Работа со словарями - Елена Михайловна Пушкарева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ
















Статистика


 Просмотров: 9616
 Посетителей: 6120
 Подробности









Елена Михайловна Пушкарева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Михайловна Пушкарева / Блог / Работа со словарями


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 апреля 2014, 02:57, автор - хозяйка блога
Елена Михайловна Пушкарева

Работа со словарями

·         Работа со словарями. Паспорт слова.                   

-          Подготовка к профильному обучению в среднем звене: работа со словарями.

o    Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке

§   А.Франс

o    Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений

§   Декарт

-          Подготовка к профильному, более глубокому, изучению русского языка, бесспорно, начинается еще в среднем звене. Развитие речи – одно из обширнейших ее направлений, и нет возможности охватить весь этот материал. У каждого учителя, разумеется, уже сложилась своя система работы по развитию речи учащихся, программы элективных курсов и кружков. В данной работе хотелось бы остановиться на одном, очень важном аспекте: работе со словарями.        

-          Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания.

-       Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами:

-       Исключительно важной ролью слова в языке.

-       Потребностью в постоянном пополнении запаса слов.

-       Важность развития и культуры речи.

-       Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красивее его устная и письменная речь. Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

-          Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся специфично. Оно представляет собой определенный список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению которых они должны быть обучены.

-          Словники для словарной работы создавались исходя из разных целей. В одних случаях методисты за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие - их смысловую ценность для обогащения словарного запаса учащихся. Первый подход к отбору слов составляет грамматико-орфографическое направление в словарной работе, второй - семантическое направление. Оба направления решают свои специфические задачи. Грамматико-орфографическое направление объединило следующие виды работы на словом: словарно-морфологическую, словарно- орфографическую, словарно-морфемную и словарно-орфоэпическую. Семантическое направление объединяет следующие виды работы над словом: словарно-семантическую и словарно-стилистическую. Последние два вида работы над словом составляют основу обогащения словарного запаса учащихся, т.е. собственно словарную работу в школе.

-          В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются     на    словарь    текстов учебников по русскому    языку,     на    изучаемые литературные     произведения,     на        тексты     для     изложений     и  работу с текстами подготовки к ЕГЭ.

-          Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся составляют    тематические     (идеографические)     и    лексико-семантические группы слов. Это связано с тем, что «знания сохраняются в упорядоченном виде целыми тематическими группами, относящимися к различным сферам житейского опыта» (В.А. Звегинцев)

-          Отбор смысловых тем для обогащения словарного запаса учащихся необходимо производить с расчетом реализации целей подготовки их к жизни. Роль дидактического материала при этом не следует преувеличивать, однако, как пишет В.А. Звегинцев, «язык может оказывать и действительно оказывает воздействие на поведение человека, используя имеющиеся в его распоряжении каналы» в связи с тем, что «мышление человека преимущественно протекает в языковых формах». Через специально отобранную лексику языка учитель определенным образом воздействует на мышление и эмоции детей. Коммуникальный акт осуществляется «всегда в общественной среде» и «требует обязательного согласования с широким кругом общественных установлений и «знаний», и всегда целеориентирован» (В.А. Звегинцев).

-          Межпредметный материал - богатый источник для пополнения содержания работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Отсюда выделяется межпредметно-коммуникативный принцип отбора тематических групп слов для работы по обогащению словарного запаса школьников.

o    Долг учителя – помочь детям овладеть навыками работы со словарями, но как часто мы упускаем из вида эту работу, потому что она требует времени и соответствующего оснащения урока. По большому счету, каждый урок работает на обогащение словарного запаса учащихся, но, конечно, в первую очередь   это работа словесника. Словарями пользуемся как на уроке русского языка, так и литературы.

-          На уроке литературы дети ведут свои словарики по произведениям писателей. Туда попадают   устаревшие слова (творчество А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и др.), диалектизмы (творчество Н.В. Гоголя, Н.С. Леского и др.), собственные имена, названия исторических событий (исторические произведения), неологизмы (лирика Маяковского, произведения современных авторов). Такая работа помогает детям вникнуть в смысл читаемого и обогащает их словарный запас. В зачете по творчеству того или иного автора всегда включаются  моменты объяснения слов из произведений, разведения понятий «историзмы» и «архаизмы», замены современными синонимами, работы над   фразеологизмами,   афоризмами писателей, над тропами. Например, над антитезой в текстах А.С. Пушкина «Полтава», «Борис Годунов» и др. Характеризуя героев, образы которых построены по принципу антитезы (Калашников и Кирибеевич, Троекуров и Дубровский, Гринев и Швабрин),   ребята работают с антонимами. Работа с синонимами – обязательное условие успешности написания любого сочинения. Ведется на уроках литературы и работа над литературоведческими терминами, создается свой словарик необходимых понятий: метафора, инверсия, параллелизм и т.д.

