Опыт работы
учителя права
Рычко Инны Владимировны,
стаж работы 23 года, 1 квалификационная категория
Так происходит в моей педагогической деятельности, что
все инновацию, которые приходят в школу касаются меня и я являюсь их
непосредственным участником. Так в 2003 году российский фонд правовых реформ
ввел в школах пилотный проект «Правовое образование». Вместе с 5-ми мы
включились в его апробацию. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним,
так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся
нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.
Особенность
преподавания предмета «Право», состоит в том, что при объяснении правовой
информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для
восприятия учеников. Пришла к выводу,
что в преподавании права необходимы способы и подходы, отличные от тех, которые
применяются на традиционном уроке.
«Если
хочешь накормить голодного, сидящего у моря,
не давай ему рыбы, дай ему сети и научи ловить рыбу».
Библейская мудрость
В последнее время в образовательном процессе широко
используются интерактивные методики. Такое обучение базируется на деятельностном подходе, что
сегодня в условиях введения федерального государственного образовательного
стандарта особенно актуально.
Познакомившись с опытом работы педагогов Иоффе А.Н.,
Вевеля А. В. , доктора юр. и пед. наук Е.А.Певцовой (Теория обучения праву для
студентов ВУЗ), Н.Суворовой и др.определила для себя цель дальнейшей работы.
«Формирование гражданско – правовой культуры
школьников, посредством внедрения интерактивных методов обучения»
Задачи работы:
-
разработать
систему обучения праву на основе интерактивных методов и анализа результатов
внедрения интерактивных методов;
-
развивать
социальную активность учащихся посредством интерактивных методик обучения;
-
стимулировать
устойчивый интерес учащихся к правовым проблемам;
-
формировать
положительный правовой опыт учащихся.
Описание
деятельности
Как добиться, чтобы ученики к концу учебного года за
34 часа смогли не только получить основы правовых знаний, но и решать сложные
социальные (правовые) ситуации на основе анализа обстоятельств, взвешивать
альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях и т.д.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что
учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся
оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и
рефлексировать по поводу того, что они знают и над чем думают. Совместная
деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала
означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет постоянный
обмен идеями, способами деятельности. Иными словами обучение, погружённое в процесс общения.
Я считаю, чем больше задействован учащийся на уроке, чем больше самостоятельности,
инициативы он проявляет, тем осознаннее усваиваются правовые знания, прочнее навыки,
выше интерес детей к занятиям. Применение
интерактивных методов обучения позволяет:
- формировать
интерес к изучаемому предмету;
-
развивать
самостоятельность учащихся;
-
обогащать
социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
-
комфортно
чувствовать себя на занятиях;
-
проявлять свою
индивидуальность в учебном процессе и т.д.
Методы, технологии интерактивного обучения
разнообразны: различные виды учебных дискуссий, ролевые учебные игры, «дебаты»,
деловые игры, социальное проектирование, эссе, синквейн, составление таблицы,
кластер, кейс-метод и т.д. Они позволяют каждому ученику включится в обсуждение
и решение проблемы.
Для того чтобы каждый ребенок занял активную
деятельностную позицию, проектируя урок, учитываю особенности конкретного
детского коллектива, коммуникативные и умственные способности детей, их
возможности. Урок начинается с описания проблемной ситуации, прямо относящейся
к теме и ее основным понятиям. Это сразу настраивает на практическое, живое
применение правовых знаний.
Хорошие
результаты дают уроки-дискуссии. На уроках с дискуссионным действием каждый
ученик ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Использую
уроки–дискуссии по следующим темам: «Уголовная ответственность», «Воинская
обязанность», «Права и обязанности родителей и детей». На этих уроках не
навязывается «правильный ответ», а участники дискуссии получают опыт
самовыражения, учатся уважать чужое мнение.
Развитию творческого мышления способствуют
уроки-практикумы, на которых обучающиеся
решают юридические казусы, опираясь на знание законов, кодексов РФ (Трудовой,
Семейный, Уголовный, Об административных правонарушениях) и других нормативно-правовых
актов, источников права. Я считаю, что
нельзя максимально облегчать учебный материал, а наоборот создавать трудности
для ребенка как "отправные точки для его мыслей", ведь "мышление
всегда возникает из затруднений".
