text - Марина Александровна Зубарева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Марина Александровна Зубарева

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Классный час по теме: `Я в мире. Мир в нас.`
Классный час по теме6 `Взаимоуважение - основа сплочённости коллектива.`
Портрет

Без названия
Без названия
Без названия

 text




Роль педагога-психолога во внедрении новых стандартов.

Введение.

С 2011 г. вся система начального образования РФ переходит на образовательные стандарты второго поколения, а 2010-2011 г. - это период, когда мы можем попробовать  разобраться, апробировать, чтобы во всеоружии встретить инновации.

Не может остаться в стороне от изменений в образовании и психолог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе.

Но какой? В чем может быть наша роль? Какие вопросы ставит новый стандарт перед психологами?

Конечно, он не претендует на изобретение велосипеда – это одна из первых попыток взглянуть на место, роль, содержание деятельности психолога в реализации новых стандартов. Тем более, что к настоящему времени нет готовых рецептов действий психолога!

А быть первопроходцем всегда непросто! Давайте вместе попытаемся понять новую роль!

Принципиальное отличие нового стандарта от предыдущих состоит в том, что впервые процесс обучения предлагается строить на действительно демократической основе. Являясь отражением социального заказа, новый стандарт по своей сути представляет собой общественный договор, в котором согласуются требования, предъявляемые к образованию обществом, государством и, что самое важное, семьей и самими учащимися.

Образовательный стандарт рассматривается как некое демократическое соглашение о ценностях, целях, задачах развития и воспитания ребенка. Поэтому мы можем говорить о школе как о месте, которое представляет собой развивающую образовательную среду, воспитывающую образовательную среду, где все участники выступают как равноправные партнеры и коллеги.

Вторая особенность нового стандарта заключается в том, что основной целью образования становится развитие личности учащегося. Конечно, все это предполагалось и раньше. Нельзя сказать, что наша система образования или наше общество не понимали, что задачей школы является жизненное самоопределение молодого человека, но это отходило на второй план, терялось за требованиями к процессу обучения. В новом стандарте впервые открыто декларируется, что значимое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации — обеспечение личностного развития учащихся.

Третья особенность нового стандарта — его целостная теоретико-методологическая основа. Прежний стандарт, безусловно, тоже базировался на определенном представлении о человеке, его развитии, об обществе и строился с учетом развития педагогических наук, педагогических технологий. Но только сейчас впервые представлена такая теоретико-методологическая основа образования, которая стала результатом интеграции наиболее передовых психологических и педагогических идей и теорий. Именно интеграции, а не попыток противопоставлять одни идеи другим.

Это в равной степени касается и ЗУНовского подхода который мы часто критикуем, и компетентностного подхода, который сейчас доминирует в системе высшего профессионального образования.

Что является основным при оценке результатов образования?

В новом стандарте речь идет о формировании у учащихся совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только об освоении ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Выделяется три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

А как оцениваются эти результаты?

В стандарте определено (и это было поводом для очень серьезных обсуждений), что личностные результаты не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников. Здесь можно говорить лишь об индивидуальном прогрессе ученика, развитии его ценностных и нравственных установок.

Для их отслеживания будет проводиться внешний мониторинг, который должен стать основой для выводов о том, насколько школа реализует свои развивающие программы. Например, программу духовно-нравственного воспитания ребенка. Но это будут результаты в целом по школе, а не итоги личностного развития отдельного ребенка.

Что касается индивидуально-личностного прогресса, то здесь хорошо себя зарекомендовала такая форма, как портфолио. Этот метод позволяет фиксировать достижения конкретного ребенка, оценить их, увидеть продвижение в индивидуально-личностном развитии. При этом мы не ущемляем ни интересы учащегося, ни его права. Портфолио будет содержать информацию о мероприятиях, в которых принимал участие ребенок (предметные олимпиады, внеклассная и внеурочнаяная работа, спортивные кружки, студии). Особо могут быть выделены лучшие творческие работы, поощрения, благодарности, которые получает ребенок, даже какие-то элементы его характеристики. Работа над содержанием портфолио сейчас активно ведется. В любом случае оно не должно содержать в себе никакой конкретной информации о ребенке, например данных психологического обследования. В противном случае будут нарушены важнейшие этические принципы, связанные с конфиденциальностью и анонимностью подобных обследований, с принципом охраны интересов ребенка, с принципом “Не навреди!”.