-          Более подробно речь пойдет о работе со словарями на уроках русского языка. Бесспорно, на уроках развития речи на эту тему отведено совсем немного часов. Ребята знакомятся с различными видами словарей,   пробуют составить свою словарную статью уже   в 5 классе, но этого   явно недостаточно. Работа со словарями становится обязательной почти на каждом уроке русского языка.

-          Начнем со знакомства с основными словарями русского языка.

-          (для учащихся среднего звена материал сокращается).

-          Различаются       словари       двух      типов:       энциклопедические      и филологические     (лингвистические).     В   первых     объясняются     реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях. Это Малая советская энциклопедия, Большая советская    энциклопедия,    Детская    энциклопедия,    политический    словарь, философский    словарь.    Во    вторых    объясняются    слова,    толкуются    их значения.

-          Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные (реже многозначные), т.е. переводные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе с иностранным текстом (русско- английский словарь и т.д.) и одноязычные , которые делятся на толковые и аспектные .   В толковых словарях раскрывается   значение   слова со всех сторон (семантика, произношение, употребление). Аспектные словари  посвящены какой-то одной области лингвистики, одной ее отрасли. Их еще   называют отраслевыми словарями.

-          Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковый словарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой. В мире создано немало словарей, удивляющих своим объемом и богатством    содержания.    Но    едва   ли    не   самый    выдающийся    из    них – «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Особенно велико значение словаря для русской культуры, образования. Далев словарь - это увлекательное чтение о русском языке, его жизни, истории.

-          По оценке академика В.В. Виноградова, «как сокровищница меткого народного слова Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком». П оложив в основу словаря народную речь, Даль стремился доказать ненужность большей части иноязычных слов. Поэтому, включая в словарь иноязычное слово, Даль выставляет тут же «все равносильные, отвечающие или близкие ему выражения русского языка, чтобы показать, есть ли у нас слово это или нет»,  например:   резонанс - отзвук, гул, наголосок.

-          Слова у Даля объединяются в словопроизводные гнезда. Составителю казалось, что при таком гнездовом расположении слов вскроются законы русского словопроизводства. Даль очень широко дает примеры при объяснении того или иного слова. В числе примеров пословицы и поговорки, как коренные русские изречения, занимают первое место; их более 30 тысяч.

-          В 1935-1940 годах вышел четырехтомный «Толковый словарь русского языка» под редакцией профессора Д.Н. Ушакова. В его составлении, кроме редактора, принимали участие виднейшие советские ученые: В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, СИ. Ожегов, Б.В. Тамашевский. Словарь включает около 85.000 слов.

-          В 1949 г. вышло первое издание «Словаря русского языка» СИ. Ожегова. Словарь СИ. Ожегова включает около 57 тыс. слов.

-          Широко представлены в словаре фразеологические единицы.

-          С 1950 по 1965 год выходил «Словарь современного русского литературного языка» Академии наук СССР. Его объем - 17 томов.

-          Параллельно с большим словарем Академия наук СССР в период 1957- 1961 годов выпустила четырехтомный «Словарь русского языка», предназначенный для широкого круга читателей. От словаря под ред. Д.Н. Ушакова он отличается широким внесением современной лексики и большей последовательностью в стилистических пометах. От большого академического словаря он отличается отсутствием справочного материала при каждой словарной статье и меньшим количеством слов; в него включена общеупотребительная лексика и фразеология современного русского языка.

-          В 1990 году вышел в свет «Малый толковый словарь русского языка» В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной. В «Малом толковом словаре русского языка» содержится наиболее употребительная лексика современного русского языка, приведены значения, грамматические формы, ударения и другие характеристики слов, необходимые для их правильного употребления в устной и письменной речи.

