Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В примерной программе по предмету выделяются
три вида результатов обучения:
-личностные;
-метапредметные (надпредметные, межпредметные, общеучебные);
-предметные (общие и частные).
К личностным результатам относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности,
Социальные чувства, личностные качества.
К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуациях.
К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
В примерной (базовой) программе по физике для основной школы записано:
Личностными
результатами являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений.
Метапредметными
результатами являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности. Постановке целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными
результатами являются:
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений и т.д.;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях. Кратко и четко отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными
результатами являются:
понимание и способность объяснять такие явления природы, как свободное падение, колебания нитяного и пружинного маятников и т.д.;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение и т.д.;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, объема газа от давления при постоянной температуре, направления индукционного тока от условий его возбуждения и т.д.;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда и т.д.;
понимать принцип действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основе использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Личностная часть результатов является предметом социологических и мониторинговых исследований, а предметная часть проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Урок №1
Тема урока: «Действия электрического тока.
Направление электрического тока»
Цели урока
: - организовать деятельность учащихся по освоению знаний о тепловом, химическом, магнитном и механическом действии электрического тока, о направлении электрического тока, о методах научного познания природы (наблюдение);
овладению умениями проводить наблюдения действий электрического тока, описывать и обобщать результаты наблюдений; применять полученные знания для объяснения действий электрического тока, принципа действия гальванометра;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
- содействовать развитию памяти, познавательных интересов;
-содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения.
Основное содержание урока.
1.
Организация обучающихся на работу.
2.
Постановка цели, задач. Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.
3.
Первичное усвоение новых знаний.
Тепловое, химическое, магнитное и механическое действия электрического тока. Опыты Мандельштама - Папалекси и Толмена – Стюарта.
4.
Первичное закрепление в знакомой ситуации (работа электрического паяльника, электроплиты, утюга и т.д.) и измененной ситуации (провисание проволоки, электролиз, свечение газов и т.д.)
5.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Выдвижение гипотезы о направлении электрического тока.
Направление электрического тока в металлах. Условное (модельное) направление электрического тока.
6.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7.
Рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
-понимать смысл физического понятия электрический ток;
-уметь объяснять тепловое, химическое и магнитное действия электрического тока;
-объяснять физические явления на основе знаний о действиях электрического тока, направлении электрического тока;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
внутренняя позиция, мотивация.
Регулятивные:
постановка учебной цели, задачи;
Познавательные:
электронная модель направления электрического тока в металлах; выдвижение гипотезы (электрический ток должен иметь направление) и ее обоснование.
Урок №2
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока»
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по освоению знаний о силе электрического тока, о методах научного познания природы (наблюдение), введение единицы измерения силы тока;
овладению умениями проводить наблюдения электрических явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять полученные знания для решения физических задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники и контроля за исправностью электропроводки в помещении;
- содействовать совершенствованию мыслительных операций (анализ, вывод, обобщение);
развитию эмоциональной сферы, коммуникативной культуры;
- содействовать воспитанию средствами урока уверенности в своих силах, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.
Основное содержание урока.
1.
Организация обучающихся на работу.
2.
Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.
3.
Актуализация знаний. (Тест №15 по теме «Действие электрического тока. Направление электрического тока»).
4.
Усвоение новых знаний.
Гидродинамическая модель – течение жидкости по трубам.
Понятие силы тока. Определяющая формула. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током. Единица силы тока – ампер (1А). Кратные и дольные единицы силы тока. Единица электрического заряда кулон (1К). Зависимость электрического заряда от силы тока и времени его прохождения.
5.
Проверка понимания. (Решение задач на применение формулы).
Первые две задачи разбираются у доски, остальные – обучающиеся решают самостоятельно.
6.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8.
Рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
- понимать смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока;
- уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов и электротехники и контроля за исправностью электропроводки в помещении.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
постановка учебной цели, задачи; планирование, прогнозирование и коррекция.
Познавательные:
моделирование и преобразование модели, подведение под понятие, выдвижение гипотезы (интенсивность взаимодействия токов зависит от силы тока) и ее обоснование; выбор способа решения задач; анализ с целью выделения признаков.