Однако это не исключает возможности психологической поддержки ребенка. При необходимости психологическое обследование может проводить профессиональный психолог, который обладает соответствующей квалификацией и действует либо по запросу родителей и других лиц, ответственных за ребенка (если тех беспокоит его развитие и поведение), либо по запросу со стороны администрации (в том случае, если родитель дает согласие на обследование ребенка).

Новый стандарт — это общественный договор между семьей, школой, обществом и государством. Поэтому никто не может быть насильно подвергнут, извините, психологическому обследованию.

Если говорить об оценке результатов сформированности метапредметных учебных действий, таких, например, как логические операции, смысловое чтение, использование символических схем, знаков, то это может быть оценено благодаря введению новой системы комплексных контрольных работ.

В их основе лежит не репродукция знаний, а постановка творческих задач, которые предполагают использование ребенком определенных способов, базирующихся на сформированных метапредметных учебных действиях: логических, символических, действиях с символами.

Эти контрольные работы проходят в рамках учебных предметов?

Да, развитие этих действий можно проследить в рамках учебных предметов. Второй вариант, который может быть применен, — это использование карт наблюдений. Но эта работа должна вестись специалистом, который сможет отслеживать учебный процесс со стороны и обладает необходимой квалификацией для его анализа. Поэтому лучший способ оценить сформированность метапредметных учебных действий — комплексные творческие контрольные работы. Они позволяют ученикам планировать оценку своих работ, а также отслеживать результаты. Есть варианты комплексных контрольных работ, рассчитанные на совместную деятельность при их выполнении, сотрудничество в рамках творческой группы. И по эффективности такого сотрудничества можно сделать вывод о развитии необходимых навыков у детей.

Часто приходится слышать, что новый стандарт более психологичен. Так ли это?

Действительно его психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. И это очень серьезно, потому что перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса. Современные руководители системы образования прекрасно понимают, что без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов, добиться желаемого результата невозможно. Особенно если работаете в системе общего или начального образования.

Здесь возникает серьезная проблема, о которой разработчики стандартов говорили изначально, — переподготовка и повышение квалификации специалистов, которые будут непосредственно заниматься внедрением стандарта.

Стандарт заставляет задуматься о…

·         Насколько необходимо концентрировать взаимодействие службы практической психологии с другими участниками образовательного процесса, т.к. только в тесном единстве возможно достижение положительных результатов при введении в ФГОС;

·         Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения 3 групп результатов: личностных, метапредметных и предметных;

·         Стандарт заставляет задуматься о роли в организации образовательного процесса психологических знаний как основополагающих для успешного сопровождения, позитивного развития и становления личности ребенка, а так же для профессионального саморазвития педагога.

·         Стандарт заставляет задуматься о целях, задачах, путях развития личности каждого ребенка.

·         Стандарт заставляет задуматься о значительной роли психолога в процессе внедрения, а следовательно возможного привлечения в ОУ специалиста этой области со стороны. Ведь без высококвалифицированной психологической помощи всем участникам образовательного процесса добиться желаемого результата невозможно.

·         В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности на "Гос.заказ": любящий свой народ, свой край и свою Родину; "изображающий радость и всем довольный". Как будет проходить "учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся"?

·         Стандарт заставляет задуматься о роли психолога и о том, как организавать учебно-воспитательный процесс, чтобы выполнять требования.

·         Стандарт заставляет задуматься о роли каждого участника образовательного процесса в новой школе.

·         Новый стандарт заставляет задуматься, что все участники образовательного процесса несут ответственность за образование и воспитание детей. Велика роль всех специалистов школы.

·         Новый стандарт заставляет задуматься об условиях организации образовательного и воспитательного процесса в школе.

·         Стандарт заставляет задуматься о необходимости менять подходы в обучении и воспитании наших детей, об изменении форм работы с детьми.

·          Стандарт заставил задуматься о роли психолога и способах помощи детям, которые при системно - деятельностном подходе могут многое "потерять" в развитии мышления.

·         Cтандарт заставляет задуматься о постановке целей, способов достижения, а также использовании средств при формировании УУД у обучающихся.

·         Стандарт заставляет задуматься о том, что на психологов ложится очень большая ответственность за его эффективную реализацию

·         Стандарт заставляет задуматься о том, как сложно будет детям с ОВЗ этот стандарт осваивать и как трудно будет в школах создать соответствующие условия при НСОТ и проводящейся оптимизации.

·         Стандарт заставляет задуматься о том, как использовать все плюсы и ресурсы предыдущего стандарта, чтобы образовательный процесс не стал дилетантским.

·         Стандарт заставляет задуматься о роли психолога как координатора и модератора процесса введения инноваций в школе.