-          Помимо     представленных     выше     толковых     словарей     существуют

o    «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина, вышедший под ред.   Ф.П.   Филина, и «Краткий толковый словарь русского языка», составленный рядом ученых-языковедов под ред. В.В. Розановой.

-          Кроме толковых словарей, в русской лексикографии значительное место занимают аспектные словари, которые посвящены какой-либо одной области лингвистики. Существует несколько групп аспектных словарей, среди которых выделяются словари антонимов, омонимов, паронимов, синонимов .

-          В 1971 г. вышел первый у нас «Словарь антонимов русского языка» Л.А. Введенской, содержащий свыше тысячи пар слов.

-          В 1974 г. был издан в нашей стране «Словарь омонимов русского языка» О.С. Ахмановой. В нем приводятся в алфавитном порядке омонимические пары (реже группы из трех или четырех слов), в необходимых случаях даются грамматические сведения и стилистические пометы, справки о происхождении.

-          В 1968 г. был издан словарь-справочник Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка», который можно считать первым опытом создания словаря паронимов. В нем содержится около 200 пар (групп) однокоренных слов, в употреблении которых в практике речи наблюдается смешение: абонент - абонемент, эмигрант – иммигрант, одеть – надеть.

-          В современной лексикографии существует несколько словарей синонимов русского языка. Они являются важным пособием при изучении словарных богатств языка при практическом овладении лексическими средствами и использование их в речи. Например, «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой.

-          Среди аспектных словарей можно выделить также фразеологические словари и сборники крылатых слов

-          В 1967 г. вышел первый «Фразеологический словарь русского языка», составленный коллективом авторов под редакцией А.И. Молоткова. В словаре собрано и истолковано свыше четырех тысяч фразеологических единиц.

-          Помимо фразеологических словарей, существуют также сборники крылатых слов и выражений. Наиболее известен сборник «Крылатые слова», составленный Н.С. и М.Г. Ашукиными.

-          Наряду с представленными выше словарями, существуют этимологические словари, в которых скрывается происхождение того или иного слова. Есть несколько этимологических словарей русского языка ( Приложение VI ). Один из них - «Этимологический словарь русского языка» А. Преображенского, выходивший отдельными выпусками в 1910-1914 гг.

-          В 1994 г. вышел «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Боброва.

-          Следующий   вид   аспектных   словарей – это орфографические и орфоэпические словари .

-          В настоящее время основным пособием этого типа является «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С.Г. Бархударова, содержащий 106 тыс. слов.

-          В орфографических словарях слова расположены в алфавитном порядке. Читатель в словарях находит ответ на вопрос, как пишется то или иное слово. Орфографические словари бывают 2-х видов: справочные и пояснительные. Оба вида словарей необходимы: они выполняют различные функции. Справочные орфографические словари фиксируют нормы правописания слов, служат источником нахождения нормы для предупреждения ошибки во время письма («Орфографический, словарь русского языка» под ред. С.Г. Бархударова). В пояснительных орфографический словарях, помимо фиксации правописной нормы, показаны условия выбора орфограмм, которые имеются в слове («Школьный орфографический словарь русского языка» М.Т. Баранова). Такие словари учат применять правила на практике, проверять свои решения о выборе орфограммы в словаре.

-          Среди первых изданий орфоэпического словаря можно выделить «Словарь ударений для работников радио и телевидения» Ф. Агеенко и М. Зарва, вышедший в 1960 г.

-          В 1961 г. вышел первый «Школьный словообразовательный словарь» З.А. Потихи, содержащий около 52 тыс. слов с их словообразовательной структурой.

-          В 1978 г. был издан «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова. Слова в нем расположены по гнездам, которые возглавляются исходными (непроизводными) словами разных частей речи. Слова в гнезде размещены в порядке, обусловленном ступенчатым характером русского словообразования (около 26 тыс.слов).

-          Элементарные сведения о происхождении заимствованной лексики содержатся в словарях иностранных слов. Наиболее известен у нас «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина и др. Существуют словари, специально ориентированные на практическое использование языка . В них содержатся сведения о наиболее распространенных ошибках, неточностях в употреблении    слов,    оборотов    и    грамматических    конструкций,    даются лингвистически    обоснованные    рекомендации    и    правила    нормативного словоупотребления.

-          Такие словари составляются на основе тщательного отбора лексического материала: в них содержатся наиболее употребительные слова, а также слова, чаще других встречающиеся в речевой практике учащихся.