Интерактивная деятельность на уроках «Основ правовых
знаний» предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет
к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для
каждого участника урока задач.
Развитие речи - особая задача учителей гуманитарного
цикла, в том числе обществоведческих дисциплин, но в сфере права требуется
развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств,
владение юридической терминологией. Трудно добиться в школе полного овладения
правовой риторикой, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной
организации сложных речевых конструкций - все это способствует приобщению
старшеклассников к навыкам ораторского искусства.
Высокую эффективность при проведении практических
занятий, показывает кейс-метод, способствующий закреплению теоретических знаний
и формированию практических навыков. Метод ситуационного анализа (cese study
method) состоит в том, что обучающийся, ознакомившись с описанием
представленной проблемы, на основе
собранного кейса (необходимые источники) («Преступление и наказание», «Нарушение норм международного
гуманитарного права»), самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует
проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми.
Предполагает распределение ролей, и сменность. И хотя этот метод требует
значительных затрат времени и усилий преподавателя, обязательной
предварительной подготовки старшеклассников, он дает значительный эффект.
В период изучения курса «Основы правовых знаний»
обучающиеся проявляют большой интерес к
предмету, так как им уже по 14-15 лет, они задают огромное количество
конкретных, волнующих их вопросов, что стимулирует и меня как учителя постоянно
повышать свой профессиональный уровень.
Регулярно прохожу курсы повышения квалификации («Развитие профессионально-педагогических
компетенций и творческих способностей работников ОУ в контексте модернизации
образования» 2008г., «Управление качеством образования в условиях
введения федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»), участвую в
научно-практических конференциях («Актуальные вопросы введения курса «Основы
предпринимательской деятельности»), семинары по апробации учебников и др.
В течение 2-х последних лет
преподаю «Право» как самостоятельный учебный предмет на профильном уровне в
10-11 классах. Для меня это стало очередным нововведением. На профильном уровне
в старшей школе в содержание обязательного минимума включаются дополнительно темы,
обеспечивающие приобретение учащимися более глубоких представлений о системе
права, о юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а
также способы познавательной деятельности, освоение которых является условием
дальнейшего обучения и профессионального становления.
Ежегодно более 20 десятиклассников
включают этот предмет в свой индивидуальный учебный план, что говорит о
востребованности курса. Учебник
под редакцией Л.Н. Боголюбова предназначен для изучения курса "Право"
в профильных классах. Содержание курса помогает учащимся подготовиться к сдаче
Единого государственного экзамена по обществознанию и к поступлению в вуз.
Из 23 выпускников 2012 года, обучающихся по
социально-правовому профилю, 17 успешно сдали ЕГЭ по обществознанию от 44 до 70
баллов, 8 учащихся поступили в ВУЗЫ на правовые специальности.
Таблица
Донушкина
Елизавета Андреевна Кубанский государственный университет, юридический ф-т
|
Тарасенко Екатерина
Андреевна Институт
управления и экономики
г.
Таганрог, таможенное дело
|
|
Горешковский
Денис Андреевич Ростовский государственный экономический университет,
таможенная экспертиза
|
Сумец Оксана Сергеевна ЮФУ
Радиотехнический институт
г.
Таганрог, юридический ф-т
|
|
Мищенко
Виктория Витальевна Российская таможенная академия, юридический ф-т,
г.Ростов-на-Дону
|
Перепетайло Анастасия
Александровна ЮФУ Радиотехнический институт
г.
Таганрог, управление в экономических и социальных системах
|
|
Сычевой
Валентин Олегович Саратовский институт внутренних войск МВД
|
Жусова Анастасия Сергеевна
ЮФУ Радиотехнический институт
г.
Таганрог, экономика организаций и предприятий
|
|
С 01.09.2010 года в рамках предмета «Право» ведется модуль «Основы
предпринимательской деятельности». Общий охват обучающихся за период апробации
составил 45 человек.
