Среди
мам модно говорить о том, что нужно позволять детям развиваться в собственном
темпе, не загоняя их в стандарты. В этом есть рациональное зерно, но когда возникает
проблема адаптации ребенка в детском саду, важно подумать о том, что должен
обязательно знать и уметь малыш, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе
сверстников. Именно мама как самый близкий человек может и должна обеспечить
необходимую психологическую и физическую подготовку начинающему дошкольнику,
помочь ему освоиться в первом серьезном коллективе.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
АДАПТАЦИЮ
Если
ребенок за считаные дни привыкает к детскому саду, с радостью идет туда утром и
спокойно остается на целый день — это скорее счастливое исключение, чем норма.
В той или иной степени, стресс адаптационного
периода переживает каждый малыш.
Легкость привыкания зависит
от множества факторов, среди которых:
Возраст ребенка. Психологи
считают, что 3 года — оптимальный возраст для поступления в ДОУ, он
соответствует младшей группе. В это время малыш уже готов выдержать недолгое
расставание с мамой и расширить сферу своей самостоятельности.
Состояние здоровья. Здесь
важны как сильный иммунитет, так и психическая уравновешенность. Нервный малыш
будет остро реагировать на незнакомую среду и даже может начать чаще болеть на
этой почве
.
Навыки социального общения.
Наличие братьев или сестер — залог успешного установления контакта ребенка с
членами нового коллектива. Если малыш в семье один, нужно почаще давать ему
возможность поиграть с другими детьми на площадке или в гостях. Дома полезно
практиковать сюжетно-ролевые игры.
Степень физической и
эмоциональной подготовки ребенка. Если кроха умеет самостоятельно кушать,
ходить на горшок, производит несложные операции с одеждой и обувью, и к тому же
хорошо представляет, чего ожидать от садика, адаптация проходит легче.
Профессионализм
воспитателя. В данном случае этот термин подразумевает умение найти подход и
установить контакт с ребенком. Воспитатель для малыша — это человек, заменяющий
на время пребывания в саду маму, поэтому их обоюдная симпатия или антипатия
может стать определяющим фактором успешности адаптации, перекрывающим все
остальные. Особенно это важно для детей раннего возраста.
Постарайтесь узнать побольше о будущем
воспитателе, изучите отзывы других родителей. Познакомьтесь с ним и расскажите
о характере и привычках вашего малыша.
КАК ПРОХОДИТ АДАПТАЦИЯ В
ДЕТСКОМ САДУ, ЕЕ ВИДЫ
Помимо перечисленных факторов большую роль в процессе
привыкания к садику играют индивидуальные особенности ребенка. Специалисты
выделяют несколько видов адаптации к условиям детского сада в зависимости от ее
продолжительности и сложности.
ЛЕГКАЯ
Большинство детей тратят на полную адаптацию не более месяца.
В течение этого времени они могут иногда капризничать, терять аппетит,
беспокойно спать, но постепенно их режим и поведение приходят в норму. Малыши
быстро знакомятся с другими членами группы, привыкают к воспитателям и
детсадовскому укладу, начиная воспринимать его как естественную часть своей
жизни. Легкую адаптацию обеспечивает естественная способность человека
запоминать детали новой обстановки, лица и голоса, если вся эта информация
повторяется изо дня в день. Положительные эмоции от новых игр, интересных
занятий, приятного общения подкрепляют и усиливают эффект. Новые воспоминания
наслаиваются на предыдущие, приобретая общие черты и все прочнее закрепляясь в
сознании. Детский сад становится вторым домом, где ребенок чувствует себя
защищенным, где ему спокойно и хорошо.
СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ
Сила привычки
действует безотказно при условии регулярности посещения сада. Но некоторым
детям нужно больше времени, чтобы принять новые условия существования. Это
может быть связано с ранним возрастом или любым другим фактором, влияющим на
адаптацию, из перечисленных выше. Например, если ребенок начинает пропускать
детский сад по болезни, перестает действовать механизм естественного
запоминания. А если малышу трудно найти общий язык с другими детками,
задерживается процесс его социализации, что создает ощущение дискомфорта.
Детям, которые до садика не умели кушать или ходить в туалет самостоятельно,
приходится подтягивать уровень этих навыков до среднего по группе. Все эти
трудности преодолимы, и за 1,5–2 месяца ребенок все-таки привыкает к новым
условиям. Он принимает их и расстается с мамой по утрам, может быть, и не очень
охотно, но без слез.