-          Таким образом, словарей, приобщающихся к культуре народа, много в распоряжении русского школьника.

-          В настоящее время русская лексикография пополняется все новыми и новыми изданиями, предназначенными как для учителей русского языка и литературы, так и для учащихся школ.

-          В 1989 г. вышел «Учебный словарь античных имен в русской поэзии» Н.М. Шанского, А.В. Филлипова. «Пособие состоит из 250 словарных статей, в каждой из которых сообщаются сведения о том или ином божестве античного пантеона и приводится несколько фрагментов (два- три) стихотворных произведений, содержащих античные имена.

-          В 1991 г. вышел «Словарь неологизмов В.В. Маяковского» Н.П.

-          Колесникова. В словаре речь идет о таких «словных морфемосочетаниях», которые, по наблюдениям Н.М. Шанского, не характеризуются воспроизводимостью и «в своем подавляющем большинстве как бы обречены быть вечными неологизмами»; они существуют «в качестве определенных номинативных единиц только в том или ином контексте».

-          В 1994 г. вышла книга «Русские пословицы и поговорки» В.И. Зимина и др. Книга имеет уточняющее подзаглавие «Учебный словарь». В отличие от обычных толковых словарей языковой материал в нем располагается не в алфавитном или гнездовом порядке, а тематически. В словаре помещено около 2.500 пословиц и поговорок, отобранных из различных источников.

-          В 1994 г. вышел «Малый толково-этимологический словарь иностранных слов» под ред. Н.С. Араповой и Ю.М. Мироновой. В «Словаре-попутчике» объединяется всего 1.500 лексических единиц иноязычного происхождения, что вполне мотивирует в его названии появление прилагательного малый.

-          Несомненное достоинство «Словаря-справочника по русскому языку» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова - его комплексность: в одной словарной статье компактно, представлены семь основных, тесно связанных между собой характеристик слова - современное написание, особенности произношения, грамматические показатели, сведения о словообразовательной структуре, морфемное членение слова, его структурные элементы с учетом морфологических преобразований, частота употребления.

-          Есть еще немало новых словарей: обратный словарь, словарь сокращений, словарь языка писателей, частотный словарь. Постоянно появляются новые словари как результат изменения жизни. В библиотеке словарей нового поколения есть   следующие новые словари: «Большой толковый словарь русских существительных», «Большой толковый словарь русских глаголов», «Большой лингвостановедческий словарь», «Словарь – тезаурус синонимов русской речи», «Толковый словарь русского сленга» и другие.

-          Таким образом, в настоящее время учителя русского языка и литературы имеют богатую основу для работы по обогащению словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы, с опорой на словари для работы по развитию их речи.

-          Большое место в работе каждого словесника занимает словарная работа. Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова выносятся со всех учебниках на полях или заключаются в рамки.

-          Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении и слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

-          Полезно ведение учащимися личного тематического словаря. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую-то систему.

-          Упражнения по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам, подбор синонимов,   расстановка  ударения и т.п.

-          В словаре можно вводить слова, которые учащиеся часто слышат по радио, телевизору. Словарь лучше начать в 5 классе и продолжать его до 9, пополняя начатые списки по темам. Такой словарь приносит ощутимую пользу и учителю, и ученикам.

-          Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности. Предложенная система работы включает учащихся в активный поиск по вопросу, прививает в них потребность общения к словарям.

-          Слово усваивается быстрее и прочнее, если обучение его употреблению следует без перерыва за его семантизацией, если восприятие мира и слова окрашено эмоционально, если в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи, если специально формируется внимание к незнакомым словам.

-          Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса.

-          Для формирования у школьников умения видеть незнакомые слова используется    следующая    методика:    до    выполнения    основного    задания учащиеся читают упражнение и называют непонятные слова (обычно это профессиональные, устаревшие, слова с переносным значением, стилистически окрашенные слова), их значение разъясняет учитель; после выполнения задания и проверки детям предлагается объяснить некоторые слова, не названные в числе непонятных, но в знании которых учащимися учитель сомневается. Значение слова уточняется в словаре. Постоянно на уроке используются 3 вида словарей:

o    Ожегов С.И. Словарь русского языка.

o    Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы.

o    Розенталь Д.Э. Орфоэпический словарь.

