Физкультурная минутка
как форма активного отдыха во время малоподвижных
занятий дочтаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную
работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.),
обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время
занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха;
мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии;
мышцы кисти работающей руки.
Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс,
включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног,
рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и
кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут.
Первоначально для малышей предлагаются упражнения
подражательно-имитационного характера — как птички пьют водичку, как
капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет
поезд и т. д.
Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут,
несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы
физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения.
Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных
минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5—8.
И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы.
Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале,
включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие
подготовке нового двигательного действия.
Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольником, обязан помнить,
что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз —
активный отдых.
Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми
движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений
физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает
интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует
формированию правильной осанки.
Детям можно предложить упражнения с такими пособиями, как флажки,
погремушки, кубики.
Интересны упражнения с флажками, кубиками, ленточками, палками, круговой
веревкой, обручами. Дети старшего возраста должны уметь выполнять
упражнения с обручами, мячами разного размера, скакалками, ленточками и
др.
Прежде всего, важно, чтобы дети принимали правильное исходное положение.
Дошкольникам младшего возраста удобное исходное положение для ног —
стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Такая стойка будет
обеспечивать устойчивое положение и способствовать равномерному
распределению тяжести тела. Для детей старшего возраста можно
использовать разные исходные положения для ног при выполнении
упражнений.
Приседание, поднимание и отведение ног выполняется из исходного
положения ноги вместе.
Выполняя упражнения для туловища, используется исходное положение — ноги
слегка расставлены, на ширине плеч, ноги вместе.
Исходное положение для рук — руки вниз, отведены назад, за спину, на
поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к плечам.
Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно
сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание.
Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить
детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при
опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или
слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»:
как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т. д.
На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и
глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех
необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс
живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен,
барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти
дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.
Физкультминутка. А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Физкультминутка. Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то
правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.
Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
А сейчас мы с вами, дети
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
|