Положительными эффектами апробации стали: высокий
уровень мотивации и заинтересованность учащихся, одобрение родительской
общественности, 2 и 3 место в районном конкурсе «Бизнес проектов (идей)» 2011
года, 1 место в районном конкурсе 2012 года.
Важная роль при обучении
праву отводится внеклассной и внешкольной работе. Содержание внеурочной
деятельности включает такие направления, как развитие школьного самоуправления,
социальное проектирование в рамках проектов «Я - гражданин России», участие в
конкурсах, олимпиадах.
Участие в школьном, муниципальном, региональных этапах
Всероссийской олимпиады школьников по праву, позволяет стимулировать интерес
учащихся к изучению предмета, содействует выявлению школьников, проявляющих
особые способности к предмету, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и
умений по праву. При подготовке к олимпиадам использую обновленные
учебно-методические комплексы по праву, электронные
информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-плюс».
1.
Победы школьников в муниципальном этапе
Всероссийской олимпиады по праву
Год участия
|
Ф.И учащегося
|
Муниципальный этап
|
Региональный этап
|
2010
|
Парфененко Лариса
|
победитель
|
участник
|
2011
|
Перепетайло Анастасия
|
победитель
|
участник
|
|
Те Ирина
|
победитель
|
участник
|
2012
|
Перепетайло Анастасия
|
победитель
|
участник
|
|
Те Ирина
|
победитель
|
участник
|
|
Донушкина Елизавета
|
призер
|
участник
|
|
Мищенко Виктория
|
призер
|
участник
|
|
Сутуга Юлия
|
призер
|
участник
|
|
Балябкина Виктория
|
призер
|
участник
|
|
|
|
|
К положительной динамике качества
образования по праву также можно отнести:
2. Призовые места районном в конкурсе
«Знатоки Конституции».
3.
Участие в областном заочном конкурсе творческих работ
по избирательному праву. (Таранцов С., Рычко Я.). Проведение выборов президента
ученического самоуправления (школьный референдум).
4.
Ежегодно, начиная с 2008 года, для итоговой аттестации
в традиционной форме девятиклассники выбирают предмет «Право».
5.
Уровень подготовки учеников является стабильным и
положительным.
Год
|
Класс
|
СОУ
|
% кач.
|
% усп.
|
Ср.балл
|
2010-2011
|
7а
7б
|
68%
66%
|
74%
69%
|
100%
100%
|
4,1
4
|
2010-2011
|
10а
|
67%
65%
|
75%
68%
|
100%
100%
|
4
3,9
|
2011-2012
|
8а
8б
8в
|
67%
59%
49%
|
80%
61%
47%
|
100%
100%
100%
|
4,05
3,7
3,3
|
2011-2012
|
10
11а
|
80,7
65,7
|
95,5
77,8
|
100%
100%
|
4,5
4
|
В заключении
хотелось сказать о перспективах моей дальнейшей работы:
•
1.Совершенствовать
методику интерактивного обучения, в сочетании с использованием
интернет-технологий, специализированными информационными сайтами сети Интернет,
способствующим правовому воспитанию детей и молодежи.
•
2.
Продолжать индивидуальную работу с учащимися, обладающими повышенным уровнем
мотивации, с целью их участия в конкурсах и предметных олимпиадах.
•
3.
Поддерживать высокий уровень качества знаний и успеваемости по предмету.
•
4. Продолжить работу по формированию правовой
грамотности родителей (через родительские лектории).
•
Особое значение
при обучении праву приобретает изменение системы оценивания учебных достижений
учащихся. В правовом образовании очевидной является необходимость комплексного
подхода к системе оценивания. Оно должно быть направлено не только на
выявление, в какой мере учащиеся усвоили знания, но и на выявление способности
использовать их на практике.
•
5. Разработать
систему оценивания учащихся на основе комплексного подхода.
•
6. Начать
подготовку к введению ФГОС среднего (полного) общего образования. Предметной области «Общественные науки»
«Право» (базовый уровень)
«Право» (углубленный уровень)
Автор самоанализа И.В. Рычко.