II
. Актуализация
знаний.
|
Дети уже имеют представление об устном
народном творчестве.
– Как ещё называют народное творчество? (Фольклор.)
– Это слово пришло к нам из английского языка,
означает «народная мудрость».
«Жизнь прожить – не поле
перейти»
.
– Что это? (
Пословица.)
Вспоминаем
пословицы и поговорки (слайд 2).
–
Назовите
основные жанры фольклора, с которыми вы уже знакомы.
Работа над
составлением кластера по парам с последующей проверкой.
Песни, потешки,
прибаутки, дразнилки, скороговорки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки,
игры, считалки. Былины о богатырях и героях.
–
Что объединяет всё это богатство?
(Фронтальная работа.) (То, что
народный фольклор относится к какому-то определённому народу и передаёт его
своеобразие, его образ мыслей, его принципы
–
ментальность.)
В чём
особенность фольклора? (Слайды 3–6), проверяем себя (слайд 7).
В чём
особенность сказки?
Что такое
«народная сказка»?
Фронтальная
работа.
Определение по
толковому словарю Т.Ф. Ефремовой – «повествовательное произведение устного
народного творчества о вымышленных лицах и событиях».
– В чём отличие народной сказки? (Автор не указан,
автором является сам народ.)
Фронтальная
работа.
– Почему сказку называют «маленькой дверью в большой
мир»? (Слайд 8.) (Потому что в сказках в упрощённой, иносказательной,
сказовой форме рассматриваются жизненные ситуации и поднимаются достаточно
непростые жизненные вопросы.) Приводим примеры: анализируем несколько
известных сказок, выделяя смыслы.
Работа по
группам
(слайды 9, 10, 11).
–
В чём отличие авторского
произведения?
(Фронтальная работа.)
(Оно в большей степени
универсально, то есть может быть воспринято всеми, всем человеческим
сообществом.)
–
Какие знания, полученные в начальной школе, мы с
вами уже повторили?
–
Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
(Слайд 12.)
|
Регулятивные УУД
1.
Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1.
Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную.
2.
Пользоваться изучающим видом чтения.
3.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4.
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5.
Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выбо-
рочно.
6.
Пользоваться словарями, справочниками.
7.
Осуществлять анализ и синтез.
8.
Устанавливать причинно-следственные связи.
9.
Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
2.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4.
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7.
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
8.
Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные
результаты
1.
Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2.
Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технология
оценивания
Н
а
уроке
ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и
(если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание.
Учитель
имеет право
поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик
завысил или занизил её.
После
уроков за письменные задания оценку и отметку
определяет учитель.
Ученик
имеет право
поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя
алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ
САМООЦЕНКИ
(вопросы
к ученику):
1-й
шаг.
Что нужно
было сделать в этом задании (задаче)? Какая была
цель, что нужно было
получить в результате?
2-й
шаг.
Удалось
получить
результат? Найдено решение, ответ?
3-й
шаг.
Справился
полностью
правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й
шаг.
Справился
полностью
самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую
оценку ты себе ставишь?
Необходимый
уровень (базовый) – решение простой типовой задачи
, где требуется применить
сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что
необходимо
всем. Это
«хорошо, но не отлично».
Программный
уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи
, где требуется либо применить
знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и
умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень
функциональной
грамотности
–
«
отлично».
Максимальный
уровень
–
решение «сверхзадачи»
по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно
усвоенных умений.
|
2. Постановка
задачи.
|
1.
– Давайте вместе проанализируем происхождение слова «литература». Ваши
предположения? (
Если учащиеся
испытывают затруднение:
* старославянское слово;
* заимствование;
* словоформа.)
2. Групповая работа:
–
Выберите
одно из предложений. Проработайте его в группе. Приготовьтесь представить
результат вашей работы.
Сводим получившиеся варианты, пробуем с
детьми построить логическую цепочку в виде подводящего диалога.
Для учителя.
Если рассуждать
логически, художественная литература в виде письменных источников появилась
на Руси достаточно поздно. Значит, это, скорее всего, заимствование.
Поскольку письменность на Руси связывают с именами монахов Кирилла и Мефодия,
то это заимствование, скорее всего, из церковного языка. Церковными языками в
то время считались арамейский, греческий и латынь. Литература происходит от
латинского слова
litera
, то есть буква
.
– Литература начинается с литеры – то есть с буквы.
А наши встречи в мире литературы начинались с
«
Капелек солнца
»
и завершились
«
Океаном света
»
. Начальная школа научила нас быть грамотными
читателями (слайд 13, 14).
–
А кто
такой, на ваш взгляд, грамотный читатель?
Формулируем вместе с детьми определение грамотного читателя. Фронтальная
работа.
Вспоминаем, что грамотный читатель –
тот, кто видит:
* фактуальную сторону текста – то, что
написано прямо;
* подтекст – то, что можно прочитать
между строк;
* может сформулировать концепт, то есть
выделить главные мысли текста.
– Давайте теперь с точки зрения грамотных читателей
рассмотрим выражение:
«Литература как
искусство слова». Как вы думаете, что оно обозначает?
|
3. Открытие и
применение нового знания.
|
1.
– Слово «литература» нам уже знакомо. Перейдём к слову «искусство».
Какие виды искусства нам известны?
2.
Работа в парах.
Пишем кластер, затем сверяем. Предлагаем
детям к каждому виду (живопись, музыка, театр, архитектура и др.) написать,
какие инструменты/выразительные средства/материалы используются в том или
ином случае.
–
Представьте
результаты работы группы. Сделайте вывод.
Приходим к выводу, что в случае с литературой инструментом является
слово (слайд 15, 16).
Учитель обращает внимание детей на то,
как поэт или писатель
рисует картину словами, как музыкален и
выразителен может быть язык, сколько возможностей для изображения жизни
таится в СЛОВЕ (слайд 17, 18, 19).
3. Работа в тетради.
Задания 1 и 2 Рабочей тетради (с. 1–3). Индивидуальная
работа.
Проверка с самооценкой по алгоритму технологии
оценки образовательных успехов.
4. Знакомство с новым учебником.
–
Рассмотрите
оглавление учебника для 5-го класса и найдите уже знакомые имена.
Фронтальная работа.
– С произведениями каких писателей вы
уже знакомы?
– С какими новыми фамилиями встретились?
– Какие произведения уже читали
самостоятельно?
– О каком из них вам захотелось
рассказать другу?
– Какие произведения из содержания
учебника вам уже сейчас захотелось прочитать?
Учителю важно вместе с детьми назвать
«сквозных» авторов, которые вели диалог с учащимися на протяжении всех лет
обучения в начальной школе и зафиксировать (либо в таблице, либо в виде
схемы). Необходимость заключается в том, чтобы грамотный читатель увидел
своих добрых знакомых, которые открывали ему мир литературы и помогали расти
Человеком
(слайд 20, 21).
|