|
|
Татьяна Васильевна Сопина
Тексты для подробного или сжатого изложения
|
|
|
| Предисловие
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов по русскому языку проводится в форме изложения с творческим заданием. Данный сборник текстов для изложений предназначен для проведения письменного экзамена по русскому языку.
Пятое издание сборника было дополнено и переработано, при этом структура его не изменилась. Сборник состоит из двух разделов: первый включает тексты для подробного или сжатого изложения, второй тексты для изложений в классах компенсирующего обучения.
Доработка пятого издания сборника была проведена по следующим направлениям: 1) исключены тексты, вызвавшие по разным причинам затруднения при написании изложения; 2) некоторые тексты перенесены из второй части в первую, так как для компенсирующего обучения они сложны; 3) из второй части исключены отдельные описательные тексты; 4) включены новые тексты; 5) доработаны некоторые задания и уточнены вопросы к текстам; 6) составлено подробное оглавление сборника для лучшей ориентации в его содержании.
Каждый текст сопровождается двумя вариантами заданий (в обоих разделах), которые отличаются степенью сложности. Задание выбирает ученик. Все тексты изложений пронумерованы. Номера текстов изложений для экзамена определяются государственными органами управления образования субъектов Российской Федерации и рассылаются в общеобразовательные учреждения (в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации).
Традиционно для проведения экзамена выбирается два текста. За 30 минут до начала экзамена конверты с названными номерами вскрываются, экзаменующий учитель осуществляет выбор текста, руководствуясь при этом уровнем подготовки своего класса.
Согласно Положению об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений учитель, работающий в классах компенсирующего обучения, подбирает экзаменационные тексты для изложений самостоятельно. Второй раздел данного сборника может оказать помощь учителю в этом.
Методика подготовки, проведения и проверки изложения с творческим заданием описана в методической литературе и в методическом письме Изложение аттестационная форма контроля, поэтому во вступительной статье напомним лишь основное.
Исходный текст изложения прочитывается на экзамене два раза, а в классах компенсирующего обучения три раза. При первом прослушивании ученикам следует понять содержание, основную мысль, определить тему, соотнести ее с заголовком (если он есть); если заголовка нет, подумать, каким бы он мог быть; определить основной тип речи (повествование, описание, рассуждение); запомнить последовательность микротем. После первого прослушивания ученики могут делать наброски на черновике в виде плана и отдельных особо выразительных слов и словосочетаний.
Слушая текст второй раз, уже зная задание к нему, ученики уточняют свой план, большее внимание уделяют фактам (датам, фамилиям и т. п.). отмечают выразительные приемы, использованные автором текста. Не следует стремиться записать как можно больше. Важно увидеть, уловить своеобразие авторского стиля.
Ответственным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта.
План изложения остается в черновом варианте. В чистовой вариант он не включается. План может быть простым или сложным, может включать цитаты, вопросительные предложения.
В текстах, которые предлагаются для изложения, повествование часто ведется от первого лица. При пересказе содержания текста учащиеся могут сохранить первое лицо или при необходимости заменить его на третье. Чтобы передать авторский замысел, настроение, стиль, следует при пересказе сохранить первое лицо, а третье лицо употреблять в том случае, когда это не помешает выполнить поставленную речевую задачу, а также при сжатом изложении текста.
На письменном экзамене школьники имеют право пользоваться лингвистическими словарями различных типов. Об этом не следует забывать и при подготовке к экзамену. Прежде всего необходимо, пользуясь толковым словарем, выяснить значение непонятных слов, затем проверить по соответствующему словарю написание слов, трудных с точки зрения орфографии.
Все имена собственные (имена, отчества, фамилии героев, названия исторических событий, географических мест) учитель может выписать на доске.
В аттестационную работу в 9 классе, кроме пересказа исходного текста, входит выполнение дополнительного задания творческого характера.
