Урок математики
Тема:
"Задачи на увеличение числа на несколько
единиц»
(с двумя множествами
предметов)
Класс:
1- А
Учитель:
Смирнова
Е.А.
Цели:
ознакомление
с новым видом задач.
Задачи
урока:
1.
способствовать приобретению
учащимися опыта в установлении связей между искомым и данными в задачах на
увеличение числа на несколько единиц
(в
прямой форме с двумя множествами предметов)
2.
закреплять
умение
прибавлять и вычитать 1, 2, 3.
3.
закреплять
знание состава чисел 10 и 8
4.
воспитывать
познавательный интерес к изучаемому материалу; умение сотрудничать;
5.
развивать логическое мышление, внимание, умение
сравнивать.
Оборудование:
·
картинки
с изображением солнышек,
·
4
гномика; 3 полосочки
·
кубики
с числами и буквами;
·
белоснежка
+ предметные картинки с изображением грибов + корзина;
·
геометрические
фигуры (круг, квадрат, ромб, круг)
·
карточки
с примерами;
·
карточки
для М/д
·
домики
«состав чисел»
·
учебник
Моро 2 часть с.6
·
математические
наборы ( у детей)
·
карточки
для самостоятельной работы
·
кроссворд
·
презентация
·
вееры
с цифрами
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент.
Тут примеры
и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
На доске:
*
К нам на урок
заглянуло солнышко. Какое из них
вам
больше нравится?
Я очень рада,
что у вас сегодня
хороший настрой на
работу.
II.
Работа над пройденным материалом.
1.
Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10
·
Сегодня
мы отправимся в страну, где живут маленькие человечки. (
На доске кубики с числами и буквами
)
·
Посмотрите на доску, расставьте кубики с
числами в порядке возрастания (1 ученик работает
у доски)
·
Прочитаем
хором
·
А
сейчас,
кто посчитает
от 1 до 9, через одно число и тогда вы
узнаете,
кто живет в стране, в которую
мы сегодня отправимся.
·
Давайте
прочитаем. (
Г
номы.
)
(
Показ
картинки с изображением гнома
)
2.
Повторение таблиц сложения и вычитания 1,2,3.
К
нам на урок пришли два гномика:
Прибавлялкин и
Вычиталкин
·
Как
вы думаете, какие примеры любит решать Прибавлялкин(ставлю+)
·
Какие примеры любит решать
Вычиталкин? (ставлю -)
·
Какой
знак мы поставим при выполнении действия сложения? (+)
·
Какой
знак мы поставим при выполнении действия вычитания? (-
Возьмите в руки веры с цифрами
Я показываю
- пример, а вы - мне ответ
2+1
6+3
8-2
7-3
7+2
9+1
6+2
5-1
·
Какому
гномику отдадим пример?
Примеры выставляю на
2
наборных полотна
·
Посчитайте, сколько
примеров на сложение мы решили (5), на вычитание? (4)
·
Каких примеров решили
больше? ( на сложение)
·
На сколько? Докажите
( 5 это 4 без одного)
·
Что можно сказать о
количестве примеров в каждой группе?
·
Как сделать, чтобы
примеров на сложение и вычитание было одинаково? (добавить 1 пример или убрать)
СТОЛЬКО ЖЕ
3.
Логическая задача
У
Прибавлялкина и Вычиталкина есть друг, которого зовут Умник. Определите, кто из
них старше всех, Вычиталкин старше Прибавлялкина, но моложе Умника.
Слайд №2
Прикрепляю
полосочки разной длины
Умник
---------
Вычиталкин
------
Прибавлялкин
---
4.
Математический диктант.
*
К нам пришел еще один гномик. Отгадав
кроссворд, вы узнаете его имя.
1) Как
называется текст, в котором есть условие, вопрос, решение и ответ? (
Задача
)
2) Уменьшите
3 на 1?
(два)
3) Какое
число надо прибавить к 5, чтобы получить 6?
(один)
4) Какой
знак нужно поставить, вместо * в выражении: 5+3 * 8? (
равно)
5) Число,
которое называют при счёте после 3.
(четыре)
6) Найдите
лишнюю геометрическую фигуру:
(круг)
7) На
сколько надо увеличить 4, чтобы получить 7?
(на
три)
8) Какой
знак надо поставить в равенство: 7 *2 = 5? (
минус)
Слайд №3
·
Как
зовут этого гнома, прочитайте?
·
Как вы думаете, чему вас будет учить на уроке
гном Задачкин?
III
. Сообщение темы
урока
Правильно,
сегодня мы будем учиться решать новые задачи.
I
V
.
Работа над новым материалом.
1.
Практическая работа.
Гномик
Задачкин предлагает выполнить несколько заданий.
-
На наборное полотно нужно
поставить на верхнюю полочку 3 зайчика, а на нижнюю – столько же белочек.
