|
Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания
В современной педагогике сегодня существуют проблемы, связанные с
трудностями внедрения многих перспективных разработок, блестящих идей и
технологий в реальную образовательную практику.
О том, какие психолого-педагогические вопросы сегодня решают
представители академических школ, каковы основные проблемы, какова
логика движения и развития в направлении внедрения новых образовательных
технологий, рассказывает Ольга Карабанова.
В первую очередь проблемные моменты связаны с определенной
аксиологической культурой*, характерной для значительной части
современных педагогов и родителей. Мы много говорим о культуре мышления,
но есть еще и другая культура: это те ценностно-смысловые установки,
которые лежат в основе воспитания ребенка, представления родителей,
педагогов и воспитателей о том, каким должен быть ребенок, — идеалы
воспитания. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня эти
установки существенно различаются у психологов и педагогов, вплоть до
драматического разрыва. Драматического потому, что любое расхождение, а
тем более расхождение значительное, не только приводит к «сшибке» и
конфронтации воспитательных систем, что существенно влияет на развитие
личности ребенка, но и создает смысловой барьер на пути реализации новых
образовательных практик и технологий. Не секрет, что для многих
учителей и родителей ребенок лишь бесформенная «глина» в умелых руках
воспитателя, объект для воспитательного воздействия. Увидеть в ребенке
индивидуальность, признать самоценность его личности, право на
самостоятельный выбор своего пути развития, признать диалог единственно
возможной формой построения отношений «педагог–воспитанник» удается
далеко не каждому. Прогрессивные образовательные технологии как раз и
замешаны на идеях диалогического равноправного сотрудничества, признания
и пестования Личности ребенка. Не приняты ценности и идеалы, лежащие в
основе создания технологий, — любая технология останется сухим и
бесплодным алгоритмом действий, формально «отрабатываемым» учителем на
уроке.
Итак, проблема сложности внедрения новых образовательных подходов и
технологий в первую очередь обусловлена тем, что предпринимается попытка
реализации совершенно иной ценностно-целевой системы, чем та, что до
сих пор широко распространена в общественном сознании. Важно и то, что
сегодня возникла совершенно особая социокультурная ситуация. На фоне
резкой поляризации общества, социальной стратификации возникают
совершенно новые системы ценностей, связанных с воспитанием ребенка. И
их просто необходимо учитывать при внедрении новых технологий —
насколько они адекватны целям, содержанию, методам предлагаемой модели
обучения. При разработке стандарта образования, его внедрении следует
исходить из необходимости формирования новой аксиологической культуры и
ценностных приоритетов воспитания, которые задают восприятие ребенка,
понимание миссии образования, его целей и задач. Иначе все распрекрасные
и замечательные идеи просто повиснут в воздухе, как это уже
неоднократно было в нашей истории.
Второй момент. Я знаю, что при внедрении в практику образования
многие идеи Петра Яковлевича Гальперина, выдающегося ученого, создателя
теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий,
ученицей которого мне посчастливилось быть, технологии и методики,
хорошо работающие в условиях педагогического эксперимента,
«пробуксовывали» при широком внедрении в школу. И дело не только в том,
что у Петра Яковлевича в его теоретической модели практически
отсутствовал этап формирования ценностно-смыслового мотивационного
начала действия. Отсутствовал не потому, что П.Я. Гальперин не понимал
или недооценивал значимости мотивации учащегося. Дело в том, что к тому
моменту еще не было выделено и отрефлексировано психологическое
содержание условий формирования мотивационно-смысловой основы действия.
Поэтому в ответ на критику и замечания о необходимости формирования
адекватной мотивации Петр Яковлевич отвечал: «Если кто может, делайте. Я
двумя руками “за”».
Трудности успешного внедрения в школу новых технологий могут быть
преодолены при создании сотрудничества теоретиков и практиков, то есть
необходимо обеспечить сопричастность практиков к теоретическим
разработкам. Совместность деятельности, сотворчество, сотрудничество
порождает одинаковое понимание конкретных техник и технологий теми, кто
создает научные идеи, модели и технологии, и теми, кто реализует новые
идеи в образовании, в том числе и идеи нового стандарта. Практика
показывает, что, если ученые-разработчики предлагают конкретную методику
обучения для школьников или профессионального обучения взрослых,
исходя из академического понимания в готовом виде, учитель ее
откладывает и пользуется той, которая ему привычна и удобна. Если новая
технология разрабатывается в сотрудничестве, с участием учителя, на его
предметном материале, если реализуется путь совместности, то мы
получаем сторонника и проводника наших идей и моделей. И еще — учебное
предметное содержание должно быть сконструировано в соответствии с
технологической идеей и конструктами обучения, а это непременно требует
самого активного участия в работе педагога-предметника.
