особого у слов-
синонимов опирается на
сравнение и сопоставление этих слов. Так,
например, учащимся
предлагается подобрать синонимы к существительному
родина.
При выполнении этого задания ученики, прежде всего,
руководствуются
тем, что синонимы, составляя синонимический ряд,
относятся к одному
лексико-грамматическому классу. Второй
опознавательный признак заключается
в том, что синонимы объединены
общим значением. Так, сравнивая слова
родина,
отечество, отчизна,
учащиеся с помощью словаря синонимов
устанавливают, что все они
«объединяются значением -
родная
страна, государство».
[1]
Далее
определяются дифференциальные признаки этих слов.
Существительное
родина
-
опорное
слово синонимического ряда, стилистически нейтрально,
не
содержит ограничений в употреблении, оно может иметь и более узкое
значение, указывая на
конкретное место рождения (город, деревня и т.д.).
Слова
отечество и
отчизна выступают как стилистические
синонимы
нейтрально окрашенного
слова, принадлежат к высокому, торжественному
стилю.
-
Для того чтобы лучше уяснить, каково
назначение указанных
синонимов в связном тексте, полезно
использовать иллюстративный
материал словарей. Например:
-
От Москвы до самых до окраин,
-
С южных гор до северных морей
-
Человек проходит как хозяин
-
Необъятной Родины своей.
(Л-К.)
-
Ия,
-
как весну человечества,
рожденную
-
в трудах
-
в бою,
-
пою
-
мое отечество,
-
республику мою!
(Маяк.)
-
Вечная слава и вечная память
-
Павшим в жестоком бою!
-
Бились отважно и стойко с врагами
-
Вы за отчизну свою.
(Исак.)
-
После анализа иллюстративного материала словарных статей ученики
приводят свои примеры, включая теперь уже знакомые
им с точки зрения семантики и употребления существительные-синонимы в
словосочетания и
предложения.
o
2.Игра
«Дежурная буква».
В течение двух минут
учащиеся записывают слова на указанную букву (н-р: Африка, алгебра, Америка,
антилопа и т.д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
·
Инсценирование:
знакомство со словарями.
-
В
роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале
своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.
-
Фразеологический словарь.
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика
вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у
меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные
запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
-
Словарь иностранных слов.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай,
какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
-
Толковый словарь.
«В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в
комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом,
биатлон, фристайл. Я что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою
эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по
извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее
спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл –
прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
-
Словарь синонимов.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора а работу:
думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
·
В
предложениях заменить словосочетания
одним словом.
-
Торжественный смотр
физкультурников на Красной площади. (Парад.)
-
Старший
брат получил
документ, удостоверяющий его полномочия как депутат.
(Мандат.)
-
В
нашем районе построили
помещение для стрельбы в цель. (Тир.)
·
Используя
фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…
-
-
кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
-
-
чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
-
-
Человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
·
Работа
в группах: назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей
человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
-
Голова
–
человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потеря голову, не сносить
головы, с большой головы на здоровую…
-
Ноги
– уносить
ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь –
другая там, ног под собой не чуять…
-
Глаза
–
мозолит глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть
глаз выколи…
-
Нос
– задирать
нос, вешать нос, водит за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по
ветру…
·
Объяснить
значение слова стол в каждом предложении.
-
Стол
накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
-
Почти
все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
-
Анна
Ивановна работает в адресном столе.
-
В
санатории нам определили пятый стол.
-
А
теперь определите, какие значения имеет слово
голова.
-
Колхоз
продал государству сто голов скота.
-
Вдали
показалась голова пехотной колонны.
-
Он
в неравном бою сложил свою голову.
·
Конкурс:
кто больше назовет синонимов.
-
Умелый
подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Если словарь
беден, особенно режет слух повторение слова
«сказал». А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150
различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л.Леонов в романе «Русский
лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить
и т.д.
-
Задание
1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
-
Задание
2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
-
Задание
3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых
ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться
с заданием.)
·
Аукцион
умников. Блиц-опрос.
-
Что
такое словарь?
-
Какие
знаете словари?
-
Умеете
ли вы пользоваться словарями?
-
Когда
сами обращаетесь к словаря?
-
Нужны
ли человеку словари? И т.д.
·
Работа
с различными словами.