-
Что можно сказать о количестве
зайчиков и белочек? (поровну, столько же)
-
Сколько ещё надо поставить
белочек, чтобы их стало на 2 больше? (2 белочки)
-
Что значит на 2 больше? ( 3 да
еще 2)
-
Кого теперь стало больше:
зайчиков или
белочек?
-
Что можно сказать о количестве
белочек? (столько же, да еще 2)
2. Упражнения
с индивидуальным счётным материалом.
А
теперь поработаем с
математическим набором.
·
Положите 4 кружка, а под ними столько же
квадратиков.
·
Сколько
квадратов стало?
(4)
·
Подумайте,
сколько ещё надо положить квадратиков, чтобы их стало на 1 больше? Положите.
·
Сколько
квадратиков положили? (1)
·
Чего
теперь больше: кружков или к
вадратиков?
·
Почему?
(их столько же, да еще 1)
·
На сколько квадратиков стало больше? (на 1)
·
Сколько
стало квадратиков? (5)
·
Как
получили число 5? (4+1)
Выложите
решение у себя на парте.
*
Прочитайте выражение разными способами…
3.
Работа с учебником.
Откройте
учебники на стр. 6.
№ 1.
Рассмотрите верхний рисунок.
·
Сколько
чашек? (7)
·
Сколько
блюдец в верхнем ряду?(7)
·
Что
можно сказать о количестве чашек и блюдечек? (их поровну, их столько же
·
Сколько
блюдец во втором ряду? (9)
·
Что
можно сказать о количестве блюдец в верхнем ряду и в нижнем? ( в нижнем больше)
·
На
сколько блюдец в нижнем ряду больше, чем в верхнем? (на 2)
·
Докажите,
что в нижнем ряду блюдец больше? (7 да еще 2)
·
Как узнать, сколько всего блюдец во втором
ряду? ( к 7+2)
·
Проверьте
по рисунку, правильно ли мы узнали, сколько всего блюдец. Посчитайте их.
№ 2.
Рассмотрите левый рисунок с кружками.
·
Сколько
синих кружков в верхнем ряду? (7)
·
В нижнем ряду красных кружков столько же
сколько синих. Сколько красных кружков? (7)
·
Что
можно сказать о количестве кружков (их поровну, или столько же)
Рассмотрите
правый рисунок.
·
В
верхнем ряду нарисовано…(
7 кружков) .
·
Сколько
красных кружков в нижнем ряду?
(их на 2 больше, чем синих)
·
Докажите,
что красных больше, чем синих (7 да еще 2)
·
Что значит на 2 больше? (7 да еще 2)
·
Как
узнать, сколько красных кружков на рисунке? (7+2)
V.
Физкультминутка.
Жил был
маленький гном
сели на корточки
С большим колпаком.
встали руки вверх
Он был
путешественник Гном.
На лягушке он скакал: прыг-скок, прыг-скок.
прыжки
И на стрекозе летал: У! Высоко!
помахать руками высоко
По ручью плыл в чайной чашке
Буль-буль-буль.
Топал он на черепашке
топают ногами
И протопав все тропинки
Он качался в паутинке: баю-бай.
качаются из стороны в сторону
* Сядем
тихо, чтобы не разбудить гномика. Слайд № 4
V
I
.
Закрепление.
– А сейчас
гномик
Задачкин хочет посмотреть, как вы внимательно его слушали, и
предлагает решить задачу.
·
Сколько
лисичек набрала
Белоснежка? (3)
·
А
белых? (на 2 больше)
Достаю из корзины,
выставляю на наборное полотно
·
Что
значит на 3 больше?
(3 да еще 2)
·
Можно
сразу ответить на вопрос задачи? (да)
·
Каким
математическим действием? (+)
·
Запишите
решение в тетрадь (3+2=5(г.) Ответ: 5 грибов.)
1
ученик на доске
Запишите
решение и ответ (в тетради)
№2.
Прочитайте про себя задачу. Затем читает один ученик вслух.
На столе 8 вилок, а
ложек на 1 больше. Поставь вопрос и реши задачу
·
Сколько
вилок лежало на столе? (
8)
·
Что
известно про ложки? (
на 1 больше)
·
Как
вы понимаете на 1 больше? (8 да еще 1)
·
Что
нужно узнать в задаче? (
сколько было
ложек)
·
Каким
действием будем решать задачу? (+)
·
Почему
сложением (на 1 больше)
·
Как
узнаем? (
8+1)
Запишите самостоятельно
в тетради
Самостоятельная
работа по вариантам
Возьмите
карточки(дети на карточках - два ученика за доской)
Задание:
1.Заселите
домики
2.
Напишите ответы в примерах
Гномики
дали вам такое задание:
1в.
2в.
9-3-1=
3+3+1=
5+2+2=
8-2-2=
Проверяют
VI. Итог
урока.
·
Наш
урок подошёл к концу. Пора прощаться с гномиками.
·
Чему
они вас сегодня учили?
Тэги:
Планируемые достижения учащихся научиться приводить примеры,
усвоить,
что овощей и фруктов надо есть,
потому что в них много витаминов.