Надо помнить, что большинство существовавших до настоящего времени
великолепных идей модернизации школы и создания новых образовательных
технологий создавались в иных социокультурных условиях и были
ориентированы на иной образ возрастного развития ребенка. Сегодня
ребенок меняется. Достаточно сказать, что одним из важнейших факторов
развития является информационная социализация — СМИ, Интернет. В
разработках прошлых лет это, естественно, никак не учитывалось.
Один из ключевых вопросов при разработке любой новой технологии —
каков современный ребенок. Широкомасштабных мониторингов на этот счет в
стране практически не проводилось. Но какое-то представление тем не
менее есть. Например, группой исследователей, возглавляемой Г.С.
Ковалевой, на протяжении ряда лет проводился массовый мониторинг на
определение готовности детей к школе. Это очень интересные результаты.
Есть данные других исследований, которые необходимо проанализировать,
чтобы понять психологические особенности ученика — главного субъекта
образовательной деятельности.
И еще одно. За последнее время претерпели существенные изменения наши
теоретические конструкты и представления о закономерностях и
механизмах психического развития ребенка. Поэтому нельзя ограничиваться
лишь рассмотрением, каков сегодня ребенок, важно отрефлексировать и
понять, как изменилась наша интерпретация, толкование и понимание
закономерностей развития.
Если раньше фокусом внимания была нормативность, универсальность
развития, то сегодня акцент в исследовании ребенка переносится на
изучение закономерностей и механизмов, порождающих разнообразие
индивидуальных траекторий развития. Индивидуальные траектории развития и
образования, их генезис и развитие становятся фокусом внимания.
Возникает вопрос: каковы условия, порождающие это разнообразие?
Каковы факторы и причины этого разнообразия? Не зная их, мы не можем
применять новые образовательные технологии. В реальности технологии
всегда адаптируются в соответствии с особенностями конкретного ребенка.
Поэтому первоочередной задачей, которую необходимо решить, является
выявление системы тех инвариантных условий, которые должны быть учтены в
стандарте, для того чтобы создаваемый стандарт был ориентирован не на
среднестатистического ребенка, а на каждого ребенка.
И наконец, нельзя говорить о модернизации школьного образования без
учета трансформаций, происходящих сегодня с институтом семьи.
Необходимо построить хотя бы минифорсайт-проект — каким будет ребенок и
какой будет семья к 2016 году.
В психологии устоялось меткое и точное выражение — «психологическая
готовность ребенка к школе» в контексте обсуждения проблем начального
образования. Сегодня мы говорим о психологической готовности школы,
семьи, родителей к освоению ребенком новой действительности, новой
деятельности, нового пространства учебного сотрудничества. Должна быть
готовность социального окружения к перестройке отношений сотрудничества с
ребенком, поступающим в школу. К примеру, система Занкова — прекрасная
система. Но я знаю, как консультант, что эта система успешно идет только
там, где родители сразу же активно включаются в процесс содействия
учебной деятельности ребенка. Если этого не происходит, система не
работает. Иначе говоря, решающим условием успешного внедрения новых
технологий является совместность учебной деятельности и на уроке, и
дома. И форма, и содержание совместности определяется не только
педагогическими знаниями родителя, но его, хочу подчеркнуть, ценностными
установками в отношении воспитания ребенка. Именно поэтому крайне
важно понимать, что являет собой сегодня семья. Например, существует
понятие child free (свободные от детей). Это осознанное принятие
взрослым человеком решения о том, чтобы отложить рождение ребенка или
вообще отказаться от него. Это серьезная тенденция, за ней стоит
определенная система ценностей, и ее необходимо учитывать. Надо
понимать, что те родители, которые принимают новый стандарт, и те
родители, которые, по идее, должны помогать в реализации этих
технологий, — это разные поколения, разная когорта. Необходим
достоверный и обоснованный прогноз тех тенденций изменения семьи,
которые определят «педагогическое лицо» родителя ребенка, поступающего в
школу в условиях нового образовательного стандарта. Отсутствие
сотрудничества и взаимодействия с родителями — одна из реальных причин
трудностей внедрения новых технологий: они недостаточно восприняты и
осмыслены и поэтому не реализуются, а порой имеет место и внутренний
протест и противодействие стандарту, если он не согласуется с ценностями
родителей.