-
а)
Раскройте значение слов (своими словами):
·
симпозиум
абонемент
·
президиум
воззрение
o
б)
Объясните правописание слов:
·
…(н,
нн) улировать
бе…пр…цедентный
·
бе(л,
лл)…тристика
и(л,
лл)юстрация
·
и(л,
лл) юминация
м…н…стерство
·
…(к,
кк) уратный
…(к,
кк) упация
·
прив…л…г…рованный
п…рсп…ктива
-
в)
Расставьте ударение в следующих словах:
·
каталог
ходатайство
·
партер
форзац
·
красивее
диспансер
·
углубить
колледж
·
обеспечение
позвонишь
-
Работали
со словами, помещенными на полях учебника:
o
Определить
лексическое значение, объяснить
орфограммы, составить словосочетания и
предложения с этими словами, подобрать синонимы и антонимы.
-
Например:
Аккуратный
-
Лексическое значение:
1. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность. 2. Тщательный,
выполненный старательно и точно.
-
Словосочетания:
аккуратный ученик, аккуратное исполнение.
-
Предложения:
Он вошел в аккуратно убранную комнату. Мальчик выполнил работу тщательно,
аккуратно.
-
Синонимы:
чистоплотный, опрятный.
-
Антонимы:
неопрятный, неаккуратный, неряшливый.
-
12.
Упражнения на повышение
уровеня
культурного владения языком.
-
Прочитайте,
поставьте ударение. Проверьте себя по словарю.
§
апокалипсис
кладовая
созвониться
§
балованный
лопочущий
таможня
·
ваяние
молодежь
углубить
§
гарантировать
намерение
феномен
·
дремота
облегчить
христианин
§
закупорить
псевдоним
эксперт
·
издавна
разомкнутый
диспансер
-
В
чем разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания
или предложение.
·
Зубы
– зубья
образа – образы
§
корпуса – корпусы
ордена – ордены
·
лагери
– лагеря
сыновья – сыны
·
листья
– листы
учители – учителя
·
мужья
– мужи
цветы – цвета
-
Как
правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»?
-
Образуйте форму родительного падежа
существительных.
·
абрикосы
вафли
партизаны
§
апельсины
гектары
полотенца
·
басни
зеркальца
простыни
·
блюдца
минеры
рельсы
·
ботинки
монголы
румыны
·
будни
носки
сапоги
-
Паронимы
– это разные по значению слова, близкие по произношению, или лексико-грамматической
принадлежности, или по родству корней; сходность в звучании этих слов приводит
к смешению их в речи.
-
Для
того чтобы проверит, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно
из двух, данных в скобках. При затруднении используйте словари.
-
Концертный
(абонемент, абонент).
-
(Безответная,
безответственная) покорность.
-
(Вдох,
вздох) сожаления.
-
(Длинные,
длительные) наблюдения.
-
(Зрительные,
зрительские) аплодисменты.
-
(Искусно,
искусственно) рисовать.
-
(Крокодилий,
крокодиловый) чемодан.
-
(Невежа,
невежда) в музыке.
-
(Памятный,
памятливый) разговор.
-
(Экономика,
экономия) времени.
-
Установите
случаи ошибочного употребления иноязычных слов.
-
«А
если, не случай, – чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит
или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь,
что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?»
(Достоевский)
-
Мужу
нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что
тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств?
(Чехов)
-
«Это
кто ж там такой вышедший?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый
мужчина. И оратор первейший».
(Зощенко)
-
Он
показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и
инфузорию…
(Теффи)
-
Объясните
значение следующих фразеологизмов (ниже даны слова для справок). При
затруднениях используйте фразеологический словарь.
o
В
час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме;
гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да
кости.
o
Слова
для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый,
бездельничать, грустить.
-
Коллективное
составление «Словаря вежливых слов» .
-
Домашнее
задание: составление словаря
«Мир моих
увлечений» с оформлением обложки.
-
Самостоятельное
составление заданий по словарям: словарных диктантов, ребусов и кроссвордов. Контрольные
словарные диктанты
по проработанным
словам.
-
Предлагать
учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный
диктант, объяснить этимологию слова, пообобрать синонимы, антонимы к слову);
-
Объяснить
значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте.
-
Составлять
свои
словарики.
-
Выписать из словаря слова для сочинения на заданную
тему.
-
Написать
аннотацию на словарь (по выбору).
-
Охарактеризовать
построение словарной статьи.