ТЯЖЕЛАЯ
Первые два вида адаптации считаются нормальными и протекают с
типичными признаками. Случаи тяжелой адаптации выходят за пределы нормы и часто
имеют индивидуальные черты. Продолжаться процесс может более 2 месяцев, иногда
заставляя родителей вообще отказаться от посещения ДОУ их ребенком. По какой-то
причине малыш отказывается принимать новую обстановку и окружение, и вместо
механического привыкания у него развивается устойчивая неприязнь ко всему, что
связано с детским садом. Такие дети могут устраивать истерики, отказываясь
заходить в помещение группы, или, наоборот, замыкаться в себе, как бы
отстраняясь от окружения. В этом случае воспитатель, скорее всего, посоветует
родителям показать малыша специалисту, своевременная профессиональная помощь
которого поможет избежать серьезных проблем в будущем. Случаи тяжелой адаптации
отмечаются очень редко, и родители, как правило, заранее знают, что у их малыша
могут возникнуть проблемы с садиком. В основном все детки успешно проходят это
испытание, и наиболее частой причиной отказа от посещения ДОУ является
повышенная подверженность инфекционным заболеваниям.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К
ДЕТСКОМУ САДУ?
В представлении
взрослых детский сад — это спокойное место, где только едят, спят и играют.
Любой школьник скажет, что он с радостью вернулся бы туда. Но для ребенка,
который первые 2–3 года своей жизни провел дома с мамой, это совершенно
незнакомый мир, другая реальность. Впервые человеку предстоит приспособиться к
чужеродной среде, причем самостоятельно. Облегчить этот процесс можно и нужно.
Задача родителя — сначала взять в руки себя (ведь мама тоже очень переживает,
отдавая малыша в садик), а затем внимательно пройтись по перечисленным ниже
пунктам, отмечая, какие действия следует предпринять.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема детского сада должна присутствовать в разговорах с
малышом задолго до поступления в ДОУ. Причем информацию нужно подавать так, чтобы
детсад не представлялся крохе райским местом, но вызывал в целом позитивные
ожидания. Например, если малыш не хочет учиться обслуживать себя в туалете или
одеваться, нужно напомнить ему, что в садике все эти умения очень пригодятся. А
если мама устала скакать, играя с ребенком в подвижные игры, уместно пообещать
ему, что в группе будет много ребят, с которыми можно бегать и прыгать хоть
целый день. Пусть будущий дошкольник усвоит, что в садике к нему будут
предъявляться повышенные требования, но зато там будет и много интересного,
такого, чего нет дома.
Когда процесс адаптации уже запущен, контролировать
собственные эмоции и разговаривать с ребенком становится еще важнее. Первый
признак того, что все идет хорошо — малыш после садика возбужденно рассказывает
обо всем, что его впечатлило. Необходимо внимательно его выслушать, задать
вопросы, посмеяться вместе с ребенком или посочувствовать ему, дать совет. Дома
нужно создать спокойную, расслабляющую обстановку, с пониманием и терпением
отнестись к возможным капризам, быть готовым даже к вспышкам агрессии.
Бывает такое, что малыш почти ничего не рассказывает, и это
настораживает родителей. Чтобы вытянуть из него какую-то информацию, психологи
предлагают поиграть с ним в детский сад дома. Для этого понадобится несколько
игрушек, изображающих ребят в группе. Воспитателя пусть назначит ребенок: им
может оказаться большая кукла, например. Возможно, малыш захочет играть за
воспитателя сам, а мама возьмет на себя роль детей. Такой прием позволит лучше
понять, как ребенок чувствует себя в группе, насколько ему там комфортно.
ЭТО ВАЖНО!
Эмоциональный отдых ребенка от детского сада должен
подразумевать не повышенную дозу мультфильмов и компьютерных игр, а общение с
мамой, папой и другими близкими людьми в любом интересном формате.
БЫТОВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ
НАВЫКИ
Один из самых спорных вопросов, который начинает беспокоить
молодых родителей чуть ли не с рождения первенца — что их ребенок должен уметь
в своем возрасте. Требования садика в этом смысле носят рекомендательный
характер, но чем самостоятельнее малыш, тем увереннее он себя чувствует, и тем
выше его способность к адаптации.
Речь идет прежде всего о таких умениях, как:
пить из чашки и есть
ложкой;
пользоваться носовым
платком;
обслуживать себя в туалете
(для ясельной группы — проситься на горшок);
снимать и надевать носки
(колготки), переобуваться.
Чем больше видов одежды в состоянии снимать и надевать
ребенок с минимальной помощью взрослого — тем лучше. Этот и все остальные
бытовые навыки не только облегчают жизнь самому ребенку, но и располагают к
нему воспитателя. Ведь чем меньше дети требуют индивидуального внимания, тем
больше остается времени на прогулки, занятия и игры у всей группы.
Что касается когнитивных навыков, то наиболее важным на
первых порах является речь. Родителям следует заранее побеспокоиться о том,
чтобы ребенка понимали не только они сами, но и другие дети и взрослые. Это
необходимо малышу, чтобы успешно налаживать контакты со сверстниками, уметь
высказать воспитателю свою просьбу или жалобу, участвовать вместе со всеми в
словесных играх.
ЭТО ВАЖНО!
Наблюдая за своим
двухлеткой в песочнице, старайтесь не ограничивать его контакты с другими
детьми. Учите его знакомиться и договариваться об обмене игрушками.