-          Для того чтобы работа со словарями как средство развития речи учащихся, была более эффективной, она должна осуществляться, не только непосредственно на уроках русского языка, но и дома. Поэтому учащиеся, помимо основного домашнего задания, получали задание поработать с различными видами словарей (толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем строения слов, фразеологическим и другими). Неотъемлемой частью эффективности подобной работы является система уроков, посвященных словарям. Особенно ребятам нравится занятие «Паспорт слова», включающий самостоятельную работу с самыми разными словарями

o    Главная задача учителя  – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной.

o    А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.

o    Библиография

-           Виноградов В.В. Русская наука о русском литературном языке. Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106., т. III , кн. 1 М., 1949.

-           Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999.

-           Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.

-           Звегинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике //Известия СССР. - 1982. - Вып. 3.

-           Земский А.М. и др. Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология /А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986.  

-           Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. - 1991. - М 2.  

-           Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961.

-           Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус.яз., 1986.

-           Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994.

-           Рощина Л.М., Яковлева М.П. А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонова, С.А. Тихонов. Словарь справочник по русскому языку //РЯШ. - 1996. - №3..

-           Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей).
Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просв. 1981.

-           Чижова Т.И.   Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯШ. - 1978. - № 4.

-           Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М.; 1972.

 


·         Приложение №1: список словарей (для учителя).   

-           Толковые словари

-           Даль И.В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М: Рус. яз., 1999.

-           Краткий толковый словарь русского языка / И.Л. Городецкая, Т.Н.
Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; Под ред. В.В. Розановой.
- 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1979. - 227 с.

-           Лопотухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для уч-ся / М.С. Лопотухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. - М.: Просвещение, 1981. - 463 с.

-           Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.-316 с

-           Ожегов С.И.   Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1949. - 549 с .

-           Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР. - М., 1957-1961.

-           Словарь современного русского литературного языка: В 17 т . /АН
СССР. М., 1950-1965.

-           Толковый словарь русского языка / В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Толмашевский; Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. -М, 1935-1940. -648 с.

-           Словари антонимов, омонимов, синонимов, паронимов

-           Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.

-           Колесников Н.Т. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.

-           Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.

-           Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.

-           Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.

o    Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.

-           Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - 2-е изд., стереотип. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.

-           Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с

-           Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987.

-           Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.

-           Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395 с.

-           Колесников Н.П.   Словарь паронимов русского языка. М., 1971. -416 с.

-           Фразеологические словари и сборники крылатых слов

-           Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.   Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268

-           Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.

-           Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков,
А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Сов. Энциклопедия,
1968.-543 с.

-           Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - 2-е изд., доп. -М.: Худ. лит-ра, 1960. - 751 с.

-           Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.

-           Этимологические словари

-           Горяев Н.В. Сравнительный этимологический словарь русского языка. - Тифлис, 1896. - 443 с.

-           Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. – М., 1910 -1914.

-           ФасмерИ.Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – М., 1970.

-           Шанский и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей /Под ред. гл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1975. - 541 с.

-           Этимологический словарь русского языка / В.В.   Виноградов,   О.С.
Ахманова, Р.А. Будагов, Э.В. Севортян, Н.С. Челоданов; Под ред. Н.М.
Шанского. - М., 1972. - 215 с. Этимологический словарь русского языка. Под  ред. Шанского Н.М. Вып. 1-5 (А-Ж). - М., 1963-1973.

-           Этимологический словарь русского языка / Под ред. Шанского Н.М. -
М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.

-           Этимологический   словарь   славянских   языков ,   вып.    1-А.    Под   ред.
Трубачева О.Н. - М., 1974. - 316 С.

-           Орфографические и орфоэпические словари

-           Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

-           Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.

-           Грушников П.А. Орфографический словарик. Пособие для учащихся начальных классов. – М., 1975. - 264 с.

-           Орфографический словарь русского языка: 106.000 / АН СССР, Ин-т
русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. - 15-е изд. - М.: Рус.
яз., 1978.-480 с.

-           Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

-           Ушаков Д.Н. Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250 с.

-           Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 38-е изд., испр.   – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.

-           Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.

-           Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983.

-           Русское литературное произношение и ударение: 52.000 слов / АН
СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. Р.И. Аванесова и СИ. Ожегова. – М.,
1955. – 708 с.

-           Словообразовательные словари

-           Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с .

-           Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. – М.: Просвещение, 1974. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1961. – 259с.

-           Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.

-           Словари иностранных слов

-           Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под
ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.