В зависимости от задания текст, созданный учащимся, или органично вписывается в структуру текста изложения, или продолжает его, или представляет собой отдельную самостоятельную часть работы. В практике проведения аттестационных работ наиболее распространен последний вариант написание своего оригинального текста по окончании пересказа.
Руководствуясь заданием, ученик может (при подробном изложении исходного текста) коротко ответить на вопрос; дать небольшое описание интересного для него и важного для понимания проблемы объекта: краткое или развернутое рассуждение
| Тэги: Русский языкСборник упражнений и диктантов.
|
| 2012-01-16 19:26:37 - Наталья Юрьевна Ахметшина Интересный формат известного сборника. Спасибо,Татьяна Васильна. | | 2012-03-18 18:02:18 - Наталья Терентьевна Морозова Благодарю, Татьяна Васильевна, за интересный материал. Думаю, что найду ему применение. | | 2012-05-01 00:40:18 - Ирина Александровна Дунаевская Спасибо, Татьяна Васильевна! | | 2012-11-09 14:02:46 - Елена Борисовна Шабанова Спасибо! | | 2013-02-20 18:48:41 - Татьяна Витальевна Давиденко не открывается( Что делать? | | 2013-04-16 21:20:02 - Антонина Анатольевна Скиданенко А нового сборника 2013 года еще нет? | | 2013-04-16 22:55:52 - Татьяна Васильевна Сопина http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/534-10-audiozapisej-dlya-podgotovki-k-szhatomu-izlozheniyu-2013 | | 2014-04-22 18:50:03 - Елена Александровна Сухова Спасибо! | | 2014-05-21 10:47:33 - Нина Николаевна Воронина Спасибо! |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Privet! ▫ Туманность Андромеды для отечественной фантастики событие знаковое. Роман Ефремова был книгой-прорывом. Такого в современной Ефремову литературе, и не только в фантастической, еще не было. Его герои жили не одним лишь текущим днем, а днями будущими, определяющими судьбу как земного человечества, так и всех мыслящих народов Вселенной. Уровень мысли автора был не менее мощным, чем пространственный масштаб замысла. Великое Кольцо вселенское братство цивилизаций. Идея связи разумных обитателей космоса, обмен знаниями без какого-либо завистливого соперничества, концепция научного гуманизма, которую создатель Туманности Андромеды проповедовал и в своих сочинениях, и в реальной жизни. Книга вышла беспримерным даже для того времени (конец 1950-х годов) тиражом несколько миллионов экземпляров.
Г. М. Можаев, Литературные даты. Жду. Надеюсь все будет хорошо.
Литературные даты апреля:
1 апреля 95 лет со дня рождения Валентина БЕРЕСТОВА (1928-1998), поэта, писателя, переводчика, литературоведа.
1 апреля родился Николай Васильевич ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яно́вский) (1809-1852) русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист.
6 апреля родился Александр Иванович ГЕРЦЕН (псевдоним Искандер) (18121870) - русский писатель, публицист, философ.
10 апреля родилась Белла (Изабелла) Ахатовна АХМАДУЛИНА (19372010) - советская и российская поэтесса, писательница, переводчица.
10 апреля родился Всеволод Александрович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1895-1977) - русский поэт.
12 апреля 200 лет назад родился Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823-1886), драматург.
14 апреля родился Денис Иванович ФОНВИЗИН (1744-1792) русский писатель, драматург, публицист, переводчик.
19 апреля родился Вениамин Александрович КАВЕРИН (настоящая фамилия Зильбер ) (19021989) русский советский писатель.
22 апреля родился Иван Антонович ЕФРЕМОВ (1907-1972) русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог. ▫ Моя милая, Мариночка! От всей души поздравляю тебя с днём рождения! Всех благ и здоровья! ▫ Есть книга `Пять экспонатов из музея уголовного розыска`. Любопытно почитать про Кулибина. ▫ Check ▫ Спасибо!
|
|
|
|
|