Коммуникативные:
планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.
Урок №3
Тема урока: «Амперметр. Измерение силы тока.
Лабораторная работа №3»
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по освоению знаний о методах научного познания природы (лабораторный физический эксперимент);
овладение умениями использовать простые измерительные приборы для изучения явления электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц;
применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (амперметра);
- создание благоприятных условий для развития мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
содействовать развитию памяти, способностей, познавательных интересов, самостоятельности;
- содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения, к физике как элементу общечеловеческой культуры;
воспитанию средствами урока уверенности в своих силах.
Основное содержание урока.
1.
Организация обучающихся на работу.
2.
Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.
3.
Актуализация знаний. (Основные определения и соотношения, изученные на предыдущих уроках).
4.
Усвоение новых знаний.
Амперметр. Правила ТБ при работе с амперметром. Определение цены деления его шкалы. Измерение силы тока. Последовательное включение.
5.
Проверка понимания.
Лабораторная работа №3 № «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках».
6.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8.
Рефлексия (сила тока в различных участках последовательной цепи одинакова).
Планируемые результаты обучения:
- уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физической величины – сила тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- решать задачи на расчет силы тока.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
внутренняя позиция, мотивация.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.
Познавательные:
формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.
Урок №4
Тема урока: «Напряжение. Единицы напряжения»
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по освоению знаний о величинах, характеризующих электрический ток (напряжение);
о методах научного познания природы (введение физической величины);
уметь описывать и обобщать результаты наблюдений;
применять полученные знания для решения задач на расчет напряжения;
- создание благоприятных условий для развития субъектности;
содействовать устранению типичных недостатков развития учащихся;
- содействовать воспитанию активной жизненной позиции, честности, порядочности, человеколюбию, уважения к творцам науки и техники.
Основное содержание урока.
1.
Организация обучающихся на работу.
2.
Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.
3.
Актуализация знаний. (Самостоятельная работа по учебным элементам с разноуровневыми заданиями).
4.
Усвоение новых знаний.
Напряжение как характеристика электрического поля. Гидродинамическая модель (аналогия между напряжением разностью уровней воды). Единицы напряжения. Техника безопасности при работе с высоким и низким напряжением.
5.
Проверка понимания.
Решение качественных и расчетных задач по изученной теме.
6.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8.
Рефлексия (работа тока зависит от напряжения).
Планируемые результаты обучения:
- понимать смысл физических величин: электрическое напряжение, работа тока, электрический заряд;
- уметь выражать результаты расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях;
- уметь решать задачи на расчет напряжения.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
внутренняя позиция, мотивация.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль.
Познавательные:
формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выбор способа решения задач, подведение под понятие, выдвижение гипотезы (работа тока зависит от напряжения) и ее обоснование.
Коммуникативные:
планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.
Урок №5
Тема урока: «Вольтметр. Измерение напряжения.
Лабораторная работа №4»
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по освоению знаний о методах научного познания природы (лабораторный физический эксперимент);
овладение умениями использовать простые измерительные приборы для изучения электрического напряжения;
представлять результаты измерений с помощью таблиц;
применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (вольтметра);
- содействовать совершенствованию мыслительных операций (анализ, вывод, обобщение, выявление причинно-следственных связей);
создание благоприятных условий для развития способности к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с интересами;
- содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения;
воспитанию убежденности в познаваемости окружающего мира.
Основное содержание урока.
1.
Организация обучающихся на работу.
2.
Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.
3.
Усвоение новых знаний.
Вольтметр. Способ включения (правила ТБ при работе с вольтметром). Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения.
4.
Проверка понимания.
Лабораторная работа №4 № «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Самостоятельное выполнение теста №17 «Электрическое напряжение. Вольтметр».
5.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7.
Рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
- уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физической величины: напряжение;
- уметь выражать результаты измерений расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях;
-уметь применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
внутренняя позиция, мотивация.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль.
Познавательные:
формулирование познавательной цели, структурирование знаний, составление целого из частей .
Коммуникативные:
планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.
Тэги:
цели,
физика,
ФГОС