-           Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая,
Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.

-           Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1941. – 784с.

-           Словари, ориентирующие на практическое использование языка

-           Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.

-           Грамматическая правильность русской речи / Л.К. Граудина, В.А.
Ицкович, Л. Пкатлинская; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко,
Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1976. – 395с.

-           Допалчев В. Опыт словаря неправильностей в русской разговорной речи. – М., 1886. – 364с.

-           Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка . – М., 1977. – 405с.

-           Крысин Л.П., Скворцов Л.И.

-           Правильность русской речи / Под ред. С.И. Ожегова. – М., 1962. – 375с.

-          Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§   Приложение № 2: список словарей для школьников.

-          1 Даль И.В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М: Рус. яз., 1999

-          Ожегов С.И.   Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1949. - 549 с .

-           3.Словарь современного русского литературного языка: В 17 т . /АН
СССР. М., 1950-1965.

-          Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.

-           Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с

-           Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987.

-           Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.

-          Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395 с.

-           Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.   Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268

-          Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - 2-е изд., доп. -М.: Худ. лит-ра, 1960.

-           Этимологический словарь русского языка / Под ред. Шанского Н.М. -
М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.

-           Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 38-е изд., испр.   – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.

-           Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983.

-           Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. – М.: Просвещение, 1974. Потиха 15. З.А. Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1961. – 259с.

-          16. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая,
Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.

-           17. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка . – М., 1977. – 405с.

-           18. Правильность русской речи / Под ред. С.И. Ожегова. – М., 1962. – 375с.

-           19. Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Рус.яз. 1980.

 

 

 

§   Приложение № 3: Упражнения для работы со словарями.

·          Использование словаря в работе над лексическими синонимами.

-           При изучении синонимов целесообразно акцентировать внимание школьников как на чертах сходства синонимических слов, так и на имеющихся между ними различиях. Понимание общего и особого у слов- синонимов опирается на сравнение и сопоставление этих слов. Так, например, учащимся предлагается подобрать синонимы к существительному родина. При выполнении этого задания ученики, прежде всего, руководствуются тем, что синонимы, составляя синонимический ряд, относятся к одному лексико-грамматическому классу. Второй опознавательный признак заключается в том, что синонимы объединены общим значением. Так, сравнивая слова родина, отечество, отчизна, учащиеся с помощью словаря синонимов устанавливают, что все они «объединяются значением - родная страна, государство». [1] Далее определяются дифференциальные признаки этих слов. Существительное родина - опорное слово синонимического ряда, стилистически нейтрально, не содержит ограничений в употреблении, оно может иметь и более узкое значение, указывая на конкретное место рождения (город, деревня и т.д.). Слова отечество и отчизна выступают как стилистические синонимы нейтрально окрашенного слова, принадлежат к высокому, торжественному стилю.

-           Для того чтобы лучше уяснить, каково назначение указанных синонимов в связном тексте, полезно использовать иллюстративный материал словарей. Например:

-           От Москвы до самых до окраин,

-           С южных гор до северных морей

-           Человек проходит как хозяин

-           Необъятной Родины своей. (Л-К.)

-           Ия,

-           как весну человечества, рожденную

-           в трудах  

-           в бою,

-           пою

-           мое отечество,

-           республику мою! (Маяк.)

-           Вечная слава и вечная память

-           Павшим в жестоком бою!

-           Бились отважно и стойко с врагами

-           Вы за отчизну свою. (Исак.)

-           После анализа иллюстративного материала словарных статей ученики приводят свои примеры, включая теперь уже знакомые им с точки зрения семантики и употребления существительные-синонимы в словосочетания и предложения.

o    2.Игра «Дежурная буква».  В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву (н-р: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т.д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

·          Инсценирование: знакомство со словарями.

-           В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.

-           Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

-           Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

-           Толковый словарь. «В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. Я что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

-           Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора а работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

·          В  предложениях заменить словосочетания  одним словом.

-           Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад.)

-           Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутат. (Мандат.)

-           В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

·          Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…

-           - кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

-           - чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

-           - Человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)

·          Работа в группах: назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

-           Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потеря голову, не сносить головы, с большой головы на здоровую…

-           Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…

-           Глаза – мозолит глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи…

-           Нос – задирать нос, вешать нос, водит за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру…

·          Объяснить значение слова стол в каждом предложении.

-           Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

-           Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

-           Анна Ивановна работает в адресном столе.