Все больше родителей занимаются ранним развитием своих детей,
и число «маленьких гениев» растет с каждым годом. Поэтому не стоит переживать,
что в обществе сверстников малышу будет скучно, если он к 3–4 годам уже умеет
читать и считать. Но именно о развитии навыков самообслуживания следует
позаботиться в первую очередь при подготовке ребенка к детскому саду.
Многие родители с неприятным удивлением отмечают, что их
ребенок, который много чего умел до садика, вдруг начинает вести себя «как
маленький». Подобные признаки можно заметить у первоклассников, которые иногда
возвращаются к счету на пальцах, несмотря на то, что до школы научились
обходиться без него. Педагоги говорят, что мнимая утрата детками некоторых
навыков в период адаптации к детскому саду — явление временное. Через несколько
недель все умения восстановятся и начнут появляться новые.
РЕЖИМ ДНЯ
Если заранее, хотя бы за 1–2 месяца начать приучать ребенка к
режиму, привыкание к садику пройдет легче и быстрее. Жалея малыша, позволяя ему
ложиться и вставать когда вздумается, родители оказывают ему медвежью услугу:
резкий переход к более жестким условиям будет для ребенка болезненным. По той
же причине не стоит поощрять чрезмерную избирательность в пище и пренебрегать
тренировкой навыков самообслуживания.
Наилучший план
действий — узнать, по какому режиму работает выбранный детский сад, и
постараться максимально приблизить к нему домашние условия. Таким образом часть
адаптации ребенок перенесет в привычной обстановке, и эмоциональная нагрузка в
первые недели посещения садика существенно снизится, в том числе и для мамы.
Могут возникнуть проблемы с дневным сном, если малыш давно от
него отказался. К сожалению, альтернативной программы для неспящих детей в ДОУ
не предусмотрено. Иногда бывает так, что малыш весь тихий час мучается от
безделья, а под конец все-таки засыпает. Но в это время всех уже будят, и
настроение такого ребенка безнадежно испорчено на остаток дня. Чтобы этого не
случилось, желательно приучить малыша если не спать, то хотя бы спокойно лежать
между 13:00 и 15:00. Эксперименты с дневным сном дома помогут понять, как
решить будущую проблему в садике.
ЭТО ВАЖНО!
Следите за тем, чтобы ребенок каждый день
высыпался. Только в этом случае он будет вставать в хорошем настроении, а
значит, и в группе будет чувствовать себя лучше.
ПЕРВЫЕ ПОСЕЩЕНИЯ ДОУ
Начинать посещения
садика желательно за несколько недель до выхода мамы на работу. В идеале — так,
чтобы успел пройти весь период привыкания. Нахождение родителей в помещении
группы не приветствуется, это возможно только в исключительных случаях, с
разрешения воспитателя и заведующего. Например, при тяжелой адаптации, если
взрослые решат, что такая мера поможет.
Зато на прогулку можно приходить беспрепятственно.
Рекомендация педагогов — начинать знакомство со своей группой именно во время
прогулок. При хорошей погоде их две: утром, между 11:00 и 12:00, и вечером,
после 16:00 до прихода родителей. Вечерняя особенно важна, так как малыш сможет
наблюдать, как деток одного за другим забирают мамы и папы. Это зрелище
подействует на него положительно на уровне подсознания, даже если ребенок
никогда не думал о том, что его могут забыть в садике. На второй-третий день
малыша желательно оставить гулять самостоятельно, попрощавшись с ним на час или
два, а потом забрать.
Следующий этап — оставить малыша в группе с утра на 2–3 часа.
Здесь маме важно побороть эмоции и попрощаться с ребенком легко, не показывая,
как ей непросто с ним расстаться. Уходить незаметно тоже нельзя, так как это
напугает кроху и создаст ощущение беспомощности. Лучше всего просто поцеловать
малыша и весело попрощаться, пообещав забрать его во время прогулки (и
выполнить обещание!).
ЭТО ВАЖНО!
Оставьте воспитателю свой номер телефона
на всякий случай и держите мобильник поблизости. Так вам будет спокойнее.
Такой режим желательно практиковать не дольше недели. После
этого можно попробовать оставить ребенка на тихий час, и действовать дальше по
рекомендациям воспитателя. Можно приносить с собой небольшую любимую игрушку —
это не запрещается. Если малыш ведет себя спокойно, не мешает спать другим
детям, не плачет, можно считать, что самое трудное позади. Ему потребуется еще
несколько дней, чтобы окончательно освоиться с режимом, и останется только
закрепить результат.
Родителям следует внимательно наблюдать за своим
чадом в период адаптации, отмечая, как меняется его поведение, и прислушиваться
к советам воспитателя. По мере привыкания к садику ребенок избавится от
нервозности, восстановятся сон и аппетит, и наступит момент, когда мама с
удивлением поймет, что у ее малыша теперь есть своя собственная общественная
жизнь. Он будет учиться вместе со сверстниками, принося домой забавные игровые
движения и потешки, заводить первых друзей. Он начнет получать бесценный опыт,
на основе которого будет строиться вся его дальнейшая учеба и даже карьера.