-
Найти
слова в словаре объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении
и написании его возможна.
o
Приложение № 4.
-
Итогом
работы со словарями может быть занятие по составлению «Паспорта слова», включающего
работу с несколькими разными словарями. После занятия оформляется стенд
«Познакомьтесь: слово»
o
ПАСПОРТ
СЛОВА
-
(вписывается слово)
-
Происхождение
-
Исконно – русское
Заимствованное
(откуда)
-
Возраст
-
Преклонный
средний
молодой
-
(устаревшее)
(активный запас)
(неологизм)
-
Особенности употребления
-
Общеупотребительное
Ограниченность
(причина)
-
Стилевое своеобразие
-
Книжный
Нейтральный
Разговорный
-
Лексическое значение (словарная статья)
-
Однозначное или многозначное
-
Прямое
значение
Переносное
o
Синонимы, антонимы (омонимы, паронимы)
-
Из каких морфем состоит и как образовано.
-
Ряд однокоренных слов
-
Часть речи и ее морфологические признаки
-
Пример употребления в предложении,
синтаксическая роль слова
-
Пословицы, поговорки, фразеологизмы с этим
словом
·
Приложение № 5:Теоретическая база учителя.
§
Лексикология
(гр.
lexicon
– словарь +
grapho
– пишу) – раздел языкознания,
занимающийся
вопросами
составления
словарей
и
их
изучения.
-
Проблема исследования
состоит в обновлении приемов словарной работы традиционной парадигмы
(технологии) обучения на уроках русского языка.
-
Цель
:
получить знания о сущности проблемы работы над словом с использованием
словарей, о путях эффективного ее совершенствования и реализовать модель словарной
работы на уроках русского языка в
общеобразовательной школе.
-
Задачи:
-
повторить
и закрепить знания учащихся по лексике, словообразованию, фонетике и орфоэпии,
стилистике через работу со словарями;
-
совершенствовать
навыки работы со словарями;
-
воспитывать
интерес к книге, к слову;
-
обогащать
и
развивать речь учащихся.
-
провести
систему уроков на тему «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища
национального языка»;
-
включать
работу со словарями в каждый урок;
-
Объектом исследования
является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного
запаса учащихся основной общеобразовательной школы.
-
Предмет исследования
- методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью
развития речи, обогащения словарного запаса школьников.
-
В
процессе исследования я выдвинула
гипотезу: при условии систематического
использования на уроках русского языка словарей разных типов можно добиться
значительного обогащения словарного запаса школьников, повысить уровень их
речевого развития.
-
Методы исследования
(теоретические и эмпирические), которые были использованы при написании
выпускной квалификационной работы:
-
изучение,
анализ, обобщение опыта работы учителей;
-
классификация
изученного материала, индукция и дедукция;
-
моделирование;
-
наблюдение
за работой учащихся;
-
индивидуальные
беседы с учащимися;
-
анкетирование,
тестирование учащихся;
-
диагностирующие
контрольные работы;
-
педагогический
эксперимент.
-
Лингвистические понятия:
-
Словари
–
сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с
переводом на другой язык.
-
Развитие речи
– слово полисемантическое. 1. Это сам процесс обогащения речи школьников. 2.
Раздел методики преподавания русского языка, в котором представлены методы и
приемы работы над обогащением словарного запаса учащихся.
-
Словарный запас
– это то количество слов, которым пользуется отдельный человек в жизни.
-
Средства обучения
– это специально созданные пособия и материалы различного характера,
которые помогаю учителю управлять познавательно-практической деятельностью
школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения
и навыки, воздействовать на детей и т.д.
-
Существенное значение имеет формирование у
детей восприятия слова
как особого объекта действительности -
языкового средства наименования
реалии. Для этого используется
специальная
методика, включающая
следующие упражнения:
-
- название изображаемых предметов и чтение
слов, называющих
эти предметы (делается вывод о том, что есть
предметы - мы их видим – и
есть слова для называния этих предметов
- мы их слышим, читаем);
-
- рисование по загадке предмета и
подписывание под ним слова,
его называющего;
-
- запись слов, называющих предметы;
-
- узнавание слова, пропущенного в загадке;
-
- называние предмета разными словами;
-
- называние одним словом разных предметов.
-
Работе
со словарями, на мой взгляд, уделяется недостаточное внимание, поэтому данная
тема актуальна для дальнейшей работы по ней.
[1]
Клюева В.Н.
Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. -
С. 219.