-           В санатории нам определили пятый стол.

-           А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

-           Колхоз продал государству сто голов скота.

-           Вдали показалась голова пехотной колонны.

-           Он в неравном бою сложил свою голову.

·          Конкурс: кто больше назовет синонимов.

-           Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Если словарь  беден, особенно режет слух повторение слова «сказал». А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л.Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить и т.д.

-           Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

-           Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

-           Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)

·          Аукцион умников. Блиц-опрос.

-           Что такое словарь?

-           Какие знаете словари?

-           Умеете ли вы пользоваться словарями?

-           Когда сами обращаетесь к словаря?

-           Нужны ли человеку словари? И т.д.

·          Работа с различными словами.

-           а) Раскройте значение слов (своими словами):

·          симпозиум                              абонемент

·          президиум                              воззрение

o    б) Объясните правописание слов:

·          …(н, нн) улировать                   бе…пр…цедентный  

·          бе(л, лл)…тристика                    и(л, лл)юстрация

·          и(л, лл) юминация                        м…н…стерство

·          …(к, кк) уратный                         …(к, кк) упация

·          прив…л…г…рованный                    п…рсп…ктива

-           в) Расставьте ударение в следующих словах:

·          каталог                                       ходатайство

·          партер                                            форзац

·          красивее                                        диспансер

·          углубить                                         колледж

·          обеспечение                                     позвонишь

-           Работали со словами, помещенными на полях учебника:

o    Определить лексическое значение, объяснить  орфограммы, составить словосочетания и предложения с этими словами, подобрать синонимы и антонимы.

-           Например: Аккуратный

-           Лексическое значение: 1. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность. 2. Тщательный, выполненный старательно и точно.

-           Словосочетания: аккуратный ученик, аккуратное исполнение.

-           Предложения: Он вошел в аккуратно убранную комнату. Мальчик выполнил работу тщательно, аккуратно.

-           Синонимы: чистоплотный, опрятный.

-           Антонимы: неопрятный, неаккуратный, неряшливый.

-           12. Упражнения на повышение   уровеня культурного владения языком.

-           Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю.

§   апокалипсис                  кладовая                          созвониться

§   балованный                лопочущий                            таможня

·          ваяние                       молодежь                             углубить

§   гарантировать                намерение                            феномен

·          дремота                      облегчить                          христианин

§   закупорить                   псевдоним                             эксперт

·          издавна                    разомкнутый                         диспансер

-           В чем разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания или предложение.

·          Зубы – зубья                               образа – образы

§   корпуса – корпусы                          ордена – ордены

·          лагери – лагеря                            сыновья – сыны

·          листья – листы                             учители – учителя

·          мужья – мужи                                  цветы – цвета

-           Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»?

-            Образуйте форму родительного падежа существительных.

·          абрикосы                          вафли                          партизаны

§   апельсины                        гектары                        полотенца

·          басни                           зеркальца                       простыни

·          блюдца                          минеры                            рельсы

·          ботинки                          монголы                          румыны

·          будни                              носки                              сапоги

-           Паронимы – это разные по значению слова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней; сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи.

-           Для того чтобы проверит, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках. При затруднении используйте словари.

-           Концертный (абонемент, абонент).

-           (Безответная, безответственная) покорность.

-           (Вдох, вздох) сожаления.

-           (Длинные, длительные) наблюдения.

-           (Зрительные, зрительские) аплодисменты.

-           (Искусно, искусственно) рисовать.

-           (Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

-           (Невежа, невежда) в музыке.

-           (Памятный, памятливый) разговор.

-           (Экономика, экономия) времени.

-           Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов.

-           «А если, не случай, – чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Достоевский)

-           Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (Чехов)

-           «Это кто ж там такой вышедший?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший». (Зощенко)

-           Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию… (Теффи)

-           Объясните значение следующих фразеологизмов (ниже даны слова для справок). При затруднениях используйте фразеологический словарь.

o    В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

o    Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

-           Коллективное составление «Словаря вежливых слов» .

-           Домашнее задание: составление словаря   «Мир моих увлечений» с оформлением обложки.

-           Самостоятельное составление заданий по словарям: словарных диктантов, ребусов и кроссвордов. Контрольные словарные диктанты   по проработанным словам.

-           Предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, пообобрать синонимы, антонимы к слову);

-           Объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте.