Итак, лишь диалог, сотрудничество, содействие и сотворчество всех
участников образовательного процесса могут обеспечить успех модернизации
образования. И главное: это заключение завоевывает сегодня все больше и
больше сторонников!
-
О какой «индивидуальной траекторией развития и образования»
ребенка идет речь, если в первом классе (который сейчас начал учиться по
новому стандарту) детей насильно заставляют обязательно посещать ВСЕ 10
часов внеурочной деятельности еженедельно? Где вы видите выбор и
индивидуальный подход к ребенку? Где продекларированное «снижение
нагрузки», щадящий режим для первоклассников, если они учатся ежедневно
по 6 уроков и уходят из школы в 15 часов измотанные донельзя?
Родители готовы принять новый стандарт и помогать реализовать его, если
прекратится это навязывание дополнительных занятий, которые лишают
ребенка не только отдыха, но и возможности заниматься любимым делом, тк
вынуждены бросать уже выбранные вне стен школы секции ради этой
навязанной «внеурочной деятельности», которая руководителями школ
понимается, как обязательная к посещению ВСЕХ ЗАНЯТИЙ ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ
БЕЗ ВЫБОРА.
Родители готовы к диалогу, но они не могут достучаться до чиновников,
чтобы объяснить абсурдность этой ситуации. Никакого сотрудничества и
взаимодействия нет именно со стороны министерства образования, поэтому
ваши выводы абсолютно правильны — с нами сотрудничать не то что не
хотят, а всячески избегают.
Ответить
-
В корне не согласен с автором.
Внедрение новых стандартов образования приведёт к полному разрушению интеллектуального потенциала страны.
Автор делает осторожное предположение, что внедрение новых технологий в
образовательном процессе недостаточно восприняты и осмыслены (типа мы
идиоты), и поэтому не реализуются, а на деле как раз наоборот — имеет
место полное понимание происходящего и именно поэтому как раз то и будет
протест, и не только внутренний, а активное противодействие навязанному
асоциальному колониальному стандарту, который пытается превратить нашу
страну в банановую республику, а население в полных идиотов.
Ничего не выйдет, так что ЗРЯ ПРОГИБАЕТЕСЬ под марионетку Фурсенко, скоро его снимут с должности.
Ответить
-
К сожалению, как это не раз бывало в истории развития нашего
государства, все хорошие начинания (а я нисколько не сомневаюсь, что
ФГОС – хорошее начинание) разваливаются при столкновении с «человеческим
фактором».
Дорогие родители, уважаемые педагоги! Кто из вас внимательно, с
карандашом в руках прочитал текст стандарта? Где написано о 10 часах
внеурочной деятельности в неделю в обязательном порядке? Где – о том,
что нужно бросать секции? Если Елена действительно готова как родитель
«принять новый стандарт и помогать реализовать его», то нужно не
возмущаться, а сподвигнуть Управляющий совет, других родителей к
изучению нормативных документов, в том числе, письма с методическими
материалами по введению внеурочной деятельности (http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/),
где рассматриваются модели реализации ВД. Заодно уж и ссылка на
изменения, которые ещё в ноябре 2010 года были внесены в ФГОС НОО (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html).
Речь вообще не должна идти о сотрудничестве с министерством образования
– всё решается на уровне школы, которой, по тому же ФГОС, дано много
прав, а значит, и ответственности.
Но самое страшное, что мы, как обычно, не видим за деревьями леса:
внеурочная деятельность – это ещё не ФГОС. Речь в документе идёт об
изменении подходов к обучению ребёнка, к смене направленности
образовательного процесса: не «я учу, вы проглатываете», а «вы учитесь, я
помогаю». Это если в самых общих чертах, потому что я о стандарте могу
говорить много и долго. И, чтобы Алёна не ПОДУМАЛ (цитирую: «В корне НЕ
СОГЛАСЕН с автором»), что я, по ЕГО (ЕЁ?) выражению, «ПРОГИБАЮСЬ под
марионетку Фурсенко», готова ответить на ваши вопросы (как лицо,
непосредственно с реализацией стандарта связанное), поэтому оставляю
координаты: Лыба Алла Анатольевна, зав. кафедрой сопровожления инноваций
в образовании Томского областного института повышения квалификации и
переподготовки работников образования, тел. Кафедры 8 (3822) 42 06 39.
У меня есть любимое выражение (почти девиз): «Кто хочет сделать – ищет
возможности, кто не хочет – причины». Давайте будем сообща искать
возможности.
Ответить
-
If I cmoumncitaed I could thank you enough for this, I’d be lying.