·         Стандарт заставляет задуматься о роли психолога в связи с индивидуализацией педагогического процесса. Считаю, что психолог будет необходим как координатор и первый помощник учителям начальных классов.

·         Стандарт заставляет задуматься о существующих условиях в школе, о необходимости их изменения и подготовки кадров.

·         Стандарт заставляет задуматься об изменениях в образовательной системе и ресурсах.

·         Стандарт заставляет задуматься, насколько уровень моей подготовки соответствует уровню нового стандарта.

 

Новым моментом в стандарте стало...

·         Осознание значимости службы практической психологии в современной школе.

·         То, что при оценке результатов будет учитываться способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это, несомненно -   прогресс!

·         Новым в стандарте стало то, что программа будет разрабатываться на 4 года.

·         Отдельный подпункт «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и в нем четко изложены требования к коррекционно-развивающим программам, а также то, что в основе нового стандарта «фигурирует» много различных психологических критериев в оценке развитии личности, как педагога, так и психолога.

·         Новым моментом в стандарте стало предоставление относительной свободы и выбора для каждого образовательного учреждения. То есть каждая школа имеет право на создание своих образовательных программ по каждому предмету, предусматривая при этом потенциал конкретного педагога и конкретных детей, а также материально-технические возможности школы. На данный момент это обстоятельство кажется очень разумным и важным.

·         Понимание того, что "обучение должно вести за собой развитие". Об этом так много говорят, но это пока не всегда осуществляется. Да и педагог не может это осуществить, т. К. он ориентирован на передачу знаний, формирование ЗУНов.

·         Развитие стрессоустойчивости личности к "новому миру", толерантности к окружающим и хорошо забытое старое "воспитание нравственно-патриотических чувств".

·         Понимание значимости способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию.

·         Личностное развитие учащегося особенно важно для воспитания конкурентно-способной личности.

·         Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности.

·         Новым стало то, что каждая школа в праве выбирать и разрабатывать программы, учитывая свои возможности, в том числе и материально-технические.

·         Новым стало то, что стандарты второго поколения призваны раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося.

·         Новым моментом стало то, что новый стандарт образования позволит учитывать личностные, познавательные и регулятивные действия обучающихся.

·         Новым стало то, что, пожалуй, впервые стала столь очевидна потребность в психологах в школе.

·         Потребность в психологах совершенно не очевидна, зато очевидна проблемность реализации стандарта при обучении детей с ОВЗ.

·         Новым стало то, что,оказывается, раньше в школе не учили быть успешными в жизни, а теперь все будет здорово, только учителя в большинстве своем станут зарабатывать еще меньше и как-то научат детей ставить цели и решать проблемы.

·         Новым моментом в стандарте стало формирование системы УУД уч-ся нач.кл.

·         Новое для меня в стандарте - наличие часов в учебном плане, отведенных на внеклассную деятельность.

 

 




выступление на педсовете
Автор: Стрелкова М.А.
Тэги: новые стандарты



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



=========================================================== Как скачать файл, если он не скачивается - подсказки: 1. ПРАВОЙ кнопкой мыши нажать под нужным файлом ``Скачать``. 2. В появившемся меню выбрать ``Сохранить ссылку как`` или ``Сохранить объект как``. 3. Выплывает стандартное окно сохранения, выбираем место на своём ПК и нажимаем ``Сохранить``. Может появиться окно с красным восклицательным знаком ``невозможно безопасно скачать файл``, этот значок с предупреждением надо игнорировать, для чего нажать на птичку рядом и выбрать СКАЧАТЬ. Это предупреждение безопасности для самого сайта, оно никак не связано с вирусами. Скачивайте смело. Да..., и в браузере ОПЕРА этот приём может не сработать. Предварительный просмотр документов на этом сайте отсутствует, то есть файл надо скачать, чтобы посмотреть. ===========================================================
Здорово!
6813078-a3949665 Спасибо, Людмила Александровна!
Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата. И будет, как назло, ползти трамвай, метро, не знаю что там. И вьюга заметет пути на дальних подступах к воротам... А в доме будет грусть и тишь, хрип счетчика и шорох книжки, когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки. За это можно все отдать, и до того я в это верю, что трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери. В. Тушнова Спасибо, Татьяна Павловна, за самую лучшую тему в поэзии и жизни!
Сколько разных и прекрасных) Спасибо за любовь к природе.
Ещё мы в детстве мастерили скворечники. Но чаще в них жили почему то воробьи...





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/