Хочу напомнить экспертам и участникам
устного собеседования в 9-х классах критерии оценивания и основные требования к
проверке в 2025 году. (Источник: "Методические материалы для подготовки
экспертов по проверке и оцениванию устных ответов участников итогового
собеседования по русскому языку с использованием аудиозаписей, 2025")
Критерии
оценивания чтения вслух
1. Интонация соответствует
пунктуационному оформлению текста.
2. Темп чтения соответствует
коммуникативной задаче.
3. Искажений слов нет.
Если все требования соблюдены -
3
балла за чтение. Если ученик не успел прочитать текст за 2 минуты -
минус 1 балл (за темп чтения).
Критерии
оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания
1. Все основные микротемы исходного
текста сохранены -
2 балла. Если упущена или добавлена 1
микротема - минус 1 балл, если две микротемы упущены (добавлены) - минус 2
балла.
2. Приведённое высказывание включено в
текст во время пересказа уместно, логично -
1 балл.
3. Ошибок при цитировании нет -
1
балл.
Для понимания
сущности критерия «Сохранение при пересказе микротем текста» подчеркнём, что
исходный текст всегда состоит из 4 абзацев, которые соответствуют 4 микротемам,
отразить которые обязан в пересказе участник итогового собеседования. Микротемы
– это вся главная информация исходного текста. Однако, в отличие от ОГЭ по
русскому языку, в рамках итогового собеседования микротемы не прописываются для
экспертов отдельно. Это связано с тем, что участник итогового собеседования по
условиям задания 2 должен сделать подробный пересказ, то есть изложить не
только главную информацию, но и второстепенную.
Обратите
внимание! Точное введение цитаты имеет рекомендательный характер. Если участник
итогового собеседования передаёт слова косвенно («своими словами») и сохраняет
общий смысл изначальной цитаты, то считается, что включение чужих слов в текст
пересказа состоялось. При этом чаще всего цитата зачитывается обучающимися: это
более удобно и безопасно с точки зрения возникновения ошибок.
Итого 4 балла.
Критерии оценивания
монологического высказывания
Участник итогового собеседования
полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее
10
фраз по теме высказывания - 2 балла. Участник итогового собеседования
частично справился с коммуникативной задачей: приведено 59 фраз по теме
высказывания - 1 балл. Участник итогового собеседования не справился с
коммуникативной задачей: привёл менее 5 фраз по теме высказывания - 0 баллов.
Обратите
внимание! При подготовке монологического высказывания обучающиеся не используют
черновики. Исключение в ряде случаев делается только для обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью.
Обратите
внимание! Участник итогового собеседования не обязан использовать элементы
только определённого типа речи. Например, обучающийся выбирает задание 3.1, но
строит фразу следующим образом: «Если бы фотография была цветной, то я бы
предположил, что...» Так как строгой привязки каждого варианта задания 3 к
определённому типу речи нет, то используемый обучающимся оборот не является
основанием для снижения баллов.
Обучающийся
выбирает не тип речи, а коммуникативную цель.
Обратите
внимание! Фразы считаются по количеству грамматических основ, имеющих отношение
к теме высказывания. Например, неполное предложение «Передо мной фотография»
может рассматриваться как отдельная фраза.
Обратите
внимание! Представленные в задании вопросы служат лишь ориентиром, являются
наводящими, вспомогательными. У участника итогового собеседования есть право
выстраивать свой монолог, отвечая на другие вопросы, если при этом выполняется
поставленная коммуникативная задача.
Логичность монологического высказывания
-
1 балл.
Монолог должен:
- представлять
собой текст (текстовое единство),
-
характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и
последовательностью изложения,
- быть
завершённым,
-иметь композицию
с соблюдением пропорций частей: небольшое вступление (обозначение темы ответа,
формулировка коммуникативного намерения говорящего), развёрнутая основная
часть, краткое заключение (обобщение сказанного, повторение самой важной с
точки зрения говорящего информации, выражение отношения к предмету речи),
- поддерживаться
использованием со стороны говорящего разнообразных средств связи предложений в
тексте.
Обратите
внимание! Если монолог участника итогового собеседования не обладает одним из
отмеченных признаков, то эксперт оценивает его по критерию М2 0 баллов.
Итого - 3 балла
Критерии
оценивания диалога
Участник итогового собеседования
полностью справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на три
вопроса в диалоге
- 3 балла.
Обратите
внимание! Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан
исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы, а чтобы ответить на другой
вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз.
Обратите
внимание! При проверке ответов эксперт должен ориентироваться не на карточку
собеседника, а на реально заданные собеседником вопросы.
Критерии
оценивания грамотности и фактической точности речи
Оценивается по всем четырём заданиям
совокупно!
Орфоэпических ошибок нет -
2
балла.
Грамматических ошибок нет -
2
балла.
Речевых ошибок нет, или допущены
одна-две речевые ошибки -
2 балла.
Фактические ошибки отсутствуют -
1
балл.
Итого -
7
баллов.
* Если участник
итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по
всем критериям оценивания грамотности и фактической точности речи ставится 0
баллов.
Обратите
внимание! Оценивая грамотность и фактическую точность речи, эксперт не должен
фиксировать ошибку в том случае, если обучающийся самостоятельно её исправил.
Обратите
внимание! При чтении текста вслух рекомендуется не контролировать соблюдение
речевых норм. А соблюдение фактической точности при чтении текста вслух
оценивается в рамках критерия Ч3 «Искажения слов».
Обратите
внимание! При оценивании по критерию Р1 «Соблюдение орфоэпических норм» никак
не разграничиваются ошибки в словах с проставленным ударением и в словах с
непроставленным ударением. Каждая подобная ошибка считается как орфоэпическая.
Обратите
внимание! Одни и те же ошибки при чтении текста вслух и при осложнённом пересказе
могут интерпретироваться по-разному. Например, искажения в произношении имён
собственных и терминов при чтении оцениваются по критерию Ч3 «Искажения слов»,
а при пересказе – по критерию Р4 «Фактическая точность речи».
Обратите
внимание! Неоправданно длинные паузы при выполнении заданий 3 и 4
квалифицируются как нарушение орфоэпических норм (критерий Р1 «Соблюдение
орфоэпических норм»).
Эксперту следует
понимать: в устной речи уместными нередко оказываются неполные предложения,
допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы, ненавязчивые
лексические повторы и др.
Общее количество
баллов за выполнение всей работы – 20.
Участник итогового собеседования
получает зачёт, если за выполнение всей работы он набрал
10 или более
баллов.