Ответить
-
19.12.2011 04:22 Владимир
«…Формы организации образовательного процесса, чередование
учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы начального общего образования определяет
образовательное учреждение.» Да… Выбора у нас… Я не знаю как хотели… Я
вижу как у нас в Ейске 1 классники учатся…
Ответить
-
16.11.2011 11:44 Романова Ольга
Уважаемая, Алёна!
Индивидуальный подход в обучении не способствует разрушению
интеллектуального потенциала страны. Выберите время и познакомьтесь с
официальными документами по ФГОС НОО – это поможет Вам сформировать
адекватное понимание решения проблем в образовании и не только в нём.
Ответить
-
Романова Ольга, индивидуального подхода нет, выбора нет, всех
водят строем на обязательные кружки, организованные силами учителей
начальных классов.
Это:
1. нарушает право моего ребенка на отдых (что приводит к переутомлению и
ухудшению обучаемости по основным предметам, и как следствие,
способствует разрушению интеллектуального потенциала моего ребенка).
2. нарушает право моего ребенка на выбор деятельности в свободное от
учебы время (навязывание ненужных и не интересных дополнительных
занятий).
3. нарушает законодательство РФ и санитарные нормы.
4. лишает моего ребенка возможности посещать действительно интересные
ему кружки (потому что после 7 уроков невозможно еще и на кружок идти).
Всё это происходит по указанию Министерства образования Московской области.
Уверяю вас, документы ФГОС НОО в части, касающейся организации
внеурочной деятельности, я знаю почти наизусть, жаль только, что тоже
самое не знают в Министерстве образования Московской области.
Ответить
-
Поверьте, в Министерстве все всё прекрасно знают и понимают.
Только им нужен результат на 200%, подтверждающий значимость и
результативность новых стандарт (какие деньжище-то на реализацию ФГОС
направлены, да и перед Европой в грязь лицом ударить не хотелось бы).
Вот и начинается: министерство дёргает управление образования, те в свою
очередь районных методистов, а им ничего не остаётся как направить всю
свою и министерскую волю на школу. А у школы выбора нет.
Всё это напоминает сказку «Репка».
Ответить
-
знаете, это подло заставлять семилетних детей отрабатывать и отдуваться за их какие-то там бюджеты и планы.
это нарушение закона и они должны за это ответить рано или поздно или прекратить издеваться над детьми.
-
Help, I’ve been informed and I can’t bceome ignorant.
Ответить
-
Работаю в школе. приехала СЭС, сделала замечание, что
первоклассники перегружены. что введение внеурочной
деятельности-противозаконно. правда ли это? на какой нормативный
документ можно сослаться?
Ответить
-
Didn’t know the forum rules allwoed such brilliant posts.
Ответить
-
Они совершенно правы, обязательная внеурочная деятельность незаконна, она должна быть добровольной.
Основная образовательная программа общего образования реализуется
образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность
(приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241). Этим приказом
внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана, а значит в
соответствии с Законом об образовании ст. 50 п. 16, дети имеют право на
свободное посещение этих занятий.
Если она все-таки внесена в учебный план, то в этом случае вступает в
силу Санпин 2.4.2.2821-10, который в ст. 10.5 гласит, что при подсчете
допустимой недельной образовательной нагрузки учитывается урочная и
внеурочная деятельность, если она внесена в учебный план. Суммарная
нагрузка не должна превышать 21 час для 1 класса.
Таким образом, количество обязательных учебных занятий (урочная и
внеурочная деятельность в сумме) не должно превышать 21 часа в неделю в
любом случае.
Ответить
-
14.12.2011 14:41 светлана
внеучебная деятельность так называется потому что она не внесена в
учебную нагрузку обучающихся и реализуется дополнительно к учебной.
Объем ее сейчас нормативно не прописан, он определяется на класс
регионом. Именно на класс,а не учащегося.
Ответить
-
Однако почему-то в регионах решили, что каждый ученик должен
посещать все 10 часов внеурочки в обязательном порядке. В Управлении
образования говорят, что не посещая ВУД, я нарушаю следующее: первое —
права ребенка, так как он имеет права посещать ВУД, второе —
общеобразовательную программу. Мне дали понять, что при невыполнении
образовательной программы к нам будут применяться санкции, вплоть до
исключения из школы.
Ответить
-
You really saved my skin with this ifnormatoin. Thanks!
Ответить
|
| Автор: Ольга Карабанова Источник: http://prosvpress.ru/2011/09/individualnyie-traektorii/#more-1532
| Тэги: ФГОС, образовательные технологии
|