-           Составлять свои   словарики.

-            Выписать из словаря слова для сочинения на заданную тему.

-           Написать аннотацию на словарь (по выбору).

-           Охарактеризовать построение словарной статьи.

-          Найти слова в словаре объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна.

 

 

o    Приложение № 4.

-          Итогом работы со словарями может быть занятие по составлению «Паспорта слова», включающего работу с несколькими разными словарями. После занятия оформляется стенд «Познакомьтесь: слово»

o     ПАСПОРТ СЛОВА

-           (вписывается слово)

 

-           Происхождение

-           Исконно – русское                                                                                                          Заимствованное (откуда)

 

 

-           Возраст

-           Преклонный                                                       средний                                                                                молодой

-           (устаревшее)                                                     (активный запас)                                              (неологизм)

 

-           Особенности употребления

-           Общеупотребительное                                                                                                  Ограниченность (причина)           

 

 

-           Стилевое своеобразие

-           Книжный                                                             Нейтральный                                                     Разговорный       

 

-           Лексическое значение (словарная статья)

 

 

 

-           Однозначное или многозначное

-           Прямое                                                                 значение                                                              Переносное

 

o     Синонимы, антонимы (омонимы, паронимы)

 

 

-           Из каких морфем состоит и как образовано.

 

 

-           Ряд однокоренных слов

 

 

 

-           Часть речи и ее морфологические признаки

 

 

 

-           Пример употребления в предложении, синтаксическая роль слова

 

 

 

-           Пословицы, поговорки, фразеологизмы с этим словом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Приложение № 5:Теоретическая база учителя.

§   Лексикология (гр. lexicon – словарь + grapho – пишу) – раздел языкознания,     занимающийся     вопросами     составления     словарей     и     их изучения.

-           Проблема исследования состоит в обновлении приемов словарной работы традиционной парадигмы (технологии) обучения на уроках русского языка.

-           Цель : получить знания о сущности проблемы работы над словом с использованием словарей, о путях эффективного ее совершенствования и реализовать модель словарной работы на уроках русского языка в   общеобразовательной школе.            

-           Задачи:

-           повторить и закрепить знания учащихся по лексике, словообразованию, фонетике и орфоэпии, стилистике через работу со словарями;

-           совершенствовать навыки работы со словарями;

-           воспитывать интерес к книге, к слову;

-           обогащать и   развивать речь учащихся.

-           провести систему уроков на тему «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища национального языка»;

-           включать работу со словарями в каждый урок;

-           Объектом исследования является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы.

-           Предмет исследования - методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.

-           В процессе исследования я выдвинула гипотезу: при условии систематического использования на уроках русского языка словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, повысить уровень их речевого развития.

-           Методы исследования (теоретические и эмпирические), которые были использованы при написании выпускной квалификационной работы:

-           изучение, анализ, обобщение опыта работы учителей;

-           классификация изученного материала, индукция и дедукция;

-           моделирование;

-           наблюдение за работой учащихся;

-           индивидуальные беседы с учащимися;

-           анкетирование, тестирование учащихся;

-           диагностирующие контрольные работы;

-           педагогический эксперимент.

-           Лингвистические понятия:

-           Словари – сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

-           Развитие речи – слово полисемантическое. 1. Это сам процесс обогащения речи школьников. 2. Раздел методики преподавания русского языка, в котором представлены методы и приемы работы над обогащением словарного запаса учащихся.

-           Словарный запас – это то количество слов, которым пользуется отдельный человек в жизни.

-           Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогаю учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.

-           Существенное значение имеет формирование у детей восприятия слова как особого объекта действительности - языкового средства наименования реалии. Для этого используется   специальная методика, включающая следующие упражнения:

-           - название изображаемых предметов и чтение слов, называющих эти предметы (делается вывод о том, что есть предметы - мы их видим – и есть слова для называния этих предметов - мы их слышим, читаем);

-           - рисование по загадке предмета и подписывание под ним слова, его называющего;

-           - запись слов, называющих предметы;

-           - узнавание слова, пропущенного в загадке;

-           - называние предмета разными словами;

-           - называние одним словом разных предметов.

-           Работе со словарями, на мой взгляд, уделяется недостаточное внимание, поэтому данная тема актуальна для дальнейшей работы по ней.

 


[1] Клюева В.Н.

Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. - С. 219.





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/